"Школа педагогического мастерства"
материал по теме

Ситникова Татьяна Николаевна

"Школа педагогического мастерства" по социально-коммуникативному развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра

«Социально-коммуникативное развитие детей        дошкольного возраста в

условиях реализации ФГОС» «Путь к успеху»

Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей

  • вопросах реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

  • развивать аналитические, конструктивные и коммуникативные умения педагогов;

  • способствовать благоприятной адаптации молодых педагогов, созданию и сохранению в коллективе атмосферы творчества.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, фломастеры, листы с ситуациями, темами для написания конспекта, чистые листы бумаги по количеству участников игры, лепестки трех цветов ( красный, желтый,

синий), колокольчик, кегли 3-х цветов: красныйи,синий, желтый, сигнальные зеленые карты, звезды.

Предварительная работа:

-подготовка мультимедийной презентации по теме семинара; -оформление методической выставки - подбор литературы и оформление выставки для педагогов.

1. Вводно-организационная часть.

1.1. Коммуникативная игра «Вы еще не знаете, что я люблю».

-  Правила  данной игры: по кругу мы  передаём мяч. У кого в руках мяч,

продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что я в свободное время люблю…» . Вы называется какой-либо факт о себе, которым вы занимаетесь в свободное время и который большинству коллег неизвестен.

- Инновационная деятельность в условиях реализации ФГОС требует от педагога повышение профессиональной компетентности. Сегодня востребован педагог, способный строить работу с детьми на основе прогрессивных образовательных программ и технологий, умело использовать нововведения. Деловая игра «Путь к успеху» поможет определить Вашу профессиональную компетентность в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

1.2. Игра «Ручеек»-

- Разделиться на команды вы сможете с помощью игры «Ручеек». В каждую команду назначается эксперт, который в течении игры отмечает, кто принимает активное участие в игре. Оценивать вашу работу будет жюри, в которое войдут: заведующий, старший воспитатель, музыкальный руководитель.

(Воспитатели делятся на две команды с помощью игры).


1.3. «Назови команду»

  • Каждой команде необходимо за минуту придумать название команды , девиз в соответствии с темой нашей игры, выбрать капитана.

Каждая команда за правильно выполненное задание или ответ получает звезду. Победителем игры становится команда, набравшая большее количество звезд.

  1. Теоритическая часть.

Проведем блиц-турнир. На экране вам представлен вопрос. На обсуждение каждого вопроса команде дается одна минута. Команда, готовая дать ответ, поднимает сигнальную зеленую карту.

2.1. Блиц-турнир

  • В  каких  областях  знаний  должен  быть  компетентен  педагог  для

полноценной работы по реализации образовательной области «Социально-коммуникативной развитие»?

(медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика)

  • Необходимо определить основные направления, реализуемые в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» по задачам

-Задачи, реализуемые в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий; -развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

-формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; -формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; -формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

-Формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

Развитие игровой деятельности; Патриотическое воспитание;

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; Трудовое воспитание

Дошкольник входит в мир социальных отношений Эмоции Взаимоотношения и сотрудничество

Правила культура поведения, общения со взрослыми и сверстниками Семья


Школа

Ценностное отношение к труду

Труд взрослых и рукотворный мир

Самообслуживание и детский труд

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

  • Какова роль игры в свете ФГОС в реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»?

  • Какие игры, на ваш взгляд, позволяют реализовать данную образовательную область?

Сюжетно-ролевые; Подвижные, Дидактические ; Игры- драматизации; Словесные; Строительные ; Игры-забавы; Настольно-печатные; Театрализованные, режиссерские…

«Мозговой штурм». По каким критериям вы будете определять уровень развития игровой деятельности детей (конкретного ребенка).

  1. Какие роли и как распределяют дети (ребенок)?

  1. Какие игровые роли выполняют дети (ребенок) в соответствии с ролями?

  1. Чему отдают предпочтения дети(ребенок) во время игры; действиям
  • предметами или взаимоотношениям с людьми?

  1. Самостоятельны ли дети(ребенок) в развитии игры, или она развивалась при участии воспитателя ?

  1. Соответствует ли игра возрасту детей?

2.2. Разбери ситуацию.        «Дай ответ »

Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации, Обоснуйте свой ответ в каждой ситуации.

1часть ситуации. (1команда)

«Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными — с их повадками, образом жизни, внешним видом и т.д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей,

  • которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть “в зоопарк”. Но дети ни в тот, ни в последующие дни “в зоопарк” не играли. Почему?

2 часть ситуации - « Воспитательница повторила экскурсию и познакомила детей не только с животными, но и с работой людей в зоопарке: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей, уборщики убирают клетки с животными, повара готовят пищу и кормят зверей, врач лечит заболевших животных, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т.д. Через некоторое время после этой повторной экскурсии дети самостоятельно начали игру “в зоопарк”, в которой были представлены кассир, контролер, мамы и папы с детьми, экскурсовод, “звериная кухня” с поваром, “звериная больница” с врачом и т.п. Все эти персонажи вводились в игру постепенно, игра продолжалась несколько дней, все время обогащаясь и усложняя. Что послужило развитию игры?

1 часть ситуации: (2 команда)


«Во время поездки на дачу дети получили много ярких впечатлений о железной дороге: они первый раз видели поезд, сами садились в вагоны, слышали по радио объявления об отправлении поезда и т.п. Впечатление от поездки было довольно сильным: дети увлеченно рассказывали о поездке, рисовали поезда, но игра не возникала. Почему?»

  1. часть ситуации:

Тогда с детьми была проведена еще одна, дополнительная экскурсия на железнодорожный вокзал. Во время этой экскурсии детей познакомили с тем, как начальник станции встречает каждый прибывший поезд, как происходит разгрузка поезда от багажа, как машинист и помощник осматривают исправность поезда, как проводники убирают вагоны и обслуживают пассажиров и т.д. После этой экскурсии у детей сразу же возникла игра “в железную дорогу”, в которой участвовали знакомые им персонажи. Что послужило развитию игры?

2.3. Блиц-турнир

Продолжим наш блиц-турнир.

  • Определите, в чем заключается роль воспитателя в организации сюжетно-ролевой игры.

  • Какие задачи патриотического воспитания решаются в каждой возрастной группе: младшей, средней, старшей, подготовительной Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; Формировать бережное отношение к природе и всему живому; Воспитывать уважение к труду; Развивать интерес к традициям и промыслам; Формировать элементарные знания о правах человека; Расширять представления о городах России;

Знакомить детей с символами государства, родного края (герб, флаг, гимн); Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;

Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

-На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в нравственном воспитании, детей на воспитателе, который вводит элементы нравственного воспитания во все виды деятельности детей или родителях? Докажите свою точку зрения .

  • Назовите формы работы с детьми, позволяющие решать задачи по трудовому воспитанию.

Дежурство: по столовой; По подготовке к занятиям; по уголку природы.

Поручения: Индивидуальные; Коллективные. Коллективный труд:

  • Назовите методы и приёмы руководства трудового воспитания объяснение и показ, игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, песен,


потешек, поговорок, положительный пример сверстника, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, показ инсценировок с помощью игрушек «Кукла Катя умывается» ; решение проблемных ситуаций , личный пример, рассказы на этические темы, поощрение успехов, взаимопомощь, привлечение детей к анализу результатов труда, объяснение и показ объективная оценка труда детей контроль за действиями детьми

  • Какие виды труда вы используете в работе с детьми?

Самообслуживание;

Хозяйственно-бытовой труд;

Труд в природе;

Ручной труд

  • Какие формы работы с детьми по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе используете в работе с детьми?

Организованная образовательная деятельность детей, совместная деятельность взрослых и детей, свободная самостоятельная деятельность детей .

  • Приведите примеры организованной деятельности детей по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Назовите формы работы с детьми, направленные на формирование у детей коммуникативных качеств и эмоциональной отзывчивости?

ООД, сюжетно-ролевые игры, игры на развитие коммуникативных качеств, дидактические игры на развитие эмоциональной сферы,

драматизация  сказок,  беседы  воспитателя  и  ребенка,  наблюдения,  труд,

чтение художественной литературы, пословицы, поговорки, игры подвижные, игры - драматизации; словесные; строительные; игры настольно-печатные; театрализованные, режиссерские, …

Какие виды деятельности позволяют реализовать процесс социально-коммуникативного развития дошкольников?

Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества.

Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие. Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире. Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, закрепляет социальные чувства. Коммуникативная – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым. Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности. Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.


  • Назовите формы работы с семьей по данному направлению. Приведите примеры из практики:

собрания, анкетирование, консультации, беседы, деловые игры, тренинги, день открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, выпуск

семейных стенгазет, фотовыставок, проведение совместных праздников, досугов с приглашением родителей, участие родителей в акциях…

  1. Практическая часть.
  • данной  игре  вам  предстоит  продемонстрировать    свои  практические

навыки работы с детьми. Капитаны каждой команды проводят игру на развитие эмоций с командой противника, которая должна оказаться в роли детей. Затем участники игры должны ответить: что легче - проводить игру или самому принимать участие? Испытывали ли вы затруднения? В чем они проявились?

3.1.        Игра «Тренируем эмоции»

Задание для воспитателей 1 команды.

Попросите ребенка нахмуриться - как:

  • осенняя туча
  • рассерженный человек,

  • злая волшебница. улыбнуться, как:
  • кот на солнце,
  • само солнце,
  • как Буратино,
  • как хитрая лиса,
  • как радостный ребенок,

  • как будто ты увидел чудо. позлись, как:

  • ребенок, у которого отняли мороженое,
  • два барана на мосту,
  • как человек, которого ударили.

задание воспитателей 2 команды испугайся, как:

  • ребенок, потерявшийся в лесу,

  • заяц, увидевший волка,

  • котенок, на которого лает собака. устань, как:

  • папа после работы,

  • муравей, поднявший тяжелый груз, отдохни, как:

  • турист, снявший тяжелый рюкзак,
  • ребенок, который много потрудился, но помог маме,
  • как уставший воин после победы.

устань, как:

папа после работы,

муравей, поднявший тяжелый груз,


отдохни, как:

турист, снявший тяжелый рюкзак,

ребенок, который много потрудился, но помог маме, как уставший воин после победы.

3.2.Составление        план –конспекта занятия

Следующее практическое задание заключается в составлении плана конспекта занятия, темы которых находятся в конверте. Капитан команды выбирает любой конверт. Время для работы 5 минут. Темы: «Россия – Родина моя»».

  • «Дружат дети всей земли»

-« Все работы хороши – выбирай на вкус»

  • «Элиста- степная жемчужина».

3.3. Игра «Разброс мнений»

  • Вам предстоит ответить на данный вопрос, используя карточки с началом предложения:

«Я не задумывалась над этим вопросом раньше, но могу сказать, что…..» «Мне кажется, что в этом вопросе главным является….» «Я могу применить это в своей работе так как…» « Я считаю, что заниматься этим следует потому, что…» «Меня в этом вопросе больше всего смущает…» «Значимость этого вопроса в том…»

3.4. Упражнение «Дружественная ладошка».

Участникам раздаются листки бумаги.

  • Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам.

Представить слово экспертам, которые дают оценку участия в игре педагогам, отмечают самых активных в каждой команде.

3.5. Релаксация. «Цветок настроения»

Просим оценить наш семинар: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то выложите красный цветок, если частично-желтый цветок, а если не удовлетворены – синий. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

  • А сейчас предоставляем слово председателю жюри, заведующему ДОО для подведения итогов деловой игры.

(Посчитывается количество звезд каждой команды, объявляется команда победитель)

  • Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо!


Предварительный просмотр:

Мастер- класс

«Игры, стимулирующие социально-коммуникативное развитие детей»

Цель:

Показать и напомнить, каким образом и через какие игры можно помочь детям войти в социальный мир; как способствовать формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста, как приобщить детей к социокультурным нормам; научить детей вступать в речевой контакт и активно в нём участвовать; использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Добрый день уважаемые коллеги.

Нашу встречу я хочу начать с притчи.

Давным -давно в старинном городе жил Мудрец, окружённый своими учениками. Самый способный из них однажды решил проверить, сможет ли мудрец ответить на его вопрос. Ученик поймал на лугу самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошёл к мудрецу: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

А сам думает: «Скажет живая – я её раздавлю, а скажет мёртвая – отпущу»

Не глядя на руки ученика, Мудрец ответил: «Всё в твоих руках»

Пожалуй, в наших с вами руках создать в детском саду такую атмосферу, такие условия, в которых дети будут успешно социализироваться.

Игра – одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. А также важнейшая форма организации жизни и строится на основании учёта ведущей деятельности дошкольного возраста – игровой.

Ребёнок играет не только с игрушками - он играет словами, ситуациями, событиями. Он играет со всем миром. Если маленький ребёнок ничего не придумывает, если его творчество не изливается из него мощным потоком в игровой деятельности, тогда надо бить тревогу и думать о психическом и физическом состоянии ребёнка.

Актуальность.

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей является очень важной проблемой в педагогике. В современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях, как между детьми, так и между взрослыми. Всё чаще мы взрослые (педагоги и родители) сталкиваемся с нарушениями в сфере общения. Информационные технологии вытесняют «живую речь». Лучший друг современного ребёнка телевизор или компьютер. А ведь живое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Поэтому так важно научить ребёнка общаться.

Цель.

Цель моего мастер-класса, показать Вам и напомнить, каким образом и через какие игры можно помочь детям войти в социальный мир; как способствовать формированию социальной уверенности у детей дошкольного возраста, как приобщить детей к социокультурным нормам; научить детей вступать в речевой контакт и активно в нём участвовать; использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Классификация игр.

1.Игры, возникающие по инициативе детей.

2.Игры-экспериментирования: с природными объектами, с игрушками, с животными.

3. Сюжетные игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации.

4. Игры, возникающие по инициативе взрослого.

5.Обучающие игры: сюжетно-дидактические, подвижные, музыкально-дидактические, учебные.

6.Досуговые игры: интеллектуальные, игры-забавы, театрализованные, компьютерные.

7. Народные игры.

8.Тренинговые игры: интеллектуальные, сенсомоторные, адаптивные.

Словесные игры. Эти игры дают богатый материал для диалогической речи. Развивают внимание, заставляют ребёнка сосредоточиться, чтобы вовремя вступить в игровые действия.

Подвижные игры. Основаны на активных действиях детей. Способствуют не только физическому воспитанию. В детях происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей.

Сюжетно-ролевые игры. Способствуют закреплению навыков межличностного общения. Помогают социальному развитию посредством освоения новых ролей, закреплению знаний норм поведения. Дошкольники во время игры чувствуют себя более раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом.

Театрализованные игры. Участвуя в этих играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

Настольные игры. Лото, домино, игры с правилами помогают налаживать диалогическое общение. Развивают навыки работы в команде и уважение к участникам игры, соблюдать правила игры.

Вывод:

Ребёнок во время игры осваивает пространство общения и взаимодействия. Демонстрирует характер эмоциональной близости и взаимной заинтересованности, что способствует социальному познанию и позитивному взаимоотношению в коллективе. Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности. Игра является основной формой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.


Игры с воспитателями.

Игра - «Ситуация».

Развивает умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями. Эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Ход игры.

Разыграем ряд ситуаций. Воспитателям раздаются задания на листочке (детям это даётся словесно).

  1. Два мальчика поссорились - помири их.
  2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у другого ребёнка в твоей группе – попроси её.
  3. Ты нашёл на улице маленького слабого котёнка – пожалей его.
  4. Ты очень обидел друга – попробуй попросить у него прощения.
  5. Ты потерял машинку - подойди к детям и спроси: не видели ли они её.
  6. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
  7. Ты хочешь кушать – попроси маму покормить тебя.

Игра «Кто сказал».

Отвлекает детей от фиксированности на собственном «я». Развивает способность увидеть другого ребёнка, почувствовать общность с ним.

Ход игры.

Выбирается ведущий, который садится спиной к детям. Затем один из детей (на кого указывает воспитатель) произносит: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал – не угадаешь».

Игра «Туристы и магазин»

Цель: формирование представлений ребенка о возможностях своих и сверстников.

Дети делятся на две команды: первая сооружает из стульев «автобус», вторая делает «прилавок в магазине». Воспитатель предлагает детям выбрать, какой это будет магазин – «Галантерея», «Хозтовары», «Бытовая техника» и т.д., подсказывая, если нужно, что в них продается. Участники второй команды решают, кто будет продавцом. Затем «продавец» выставляет свой товар – показывает каждому члену команды, какой предмет нужно изобразить и как расположиться (например, коробочка для ниток – ребенок складывает перед собой руки, показывая, что там много разноцветных ниток).

Когда каждый участник команды займет свое место на «прилавке», воспитатель хлопает в ладоши и «товар» замирает, к «магазину» подъезжает «автобус» - подходят дети первой команды. Чтобы «туристы» смогли купить «товар», они должны разгадать его: назвать, что изображает участник второй команды. Перед покупкой «турист» может попросить «продавца» показать, как тем или иным «товаром» пользоваться. Игра заканчивается, когда все «товары» раскуплены - «магазин» закрывается; «туристы» уезжают.

Затем участники команд меняются ролями.

Закончить наше общение хотелось бы словами

АНТУАНА де СЕНТ ЭКЗЮПЕРИ: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».

Именно такие незамысловатые игры помогут нашим воспитанникам раскрыться, поверить в себя, быть инициативными

Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Круглый стол «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях ДОУ»

Слайд 2

Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения. В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Коммуникативная игра « Вы еще не знаете, что я люблю» Правила игры: по кругу передаётся предмет. Каждый участник продолжает фразу: «Вы ещё не знаете, что я в свободное время люблю… » /вариант: делать в свободное время… / ( называется какой-то факт о себе, который большинству неизвестен)

Слайд 4

Анкетирование 1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? 2. Назовите законодательные документы, в которых обозначены приоритеты в воспитании ребенка. 3. Назовите формы работы с детьми, направленные на формирование у детей коммуникативных качеств и эмоциональной отзывчивости 4. Назовите формы работы с семьей по данному направлению. 5. Назовите игры, направленные на развитие эмоций и коммуникативных качеств личности 6. Какие виды деятельности позволяют реализовать процесс социально-коммуникативного развития дошкольников?

Слайд 5

1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника ? ( семье ) 2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка . (Конституция РФ, Закон об образовании в Российской Федерации, Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс) 3. Назовите формы работы с детьми, направленные на формирование у детей коммуникативных качеств и эмоциональной отзывчивости (НОД , сюжетно-ролевые игры, игры на развитие коммуникативных качеств, дидактические игры на развитие эмоциональной сферы, драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы, пословицы, поговорки, игры подвижные, игры - драматизации; словесные; строительные; игры настольно-печатные; театрализованные, режиссерские) 4. Назовите формы работы с семьей по данному направлению ( собрания, анкетирование, консультации, беседы, деловые игры, тренинги, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, выпуск семейных стенгазет, фотовыставок, проведение совместных праздников, досуга с приглашением родителей, участие родителей в акциях)

Слайд 6

5. Назовите игры, направленные на развитие эмоций и коммуникативных качеств (« Назови чувство», «Зеркало», «Лото настроений», «Придумай лицо», «Нить дружбы», «Добрый бегемотик ») 6. Какие виды деятельности позволяют реализовать процесс социально-коммуникативного развития дошкольников? ( Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества: появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат. Исследовательская деятельность – возможность самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений. Изобразительная деятельность позволяет с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие. Предметная деятельность удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентироваться в окружающем мире. Наблюдение обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства. Коммуникативная (общение) объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке. Проектная деятельность активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности. Конструктивная деятельность дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением)

Слайд 7

План 1. Актуальность проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников. 2. Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. 3. Влияние сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных (творческих ), дидактических игр на развитие компетентностей детей дошкольного возраста.

Слайд 8

Актуальность проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников В наше время способности передавать информацию, воспринимать и реагировать на все изменения, происходящие в мире, очень важны. Социальное развитие - процесс , во время которого ребенок знакомится с традициями, общественными ценностями и культурой. Знания ребенка о себе, своих родных и близких, о мире вокруг себя, его чувства зависят от правильного формирования социальных черт личности . Это влияет на успешность адаптации в новой системе общественных отношений, на развитие активной познавательной позиции. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить бок о бок с другими, учитывать их интересы, правила, усваивает нормы поведения в обществе . Так формируется социальный интеллект.

Слайд 9

Социальный интеллект дошкольника Социальный интеллект - способность выделять существенные характеристики коммуникативной ситуации и намечать возможные пути осознанного опосредствованного влияния на коммуникативные намерения партнеров по взаимодействию в игре, общении, совместной деятельности для достижения своих или общих предметных или коммуникативных целей (Исаева И.Ю.). Социальный интеллект = умственные способности + эмоциональный компонент Критерии социального интеллекта дошкольника (по И.Ю . Исаевой): 1) эмоционально-мотивационные (самооценка, уровень развития эмпатии , децентрации ; мотивация коммуникации и взаимодействия); 2 ) когнитивные (общие умственные способности; понимание себя и партнера по общению; понимание сущности ситуации общения; прогнозирование развития ситуации коммуникации и взаимодействия, а также поведения в ней партнеров по общению); 3 ) поведенческие (владение навыками конструктивного взаимодействия, способами моделирования своего поведения и опосредованного либо прямого воздействия на партнера с целью изменить его поведение ).

Слайд 10

Требования к выпускнику ДОУ в области социально-коммуникативного развития Ребенок, не только обладающий определённым запасом знаний, умений и навыков, но и самостоятельный, обладающий определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.

Слайд 11

Реализация задач социально-коммуникативного развития личности ребенка дошкольного возраста необходимо создать среду (специально организованную, педагогически целесообразную и адаптированную к современным детям), в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка: наблюдение – переживание – понимание – оценка – выбор для себя установки. Педагогическая деятельность может быть представлена в виде реализации последовательных циклов, по принципу того, как ребенок открывает для себя социальный мир: ребенок – взрослый (родители, воспитатель, учитель); ребенок – ребенок (сверстник); ребенок – общественная норма, ценность.

Слайд 12

4. Задачи социально- коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; -становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; -развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; -формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Слайд 13

Принципы реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» создание развивающей образовательной среды (система условий социализации и индивидуализации детей); учёт этнокультурной ситуации развития, индивидуальных особенностей каждого ребёнка (сам ребёнок проявляет активность в выборе содержания своего образования); объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества; создание условий развития, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного роста и развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Принципы реализуются через тематические модули « Социализация», «Труд», «Безопасность».

Слайд 14

Технология социально-коммуникативного развития детей сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников; перспективное планирование работы с детьми по социально-коммуникативному развитию; систематическая работа с детьми по социально-коммуникативному развитию; коррекция имеющихся социально-коммуникативных проблем. Соответственно организованное психолого-педагогическое сопровождение в этом направлении может не только обогатить эмоциональный и социальный опыт дошкольника, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки личностного развития.

Слайд 15

Развитие компетентностей детей дошкольного возраста Компетенция – общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению; способность установить связь между знанием и ситуацией … найти процедуру (знания и действия), подходящую для решения проблемы (С.Е. Шишов). Компетентность – сплав знаний, умений, опыта, отношений; всегда проявляется в деятельности; успешное действие в конкретной ситуации; способность эффективно решать проблемы в условиях неопределенности.

Слайд 16

Ключевые компетентности дошкольного детства Коммуникативная компетентность - умение самостоятельно и свободно формулировать, высказывать, аргументировать суждения . Социальная компетентность - умение встраиваться в социальные отношения, инициировать и поддерживать их на приемлемом уровне . Деятельностная компетентность - владение навыками планирования собственной деятельности (цель , средства и материалы, действия, результат); деятельность ребенка дошкольника ценна не только и не столько результатом, сколько самим процессом . Информационная компетентность - умение использовать разнообразные источники, несущие информацию, умение критично относиться к получаемой информации, умение ее использовать. Здоровьесберегающая компетентность приобретается и проявляется во всех жизненных ситуациях: ребенок выбирает и меняет позу во время работы, переключается с активной игры на спокойную деятельность, следит за своим внешним видом, регулирует потребность в пище/питье или естественных отправлениях.

Слайд 17

Основами перечисленных ключевых компетентностей обладают все дети без исключения, но проявляются разные компетентности у разных детей в разной степени: кто-то более говорлив, кто-то более деятелен и т.д. Проявление компетентности многократно усиливается, если ребенку интересно, то дело, которым он занят. Это может быть дело, выбранное им самостоятельно или предложенное взрослыми. Предпочтительно первое, так как именно в нем активизируются все внутренние ресурсы и уже имеющиеся, и потенциальные. Если взрослые не учитывают достижений ребенка, они совершают грубейшую ошибку, не помогая, а противодействуя развитию.

