Одарённость – неопровержимый факт развития современного ребёнка.
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Яковенко Галина Анатольевна

Способы активизации познавательных процессов и развития социально -коммуникативных навыков одарённых детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnost_statya.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Одарённость – неопровержимый факт развития современного ребёнка.

       Тема одарённости чрезвычайно актуальна в современном мире. Значимые и серьёзные достижения в технической и информационной сфере не могут быть совершены людьми,  имеющими нормальный уровень умственного и психического развития. Уровень развития детей прошлого столетия колоссально отличается от уровня развития современных детей. В соответствии с потребностями современности, приоритетными в развитии становятся такие психические процессы, как внимание ( все его компоненты – переключаемость, концентрация и перераспределение), память ( способность к запоминанию иностранных языков, технических алгоритмов и важных пластов из огромного информационного потока), мышление ( все его виды: наглядно – образное, наглядно – действенное и логическое).

    За бортом востребованности остаются воображение, восприятие и  речь. Надо сказать, что высокохудожественная речь, имеющая глубокую эмоциональную окраску, наполненная средствами художественной выразительности, доступна сейчас немногим из подрастающего поколения. Речь в коммуникации (а она всё чаще происходит  в сети интернет) претерпевает изменения. Зачастую при общении используются символы и картинки, а не традиционные слова. Конечно, так быстрее, проще и понятнее.

        Совместно с Н. Хоу –  У. Штраус –  американский писатель и драматург. разработал теорию поколенческих циклов, каждый из которых имеет свой ряд особенностей. Поколение центениалов исследователи назвали художниками. Сегодня уже становится понятным, что значит «поколение Z»:

  • дети иксов и игреков (X и Y), рожденные в середине девяностых и позже.
  • творцы виртуального пространства;
  • тихое новое поколение, общающееся с помощью гаджетов.

 «Поколение Z», про которое всё чаще и чаще рассуждают педагоги, психологи и социологи, имеет все данные одарённости. Сферы одарённости, которые можно выявить путём валидных диагностических методик расширяются с развитием технического и социологического прогресса. Эти дети и подростки кардинально отличаются от своих родителей и учителей. А вопросами мотивации такого поколения, вопросами развития одарённости у этого необычного поколения должны заниматься профессионалы и личности, стоящие  на вершине науки. Как успеть за ними? Как соответствовать педагогу  своим ученикам? Как грамотно вести психолого – педагогическое сопровождение детей с  феноменом «поколения Z»?

      Из небольшого по времени опыта взаимодействия и наблюдения за представителями  этого поколения, педагоги выделили несколько параметров для успешного обучения:

  • оснащенность образовательной среды современными гаджетами;
  • широкое применение в образовательном процессе ИКТ и  электронных пособий;
  • индивидуальный подход к каждому ребёнку вместо обычной «уравниловки»;
  • создание мотивации и здоровой конкуренции среди детей;
  • сложные темы подавать в виде презентаций с наглядными образами и минимумом текста;
  • часть тестовых заданий должна быть в форме  игры (например, квеста);
  • привлечение в образовательные учреждения людей, достигших успеха в той или иной области;
  • введение в образовательный процесс методов активного социально – психологического обучения;
  • занятия на сплочение команды и принятие совместных решений.

Технологии развивающей работы с одаренными дошкольниками.

     Рассмотрим подробнее перечисленные параметры, направленные именно на работу с одарёнными детьми  дошкольного возраста современного поколения. Вопрос о введение в образовательный процесс методов активного социально психологического обучения. В активном социально-психологическом обучении используются четыре группы методов: дискуссионные, игровые, смешанные и комплексные.

Метод « Мозгового штурма»

      Заключается в активизации такие психических процессов, как логическое мышление, речь.  В процессе использования этого метода формируются произвольность, самооценка, навыки коммуникации и социализации. Спектр применения этого метода по  образовательным областям настолько широк, что его можно считать универсальным.

Суть применения этого метода в работе с одарёнными детьми заключается в  выдвижение каждым участником любых идей, связанных с темой разговора и их фиксация, групповое обсуждение и выбор оптимальных предложений.

Игровые методы

Игра – вид деятельности, осуществляющейся в моделируемых ситуациях, мотивом которой является получение психологического результата. Он может быть в виде положительных эмоций, новых знаний, умений и навыков, решений, победы, развития личностных качеств и отношений с окружающими. С одарёнными дошкольниками можно использовать имитационные игры, в которых моделируются проблемные ситуации, возникшие в среде взаимодействия, и проигрываются и обсуждаются способы решения возникших проблем. Таким образом, формируется опыт, помогающий в будущем справиться с похожей ситуацией.

   Подробнее можно рассмотреть ещё один из способов активизации социально – психологического обучения – тренинг.

Тренинг.

Целью социально-психологического тренинга является корректировка неадекватных и выработка новых, адекватных способов реагирования в различных ситуациях общения.

Цель группы: развитие социально-психологической компетентности личности, то есть способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми.

Задачи тренинга:

  •  овладение определенными социально-психологическими знаниями;
  •  коррекция и формирование социально-психологических умений и навыков участников;
  • осознание целостности социально-психологического бытия людей;
  •  развитие способности адекватно и понимать себя и других;
  •  овладение приемами декодирования психологических сообщений, которые поступают от окружающих людей и групп;
  • обучение индивидуализированным приемам межличностного общения;
  •  чувственное познание группо-динамических феноменов и осознание своей причастности к возникающим межличностным ситуациям.

Ведущим принципом организации социально-психологического тренинга является принцип ведения конструктивного диалога, то есть полноценного межличностного общения. Этот способ общения базируется на уважении к чужой мысли, доверии, избавлении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха.

 Таким образом, быть  с поколением Z рядом, чему – то научить их и учиться у них – одна из задач психолого-педагогического сопровождения одарённых детей. Современным педагогам самим  необходимо быть в поиске, быть отзывчивым и целеустремлёнными, использовать собственный потенциал и пример личностного роста, как лучший способ мотивации воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные игрушки, как продолжение развития личности ребёнка

Данная статья написана для тех, кому не безразлично во что и с чем будет и грать ребёнок?!!!...

" Развитие личности ребёнка в современном мире, через потенциал игры "

Статья о том, как через потенциал игры развивается личность ребёнка в современном мире . ...

Консультация для родителей "Влияние современных технологий на развитие личности ребёнка"

Здравствуйте! Меня зовут Владимиров Георгий Александрович, я работаю воспитателем 9 лет. За это недолгое время уже успел приобрести интересный опыт в решении воспитательных задач совместно с родителям...

«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. МУЛЬТСТУДИЯ В ДЕТСКОМ САДУ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА»

Анимация – один из любимых жанров у детей. Раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий имеет положительное значение. И это проявляется, как в плане развития личности детей, та...

Влияние современных гаджетов на развитие речи ребёнка

Материал для родителей, о негативном влиянии гаджетов на развитие речи ребёнка....