«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы».
статья

Куланина Елена Сергеевна

Приобщение дошкольников к художественной литературе остается актуальным вопросом и в настоящее время. Ведь книга входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Дошкольный возраст — время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Белоусова А.Е. воспитатель,

Куланина Е.С. старший воспитатель

МДОУ «Д/с № 121 к.в.» г. Магнитогорска

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы.

Нам без книг, как без хлеба,

Даже дня не прожить.

Так давайте же будем

Их беречь и любить.

(В.В. Радин)

Изучению данного вопроса посвящено много работ,  на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева,  Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохини и другие.

Книга входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Дошкольный возраст — время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей.

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. 

Самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель.  Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

На занятиях педагог должен работать с произведениями, которые интересны детям, доступны по идейному содержанию, содержат яркий художественный элемент. С этой целью подбирается детские произведения, с яркостью их художественной формы и несложностью идейного содержания. От детей не нужно требовать словесного воспроизведения полученных сведений, все выводы педагог формулирует сам в доступной детям форме.

Так же важно научить дошкольника операциям, которые совершает читатель в процессе эмоционального и понятийного освоения текста, т.е. элементарным приемам анализа.

Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут, и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово во время рассказа, не останавливаясь, синонимом или краткой фразой. Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Что получилось бы, если воспитатель задался бы целью объяснить все незнакомые слова в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Таких слов немало: откуп, чупрун, пряха и т.д. Однако и без объяснения этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой, жадной старухи воспринимаются детьми очень живо.

При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком все произведение, а затем показать детям картинки, но если они крупные. Если же рисунки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно. После занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рассматривания.

Так же воспитатель проводит работу  с родителями на тематических собраниях:  знакомит родителей с читательскими (зрительскими) интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми, освещает имеющиеся проблемы. Именно родители во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе.

Таким образом, художественная литература расширяет представления детей об окружающем мире, формирует первичные ценностные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству, удовлетворяет детские интересы и потребности в игре, общении с взрослыми и сверстниками.

 Список литературы:

  1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: Воспитательная работа с дошкольниками / А.В. Бакушинский. – М.: Карапуз, 2009.
  2. Градусова Л.В., Левшина Н.И. ПРОБЛЕМА ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЕ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1.;
  3. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003.
  4. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М.: Педагогика, 1972.

Интернет источники:

  1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26091  (дата обращения: 05.12.2018).
  2. URL: http://lebds3.org.ru/index.php/konsultatsii/638-priobshchenie-detej-k-khudozhestvennoj-literature (дата обращения: 05.12.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным мн...

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы.

Материал приобщения дошкольников к любви к чтению....

Важность приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал ...

Консультация для родителей по теме: "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы"

Консультация для родителей по теме: "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы"...

Современные формы работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь современного общества, мир человеческих чувств и взаимоотношений....