Консультация для педагогов "Что такое мотивация"
консультация

Терехова Наталья Юрьевна

Знание о мотивации и применение этих знаний в каждодневной жизни - это возможность понять себя и окружающих, найти подходы к людям, сделать свои взаимоотношения с ними более эффективными и приятными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya.docx23.32 КБ
Файл motivatsiya.pptx2.57 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Что такое мотивация»

СЛАЙД 2:

С  мотивации начинается всякое взаимодействие между ребёнком и взрослым. Непосредственная мотивация в дошкольном возрасте намного сильнее, чем широкие социальные мотивы поведения.  Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Изучение мотивов принадлежит к наиболее трудным практическим задачам, решать которые необходимо, если ставить цели повышения качества обучения и образования.

СЛАЙД 3:

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

 При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п.), которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка.

СЛАЙД 4 :  Понятие «мотивация» происходит от латинского слова «movere» - двигать.

СЛАЙД 5: Есть несколько определений мотивации:

  • Мотивация – это побуждение к действию.
  • Мотивация – это способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности.
  • Мотивация – это динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность.

СЛАЙД 6:

Мотив – это идеальный или материальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Человеку он представляется в форме специфических переживаний, которые могут характеризоваться положительными эмоциями от достижения этого предмета, или же отрицательными, связанными с неудовлетворённостью в настоящем положении. Чтобы осознать мотив требуется проделать серьёзную внутреннюю работу.

Мотив нередко путают с потребностью или целью, но потребность – это подсознательное стремление устранить дискомфорт, а цель – это результат сознательного процесса постановки цели. К примеру, голод является потребностью, желание поесть – это мотив, а еда, к которой тянутся руки человека – это цель.

Мотивация является сложным психологическим феноменом, с чем и связано её многообразие.

СЛАЙД 7: КОШЕЧКА

Виды мотивации

СЛАЙД 8:   

В психологии принято выделять следующие виды мотивации человека:

  • Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами (участие в соревнованиях, чтобы получить награду и т.п.).
  • Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами (занятия спортом, потому что это доставляет положительные эмоции т.п.).

СЛАЙД 9:

  • Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах (если я не буду капризничать, то родители дадут мне поиграть в компьютерную игру и т.п.).
  • Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах (если я не буду капризничать, то родители не будут меня ругать и т.п.).

СЛАЙД 10:

  • Устойчивая мотивация – это мотивация, основанная на естественных потребностях человека (утоление жажды, голода и т.п.).
  • Неустойчивая мотивация – это мотивация, которая требует постоянной внешней поддержки (бросить курить, сбросить вес и т.п.).

СЛАЙД 11 :

Устойчивая и неустойчивая мотивация различается и по типам:2 основных типа мотивации «к чему-то» и «от чего-то» (часто это называют «методом кнута и пряника»).

СЛАЙД 12:  

Дополнительная классификация.  

Существует деление мотиваций на подвиды: индивидуальные, групповые, познавательные.

Индивидуальная мотивация объединяет потребности, стимулы и цели, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза. Примерами являются: чувство голода, жажда, стремление избежать болевых ощущений, поддержка температуры…

К явлениям групповой мотивации относятся: забота родителей о детях, поиск своего места в обществе , поддержание государственного устройства.

Примерами познавательной мотивации выступают: научно-исследовательская деятельность, получение ребенком знаний через игровой процесс.

СЛАЙД 13:  Кроме того, различают отдельные мотивы, которые движут поступками людей:

  • Мотив самоутверждения – стремление самоутвердиться в обществе, получить определённый статус, уважение. Иногда такое стремление относят к мотивации престижа (стремление к достижению и поддержанию более высокого статуса).
  • Мотив идентификации – стремление к тому, чтобы походить на кого-то (авторитета, кумира, отца и т.п.).
  • Мотив власти – стремление человека к влиянию на окружающих, руководить ими, направлять их действия.
  • Процессуально-содержательные мотивы – побуждение к действиям посредством не внешних факторов, а процессом и содержанием деятельности.
  • Внешние мотивы – побуждающие к действиям факторы находятся вне деятельности (престиж, материальные блага и т.п.).
  • Мотив саморазвития - стремление к личностному росту, реализации своего потенциала.
  • Мотив достижения – стремление достигать лучших результатов и овладевать мастерством в чём-либо.
  • Просоциальные мотивы (общественно значимые) – мотивы, которые связаны с чувством долга, ответственностью перед людьми.
  • Мотив аффилиации (присоединения) – стремление устанавливать и поддерживать связь с другими людьми, к контакту и приятному общению с ними

СЛАЙД 14 - 15: ВЫВОД

В заключение стоит заметить, что знания о мотивации и применение их в своей каждодневной жизни – это возможность на глубинном уровне понять себя и окружающих, найти подход к людям, сделать свои взаимоотношения с ними более эффективными и приятными. Это возможность сделать жизнь лучше. Не важно, являетесь ли вы руководителем крупной фирмы или просто её работником, учите вы других людей чему-то или сами учитесь, помогаете кому-то чего-то достигать или сами стремитесь к достижению выдающихся результатов, но если вы знаете, что нужно другим и вам самим, то это и есть залог развития, роста и успеха.

Литература

Если у вас есть желание познакомиться с темой мотивации детальнее и разобраться в тонкостях этого вопроса, вы можете воспользоваться источниками, казанными ниже:

  • Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М., 1989
  • Виноградова М. Д. Коллективная познавательная деятельность. М., 1987
  • Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардика, 1999
  • Гоноблин Ф. Н. Внимание и его воспитание. М., 1982
  • Дятлов В.А, Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. - М.: ПРИОР, 1998
  • Егоршин А.П. Управление персоналом. - Нижний Новгород: НИМБ, 1999.
  • Ермолаев Б. А. Учить учиться. М., 1988
  • Ерецкий М. Н. Совершенствование обучения в техникуме. М., 1987
  • Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, - 2000
  • Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». - М: НОРМА - ИНФРА, 1999
  • Липатов В.С. Управление персоналом предприятий и организаций. - М.: Люкс, 1996
  • Поля М. Н. Как побуждать учащихся к учению и труду. Кишинев 1989
  • Скаткин М.Н. Совершенствование процессов обучения. М., 1981
  • Страхов И. В. Воспитание внимания у учащихся. М., 1988
  • Шамова Т. И. Активизация обучения студентов. М., 1982.
  • Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1989


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов «Что такое мотивация»

Слайд 4

Мотивация – это побуждение к действию. Мотивация – это способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой- либо деятельности.

Слайд 6

потребность мотив цель

Слайд 11

ИЛИ

Слайд 14

Р Е З Ю М Е: ….

Слайд 15

Если план А не сработал, у тебя есть еще 32 буквы, чтобы попробовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие мотивации ребенка к школьному обучению школьному обучению

Консультация для родителейРазвитие мотивации ребенка к школьному обучению...

Консультация для родителей Развитие мотивации ребенка к школьному обучению

Консультация для родителейРазвитие мотивации ребенка к школьному обучению В психологической готовности к школе выделяют умственную, мотивационную, эмоционально-волевую готовность и готовность к о...

Шпаргалка для начинающего воспитателя "Что такое мотивация?"

Одним из залогов успешной деятельности ребёнка является мотивация. Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов....

Консультация для педагогов "Положительная мотивация педагога и стремление к профессиональному росту"

Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является мотивация.Заинтерессованность педагога в профессиональном развитии - это обесспечение успеха в развитии образовательного учреждения....

Консультация для родителей "Развитие мотивации детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Развитие мотивации детей дошкольного возраста"...

«Консультация для родителей «Формирование мотивации успеха у дошкольников» «Как создать мотивацию успеха у ребенка»

laquo;Формирование мотивации успеха у дошкольников»«Как создать мотивацию успеха у ребенка»...