Проект по формированию культурно- гигиенических навыков «Мойдодыр"
проект (младшая группа) по теме

Шевчук Татьяна Сергеевна

 

Ф       Формирование культурно-гигенических навыков  и начальных представления о ценности здоровья: здоровье начинается с чистоты тела, «чистота», «красота», «здоровье» – это неразделимые понятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moydodyr.docx88.86 КБ

Предварительный просмотр:

1.Паспорт проекта.

1.

Наименование проекта

«Мойдодыр»

2.

Разработчик проекта

Шевчук Татьяна Сергеевна, воспитатель д/с№6 «Ладушки»

3.

Состав участников

Групповой

4.

Сроки реализации проекта

среднесрочный, с 3.09.18-30.11.18г.

5.

Вид проекта

игровой, творческий

6.

Участники проекта

Воспитатели, дети  младшей группы, родители воспитанников

2.Цели, задачи проекта.

Цель проекта: Формирование культурно-гигиенических навыков и начальных представления о ценности здоровья: здоровье начинается с чистоты тела, «чистота», «красота», «здоровье» – это неразделимые понятия

Задачи проекта:

1. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными

2. Формировать у детей: умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды); навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком)

3.Закреплять представления о правилах личной гигиены.        

4. Укреплять связи между детским садом и семьей, изменять позицию родителей в отношении здоровья детей

      3.Актуальность.

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной потому, что навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Для формирования культурно-гигиенических навыков, привычек и систематизации представлений ребенка о здоровье и здоровом образе жизни я решила использовать игровой творческий проект «Мойдодыр».

       4.Постановка проблемы.

• При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих, родителей и остальных членов семьи.

• Обеспечение постоянного, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил, ведет к усвоению ребенком всех доступных ему навыков.

• Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков, т. е. перехода их в стойкие привычки.

5.Предполагаемый результат.

Дети:

устойчивая потребность в соблюдение навыков личной гигиены и опрятности в повседневной жизни;

проявление умений правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, следить за своим внешним видом:

обеспечение максимально свободного эмоционального контакта детей друг с другом и педагогом их взаимного доверия, эмоциональной раскованности.

Родители:

обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

повышение компетентности родителей в развитие навыков личной гигиены;

повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

      6. Обеспечение проекта.

Кадровый ресурс

Педагоги:

-Воспитатель группы

Материально-технический ресурс

-технические средства обучения (принтер, сканер, фотоаппарат, ноутбук, музыкальный центр)

-наглядно-технические пособия

-методическая литература

Родительский ресурс

Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:

-консультации

-индивидуальные беседы

-выставки

Информационный ресурс

-использование ИКТ

-обмен опытом работы (консультации, выставки ит.д.)

-изучение методической литературы

7.  Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса.

Работа с детьми:

Для реализации проекта используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.

Наглядный метод: рассматривание иллюстраций.

Словесный: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, разгадывание загадок.

Практические методы: организация продуктивной деятельности, дидактических игр, совместные игры.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить речь, внимание, память, воображение, творческое способности.

Работа с родителями:

Беседы с родителями. Консультации для родителей. Оформление уголка для родителей по данной теме.

8.Принципы реализации проекта.

Содержание проекта строится на принципах:

 1. Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.

2. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

3. Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

4. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

5. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

6.  Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

7. Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.

8.  Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

9.Этапы реализации проекта.

 

   1 этап - подготовительный (3.09.18-14.09.18):

-Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;

-Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала.

-Составление картотек игр и литературного материала по теме проекта.

- Доведение до родителей важности темы проекта. Подготовка информационного листка с приглашением к участию в проекте.

- Диагностическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков у детей до реализации проекта.

- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

        

                               2 этап - основной(17.03.18-23.11.18):

-Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению  знаний детей о сказках

- Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.

- Выполнение проекта.

                 3 этап - заключительный этап(26.11.18-30.11.18):

-Диагностическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков у детей после реализации проекта.

- Анализ полученных результатов

- Презентация проекта «Мойдодыр».

- Развлечение «В гостях у Мойдодыра»

- Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!»

11.План реализации проекта.

Сентябрь

  • Дидактические игры «Правила гигиены», «Таня проснулась», «Сделаем куклам разные прически», «Вымоем куклу» и др. - Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».
  • Беседы «Чтобы быть здоровым», «Чистота и здоровье».
  • Опытно-исследовательская деятельность «Опыты со снегом» (качество талой воды, «Опыты с водой».
  • Чтение произведений: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», фольклорные произведения про умывание, причесывание, подготовку к обеду, обед.

Октябрь

  •  Рассматривание иллюстраций к книге «Мойдодыр».
  • Заучивание народных песенок, потешек, стихотворения «Без воды умылся котик… ».
  •  Аппликация «Украсим носовой платок».
  • Лепка «Мыло для кукол».
  •  Рисование «Дорисуй расчески кукле Тане».
  •  Создание выставок из детских работ.
  •  Ситуативные беседы «Правила гигиены», «Как нужно ухаживать за собой», «Мои здоровые зубки».
  • Составление рассказов «Кукла идет на прогулку».
  • Игра-упражнение: «Кукла Таня простудилась».
  • Дидактическая игра: «Перемешанные картинки».
  • Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Просмотр м/ф «Федорино горе».
  • Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе».

Ноябрь

  • Просмотр м/ф «Мойдодыр»
  • Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета).
  • Игры-забавы с водой в Центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек.
  • Игровая ситуация «Купаем куклу Катю»
  • Дидактическая игра «Чистоплотные дети».
  •  Заучивание народных песенок, потешек, стихотворения «Без воды умылся котик…
  •  Беседы «Чтобы быть здоровым», «Чистота и здоровье».

    13. План работы с родителями

  • Анкетирование родителей
  • Оформление папки-передвижки для родителей «Личная гигиена».
  • Консультация для родителей «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию», «Чистота-залог здоровья», «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?»
  • Привлечение родителей к оформлению фотовыставки «Мы чистюли»
  • Презентация проекта «Мойдодыр».

14. Заключение.

В ходе проекта у детей сформировалось устойчивая потребность в соблюдение навыков личной гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Дети научились правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, следить за своим внешним видом. Повысилась компетентность родителей в развитие навыков личной гигиены; укрепилась связь между детским садом и семьей.

        Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили  

        положительные эмоции от полученных результатов.

   

 

15.Список литературы.

        1.«От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная , \  

        программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.  

        Комаровой, М.А.Васильевой. -М; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -336с.

        2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях  

       методическое пособие/Т. Л. Богина. –М. :Издательство «Мозаика-

        Синтез»,2006.– С. 94 -96

3. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М. :Просвещение, 1991.

4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1985.

5. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : 1991.

6. Лихачёва А. А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2004. с. 56

7. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М. : Просвещение, 1990.

8. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и смаообслуживанию. – М. : Просвещение, 1997

9. Информация, взятая из Интернета.

Приложение1.

Развлечение «В гостях у Мойдодыра»

Цель: учить соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельно мыть руки, используя схемы-алгоритмы; учить понимать смысл схематического изображения; учить наклеивать изображения круглой формы; способствовать развитию навыков продуктивной деятельности (аппликация), воспитывать желание быть чистым и аккуратным, вызывать желание демонстрировать положительный пример.

Предварительная работа: чтение произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр», рассматривание картинок, способствующих формированию у детей культурно-гигиенических навыков, знакомство со схемами-алгоритмами, выполнение аппликаций «Украсим платочек», «Украсим тарелочку».

Оборудование: «Мойдодыр,дидактическая кукла, чудесный мешочек, наполненный предметами личной гигиены: мыло, мочалка, полотенце, мольберт, схемы-алгоритмы, заготовка к аппликации в форме полотенца, вырезанные заготовки в форме разноцветных и различных по размеру кружков, клей, кисти, салфетки по количеству детей, клеенка на стол.

Ход :

В группу входит взрослый, в руках у него Грязнуля (кукла с грязными руками и лицом).

Взрослый. Посмотрите, ребята, к нам в группу пришел новый мальчик. Но какой, же он грязный! (обр. к Грязнуле):

Ах ты, гадкий, ах, ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя,

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки.

Воспитатель. Ребята, мы можем принять его в группу? А почему? (ответы детей: потому что он очень грязный). Совершенно верно. Он такой грязный, что мы не можем его принять. К нам в детский сад ходят только чистые и аккуратные дети. Правда, ребята?

Воспитатель (обр. к Грязнуле) Ответь, пожалуйста, почему ты пришёл в детский сад с грязными руками? (делает вид, что Грязнуля что-то шепчет ему на ухо).Что? Ты не умеешь мыть руки?

Ребята, мне жалко этого мальчика, его никто не научил умываться. Как же мы сможем помочь Грязнуле?(ответы детей)

Подытоживает ответы детей: Давайте мы научим его мыть руки, и тогда грязнуля станет чистюлей. Согласны?

Ответы детей. Поможем. Да.

Воспитатель. Рано утром на рассвете

Умываются котята и мышата,

И жучки и паучки

Ребята, а вы вспомнили герой какой сказки говорил эти слова?

Дети: Мойдодыр.

…Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой

Выбегает умывальник

И качает головой.

Воспитатель выводит из игрового центра «Семья» Мойдодыра Дети его рассматривают, и воспитатель обращает внимание детей на чудесный мешочек, в котором находятся какие-то предметы.

Игра «Чудесный мешочек»

(Дети достают по очереди предметы личной гигиены: мыло, мочалку, полотенце, обследуют их на ощупь, на запах и называют).

Воспитатель по ходу игры задаёт вопросы о том, для чего нужны предметы, добиваясь полных ответов детей:

-Зачем нам нужно мыло?

- Зачем нужна мочалка?

-Для чего нужно полотенце?

(Ответы детей: Мыло нужно для того, чтобы была пена, чтобы мыть руки, чтобы руки были чистыми; мочалка нужна для того, чтобы стереть грязь;

Полотенце нужно для того, чтобы руки были сухими).

Воспитатель. Понял, Грязнуля, сколько предметов помогают людям быть чистыми. Но этих предметов мало. Для того, чтобы быть чистыми, нужно научиться ими пользоваться. Дети, давайте научим Грязнулю правильно мыть руки. Воспитатель с детьми подходят к мольберту, рассматривают схемы-алгоритмы мытья рук, расположенные в правильном порядке.

Воспитатель. Ребята посмотрите на картинки, что нужно сделать вначале? Что потом? (Ответы детей):

1.Закатать рукава

2.Открыть кран с водой

3.Взять в руки мыло

4.Намылить руки до густой пены

5.Смыть мыло чистой водой

6.Закрыть кран

7.Полотенцем вытереть воду с рук досуха

8.Застегнуть рукава).

Дети по очереди проделывают с Грязнулей необходимые манипуляции, расчесывают.

Воспитатель. Подождите, подождите. Кажется малыш мне что-то говорит. Оказывается его зовут Витей (имя мальчикака, которое не встречается в данной группе)

А теперь, ребята, все вместе с Витей помоем руки.

Физическая минутка «Душ»

Жарче дырчатая тучка (сжать-разжать кулачки)

Поливай водичкой ручки, (потирать кисти рук)

Плечики и локоточки, (потирать плечики и локоточки)

Пальчики и ноготочки, (потирать пальчики и ноготочки)

Мой затылочек, височки, (потирать затылок, височки)

Подбородочек и щечки. (потирать подбородок и щеки)

Трем мочалочкой коленочки, (потирать коленочки)

Щеточкой трем хорошенечко, (потирать коленочки)

Пяточки, ступни и пальчики, (потирать пяточки и пальчики)

Трем хорошенечко мальчика. (потирать все тело)

(Во время физ. минутки Грязнуля превращается в чистюлю)

Мойдодыр. Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я!

Наконец-то ты, Грязнуля,

Мойдодыру угодил!

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

-Будьте всегда чистыми и аккуратными, а мне пора возвращаться в свою сказку. До свидания!

Воспитатель. Спасибо, Мойдодыр, за помощь. До свидания!

Художественно-продуктивная деятельность

Воспитатель подносит куклу к уху и кукла, плача, сообщает, что в кукольном доме нет полотенец.

Воспитатель. Не нужно плакать, мы подарим вам красивые полотенца. Правда, ребята?

Дети выполняют коллективную аппликацию «Украсим полотенце».

(сначала наклеивают маленький кружочек на большой, а затем большой круг на одно из двух полотенец, подбирая цвета)

Воспитатель (к кукле). Вот такие красивые полотенца дарят тебе наши дети. А теперь ответь, пожалуйста, ты запомнил, как нужно правильно мыть руки?

Грязнуля. Да.

Приложение 2.

Консультация для родителей «Чистота — залог здоровья»

Является ли чистота залогом здоровья? Большинство из нас ответят "да" и будут правы. "…Чистота приближает человека к божеству", – заметил один европейский социолог.  Само слово "гигиена" произошло от имени одной из дочерей греческого бога-врачевателя Асклепия – Гигеи (богини чистоты и здоровья).

     Гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. 

       В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Поэтому работа по формированию  у детей навыков личной гигиены должна начинаться в раннем дошкольном возрасте.

  Для воспитания у детей хорошей привычки мыть руки  можно пользоваться маленькими стишками:

             ***                                               

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

 Без воды умылся котик.
Лапкой вымыл глазки, ротик.
А вот мне нельзя так мыться
Мама может рассердиться…
В. Науменко

В ванне.                                                  

Любо плавать Ване
В белом море - в ванне.
Только вот обидно -
Берега не видно.
Видимость пропала,
Мыло в глаз попало...
А. Шлыгин

Вода и мыло                               

- Грязнуля ты!
На лбу твоем чернила! –
Воскликнула Вода,
Увидев Мыло.
- Да, - Мыло говорит, -
Я это знаю,
Зато других от грязи

Я спасаю!
В речке кончилась вода
Ой, беда, беда, беда -
В речке кончилась вода!
Это из-за Вали:
Валю - умывали!!!
В. Шуржик

Задача взрослых при формировании культурно-гигиенических навыков, развивать самоконтроль при выполнении правил и норм личной гигиены. Предлагаем вместе  с детьми научиться,  правильно мыть руки.

Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков "Мойдодыр спешит к нам в гости"

Данный конспект разработан и реализован воспитателем -практиком, работающим с детьми группы "Особый ребенок". При подготовке материала учтены все особенности детей этой группы: возрастные и индивидуал...

Конспект занятия по формированию культурно гигиенических навыков «Мойдодыр» во второй младшей группе.

Образовательная область: «Познание»Программное содержание.  Формирование навыков здорового образа жизни; закрепление навыков в умывании, в знании предметов туалета и их назначении; развивать набл...

Презентационный материал по формированию культурно- гигиенических навыков у дошкольников "ДРУЗЬЯ МОЙДОДЫРА!"

Презентация "Друзья Мойдодыра!" с включением беседы с детьми от имени героя произведения "Мойдодыр" автора К.И. Чуковского. В презентацию включены иллюстрации с выдержками примеров...

Педагогический проект "Уроки Мойдодыра" по формированию культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста.

Долгосрочный проект для детей раннего возраста.  Цель проекта: формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста....

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков "Мойдодыр" (вторая младшая группа).

Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными....