Главные вкладки

    Музыкально-дидактические игры на основе ТРИЗ-технологий
    учебно-методический материал по музыке

    Ильина Наталья Николаевна

    В дошкольном возрасте ребёнок начинает осознавать своё «Я», выделять себя из мира, в это время у него возникает интерес к своей жизни. Происходят значительные изменения во всех сферах его психики – когнитивной, эмоциональной, волевой. Они проявляют в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей.

    «Если мы хотим научить думать, то прежде мы должны научить придумывать». Это высказывание Дж. Родари можно в полной мере отнести к ТРИЗ.

    Данная методическая разработка предназначена для развития детей дошкольного возраста всеми  видами музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмические движения) при помощи ТРИЗ-технологий. Она раскрывает аспекты развития творческой деятельности дошкольника, развития логического мышления, фантазии, коммуникативных качеств, решение проблемных ситуаций.

    Также методическая разработка может быть интересна воспитателям ДОУ, руководителям музыкальных студий и родителям детей дошкольного возраста.

    ТРИЗ подходит для всех, кто хочет развить творческую деятельность дошкольника. С помощью этой технологии можно успешно активизировать изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление дошкольника, а так же эффективнее использовать основную программу обучения.

    Цель ТРИЗ – научить детей понимать происходящие процессы, воспитывать качества творческой личности.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл muzykalno-didakticheskie_igry_triz.docx16.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Музыкально-дидактические игры
    на основе ТРИЗ-технологий

     

    «Что умеет делать?»

    Правила игры

    Объект отгадать с помощь загадки. Дети должны определить, что умеет делать объект или что можно сделать с его помощью.

    Ход игры

    Музыкальный руководитель: Что может деревянная ложка?

    Дети: Ложкой едят, мешают еду в кастрюле. Деревянную ложку можно разрисовать красками. На деревянных ложках можно играть музыку (стучать).

    «Мои друзья»

    Правила игры

    Музыкальный  руководитель предлагает одним детям взять деревянные инструменты (заместители) – ложки, палочки, кубики, «копытце», другим детям металлические инструменты – колокольчики, треугольники. Музыкальный руководитель выбирает любое свойство этих инструментов и называет его. Дети, музыкальные инструменты (заместители) которых имеют это свойство, играют на нём.

    Ход игры.

    Музыкальный руководитель: Я - дождик. Мои друзья – лёгкие капельки, которые скачут по лужам.

    Играют дети, у которых колокольчики и треугольники.

    Музыкальный руководитель: Я – лошадка. Мои друзья копытца, которые скачут по дорожке.

    Играют дети с деревянными музыкальными инструментами (заместителями).

    «Чем был – чем стал»

    Правила игры

    Музыкальный руководитель называет материал, а дети называют объект материального мира, в котором этот материал присутствует.

    Ход игры

    Музыкальный руководитель: Это было деревом, а чем оно стало для музыканта?

    Дети: Музыкальными инструментами – ложки, балалайка, фортепиано, скрипка.

     «Теремок»

    ( игра на развитие тембрового чувства и звукоподражания )

    Правила игры

    Музыкальный руководитель выполняет роль ведущего. Каждый приходящий в теремок сможет туда попасть, если исполнит ключевые слова: «Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?» в соответствии с выбранным образом. Ведущий определяет точность исполнения. Число участников не ограничено.

     

    «Волшебные картинки»

    (игра на развитие образного мышления, фантазии)

    Правила игры

    Дети садятся по-турецки. Звучит музыка и дети пальчиком в воздухе «рисуют» картину. После игры рассказывают, что они «нарисовали».

     

    Детям нравятся яркие, знакомые образы, лучше из сказок. Поэтому появились игры с «Колобком».

     

    «Кого встретил колобок»

    ( игра на развитие тембрового чувства )

    Ход игры

    Дети стоят по кругу, в середине водящий с мячом – « колобком». Водящий  бросает играющим мяч и называет персонажа из сказки: заяц, медведь, волк, дед, баба, лиса. Тот, кто ловит мяч, должен проговорить «Колобок, колобок, я тебя съем» голосом с интонацией предложенного персонажа.

    «Раньше – позже»

    Цель

    Учить определять временную зависимость, умение логически мыслить.

    Ход игры

    Ведущий называет ситуацию, а дети говорят, что было до этого или что будет позже.

    Например: в театре зазвучала музыка.

    Вопрос: что было до этого? или что будет после этого?

    Предполагаемые ответы: мы собирались в театр; началось представление.

    Ведущий выбирает ответ и последующие  вопросы  исходят из новой ситуации.

    Например: Как мы собирались в театр? Что одевали? Как добирались до театра? или С музыкой или без музыки шёл спектакль? Про кого был спектакль?

     

    «Узнай меня»

    Цель: учить описывать музыкальный  инструмент (заместитель).

    Ход игры

    Сначала музыкальный руководитель, а потом ребёнок  называет форму, свойства какого-то музыкального инструмента.

    Например

    - Я круглый, у меня голос громкий, чёткий, со мной хорошо ходить, чтобы я звучал нужны палочки. (барабан)

    - У меня много кнопочек, они разного цвета, со мной хорошо петь частушки, плясать,  между одной моей половинкой и второй – заборчик. (гармошка)

    «Путаница на концерте»

    Цель

    Учить подбирать слова по смыслу, убирать лишнее слово.

    Ход игры

    - Ребята, мне Незнайка рассказал о том, как он ходил в концерт. Но он всё перепутал. Давайте ему поможем.

    Игрушка «Незнайка» в руках музыкального руководителя рассказывает:

    - В концерте выступали берёзы (артисты).

    - После выступления артистов зрители плакали (хлопали).

    - На сцене сидело много птиц (музыкантов).

    - Ими руководил стул (дирижёр).

    «Вопрос – ответ»

    Цель

    Развивать фантазию, умение рассуждать.

    Ход игры

    Дети стоят в шеренгу. Ведущий поочерёдно бросает мяч ребятам и задаёт вопрос. Если ребёнок возвращает мяч с ответом, он делает шаг вперёд, если ответа нет – остаётся на месте. Выигрывает тот, кто первым дойдёт до конца.

    Примерные вопросы

    - Кому из музыкантов нужна деревянная палочка?

    - Какой музыкант не держит свой инструмент в руках?

    - Какой музыкант сильно надувает щёки?

    - Кто руками машет, а не музыкант?

    - Кто руками машет, а не поёт?

    - В неё дуют, а звука нет.

    - Кому на сцене нужна палочка?

    Ответы могут быть точными, а могут быть с фантазией.

    «На чём ты играешь?»

    Цель

    Развитие логического мышления, видение причинно-следственных связей, научить задавать конкретные вопросы.

    Ход игры

    Перед ребятами картинка с изображением музыкального инструмента. Водящий стоит за картинкой. Его задача своими вопросами узнать, что это за инструмент.

    Например

    На картинке изображена скрипка.

    - Это ударный (струнный, духовой, клавишный) инструмент.

    - У него нежный звук?

    - Он играет громко?

    - Чем извлекают звук?

    «Представь себе»

    Цель

    Развитие воображения.

    Ход игры

    Музыкальный руководитель задаёт вопрос: «Если бы  на земле были одни барабаны, какая музыка нас окружала?»

    «А если одни трубы?»

    «А если только гитары?»

     

    «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

    Ход игры

    Дети договариваются между собой, кого они будут показывать.

    Водящий спрашивает: Где вы были?

    Дети отвечают: Где мы были - мы не скажем, а что делали – покажем.

    Дети показывают, на чём играет представленный ими музыкант или показывают певца.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологии развивающего обучения. Игры с использованием ТРИЗ-технологии. Разбуди в себе волшебника.

    Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развивать внимание, память мышление, воображен...

    Игра "Да -нет" ТРИЗ технологии

    Использование ТРИЗ технологий в ДОУ....

    Разработка дидактического материала на основе ТРИЗ-технологии системный оператор. «Радужная коробочка».

    Участники: дети дошкольного возраста.Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Развить гибкость,...

    Кольца Луллия. Создание речевой среды на основе ТРИЗ-технологии.

    ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем». Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовую ин...

    «Музыкально-дидактические игры на основе ТРИЗ-технологий»

    Цель ТРИЗ – научить детей понимать происходящие процессы, воспитывать качества творческой личности....

    Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии

    Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....

    Мастер-класс на тему: "Использование игр на основе ТРИЗ технологии для развития связной речи и обогащения словаря"

    ТРИЗ: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ — это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечеств...