Сборник игр по формированию умения общаться.
книга (старшая группа)
ОГЛАВЛЕНИЕ:
I БЛОК: «Я – человек» 1
Ты мне нравишься 1
Расскажи о себе 1
Я люблю 1
Кто Я? 1
Попробуем измениться 1
II БЛОК: «Я – и мои чувства» 2
Закончи предложение 2
Зоопарк 2
Так бывает или нет 2
Вопросы и ответы 2
Снежный ком 2
Любопытный 3
Сказки дедушки Корнея 3
Красивый Петя уродился, перед всеми он гордился 3
III БЛОК: «Я – и моё тело» 3
Путаница 3
Котенок потерялся 4
Бюро находок 4
Наши эмоции 4
IV БЛОК: «Я – и моя семья» 5
Дочки – матери 5
Разыгрывание ситуаций 5
Волшебный мешочек 5
Угадай – ка 6
Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей 6
Список литературы 8
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_igr_po_formirovaniyu_umeniya_obshchatsya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ:
I БЛОК: «Я – человек» 1
Ты мне нравишься 1
Расскажи о себе 1
Я люблю 1
Кто Я? 1
Попробуем измениться 1
II БЛОК: «Я – и мои чувства» 2
Закончи предложение 2
Зоопарк 2
Так бывает или нет 2
Вопросы и ответы 2
Снежный ком 2
Любопытный 3
Сказки дедушки Корнея 3
Красивый Петя уродился, перед всеми он гордился 3
III БЛОК: «Я – и моё тело» 3
Путаница 3
Котенок потерялся 4
Бюро находок 4
Наши эмоции 4
IV БЛОК: «Я – и моя семья» 5
Дочки – матери 5
Разыгрывание ситуаций 5
Волшебный мешочек 5
Угадай – ка 6
Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей 6
Список литературы 8
Сборник игр по формированию умения общаться.
I. Блок: «Я - человек»
Цель: Дать ребенку почувствовать свою значимость.
«Ты мне нравишься»
Каждый участник группы по очереди произносит фразу, например: «Катя, ты мне нравишься тем, что…». Начинает ведущий. Ни один ребенок не должен остаться без внимания.
«Расскажи о себе»
Использовать выражения:
-меня зовут…,
-больше всего на свете мне нравиться…,
-я люблю…,
- я умею делать…,
«Я люблю»
Подумай и назови любимое.
Моя любимая игрушка…
Моя любимая сказка…
Мой любимый цвет…
«Кто я?».
Дети по очереди стараются назвать как можно больше ответов на вопрос: «Кто я?» Для описания себя используются характеристики, черты, интересы и чувства, и каждое предложение начинается с местоимения «Я». Например: «Я- девочка», «Я- человек, занимающий спортом», и т.д. взрослый следит за тем, чтобы дети не повторяли то, что говорили предыдущие дети, а описывали именно себя.
Театральная игра «Попробуем измениться»
Детям предлагают пофантазировать, какими бы они хотели себя видеть, если бы в сказке пришлось играть того или иного героя (Золушку, Карабаса Барабаса, Кота в сапогах и т.д.)
II. Блок: «Я – и мои чувства»
Цель: Уметь слушать собеседника, быть внимательным к партнеру не перебивать его.
«Закончи предложение»
Мама положила хлеб… куда? (в хлебницу)
Брат насыпал сахар… куда?
Папа принес конфеты и положил их… куда?
«Зоопарк»
Дети садятся в круг, получая картинку, но не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:
1. внешний вид
2. чем питается
«Так бывает или нет»
Обязательным условием в данной игре является чередование реальных и нереальных ситуаций. Например: «волк бродит по лесу», «волк на дереве сидит», «в кастрюле варится суп», «чашка жариться на сковородке», затем дети сами придумывают предложения.
«Вопросы и ответы»
Эта игра знакома каждому человеку с детства. Она развивает не только воображение, мышление, речь, но и формирует здоровое чувство юмора.
«Снежный ком»
Правила игры: водящий наугад называет два слова, например «шкаф» и «апельсин». Один из участников игры придумывает и описывает ассоциацию, возникшую на эти слова. Например,
«из открытого шкафа выкатывается огромный апельсин»
«Любопытный»
Играющие образуют круг. Водящий – «любопытный» - называет букву, с которой должны называться ответы. Затем он обращается к какому-либо игроку и задает короткие вопросы, типа «Кто?», «Куда?», «Когда?» и т.п. Задача играющих – отвечать не задерживаясь. Например, объявлена буква «Ш». Ответы могут быть следующими: шапка, шла, шумным днем, кушать и т.д. Победитель оказывается участник, оставшийся последним в игре.
«Сказки дедушки Корнея»
Нелепицы, перевертыши и небылицы могут быть построены на основе использования следующих приемов:
- Малому приписываются качества большого и наоборот. «Комарище, упавший с дубища»
- холодному приписываются качества горячего и наоборот. «Человек обжегся холодным супом»
- съедобные и несъедобные предметы
- перевертыши одежды «Мужик подвязал тулуп топорищем»
Театрализованная игра «Красивый Петя уродился; перед всеми он гордился»
Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказок.
III. Блок: «Я – и моё тело»
Цель: Проявление и осознание эмоциональных состояний
«Путаница»
Игра для нескольких детей. Они встают в круг, закрывают глаза, и вытянув вперед руки, сходятся в центре. Правой рукой берет за руку любого другого ребенка, левая оставлена для того, чтобы за нее кто-то взялся. Взрослый помогает детям в том, чтобы за одну руку взялся только один ребенок. Образуется путаница. После этого все открывают глаза. Задача детей – распутаться, не опуская рук.
«Котенок потерялся».
Взрослый рассказывает ребенку историю про котенка, а затем малыш изображает действия и движения героев сказки. Необходимо фиксировать внимание ребенка на состояние его мышц: вначале, когда котенок замерз и сжался в клубок, они сильно напряжены, потом наступает расслабление. Упражнения направленно на осознание чувства напряжения и расслабления. «Маленький пушистый котенок заблудился и остался один на улице. Он не знает, куда идти ему и где его мама. На улице идет дождь, дует холодный ветер. Котенок сжался в комочек, и весь дрожит от холода. Он лежит и думает, как хорошо сейчас дома, в тепле, рядом с мамой. Мама-кошка долго искала своего малыша. Она шла по улице сквозь ветер и дождь и нашла его лежащим, свернувшись в клубок, у подъезда. Мама и котенок очень обрадовались, увидев друг друга. Они пошли домой, согрелись и спокойно уснули, лежа у печки»
возможность взглянуть на себя как бы с разных сторон, расширить представление о себе.
«Бюро находок».
Игра проводится в группе детей. Каждый ребенок «теряет» какую– нибудь свою вещь (ботинок, игрушку, шнурок, пуговицу и т.п.). все вещи собирает «Бюро находок». Директор бюро берет по одной «потерянной» вещи и спрашивает водящего: «Что должен сделать этот растеряша?» водящий, стоя спиной к детям, дает каждому ребенку задание (спеть, станцевать, рассказать стихи и т.д.) выполнив поручение которое он получил, получает свою вещь из бюро находок. Игра помогает детям увидеть и оценить возможности и способности друг друга.
Театрализованный этюд «Наши эмоции»
Совершенствовать умение детей связно и логично излагать свои мысли.
IV. Блок: «Я – и моя семья»
Цель: Воплотить в игре образы своего воображения.
«Дочки – матери» (ролевая игра)
Эта игра полезна и для девочек, и для мальчиков, как в диагностическом, так и в развивающем плане. Как известно дети отражают в своих играх то, что они видят в своем окружении, поэтому наблюдая за игрой, родители смогут увидеть со стороны те образцы поведения, которые они демонстрируют ребенку. Кроме того, игра «Дочки-матери» помогает ребенку почувствовать себя в роли родителей, осознать, как иногда бывает маме и папе трудно со своими детьми. В этой игре также можно разыграть различные жизненные ситуации, например те, которые предлагаются в следующем упражнении.
«Разыгрывание ситуаций».
Ситуация разыгрывается в группе детей, которые играют роли родителей и свои. К разыгрыванию можно предложить следующие ситуации: «Вечер в семье», «Если у тебя есть два билета в кино, с кем бы ты хотел пойти?», «Праздник в семье», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «Как поднять маме (папе) настроение». Некоторые ситуации для разыгрывания могут предложить сами дети.
Цель: Развивать мышление, воображение
«Волшебный мешочек».
Перед этой игрой необходимо обсудить с ребенком, какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он на кого-то обижен и т.п. Затем ребенку предлагается сложить в «волшебный» мешок все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть и т.п. можно использовать еще один «волшебный» мешок, из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.
«Угадай-ка».
Игру начинает взрослый. С помощью мимики и жестов он изображает какой-либо предмет (мяч, лягушку, машину, бабочку и т.п.) малыш пытается угадать, кого он показывает. После нескольких сценок ребенок пытается изобразить предметы без слов. Это упражнение помогает ребенку осознать возможности и богатство «бессловесных движений».
«Как можно общаться без слов».
Обсудить с ребенком, с помощью каких средств он может общаться с другими людьми. Наверное, он сразу же назовет речь. Спросить его, как можно без слов объясниться с человеком, как с помощью жеста, мимики передать свое эмоциональное состояние. Можно ли узнать, о чем думал, что чувствовал писатель, композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения. Попробуйте угадать настроение автора, читая какую-нибудь книгу или слушая музыку.
Театрализованная игра «Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей»
Совершенствовать умение последовательно излагать мысли, используя разнообразные средства выразительности.
Список литературы:
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.–
М.: «Просвещение», 2001
2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского
сада. – М.: Просвещение, 1999
3. Дзюба П.П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада. –
Ростов-на- Дону.: Феникс», 2008
4. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр- дошкольникам.
М.: «Просвещение», 2002
5. Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения
в обучении дошкольников. – М.: «Просвещение», 1990
6. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. – Ярославль,
2001
7. Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие
для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ «Сфера», 2001
8. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты коррекционные игры.
М.: Издательство «ГНОМ».,2001
9. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. Театрализованные игры в детском саду.
М.: «Школьная пресса», 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игры, направленные на формирование у детей умения общаться
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраст...
"Формирование у детей дошкольного возраста умений общаться со сверстниками"
В статье представлен опыт работы по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста (средняя, старшая группы)...
Конспект совместной деятельности Интерактивные игры как средство формирования умения общаться детей с ОВЗ (задержка психического развития и тяжелое нарушение речи) со сверстниками (с детьми 4-5 лет) по теме «Поможем тигренку собрать машину»
Конспект совместной деятельности Интерактивные игры как средство формирования умения общаться детей с ОВЗ (задержка психического развития и тяжелое нарушение речи) со сверстниками (с детьми 4-5 ...
Представление опыта работы «Социоигровой стиль работы как эффективная педагогическая технология формирования умения общаться у детей» с детьми младшего дошкольного возраста.
Одной из ведущих технологий является социоигровая. Цель технологии - формирование коммуникативных навыков общения, которое, как говорил Л. С. Выготский, является основной движущей силой развития...
Диагностика. Формирование умений составлять рассказы-рассуждения детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в проектной деятельности.
Формирование умений составлять рассказы-рассуждения детьми старшегодошкольного возраста с общим недоразвитием речи в проектнойдеятельности....
Статья "Организация теоретического исследования по проблеме формирования умений составлять рассказы-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня в процессе проектной деятельности"
quot;Организация теоретического исследования по проблеме формированияумений составлять рассказы-рассуждения у детей старшегодошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня впроцессе проектно...