Организация работы с молодыми педагогами ДОУ «Школа молодого педагога»
статья

Русанова Людмила Леонидовна

Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают от них безупречного профессионализма.

Это достаточно сложный период, и если не оказать молодому специалисту своевременную помощь, то адаптация может привести к стрессу и даже к увольнению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchennyy_opyt_raboty_shmp.docx51.66 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с молодыми педагогами ДОУ «Школа молодого педагога»

Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают от них безупречного профессионализма.

Это достаточно сложный период, и если не оказать молодому специалисту своевременную помощь, то адаптация может привести к стрессу и даже к увольнению.

Несколько лет назад осуществлялся традиционный подход в адаптации молодых педагогов в ДУ:

 К каждому молодому воспитателю прикрепляли официального наставника.

Сегодня ситуация изменилась. Большинство молодых воспитателей нуждается не столько в наставничестве, сколько в возможности получить методическую, психолого-педагогическую помощь, помощь в раскрытии творческого потенциала.

При определении уровня профессиональной компетентности молодых специалистов по трем  компонентам: профессионально-ценностные ориентации, психолого-педагогические знания, методические умения выявлено следующее:

  • во-первых, молодые специалисты имеют недостаточно полные представления в области дошкольной педагогики и психологии, методик дошкольного образования, не уверены в их содержательности;
  • во-вторых, стремятся к созданию условий для эффективной организации педагогического  процесса и разнообразных форм взаимодействия с его участниками, но не всегда достигают оптимальных результатов и не могут определить  причины успехов и неудач своей деятельности
  • в-третьих, молодые педагоги не относятся к своей профессиональной деятельности как к призванию и не достаточно осознают полной ответственности за результаты своей педагогической деятельности. Не в полной мере осознают своей профессиональной некомпетентности  и недостаточно проявляют потребность в профессиональном совершенствовании и развитии.

Таким образом, после выявления этих проблем возникла необходимость создания ШМП.

Поэтому наша цель создания ШМП:

Создание в ДО условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога

 Планируемые результаты  работы ШМП:

  • подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося воспитателя, ощутившего  свое призвание и желание работать в дошкольном  образовательном учреждении. Воспитателя -  творческого, инициативного, самостоятельно мыслящего человека и профессионала;
  • совершенствование инновационной системы методической работы учреждения;
  • повышение качества образовательной деятельности в ДО.

Намечены следующие задачи:

- изучить уровень  подготовленности молодых специалистов в профессиональной деятельности;

- определить этапы профессионального роста молодых специалистов;

- организовать работу педагогов-наставников с молодыми специалистами через систему открытых занятий, мероприятий, консультаций;

- формировать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании;

- совершенствовать  методическую культуру воспитателя (сформировать умения: мотивационные, организационные,  проектировочные,  коммуникативные,  контрольно-аналитические, адаптационные);

- создавать условия для профессиональной адаптации молодого  педагога в коллективе;

- способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружать  начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике;

- обеспечить мониторинг профессиональной деятельности молодого  специалиста.

Профессиональноестановлениепедагогов проходит в несколько этапов:

1 этап-  1 год работы Адаптация молодого педагога в коллективе

2 этап – 2 год работы Процесс развития профессиональных умений. Поиск лучших методов и форм работы с детьми, формирование своего стиля работы.

3 этап – 3 год работы.Складывается система работыПроисходит самосовершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

На данный момент в ДОУ работают 6 молодых педагогов находящихся на разном уровне профессионального становления.

1 этап

2 этап

3 этап

1 педагог

1 педагога

4 педагога

В «Школе молодого педагога» мы ориентируем  молодых педагогов на применение современных методов и приёмов  в работе с детьми, на постоянное пополнение своих знаний, постижение секретов воспитания.

Вся работа «ШМП» регламентируется  Положением,  проводится по учебному плану

Свою работу с молодыми специалистами  строим

с учетом трех аспектов их деятельности:

«Молодой специалист

- коллега»

      "Молодой специалист

          – ребенок "

обеспечение молодого специалиста знаниями, умениями, навыками необходимыми для выстраивания личностно-ориентированного взаимодействия с детьми; разработка организационно-методических рекомендаций по оптимизации образовательного процесса, условий обучений и воспитания детей дошкольного возраста.

        Формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.

"Молодой специалист – родители"

обеспечение молодого специалиста знаниями, умениями, навыками; необходимыми для выстраивания конструктивного и бесконфликтного взаимодействия с родителями;

- создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;

- обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;

обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами.

Формы работы

Процесс повышения профессионализма молодых специалистов  строим с учётом следующих факторов:

-   уровень  базового образования,  теоретическая подготовленность;

-   индивидуальных особенностей.

-  уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться)

- имеют ли практический опыт с детьми;

В ходе работы «ШМП» используются практические и теоретические формы и методы организации работы.

Формы и методы работы с начинающими педагогами:

1 этап становления педагога

Первый этап работы ШМП  - это проведение анкетирования среди начинающих педагогов.По итогам которого был сформирован круг проблем, с которыми столкнулись молодые педагоги, был выявлен профессиональный статус начинающих педагогов для дальнейшего развития профессиональных перспектив, что и составило основу плана работы на год.

Вопросы анкеты

Ответы педагогов

В какой деятельности Вы испытываете трудности

- нормативные документы

- психофизические особенности развития детей

- планирование деятельности

- методики проведения специально организованной деятельности

Причины этих трудностей

- недостаток педагогического опыта

- отсутствие единых требований к ребенку со стороны воспитателя и родителей

Испытываете ли Вы затруднения в общении с:         родителями,                  

детьми,              

руководством?

- иногда

- нет

- нет

В какой методической помощи вы нуждаетесь?

-в просмотре открытых занятий у опытных воспитателей

-в методических консультациях по отдельным разделам

- в знакомстве с передовым педагогическим опытом

На первом этапе применялись такие формы работы как: семинары, консультации, просмотры открытых мероприятий у опытных педагогов, домашние задания.

В течение года действовал постоянно действующий семинар «Изучение ООП ДО МБДОУ детский сад 1».  Прошло 4 заседания:

  1. «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста» (где мы познакомили молодых педагогов с возрастной периодизацией ребенка дошкольного возраста)

Задание: Составить «портрет» своей возрастной группы по предложенному плану.

  1. «Планирование и организация образовательного процесса»

Задание: Оформление и приведение  документации группы соответственно нормативным документам.

  1. «Организация предметно - развивающей среды»

Задание: Приведение предметно-развивающей среды в соответствие с принципами и требованиями к созданию предметно-развивающей среды.

Организация взаимодействия с родителями воспитанников»

Задание: Составление перспективного плана работы с родителями на год.

Также были проведены консультации по организации работы по 4 направлениям развития с детьми:

- социально-личностное, физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое.

Так же в план работы ШМП были включены посещения молодыми специалистами режимных моментов и образовательной деятельности у опытных педагогов.

Каждый молодой специалист был прикреплен к опытному педагогу.

2 Этап профессионального становления педагога.

Во время второго этапа идет процесс развития профессиональных умений. Поиск лучших методов и форм работы с детьми и родителями. Формирование своего стиля работы.

На втором этапе применялись формы работы: семинары-практикумы, консультации, мастер-классы, взаимопосещения, конкурсы.

Семинары - практикумы проведенные по плану ШМП:

  1. «Методы и приемы при организации НОД с детьми»

Задание: Разработать конспект НОД с описанием применяемых методик.

  1. «Организация предметно-развивающей среды в группе с позиции здоровьесбережения»

Задание: Взаимопосещения. Организация НОД с нестандартным физкультурным оборудованием.

  1. «Современные технологии в системе дошкольного образования»

Задание: Проанализировать применение современных технологий в системе дошкольного образования»

Мастер-классы

мастер-классы, в ходе которых опытные педагоги демонстрируют возможности и конкретные примеры,  обсуждают теоретические и методические подходы к педагогической деятельности.

Охрименко Т.В. воспитатель 1 кв. категории провела 2 мастер – класса:

  1. Организация проектного метода с детьми старшего дошкольного возраста. Представление проекта «Мы против мусора»
  2. Изготовление самодельной бумаги «Старая – новая бумага»

Голубева И.Ю. учитель-логопед:

  1. Использование в работе пальчиковых, артикуляционных, дыхательных гимнастик в работе с детьми дошкольного возраста.

Михайлова Л.Ф. воспитатель:

  1. Формы организации работы с родителями

В этом году в ходе работы ШМП Л.Ф. подготовила и провела совместное мероприятие с детьми и родителями воспитанников подготовительной группы. Представила форму работы КВН «Дорогами сказок» (Предлагаю вашему вниманию небольшой отрывок данного мероприятия)

Русанова Л.Л. старший воспитатель:

  1. Мультимедийная презентация  как одна из форм работы использования ИКТ в ДОУ.

Конкурсы

Участие молодых педагогов в конкурсах позволяет им реально использовать и применять знания и практические умения, которые они получили в ходе обучающих семинаров, консультаций, мастер-классов.

То есть конкурс – это один из путей выявления потенциала педагога и создание возможностей для его самореализации.

Подготовка к конкурсу проходит а три этапа:

  1. Организационно – подготовительный (знакомство с Положением о конкурсе)
  2. Практический (оказание консультативной помощи педагогам)
  3. Заключительный – аналитический

На втором этапе работы ШМП были проведены конкурсы:

  1. Оформление информационных уголков для родителей.
  2. Организация предметно-развивающей среды в группе. (Представление своих работ было на педагогическом совете.Форма представления – мультимедийная презентация)
  3. Разработка конспектов НОД.
  4. Портфолио группы

Одной из важных составляющих профессионального становления педагога является

  1. повышение квалификации на курсах повышения квалификации.
  2. Самообразование педагогов.

Все молодые педагоги на втором этапе выбрали методические темы, по которым активно работают. Составили перспективные планы, осуществили подборку литературы, оформили предметно-развивающую среду соответствующую выбранным темам

Методические темы молодых педагогов

Тема

Ф.И.О. педагога

«Эстетическое развитие младших дошкольников средствами «сказочного творчества»

Разина Т.В.

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего и среднего дошкольного возраста через обогащение опыта познавательно- исследовательской деятельности».

Шипарева Н.И.

«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через использование метода проектов»

Бреева С.В.

«Использование разных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Карпеева Н.В.

Использование пальчиковой гимнастики для

развития речи у детей раннего возраста.

Бритвина О.С.

3 Этап профессионального становления педагога.

На третьем этапе происходит самосовершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта.

Так же как  на 1 и 2 этапах вначале учебного года провели анкетирование по выявлению проблем, соответственно был составлен план работы на этот год.

Большая часть работы будет проходить в виде консультативной помощи по запросам педагогов.

По выявленным запросам будет организовано два семинара:

  1. «Методы активации детей в ходе НОД»

Задание: Взаимопосещения. Организация НОД с применением различных методов активизации детей в ходе НОД.

  1. Организация НОД по художественно-эстетическому развитию детей.

Итогом работы ШМП педагоги представят творческие отчеты о проведенной работе в ШМП.

Определенным итогом можно считать, что 2 из 4 педагогов  завершающих учебу в ШМП в этом году аттестуются на 1 квалификационную категорию.

Все педагоги ШМП активно участвовали в мероприятиях различного уровня:
В городских  семинарах
В областных семинарах
Во всероссийских конкурсах, как сами, так и со своими воспитанниками.

Выводы

Сегодня уже можно говорить о результатах нашей работы.

  • В ДОУ создана система работы с молодыми специалистами, которая объединяет деятельность молодых педагогов, опытных наставников, специалистов, администрации;
  • в ДОУ применяются эффективные формы и методы работы с молодыми специалистами, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;
  • молодые педагоги ведут работу по самообразованию, что позволяет им пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;
  • у молодых педагогов сформирована потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс;
  • закрепление за молодым педагогом педагога-наставника обеспечивает необходимую помощь и поддержку на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы родительского клуба «Год до школы»

Ребенок стоит на пороге школы. Безусловно, все родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детско...

Организация работы с одаренными детьми (теоретический семинар для педагогов)

Одаренные дети - особая и очень хрупкая часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов.   Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности ...

«Методика организации проведения логопедических занятий» (консультация в школе молодого учителя-логопеда)

Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми -логопатами можно, если изме...

Организация работы по подготовке ребенка к школе, используя технологии эффективной социализации

Подготовка детей к школе является одной из главных проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Современные исследования российских психологов показывают, что 60-70 %...

«Формы работы с родителями». Консультация для молодых педагогов ДОУ. «Школа молодого педагога».

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Совместная...

Организация работы по профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ

В статье описывается работа , проведенная старшим воспитателем  дошкольного образовательного учреждения МДОУ д/с № 73 г. Волжского по определению уровня профессионального выгорания педагогов ДОУ,...