Главные вкладки

    Разработка дидактического материала на основе ТРИЗ-технологии системный оператор. «Радужная коробочка».
    методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Левенец Наталья Александровна

    Участники: дети дошкольного возраста.

    Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Развить гибкость, подвижность мышления,  с другой стороны развивает речь и творческое воображение. Используется при анализе характеристик героя, любого литературного произведения.

    Цель разработки пособия:

     – Определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому  элементу. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка,  способность познать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость творчества.

     

    Задачи:

    • развитие коммуникативных способностей (ведение дискуссий, тактичная оценка точек зрений товарищей, взаимодействие с воспитателем, умение строить аргументированное высказывание и придерживаться принципов доброжелательного отстаивания собственного мнения и пр.);
    • стимулирование творческой активности при решении проблемы;
    • формирование желания и готовности не сидеть и молчать, а, не стесняясь, выдавать множество мыслей на заданную тему.

     

    Принципы создания дидактического материала:

    Обогащение речевого и театрального центров, стимулирование речевой и познавательной, активности детей,  реализация принципов соответствия  возрастным особенностям детей, доступность, безопасность, эффективность образовательного процесса.

    Содержание дидактического материала:

    Данный дидактический материал позволяет в совместной игре с детьми формировать у них новый способ игровых умений - совместное сюжетосложение. Применяется уже со второй младшей группы. Дописать экраны – в старшем до девяти .

    Дидактический материал  представляет собой игру на основе ТРИЗ-технологии «Системный оператор». Метод помогает сформировать целостную картину мира, развивает «многоэкранное» мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта. Значение системного анализа:

    • Помогает разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система); знакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх) образуют
    • Способствует формированию способности анализировать действия объекта с учётом временной шкалы (прошлое, настоящее, будущее) на уровне системы, подсистемы и подсистемы.

    В работе со старшими дошкольниками используется расширенный, девятиэкранный вариант приёма «Волшебный экран».

     

     

     

     

     

     

    Для младших дошкольников применяют три или пять элементов, расположенных в горизонтальном или вертикальном ряду.

     

     

     

     

     

     

       Аналогичным образом можно выстраивать интересный познавательный разговор во время игр и прогулок, например, о том, почему идёт дождь, падают снежинки, появляется радуга, летают птички и бабочки, растут деревья и цветы и т. д. «Системный оператор» — помогает развить системное и логическое мышление.

       Пособие предназначено для  развития гибкости, подвижности мышления,  с другой стороны развивает речь и творческое воображение. Нами представлена радужная коробочка с различными картосхемами: пазлы (составные части предмета), открытая книга (начало действия), песочные часы (предлагается вспомнить прошлое предмета или сказки, рассказа и т.д), знак вопроса (придумать свое продолжение сказки, рассказа или будущее персонажа).Также можно придумать и другие символы, которые будут понятны детям с учетом их возрастных особенностей.

       Материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений при ознакомлении детей с окружающим миром, при ознакомлении с предметами и их составными частями, при ознакомлении с художественными произведениями - при закреплении образа сказочного персонажа.

    Место использования в педагогическом процессе:

       Данное пособие используется в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, социально-коммуникативной деятельности, как в индивидуальной, так и в совместной игровой деятельности детей. Особое внимание уделяется подбору карточек-символов при ознакомлении (закреплении) с тем или иным предметом или сказкой.

    Изготовление «Радужной  коробочки»: для изготовления коробочки нужны 5 квадратов размером 25*25см, использовался двухсторонний цветной картон, квадраты скрепляются между собой на пружинах. 

    Правила использования коробочки:

    1 вариант:  могут  участвовать  все желающие дети. Используется одна коробочка большего размера (40*40см), она прикрепляется на доску, и дети путешествуют вместе с воспитателем, по всем экранам.

    2 вариант:  участвует подгруппа детей, у каждого своя «Радужная коробочка» и набор карточек - символов к ней, дети все вместе путешествуют используя один сюжет сказки, а можно дать на выбор каждому ребенку сказку (предмет) и ребенок используя карточки-символы составляет рассказ-описание предмета или вспоминает выбранную сказку.