Слайд 18

Ключевые компетентности на этапе раннего детства Социальная компетентность: проявляет интерес к сверстникам и взрослым, реагирует на их эмоциональное состояние; включается в решение проблем игрушек (пожалеть, накормить, уложить спать и пр.) Деятельностная компетентность: делает выбор и самостоятельно осуществляет действия; реализует задуманное, радуется процессу и результату. Коммуникативная компетентность: подражает действиям взрослого, использует речь, мимику и жесты при выражении желаний и чувств; откликается на вопросы и предложения взрослого, инициирует общение. Информационная компетентность: проявляет признаки интереса, любопытства; обращается к взрослому, сверстнику, книге как источнику информации. Здоровьесберегающая компетентность: охотно выполняет движения имитационного характера; участвует в подвижных играх; осмысленно пользуется предметами индивидуального назначения (носовой платок, расческа и др.); чувствует себя полным сил, исследует все вокруг, активно показывает расположение знакомому человеку, показывает гордость и удовольствие при овладении чем-либо, легко переносит расставание с родителями, успешно адаптируется к условиям ДО.

Слайд 19

Ключевые компетентности на этапе дошкольного детства Деятельностная компетентность: ставит цель, отбирает необходимые средства для её осуществления, определяет последовательность действий; делает выбор и принимает решение; договаривается о совместных действиях, работает в группе; прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия (свои, других). Социальная компетентность: принимает разные социальные роли и действует в соответствие с ними; устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младшими). Коммуникативная компетентность: выражает словами мысли , планы, чувства, желания, результаты; задает вопросы; аргументирует свою точку зрения. Здоровьесберегающая компетентность: осмысленно пользуется предметами личной гигиены; проявляет активность в выбранных видах двигательной деятельности; осознает пользу движений; соблюдает правила безопасного поведения в быту в разных видах деятельности в разных ситуациях; излучает жизнерадостность, уверенность, обнаруживает внутренний покой. Информационная компетентность: активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет ).

Слайд 20

Игра как социально-педагогическое средство формирования социально-ценностного поведения Игра способствует гармоничному включению детей в мир ценностей и человеческих отношений, дает навык совместной деятельности. В процессе игры легче усваиваются понятия, приобретаются навыки. Начиная активно пользоваться правилами поведения в игре, совместной деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях. Именно в условиях игровых отношений дети осваивают нормативное поведение, в игре это происходит гораздо легче, чем в реальных отношениях. Дети в игре упражняются в различных способах выстраивания отношений с окружающими и тем самым подготавливает себя для того, чтобы выстраивать нормативные отношения в практике реального поведения. Игра представляет собой модель социального взаимодействия, средство усвоения социальных отношений .

Слайд 21

Технология организации игр в дошкольной образовательной организации предполагает реализацию основных принципов : отсутствие авторитаризма; развития игровой динамики; педагогической поддержки; взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; переход от простейших игр к сложным. Особенность культурно-игрового пространства заключается в том, что оно должно быть местом, свободным для проявления творчества детей и позволяющим взаимодействовать со сверстниками и педагогом .

Слайд 22

Рефлексия Социально-коммуникативное развитие дошкольников – это… Социальная компетентность дошкольника – это… Коммуникативная компетентность дошкольника – это…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Школа педагогического мастерства» как способ повышения личностно-профессионального потенциала современного педагога

То, что я услышал – я забыл,То, что я увидел – я помню,То, что я сделал – я знаю.Китайская народная мудрость...

Проект "Школа педагогического мастерства"

Эта презентация является иллюстрацией к материалу "Проект "Школа педагогического мастерства"..."...

ПЛАН работы Школы педагогического мастерства (ШПМ) педагогов коррекционных групп ДОУ

Повышение теоретического, научно-методического и практического уровня  компетентности специалистов коррекционно-логопедической службы в области специальной педагогики и психологии: ознакомление с...

ПРОТОКОЛЫ заседаний Школы педагогического мастерства (ШПМ) для работников коррекционных групп ДОУ.

Заседания Школы педагогического мастерства проводились по единой теме: "Комплексный подход к  коррекции дизартрии у дошкольников".Протоколы заседаний ШПМ отражают подробный ход работы педагогов н...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РАБОТЕ ШКОЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП МБДОУ

В последнее время произошло переосмысление назначения и целей деятельности традиционных методических объединений педагогов ДОУ, что привело к углублению содержания  работы и обновлению форм прове...

Школа педагогического мастерства

В школе педагогического мастерства педагоги-стажисты целью своей работы ставят:оказание теоретической и практической помощи молодым специалистам; преодоление боязни группы детей, страха общения с...

Семинар "Школа педагогического мастерства"

Организация воспитательно-образовательной работы в режиме дня...