Развлечение "Рождественские колядки"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Лазарева Ольга Владимировна

Развлечение в средней группе «Колядки»

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx48.86 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение в средней группе «Колядки»

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, традициям.


Воспитатель:- Дома ли хозяева? Разрешите коляду прославить?
Хозяйка:- Заходите, гостям завсегда рады! 

Воспитатель: 
Пришла коляда, отворяй ворота!
Ворота отворяй и гостей принимай!
Как зашли мы, да в хорошую хату.
Здравствуйте, хозяева! 
Щедрый день, добрый день!

Хозяйка: 
Добрый день добрым людям
Пусть весёлым праздник будет
С праздником всех поздравляю
Счастья от души желаю!

Воспитатель: Вот и закончился первый месяц нового года – январь. Когда проходила первая неделя после встречи Нового года на Руси начинали праздновать весёлую пору Святок, каждый день люди гуляли по деревне, пели песни, катались с горок на санях наряжались в диковинные костюмы. А ещё в эти дни принято было попрошайничать под окнами исполняя специальные песенки, которые назывались колядки. И никто не сердился на ряженных, потому что ряженые приносили хозяевам много доброго а следующем году.

Дети поют колядки:
Коляда, коляда
Отворяй ворота
Подавай пирога
Хлеба кусочек,
Сметаны горшочек,
Не подашь пирогов
Напустим клопов
Тараканов усатых
Зверей полосатых

Хозяйка: Спасибо вам, дорогие колядовщики, что пришли к нам с поздравлениями да с колядками (кладёт в корзину детям угощение). – А теперь попробуйте отгадать мои хитрые загадки.



Ведущая: Наша зимушка – зима хоть и морозна да весела

Гадание-игра «Профессии».


Воспитатель:- Посмотрите, на лавке стоят горшочки, в которых насыпано пшено. Давайте подойдем и погадаем, кем же вы станете, когда вырастите.

Дети идут вокруг лавочки и произносят слова:
Горшочек с вершочек,
Скажи нам дружочек,
Что сбудется, станется?
Плохое, пусть останется!


Дети достают из горшочков карточку с изображением какой либо профессии и рассказывают, кем они станут.

Ведущая: Будем праздник продолжать, будем в игры мы играть!

Проводится игра «Бубен».

Дети стоят в кругу и под музыку передают бубен друг другу. Когда музыка замолкает, тот, у кого бубен идёт в центр круга и пляшет.

Проводится игра «Ручеёк».

Дети становятся парами друг за другом, подняв вверх соединённые руки. Каждая пара должна пройти под этим «мостиком», постепенно выстраиваясь впереди другой пары.

Ведущая: Вот каким весёлым получился у нас праздник святок!
А теперь ребята пойдёмте в группу пить чай с угощениями, вас, хозяюшка, в гости приглашаем.

У центральной стены располагается обстановка крестьянской избы. Выходит Хозяйка, выносит самовар, ставит на стол.

Хозяйка:

Здравствуйте ребята, гости дорогие. Зима самое интересное время для игр и забав. А ещё зима богата праздниками.

 - Хорошо зимой – работы никакой. Сидишь себе в избе, чаёк попиваешь, про былое вспоминаешь. Помню, в молодости весело было зимой. С Рождества Христова начинались святки - веселились ребятки. Ходили они по избам, пели песни-колядки, желали хозяевам счастья, здоровья в новом году.

- А кто нибудь из вас знает что такое святки?

1-й ребенок. Как когда-то наши прадедушки,

Ну а с ними прабабушки.

2-й ребенок. Приходили на веселые святки,

На песни всем миром да загадки.

1-й ребенок. А что такое святки?

2-й ребенок. Праздник этот самый длинный.

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

1-й ребенок. От Рождества и до Крещения,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки.

2-й ребенок. Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

(За дверью раздаётся шум).

- Никак колядовщики пожаловали, а у меня ещё угощение не готово

(Уходит)

Входят колядовщики со звездой. Идут и поют.

Ряженые. Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем.

Счастья будет вам горой,

Урожая воз большой.

Вед: - Посмотрите-ка, ребята, а в этом доме мы ещё не были, своих  колядок  не пели, хозяев не величали. (Зовёт)

- Хозяева! (Выходит хозяйка)

- Здравствуй, хозяюшка! (Кланяется)

- С Новым годом! С новым счастьем! С новым здоровьем! С Рождеством Христовым! Уж дай Бог тому, кто в этом дому.

1-й ряженый. Уродись у вас овес,

Чтобы на два метра рос.

Уродись у вас пшеничка,

И горох, и чечевичка.

2-й ряженый. Чтоб гостей невпроворот

Было в доме целый год!

На столе всегда пирог.

Легких-легких вам дорог!

Хозяйка: - Вот спасибо вам! Ой, вы, девицы-красавицы, мальцы-удальцы! Проходите, гости милые в мою горницу

Ведущий: - Позволь, Хозяюшка, Коляду покликать.

Дети: Коляда, Коляда,

Всех зовёт за ворота!

Открывай-ка сундучки,

Доставай-ка пяточки!

И житие, и богатство идёт!

Пришла Коляда накануне Рождества

С маслицем, молочком,

Со сладеньким пирожком.

Хозяюшка, подавай,

Подавай, не ломай!

Хозяйка: - Не плясали, и не пели, а угощенье захотели!

Ребёнок: Коляда пришла

Всем веселье принесла

Не сидите, не скучайте,

В хоровод скорей вставайте.

Русская народная песня «Как на тоненький ледок»(инсценировка)

(Дети остаются стоять в кругу)

Дети: Коляд, Колядин!

Я у Матушки один

По колено кожушок!

Дайте, тётя пирожок!

Коляд, Коляд, Колядушек,

Хорош с мёдом оладушек,

А без мёда не таков

Дайте, тётя, пирогов.

Все дети: А не подашь пирога –

Мы корову за рога,

А свинью за хвост

Поведём под мост!

Хозяйка: - Ах вы, озорники, колядовщики – малолеточки! Вот я вас сейчас! (Догоняет детей, они убегают на стулья).

Ведущая: - Хозяюшка, говорят, что у тебя в доме всякие чудеса происходят и

волшебные вещи имеются.

Хозяйка: - Как им не быть! Есть у меня ларец – кладенец. А живут в нём волшебные загадки. Стоит отгадать загадку, отгадка оживает.

Загадка

Комочек пуха,

Два длинных уха,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Угадали, кто это? (Дети отвечают)

Зайки, зайки, покрутитесь,

И сейчас же  появитесь.

Звучит «волшебная» музыка. Хозяйка открывает Дети встают в круг.

Хозяйка: - Ай да зайки – белы горностайки.

С вами кругом пойдём, хоровод заведём.

Русская народная песня «Заинька, походи»

Заинька, покажись, (Поворачивают рукой)

Беленький, поклонись (Зайчик «кланяется»)

Вот как, вот как, покажись,

Вот как, вот как, поклонись.

Заинька, покружись, (Дети идут по кругу, топая ножками)

Беленький, покружись

Вот как, вот как, покружись (Кружатся вокруг себя)

Вот как, вот как, покружись.

Заинька, попляши (Выставляют ногу на пятку)

Беленький, попляши,

Вот как, вот как, попляши (Сужают круг)

Вот как, вот как, попляши (Расширяют круг)

Хозяйка: - Зайки поплясали и в лес убежали.

(дети складывают зайцев в корзинку)

- В моём ларце есть волшебная вещь. Это снежное покрывало. Как его трясти начинаю, сразу кто-то появляется.

Разыгрывается сценка. Девочка и мальчик в масках козы и медведя

Выходят коза с медведем.

Коза. А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,

Повесели гостей немножко.

Медведь. Давай, Коза, покажем,

Как мы лихо пляшем! (топает ногами)

Коза. Выходи плясать, Медведь,

Я частушку буду петь.

Мы частушки пропоем,

А потом плясать пойдем.

Медведь. Ты когда поешь, Коза,

Не закатывай глаза.

Петь ты не умеешь,

Не поешь, а блеешь.

Коза. А ты, Мишенька-медведь,

Сам ты не умеешь петь,

Ты тугой на ухо –

Ни голоса, ни слуха.

Медведь. Ах, Коза ты, Козочка,

Серенькая розочка.

Хватит нам браниться,

Давай с тобой мириться.

Коза. Ах, мой Миша дорогой,

Не ругались мы с тобой.

Мы с тобой шутили,

Народ повеселили.

Хозяйка: А сейчас я ещё потрясу волшебное покрывало. Появляется мнежная баба.

Снежная Баба: - Здравствуйте, мои друзья!

В гости к вам я пришла.

Очень рада видеть вас,

Всех согрею я сейчас!

Вам ведь холодно стоять,

Выходите поиграть!

Русская народная игра «Снежная Баба»

 (после игры дети садятся)

Хозяйка: - Ребятки, это помощница моя. Нынче снегу много, встану я утром, а

двор уже вычищен.

Снежная Баба: - Да я не просто пришла, а за метлой. Хотела двор подмести, а

метлы-то нет! Пойду поищу. (Уходит искать метлу)

Хозяйка. - А я, колядовщики дорогие, для вас угощение принесу. (Уходит)

Звучит музыка. В зал на метле «влетает» Баба Яга.

Баба Яга: - Здравствуй, народ честной! С Новым годом поздравляю! Богатства вам немереного, серебра – не считанного, а тебе (Обращается к ведущей) – мужа – красавца невиданного!

Ведущая: - Ну, спасибо тебе, БабаЯга, за рождественское поздравление!

Баба Яга: - Рождество-это хорошо! Пошутить можно! Шутки я люблю!…

А поиграть со мной хотите?

Тай, тай, налетай,

В игру со мною поиграй!

Я – Бабка Ежка,

Костяная ножка!

Буду вас развлекать,

Буду с вами играть!

Дети встают в круг. В центре – Ведьма. В руках у нее помело. Под текст песни дети ходят вокруг Ведьмы.

Бабка Ежка,

Костяная ножка,

С печки упала,

Ножку сломала,

А потом говорит:

-У меня нога болит.

Ведьма помелом старается дотронуться до детей – “заколдовать”: как только коснется, ребенка он застывает в любой позе.

Ведущая: ну и перехитрила ты нас, Баба Яга!

Баба Яга: А что бы мне ещё  такое сделать!… Придумала!

Я – Баба Яга – костяная нога

На что подую, то и заколдую!

Выходит Хозяйка с подносом. Баба Яга дует на угощение.

Хозяйка убирает полотенце с подноса

Хозяйка: - Ребята, вот беда! Пряники - то в угольки превратились! Баба яга, чем же я теперь ребят угощать буду?

Входит Снежная Баба.

Снежная Баба (присматриваясь, замечает метлу) - Так вот она моя метла! Ну-

ка, отдавай сейчас же!

Баба Яга: - А вот попробуй, догони! (Снежная Баба догоняет Бабу Ягу)

Отпусти меня, а то я совсем замёрзла!

Снежная Баба: - А ты метлу верни, тогда отпущу!

Баба Яга: - Ладно, ладно, забирай свою метлу.

Снежная Баба: - Я пошла двор мести, снег убирать (Уходит)

Баба Яга: - И мне пора уходить. Задержалась я тут у вас.

Хозяйка: - Постой, постой! А угощение расколдовать?

Баба Яга: - А вы меня, голубушку, развеселите сначала.

Хозяйка: - Как же тебя развеселить, ума не приложу?

Ой, ребята! Тише, тише,

Чьи-то голоса я слышу!

Да это же Таня с Ваней с ярмарки возвращаются, они - то нам и помогут.

Под весёлую музыку входят Таня и Ваня (куклы)

Ваня: - Я – Ванюшка!

Таня: - Я – Танюшка!

Вместе (Таня, Ваня): - Расскажем мы вам на ушко:

Ваня: - Как на ярмарке мы были

Таня: - Что на ярмарке купили!

Ведущая: - А что купили?

Вместе: - Что купили, не расскажем,

А лучше вам покажем! (Достают покупки)

Ваня: Взял я чудо –лапоточки -

Не себе – любимой дочке,

Вот бараночек вязанка -

Для гостей моих приманка

Таня: Полушалочек цветной -

Это – мамочке родной!

Доброй бабушке давно

Обещала веретено.

Ваня: Дяде Феде – рукавицы,

Леснику - большой топор,

По платочку двум сестрицам,

Чтоб у них не вышел спор!

Ведущая: - А про себя – то вы забыли?

Вместе: - Про себя мы не забыли! Ложки мы себе купили!

Ведущая: - Вот так товар!

Таня: Ложки деревянные,

Щёчки румяные,

Спинки расписные

Ручки – то резные!

Ведущая: - А зачем вам ложки?

Вместе: Кашу будем кушать,

Никого не слушать!

Ведущая: - Так на ложках и играть можно!

Вместе: Только играть мы на них не умеем!

Ведущая: - А у нас ложкари найдутся!

Ваня: Ну-ка, Таня, не зевай,

Быстро ложки раздавай.

Давай-ка, сестрица,

На ложках играть учиться!

Таня: - И ты, Ваня, не зевай, с ложкарями повторяй!

«Весёлые ложкари» русская народная мелодия «Ах вы, сени»

(После игры на ложках, дети складывают их в корзинку и садятся)

Вместе: - Нам теперь пора домой, понесём товар с собой!

Ваня: - А ложки вам в подарок оставляем, играйте на здоровье!

(Под музыку Таня и Ваня уходят)

Баба Яга: - А я тоже на ярмарке была. На вашей метле летала! Валенки

себе прикупила! Хотите примерить?

(надевает один валенок оному ребёнку, второй - другому)

Аттракцион «Бег в валенке»

Баба Яга: (Обращаясь к Хозяйке) - А что это у вас гости такие задумчивые?

Хозяйка: - Наверное, думают да гадают о том, что их ждёт в новом году.

Баба Яга: - А вот я им сейчас погадаю.

Гадание Бабы Яги

Баба Яга: - Кому вынется, тому сбудется,

Тому сбудется, не забудется.

Гости по очереди достают из торбочки предметы гадания:

Лента - длинная дорога

Щепка - к крепкому здоровью

Зеркальце - к красоте

Пуговица - счастье в семье

Конфета - к сладкой жизни

Бублик - к богатству

Перо - продвижение по службе.

Баба Яга отдаёт торбочку Хозяйке, обращает внимание на её руки.

Баба Яга: - Где ж ты так руки выпачкала, Хозяюшка?

Хозяйка: - Ой, и правда, все руки угольками испачкала! И воды в доме нет, руки– то помыть не чем!

Ведущая: - Не беспокойся, Хозяюшка. Ребятки тебе принесут водички. А кружки у тебя найдутся?

Баба Яга: - Кружкой и я могу, а вот ложками попробуйте.

Аттракцион «Перенеси воду в деревянной ложке»

Хозяйка: - Ну что, Баба Яга, развеселили мы тебя? Или ещё чего пожелаешь?

Баба Яга: Я поиграть ещё хочу.

Игра ведьмина метёлка.

Дети встают в круг и передают веник украшенный бантом под музыку. По окончании музыки у кого остался веник в руках встают с Бабой Ягой в круг, она даёт задание. ( Станцевать, рассказать стихотворение, отгадать загадку)

Баба Яга: А плесать то вы умеете?

Баба Яга: - А спляшите-ка вы мне «Барыню»!

Ведущая: - Если ты ещё не знаешь, спляшем всё, что пожелаешь!

И гостей всех позовём!

Ребёнок: Эй, боярыни красивые,

Эй, девицы не спесивые!

Вы на стульях не сидите,

С нами танцевать идите!

Русский народный танец «Барыня»

(танцуют дети и гости)

Баба Яга: - Ну ладно, уважили Бабушку! Расколдую я ваше угощение.

На угольки сейчас подую,

Угощенье расколдую! (Колдует)

Хозяйка: Вот и угощенье получите

На новое счастье, на Рождество!

Чтоб счастливы были,

Чтоб нас не забыли!

С Рождеством вас!

А рецепт рождественских пряников у меня в волшебном ларце хранится. С вами с удовольствием поделюсь.

(Баба Яга угощает детей, а Хозяйка гостей)

Раздаёт рецепты рождественских пряников.

Ведущая: Мы ходили с вами по святой Руси,

Поздравляли, величали,

Добра, счастья всем желали!

Дети: Спасибо этому дому, пойдём к другому!

(Дети кланяются и уходят)

Информационная памятка.

Святые вечера.

Святки – волшебное, колдовское время. По преданию, в святочные дни открывались двери в счастливую семейную жизнь. Святые вечера посвящались колядованию и девичьим гаданиям. Наряжаясь, ходили по дворам, пели песни –  колядки , желая хозяевам урожайного года, добра в доме…. В Рождество любой гость считался священным. Хозяева одаривали колядовщиков угощением.

Историческая справка

Святочный период начинается с Сочельника (7 января) и продолжается до Крещения (19 января). Включает в себя Рождество, Святые вечера, Старый Новый год, Васильев день, Страшные вечера.

Рецепт рождественских пряников.

Тесто для пряников

Замешивается заранее, за сутки

Рецепт теста:

1 стакан сахара пережечь до черноты

Добавить один стакан тёплой воды;

2 стакана песку и 0,5 стакана мёда;

пачку корицы; 0,5 чайной ложки соды;

пачку маргарина. Вбить 1 яйцо и 2 желтка.

Добавить 8 стаканов просеянной муки.

Глазурь: 2 белка и 2 стакана сахарной пудры

взбить в миксере.

1. Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)

2.Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек —
Их укрыл пушистый... (снег)

3. Наши окна — как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал... (мороз)

4. Кто все ночи напролет
Песни снежные поет?
Ветру — зимняя подруга,
Наметет сугробы... (вьюга)

5. Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот —
Не вода в ручье, а... (лед)

6. Змейкой вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это — зимние... (метели)
и подготовительной группы стучатся в дверь к малышам, выкрикивая колядки,       прославляющие хозяев и устраивая шум (шумовые музык. инструменты).

-Коляда,коляда,

 Пришла коляда

 Накануне Рождества.

-А дай бог тому, кто в этом дому!

-Ярче звёздочки светите,

 Укажите нам пути

 Разрешите, разрешите,

 Разрешите нам войти.

-Коляда – колядин.

 Я у батюшки один.

 По колено кожушок

 Дайте, дайте пирожок.

( помощник воспитателя открывает дверь, вваливаются ряженые, продолжая выкрикивать)

-Открывайте сундуки-

 Доставайте пятаки.

-Открывайте коробейки-

 Доставайте копейки.

-Что есть в печи - в мешок мечи!

2.Воспитатель:

   Проходите, гости дорогие, зачем вы к нам пожаловали?

   Давайте сядем рядком,

   Да поговорим ладком.

   (Все рассаживаются в русской избе.)

  Дети подготовительной группы говорят, что недавно был праздник- Рождество, а сейчас  

   начались Святки).                

  Воспитатель - А наши детки не знают, что это за праздник, расскажите им пожалуйста.

   Дети подготовительной группы : Не было на Руси более веселого праздника, чем Святки. В        

   в некоторых местах Святки называли Колядою. Празднование продолжалось две недели, от

   Рождества до Крещения( с 7 по 19 января). У святок было три обычая: ряжанье,баловство,

   и гадание. Молодежь и дети наряжались в костюмы разных животных и Коляды.

   Кто это-Коляда? Он или она? Коляду никто никогда не видел и никто не мог сказать, как она

   выглядит. Колядующие стучались в разные дома, пели колядки, шутили и выпрашивали у

   хозяев угощение. Хозяева ждали ряженых, были им рады и щедро одаривали.

  Воспитатель: Хотите посмотреть, как это происходило в старину? (просмотр видео)

  Ой, что-то наши детки пригорюнились( спрашивает у детей, они отвечают, что тоже хотят

  нарядиться).

 Воспитатель:

Мы недавно тоже колядовали,  и у нас есть костюмы, но детки наши еще маленькие, договоритесь с ними, как они хотят нарядиться и помогите им пожалуйста

(дети подготовительной группы выбирают себе каждый по ребенку, беседует с ним и помогает нарядиться, а воспитатель помогает сделать грим)+(умение договариваться, распределять роли)

Выходит медведь(ребенок подготовительной группы)

-А я мишка-медведь,

 Буду я сейчас реветь.

 Очень сладости люблю,

 Без конфет я не могу.     (ревет, рычит, пугает детей)

Воспитатель:

Мишка, мишка, не реви.

Лучше с нами попляши.

Медведь:

Что ж, ребята, в круг вставайте

И за мной все повторяйте.(под русскую народную мелодию “Валенки” танцуют по показу медведя).

Поплясали мы на славу,

На потеху, на забаву.(сели)

Воспитатель:

А теперь, ребятки, отгадайте-ка загадки.

Слушайте внимательно- отгадаете обязательно.

-Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз,

Я могла бы жить и выше

Если б крыши там нашлись.(сосулька)

-Все лето стояли- зимы поджидали,

Дождались поры- помчались с горы.(санки)

-Без рук рисует, без зубов кусает. (мороз)

-Что же это за девица-

Не швея, не мастерица.

Ничего весь год не шьет-

А в иголках целый год! (елка)

Загадки.

Дети подготовительной группы:

Кто по снегу быстро мчится,

Провалиться не боится (лыжи).

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь,

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (снег)

С неба падают зимою

И кружатся над землею,

Легкие пушинки, белые.... (снежинки)

Ветви белой краскою раскрашу,

Брошу серебро на крышу вашу,

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора. (зима)

(На середину выскакивает коза)

Коза:подг.гр.(говорит и пляшет)

-Ой, скачу, скачу, скачу  

Я капусты хочу,

Раз имеешь сына, дай головку сыра.

Раз имеешь дочку, дай мне меда бочку.

Я скачу, скачу, серебра хочу!

(пляшет, спотыкается и падает)

Воспитатель:

Что случилось, почему коза упала? Может ей помочь подняться?

Дети подготовительной группы:

Эта коза - особенная. Она встанет только тогда, если ей подарок подарят или угостят на славу.

Воспитатель:

А что же она любит?

Дети подготовительной группы:

Нашей козе немного надо:

Ведерко гречки, да горшок овса,

Поверх него - колбаса, да три кусочка сала.

Воспитатель:

Чтобы коза встала? Ещё и сала!

Ну и коза!

Ты здесь Ваньку не валяй,поскорей давай вставай,

И лучше с нами поиграй!

Игра “Шалунишки”

(Дети встают в два круга, под русскую народную мелодию “Ой вы сени мои сени” двигаются в

хороводе, коза перебегает из круга в круг, приплясывая. Когда музыка останавливается, дети,

в том кругу, где окажется коза, договариваются и придумывают задания.)+(договор)

-пищалки

-пыхтелки

-кричалки

-хохоталки

-обнималки

-поскакалки и т. д.

Воспитатель:

Молодец, коза!

А чем вы нас еще потешите?

Дети подготовительной группы:

Мы споем для вас частушки.

Воспитатель:

А хотите, малыши вам подыграют? Тогда наш оркестр сейчас выберет себе музыкальные инструменты и приготовится. А вы им помогите договориться(дети подготовительной группы помогают малышам выбрать инструменты и договориться)

Частушки:

Дети подготовительной группы:

-Уж я так устроена

Петь плясать настроена.

Один день не попляшу

На  другой с ума схожу

-На столе стоит стакан, а в стакане тесто.

До свиданья, папа с мамой, я уже невеста.

-По деревне я шла и Ванюшу видела

Под кустом сидел и плакал, курица обидела.

-Купи тетя мне коня, золотые рожки,

Буду девочек катать по большой дорожке.

-У моего миленка - плохая кобыленка.

Она стояла у горы - её заели комары.

-Сшила платье из капусты

Огурцов наделала,

Рассердилась, платье съела-

Что же я наделала!

-У частушки есть начало,

У частушки есть конец.

Кто частушки наши слушал, прямо скажем - молодец !

Воспитатель:

Как вы нас повеселили! А малыши хотят спеть песню про Коляду и поиграть с вами.

Дети младшей группы поют:

Коляда, Коляда (идут)

По дорожке шла (подходят к ребенку из подготовительной группы)

Топорок нашла

Дубок секла (секут дубок в паре)

Пирожок пекла (пекут)

На пенек села (присели)

Пирожок съела (съели)

И дальше пошла (расходятся)

(и начинают сначала)

Воспитатель:

Молодцы, малыши. А давайте кА еще побалуемся, силушкой померяемся! (игра “перетягивание каната”)

-Сейчас медведь и коза наберут себе команду (медведь и коза договариваются с детьми)

Воспитатель:

Притомились, давайте присядем, отдохнем (гаснет свет,зажигают свечи)

-Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали

За ворота башмачок,

Сняв с ноги бросали (так узнавали имя жениха)

Воспитатель:

А вы хотите узнать будущее?

Сейчас наша цыганочка вам погадает.

Ребенок младшей группы в костюме цыганки:

В этой маленькой корзинке

Что угодно для души

Кому вынется – тому сбудется,

Скоро сбудется, не минуется.

(Дети подготовительной группы достают из корзинки разные предметы, цыганка предсказывает)

Лента – будет тебе дальняя дорога

Денежка – будет в семье достаток

Картошка – к крепкому здоровью в ново году

Матрешка – ожидает вас прибавление в семействе

Гвозди – часто на пороге будут гости

Скрепка – к новой дружбе крепкой

Веревка длинная – к долгой жизни

Ключик – к новоселью

Конфетка – к сладкой жизни в новом году

Пуговица – к новому гардеробу, обновкам

 Воспитатель:

А наши дети тоже разучили калядки

Дети младшей группы:

-Динь, динь, динь – звенят звоночки, к вам пришли сыны и дочки.

-Вы колядников встречайте,

Их улыбкой привечайте

-Пришла коляда – отворяй ворота.

-Дайте коровку – масляну головку.

-Открывай сундучок – доставай платок.

-Не дашь мне ватрушки – получишь по макушке.

-Не дашь пирога пирога – уведу корову за рога.

                                 

 Дети подготовительной группы Да, мы тоже вам угощение приготовили.

 Воспитатель:

Да, попели мы на славу,

На потеху, на забаву,

Ну, ребятки, где мешок,

Есть здесь сдобный пирожок,

И бараночки, и конфеточки –

Угощайтесь, деточки.

(дети  подготовительной группы достают угощение из мешка малышей, по очереди, а дети младшей группы – из их мешка)

Дети подготовительной группы:

Мир и счастье вашему дому,

А мы пойдем к другому (уходят с шумом)

 Воспитатель:

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим –

Хоть новому принадлежим.          (Вадим Шефнер)

Ведущая 
С Новым годом всех поздравляем 
Двор хозяйский ЗЕРНОМ осыпаем 

Все: 
Сеем, веем, посеваем 
Добрых хозяев поздравляем 
На Новый год, на ново счастье 
Пусть у вас уродится и пшеничка, чечевичка 
На поле копнами 
На столе пирогами 
Кому вынется – тому сбудется 
Тому сбудется, не минуется 

Для чего посыпаем? 

Чтобы курочки водились чтобы свинки поросились: 
Чтоб коровушки телились ,а кобылки жеребились! 
Чтобы счастье и веселье было в доме круглый год 
Чтоб гостей не впроворот! 

оспитатель. 
А ещё мы с играми, да потехами к вам пришли. Вы с козой поиграть хотите. 

Игра 
1. ПОШЛА КОЗА ПО ЛЕСУ-3 РАЗА 
ИСКАТЬ СЕБЕ ПРИНЦЕССУ. 

2. ДАВАЙ КОЗА ПОПРЫГАЕМ 
ХВОСТИКОМ ПОДВИГАЕМ. 

3. И НОЖКАМИ ПОДРЫГАЕМ 
ХВОСТИКОМ ПОДВИГАЕМ. 

4. И РУЧКАМИ ПОХЛОПАЕМ 
И НОЖКАМИ ПОТОПАЕМ. 

5. РУЧКАМИ ПОМАШЕМ 
И ВЕСЕЛО ПОПЛЯШЕМ. 

Цель: 
вызвать интерес к традициям и искусству русского народа; 
создать праздничное настроение. 
Задачи: 
расширить и закрепить знания о традициях русского народа;
воспитывать любовь к традициям русского народа.
Действующие лица:
Взрослые:
Хозяйка 
Воспитатель
Дети – наряженные в костюмы.
Предварительная работа с детьми:
Отгадывание загадок;
Разучивание колядок;
Знакомство с праздниками: Рождеством и Святки;
Знакомство с традицией колядования.
Ход развлечения:
Звучит весёлая русская народная мелодия - Перепляс. 
Входят ряженые – воспитатель и дети.
Ряженые.
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю,
На Новый год, на новое счастье.
Уходи, ненастье.
Уродись, пшеничка,
Колос-чечевичка,
На поле – копнами,
На столе – пирогами.
Позвольте к вам войти.
А хозяюшка дома?
Выходит хозяюшка.
Хозяюшка. Дома я, дома, дорогие гостеньки.
Ряженые-воспитатель.
Желаем хозяюшке дома счастья, здоровья.
И деткам вашим желаем большого счастья.
Хозяюшка.
Спасибо, гостеньки, вам,
Что пришли на праздник к нам!
Ох, ты! Сколько колядовщиков к нам пожаловало!
Проходите, проходите, да скажите, чего вы хотите?
Ряженые-воспитатель.
Чем, хозяюшка, нас одарите,
Что вы нам сейчас подарите?
Хозяюшка.
Не плясали, мало пели,
Угощенья захотели?
Погодите же, постойте,
Попляшите и попойте.
Ряженые-воспитатель.
Встанем в кружок и пииграем.
Ряженые – воспитатель и дети встают в хоровод и танцуют под песню "Давай коза попрыгаем".

Игра «Давай, коза, попрыгаем…»

(Водящий, выбранный козой, стоит в центре круга, дети за ним повторяют движения). 
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, (
Все прыгают)
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, 
(Дети подскакивают на месте)
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, 
(Хлопают). 
И ножками потопаем, потопаем, потопаем, 
(Топают). 
Хвостиком помашем, помашем, помашем, 
(Машут). 
И опять попляшем, попляшем, попляшем! 
(Пляшут).
(После окончания игры Коза выбирает нового водящего и игра продолжается.) 


Хозяюшка.
Устроим посиделки: отгадайте-ка, ребятки, мои загадки. 
Хозяйка загадывает загадки.
Загадки:
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает?
Когда это бывает? (Зимой)
Что за звёздочка такая,
На пальто и на платке – 
Вся сквозная, вырезная,
А возьмёшь – вода в руке? (Снежинка)
Наступили холода,
Обернулась в лёд вода,
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым,(Зима)
Кто-то к дому подходил
И нигде не наследил,
Но забавные картины
Появились на окне. 
Кто же он, что ночь не спал
И на окнах рисовал? (Мороз)
Шляпа старая на нём,
Нос приделали и вмиг.-появился (снеговик)
Хозяюшка.
Засиделись, ребятки, не пора ли поиграть!

Игра «Клубок»

 Дети катают клубок друг к другу по кругу, пропевая на мелодию песни “Ах, вы, сени…”. Встанем вместе мы в кружок, Будем мы катать клубок, У кого клубок замрет, Тот для нас плясать пойдет.

Хозяйка (по окончании игры): Вот клубочек покатился, У ворот остановился. Дверь скрипучая “ поет”… Кто-то в гости к нам идет.


Звучит музыка и на метле влетает Баба Яга

Баба – Яга:

Я – бабулечка лесная

Обожаю всех пугать!

Но не бойтесь меня, детки,

Вас не буду обижать!

Здравствуйте ребятишки, кочерыжки!

Тай, тай, налетай,

В игру со мною поиграй!

Будем играть, от метлы бежать? 
Русская народная игра «Баба- Яга»
Баба-Яга стоит в центре круга с метлой. Дети идут по круг, приговаривая:
Бабка-Ежка, костяная ножка, 
Печку топила, кашу варила. 
Пошла в огород, 
Рассмешила весь народ. 
Пошла на лужайку, 
Испугала зайку. 
(Баба-яга водит под ногами метелкой, дети прыгают) 

Баба-Яга: Что с ногами не пойму вправо, влево носятся. Не стоят они на месте так плясать и просятся!
Баба-Яга: Вот и поиграли. Раздайся, народ. Меня пляска берет! 
«
Пляска» рус. нар. мел. – все танцуют

Баба яга: ох устала

Мы и пели , и плясали.

Праздник коляду встречали.

Я приеду ещё не раз , попрощаемся сейчас .

Баба яга –уходит

Хозяйка: Посмотрите ,Баба яга корзинку свою оставила и записка в ней .(читает)

Пусть любовь и добро

С вами рядом живут .

Угощение получайте

Меня Ягу вспоминайте .

Лучше нету радости

Для ребят , чем сладости

Вот вам всем конфетки ,

Пусть вам будет сладко детки .

Хозяйка: Славно мы колядовали , танцевали и плясали . Пора и нам за стол садиться. Угощением наслаждаться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему:"Колядки,колядки,собрались ребятки"

Непосредственная образовательная деятельность с детьми младшей и подготовительной группы в рамках партнёрского проекта....

Конспект занятия на тему:"Колядки,колядки,собрались ребятки"

Интегрированное занятие с детьми младшей и подготовительной группы в рамках партнёрского проекта...

«КОЛЯДКИ-КОЛЯДКИ - ИГРАЮТ РЕБЯТКИ»

Цель: Воспитывать любовь и интерес к народным праздникам.          Создавать радостное, праздничное настроение....

«Колядки, колядки –собрались ребятки»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13907043","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...

"Как пришли святки - мы поем колядки"Рождественские колядки. Сценарий фольклорного тематического праздника.

quot;Как пришли святки - мы поем колядки". Рождественкие колядки, сценарий фольклорного тематического праздника....

Сценарий развлечения для детей младших и средних групп детского сада «Колядки, колядки, собрались ребятки»

Сценарий развлечениядля детей младших и средних групп детского сада«Колядки, колядки, собрались ребятки» ЦЕЛЬ: Приобщение детей к русской традиционной культуре.ЗАДАЧИ:1.Познакоми...