    3 вариант: когда дети работают в парах, они договариваются, о чем они будут рассказывать, выбирают сообща (предмет или сказку).

     

    Пример игры с пособием (с подгруппой детей):

    Воспитатель: «Ребята, сегодня я вам предлагаю покатать нашего сказочного героя Буратино по нашей пятиэкранке. Сначала поедем вниз на синий экран - здесь нужно назвать части тела Буратино(руки, ноги, голова, туловище и т.д.), теперь едем наверх, что находится на третьем этаже? Здесь нужно сказать, где мы можем встретить Буратино (м/ф, сказка, игрушка, в книге), едем влево на желтый экран - давайте вспомним, чем был Буратино в прошлом (поленом),и едем на голубой экран- давайте придумаем, кем может стать Буратино в будущем (ответы детей).

    Таким образом, представленная технология является средством развития творческих способностей, предполагающих особое внимание и к личности ребенка, и к его музыкально-театральным интересам, а так же к дальнейшему развитию. Что является стимулом для нас продолжить работу в том же направлении.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razrabotka_didakticheskogo_materiala_na_osnove_triz.docx542.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка дидактического материала на основе ТРИЗ-технологии системный оператор.

    «Радужная коробочка».

    Участники: дети дошкольного возраста.

    Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Развить гибкость, подвижность мышления,  с другой стороны развивает речь и творческое воображение. Используется при анализе характеристик героя, любого литературного произведения.

    Цель разработки пособия:

     – Определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому  элементу. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка,  способность познать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость творчества.

    Задачи:

    • развитие коммуникативных способностей (ведение дискуссий, тактичная оценка точек зрений товарищей, взаимодействие с воспитателем, умение строить аргументированное высказывание и придерживаться принципов доброжелательного отстаивания собственного мнения и пр.);
    • стимулирование творческой активности при решении проблемы;
    • формирование желания и готовности не сидеть и молчать, а, не стесняясь, выдавать множество мыслей на заданную тему.

    Принципы создания дидактического материала:

    Обогащение речевого и театрального центров, стимулирование речевой и познавательной, активности детей,  реализация принципов соответствия  возрастным особенностям детей, доступность, безопасность, эффективность образовательного процесса.

    Содержание дидактического материала:

    Данный дидактический материал позволяет в совместной игре с детьми формировать у них новый способ игровых умений - совместное сюжетосложение. Применяется уже со второй младшей группы. Дописать экраны – в старшем до девяти .

    Дидактический материал  представляет собой игру на основе ТРИЗ-технологии «Системный оператор». Метод помогает сформировать целостную картину мира, развивает «многоэкранное» мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта. Значение системного анализа:

    • Помогает разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система); знакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх) образуют
    • Способствует формированию способности анализировать действия объекта с учётом временной шкалы (прошлое, настоящее, будущее) на уровне системы, подсистемы и подсистемы.

    В работе со старшими дошкольниками используется расширенный, девятиэкранный вариант приёма «Волшебный экран».

    https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0baf/00032c76-2df3b756/1/img28.jpg

    Для младших дошкольников применяют три или пять элементов, расположенных в горизонтальном или вертикальном ряду.

    C:\Users\Пользователь\Desktop\фото дс\фотграфии доклад\20181120_084333.jpg

       Аналогичным образом можно выстраивать интересный познавательный разговор во время игр и прогулок, например, о том, почему идёт дождь, падают снежинки, появляется радуга, летают птички и бабочки, растут деревья и цветы и т. д. «Системный оператор» — помогает развить системное и логическое мышление.

       Пособие предназначено для  развития гибкости, подвижности мышления,  с другой стороны развивает речь и творческое воображение. Нами представлена радужная коробочка с различными картосхемами: пазлы (составные части предмета), открытая книга (начало действия), песочные часы (предлагается вспомнить прошлое предмета или сказки, рассказа и т.д), знак вопроса (придумать свое продолжение сказки, рассказа или будущее персонажа).Также можно придумать и другие символы, которые будут понятны детям с учетом их возрастных особенностей.

       Материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений при ознакомлении детей с окружающим миром, при ознакомлении с предметами и их составными частями, при ознакомлении с художественными произведениями - при закреплении образа сказочного персонажа.

    Место использования в педагогическом процессе:

       Данное пособие используется в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, социально-коммуникативной деятельности, как в индивидуальной, так и в совместной игровой деятельности детей. Особое внимание уделяется подбору карточек-символов при ознакомлении (закреплении) с тем или иным предметом или сказкой.

    Изготовление «Радужной  коробочки»: для изготовления коробочки нужны 5 квадратов размером 25*25см, использовался двухсторонний цветной картон, квадраты скрепляются между собой на пружинах. 

    Правила использования коробочки:

    1 вариант:  могут  участвовать  все желающие дети. Используется одна коробочка большего размера (40*40см), она прикрепляется на доску, и дети путешествуют вместе с воспитателем, по всем экранам.

    2 вариант:  участвует подгруппа детей, у каждого своя «Радужная коробочка» и набор карточек - символов к ней, дети все вместе путешествуют используя один сюжет сказки, а можно дать на выбор каждому ребенку сказку (предмет) и ребенок используя карточки-символы составляет рассказ-описание предмета или вспоминает выбранную сказку.

    3 вариант: когда дети работают в парах, они договариваются, о чем они будут рассказывать, выбирают сообща (предмет или сказку).

    Пример игры с пособием (с подгруппой детей): C:\Users\Пользователь\Desktop\телефон\20181120_152045.jpg

    Воспитатель: «Ребята, сегодня я вам предлагаю покатать нашего сказочного героя Буратино по нашей пятиэкранке. Сначала поедем вниз на синий экран - здесь нужно назвать части тела Буратино(руки, ноги, голова, туловище и т.д.), теперь едем наверх, что находится на третьем этаже? Здесь нужно сказать, где мы можем встретить Буратино (м/ф, сказка, игрушка, в книге), едем влево на желтый экран - давайте вспомним, чем был Буратино в прошлом (поленом),и едем на голубой экран- давайте придумаем, кем может стать Буратино в будущем (ответы детей).

    Таким образом, представленная технология является средством развития творческих способностей, предполагающих особое внимание и к личности ребенка, и к его музыкально-театральным интересам, а так же к дальнейшему развитию. Что является стимулом для нас продолжить работу в том же направлении.

    Авторское дидактическое пособие

    «Радужная коробочка»

    Разработчик : воспитатель

    МБДОУ ЦРР-детский сад №5

    ст.Старощербиновской

                      Левенец Н.А.        

    C:\Users\Пользователь\Desktop\фото дс\фотграфии доклад\20181120_084333.jpg

     Участники: дети дошкольного возраста.

    Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». развить гибкость, подвижность мышления,  с другой стороны развивает речь и творческое воображение. Используется при анализе характеристик героя, любого литературного произведения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка" Картотека игр с использованием ТРИЗ технологии для музыкальных руководителей

    Данная методическая разработка предназначена для развития детей дошкольного возраста всеми  видами музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, развитие музыкального восприятия, музыкально-р...

    Дидактические игры с использованием ТРИЗ-технологии

    Игры-импровизации с использованием методов и приемов, предлагаемых ТРИЗ технологией для педагогов и родителей воспитанников....

    Кольца Луллия. Создание речевой среды на основе ТРИЗ-технологии.

    ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем». Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовую ин...

    «Музыкально-дидактические игры на основе ТРИЗ-технологий»

    Цель ТРИЗ – научить детей понимать происходящие процессы, воспитывать качества творческой личности....

    Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии

    Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....

    Музыкально-дидактические игры на основе ТРИЗ-технологий

    В дошкольном возрасте ребёнок начинает осознавать своё «Я», выделять себя из мира, в это время у него возникает интерес к своей жизни. Происходят значительные изменения во всех сферах его ...

    Мастер-класс на тему: "Использование игр на основе ТРИЗ технологии для развития связной речи и обогащения словаря"

    ТРИЗ: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ — это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечеств...