Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи дошкольников
материал на тему

Миннибаева Алина Фанузовна

Использование технологии «СИНКВЕЙН»
в работе по развитию речи  дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии «СИНКВЕЙН»
в работе по развитию речи  дошкольников

Что такое синквейн
               «Речь - великая сила: она убеждает, обращает, принуждает»                                                                                                                     Р.Эмерсон

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников

часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас.  Дети не умеют

составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить

наизусть стихотворение.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно

излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни,

соблюдая при этом, чтобы процесс обучения был для них интересным,

занимательным, развивающим.

Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем.

Синквейны часто используются современными педагогами для занятий в

детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять

синквейны в форме игры.

  • Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
  • При творческом использовании синквейна на занятиях, он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра – ведь сочинять полезно, весело и легко. Однако нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.
  • Знакомство с этим приёмом следует начинать

в старшем дошкольном возрасте!

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение пяти строк».

Синквейн – нерифмованная  пятистрочная стихотворная форма, написанное в соответствии с определёнными правилами.

В начале XX века, форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крепси, опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами хайку и танка . Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений,  изданное в 1914 году.

Правила написания синквейна:

  • 1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна.
  • 2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
  • 3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
  • 4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношения автора к теме, предложение по теме.
  • 5-я строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации).

Чёткое соблюдение правил написания синквейна   не обязательно.

Алгоритм составления синквейна

Предмет (тема) – одно слово-существительное.

Два прилагательных по теме.

Три глагола по теме.

Предложение по теме.

Ассоциация по теме: одно слово-предмет.

Педагогическая ценность

  • Обогащает словарный запас.
  • Учит формулировать идею (ключевую фразу).
  • Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
  • Получается у всех.
  • Активизирует  и развивает мыслительную деятельность.

В чём же его эффективность и значимость?

  • Его простота. Синквейн могут составить все.
  • В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом.
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
  • Синквейн помогает пополнить словарный запас.
  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн помогает развить речь и мышление.
  • Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Можно научить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать!

Совет: Сделайте с детьми копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи"

Методика для активизации познавательной деятельности. Испоьзуется как метод развития образной речи, позволяющей быстро получить результат....

Мое портфолио: «Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к пр...

Статья "Использование технологии "Синквейн" в работе по развитию речи дошкольников"

Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотвор...

«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

Опыт работы. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников

Одной из главных задач дошкольного образования является развитие речевых способнотей у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных и интересных методов, помогающим активизировать познаватель...