Сборник игр по формированию умения общаться.
книга (старшая группа)

                                          ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

I БЛОК:  «Я – человек»                                                                         1

Ты мне нравишься                                                                                                    1

Расскажи о себе                                                                                                         1

Я люблю                                                                                                                     1

Кто Я?                                                                                                                         1

Попробуем измениться                                                                                             1

 

II БЛОК: «Я – и мои чувства»                                                                      2

Закончи предложение                                                                                               2

Зоопарк                                                                                                                       2

Так бывает или нет                                                                                                    2

Вопросы и ответы                                                                                                      2

Снежный ком                                                                                                             2

Любопытный                                                                                                              3

Сказки дедушки Корнея                                                                                            3

Красивый Петя уродился, перед всеми он гордился                                              3

 

III БЛОК: «Я – и моё тело»                                                                    3

Путаница                                                                                                                     3

Котенок потерялся                                                                                                     4

Бюро находок                                                                                                             4

Наши эмоции                                                                                                              4

 

IV БЛОК: «Я – и моя семья»                                                                 5

Дочки – матери                                                                                                           5

Разыгрывание ситуаций                                                                                             5

Волшебный мешочек                                                                                                 5

Угадай – ка                                                                                                                 6

Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей                                              6

Список литературы                                                                                                   8

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_igr_po_formirovaniyu_umeniya_obshchatsya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                          ОГЛАВЛЕНИЕ:

I БЛОК:  «Я – человек»                                                                         1

Ты мне нравишься                                                                                                    1

Расскажи о себе                                                                                                         1

Я люблю                                                                                                                     1

Кто Я?                                                                                                                         1

Попробуем измениться                                                                                             1

II БЛОК: «Я – и мои чувства»                                                                      2

Закончи предложение                                                                                               2

Зоопарк                                                                                                                       2

Так бывает или нет                                                                                                    2

Вопросы и ответы                                                                                                      2

Снежный ком                                                                                                             2

Любопытный                                                                                                              3

Сказки дедушки Корнея                                                                                            3

Красивый Петя уродился, перед всеми он гордился                                              3

III БЛОК: «Я – и моё тело»                                                                    3

Путаница                                                                                                                     3

Котенок потерялся                                                                                                     4

Бюро находок                                                                                                             4

Наши эмоции                                                                                                              4

IV БЛОК: «Я – и моя семья»                                                                 5

Дочки – матери                                                                                                           5

Разыгрывание ситуаций                                                                                             5

Волшебный мешочек                                                                                                 5

Угадай – ка                                                                                                                 6

Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей                                              6

Список литературы                                                                                                   8

Сборник игр по формированию умения общаться.

I. Блок: «Я - человек»

Цель:   Дать ребенку почувствовать свою значимость.

«Ты мне нравишься»

Каждый участник группы по очереди произносит фразу, например: «Катя, ты мне нравишься тем, что…». Начинает ведущий. Ни один ребенок не должен остаться без внимания.

«Расскажи о себе»

Использовать выражения:

-меня зовут…,

-больше всего на свете мне нравиться…,

-я люблю…,

- я умею делать…,

«Я люблю»

Подумай и назови  любимое.

Моя любимая игрушка…

Моя любимая сказка…

Мой любимый цвет…

«Кто я?».

Дети по очереди стараются назвать как можно больше ответов на вопрос: «Кто я?» Для описания себя используются характеристики, черты, интересы и чувства, и каждое предложение начинается с местоимения «Я». Например: «Я- девочка», «Я- человек, занимающий спортом», и т.д. взрослый следит за тем, чтобы дети не повторяли то, что говорили предыдущие дети, а описывали именно себя.

Театральная игра «Попробуем измениться»

         Детям предлагают пофантазировать, какими бы они хотели себя видеть, если бы в сказке пришлось играть того или иного героя (Золушку, Карабаса Барабаса, Кота в сапогах и т.д.)

II. Блок: «Я – и мои чувства»

Цель: Уметь слушать собеседника, быть внимательным к партнеру не перебивать его.

«Закончи предложение»

Мама положила хлеб… куда? (в хлебницу)

Брат насыпал сахар… куда?

Папа принес конфеты и положил их… куда?

«Зоопарк»

Дети садятся в круг, получая картинку, но не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:

1. внешний вид

2. чем питается

«Так бывает или нет»

Обязательным условием в данной игре является чередование реальных и нереальных ситуаций. Например: «волк бродит по лесу», «волк на дереве сидит», «в кастрюле варится суп», «чашка жариться на сковородке», затем дети сами придумывают предложения.

«Вопросы и ответы»

Эта игра знакома каждому человеку с детства. Она развивает не только воображение, мышление, речь, но и формирует здоровое чувство юмора.

«Снежный ком»

Правила игры: водящий наугад называет два слова, например «шкаф» и  «апельсин». Один из участников игры придумывает и описывает ассоциацию, возникшую на эти слова. Например,

«из открытого шкафа выкатывается огромный апельсин»    

«Любопытный»

Играющие образуют круг. Водящий – «любопытный» - называет букву, с которой должны называться ответы. Затем он обращается к какому-либо игроку и задает короткие вопросы, типа «Кто?», «Куда?», «Когда?» и т.п. Задача играющих – отвечать не задерживаясь. Например, объявлена буква «Ш».  Ответы могут быть следующими: шапка, шла, шумным днем, кушать и т.д. Победитель оказывается участник, оставшийся последним в игре.

«Сказки дедушки Корнея»

Нелепицы, перевертыши и небылицы могут быть построены на основе использования следующих приемов:

  1. Малому приписываются качества большого и наоборот. «Комарище, упавший с дубища»
  1. холодному приписываются качества горячего и наоборот. «Человек обжегся холодным супом»
  1. съедобные и несъедобные предметы
  1. перевертыши одежды «Мужик подвязал тулуп топорищем»

Театрализованная игра «Красивый Петя уродился; перед всеми он гордился»

          Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказок.

III. Блок: «Я – и моё тело»

Цель: Проявление и осознание эмоциональных состояний

«Путаница»

 Игра для нескольких детей. Они встают в круг, закрывают глаза, и вытянув вперед руки, сходятся в центре. Правой рукой берет за руку любого другого ребенка, левая оставлена для того, чтобы за нее кто-то взялся. Взрослый помогает детям в том, чтобы за одну руку взялся только один ребенок. Образуется путаница. После этого все открывают глаза. Задача детей – распутаться, не опуская рук.

«Котенок потерялся».

Взрослый рассказывает ребенку историю про котенка, а затем малыш изображает действия и движения героев сказки. Необходимо фиксировать внимание ребенка на состояние его мышц: вначале, когда котенок замерз и сжался в клубок, они сильно напряжены, потом наступает расслабление. Упражнения направленно на осознание чувства напряжения и расслабления. «Маленький пушистый котенок заблудился и остался один на улице. Он не знает, куда идти ему и где его мама. На улице идет дождь, дует холодный ветер. Котенок сжался в комочек, и весь дрожит от холода. Он лежит и думает, как хорошо сейчас дома, в тепле, рядом с мамой. Мама-кошка долго искала своего малыша. Она шла по улице сквозь ветер и дождь и нашла его лежащим, свернувшись в клубок, у подъезда. Мама и котенок очень обрадовались, увидев друг друга. Они пошли домой, согрелись и спокойно уснули, лежа у печки»

возможность взглянуть на себя как бы с разных сторон, расширить представление о себе.

«Бюро находок».

 Игра проводится в группе детей. Каждый ребенок «теряет» какую– нибудь свою вещь (ботинок, игрушку, шнурок, пуговицу и т.п.). все вещи собирает «Бюро находок». Директор бюро берет по одной «потерянной» вещи и спрашивает водящего: «Что должен сделать этот растеряша?» водящий, стоя спиной к детям, дает каждому ребенку задание (спеть, станцевать, рассказать стихи и т.д.) выполнив поручение которое он получил,  получает свою вещь из бюро находок. Игра помогает детям увидеть и оценить возможности и способности друг друга.

Театрализованный этюд «Наши эмоции»

           Совершенствовать умение детей связно и логично излагать свои мысли.

IV. Блок: «Я – и моя семья»

Цель: Воплотить в игре образы своего воображения.

«Дочки – матери» (ролевая игра)

Эта игра полезна и для девочек, и для мальчиков, как в диагностическом, так и в развивающем плане. Как известно дети отражают в своих играх то, что они видят в своем окружении, поэтому наблюдая за игрой, родители смогут увидеть со стороны те образцы поведения, которые они демонстрируют ребенку. Кроме того, игра «Дочки-матери» помогает ребенку почувствовать себя в роли родителей, осознать, как иногда бывает маме и папе трудно со своими детьми. В этой игре также можно разыграть различные жизненные ситуации, например те, которые предлагаются в следующем упражнении.

«Разыгрывание ситуаций».

 Ситуация разыгрывается в группе детей, которые играют роли родителей и свои. К разыгрыванию можно предложить следующие ситуации: «Вечер в семье», «Если у тебя есть два билета в кино, с кем бы ты хотел пойти?», «Праздник в семье», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «Как поднять маме (папе) настроение». Некоторые ситуации для разыгрывания могут предложить сами дети.

Цель: Развивать мышление, воображение

«Волшебный мешочек».

Перед этой игрой необходимо обсудить с ребенком, какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он на кого-то обижен и т.п. Затем ребенку предлагается сложить в «волшебный» мешок все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть и т.п. можно использовать еще один «волшебный» мешок, из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

«Угадай-ка».

 Игру начинает взрослый. С помощью мимики и жестов он изображает какой-либо предмет (мяч, лягушку, машину, бабочку и т.п.) малыш пытается угадать, кого  он показывает. После нескольких сценок ребенок пытается изобразить предметы без слов. Это упражнение помогает ребенку осознать возможности и богатство «бессловесных движений».  

 «Как можно общаться без слов».

Обсудить с ребенком, с помощью каких средств он может общаться с другими людьми. Наверное, он сразу же назовет речь. Спросить его, как можно без слов объясниться с человеком, как с помощью жеста, мимики передать свое эмоциональное состояние. Можно ли узнать, о чем думал, что чувствовал писатель, композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения. Попробуйте угадать настроение автора, читая какую-нибудь книгу или слушая музыку.

Театрализованная игра «Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей»

            Совершенствовать умение последовательно излагать мысли, используя разнообразные средства выразительности.

       Список литературы:

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.–

     М.:  «Просвещение», 2001

2.  Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского

          сада. – М.: Просвещение, 1999

     3. Дзюба П.П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада. –

          Ростов-на- Дону.: Феникс», 2008

     4.   Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр-   дошкольникам.

         М.:       «Просвещение», 2002

     5.  Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения

          в обучении  дошкольников. – М.: «Просвещение», 1990

 6. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. – Ярославль,

     2001

 7. Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие

     для   работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ «Сфера», 2001

8.  Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты коррекционные игры.

      М.:  Издательство «ГНОМ».,2001

9.  Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. Театрализованные игры в детском саду.

    М.: «Школьная пресса», 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры, направленные на формирование у детей умения общаться

 Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраст...

"Формирование у детей дошкольного возраста умений общаться со сверстниками"

В статье представлен опыт работы по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста (средняя, старшая группы)...

Конспект совместной деятельности Интерактивные игры как средство формирования умения общаться детей с ОВЗ (задержка психического развития и тяжелое нарушение речи) со сверстниками (с детьми 4-5 лет) по теме «Поможем тигренку собрать машину»

Конспект совместной деятельности Интерактивные игры как средство формирования умения общаться детей с ОВЗ (задержка психического развития и тяжелое нарушение речи) со сверстниками (с детьми  4-5 ...

Представление опыта работы «Социоигровой стиль работы как эффективная педагогическая технология формирования умения общаться у детей» с детьми младшего дошкольного возраста.

Одной из ведущих технологий является социоигровая. Цель технологии  - формирование коммуникативных навыков общения, которое, как говорил Л. С. Выготский, является основной движущей силой развития...

Диагностика. Формирование умений составлять рассказы-рассуждения детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в проектной деятельности.

Формирование умений составлять рассказы-рассуждения детьми старшегодошкольного возраста с общим недоразвитием речи в проектнойдеятельности....

Статья "Организация теоретического исследования по проблеме формирования умений составлять рассказы-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня в процессе проектной деятельности"

quot;Организация теоретического исследования по проблеме формированияумений составлять рассказы-рассуждения у детей старшегодошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня впроцессе проектно...