Организация предметно-развивающей среды для детей младенческого возраста
статья

Тихонцова Елена Николаевна

В этой публикации изложен материал для организации предметно-развивающей среды для детей младенческого возвраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_predmetno.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предметно-развивающей среды для детей первого    года жизни.

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не

оказывала бы влияния, нет способности . которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира… Тот , кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок  будет жить  - развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы.

Е.И. Тихеева

Первые познания об окружающем мире  складываются у ребёнка в процессе освоения им близлежащего пространства ( манеж, территория группы). Окружающая среда становится развивающей, если способствуют осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для групп малышей, где стремительный темп развития ребёнка требует быстрой переориентировки на « зону ближайшего развития».

Особую роль предметно-развивающей среды в становление личности ребёнка подчёркивают в своих исследованиях Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, В.А. Горянина. Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребёнка  социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих занятий, развивающего влияния окружающей среды-всего того, что принято считать культурой воспитания.

Значение окружающей среды трудно переоценить. Именно в ранние годы идёт интенсивное развитие нервной системы малютки. В функциональном отношении формирующийся мозг « учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребёнка. Так формируется психика человека, потому что психика – отражательная способность мозга, значит, окружающая среда, общение со взрослым в этом окружающем пространстве и , конечно, активность самого ребёнка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой и социумом, составляют генетическую программу становления человека в ранние годы его жизни.

Модель оформления группы для детей младенческого возраста в условиях  дома ребёнка базируется на двух простых идеях :

- дом ребёнка, это второй дом для малышей, в котором им должно быть комфортно и уютно;

-для полноценного и разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.

В группе для детей первого года жизни не может ничего быть случайного:

- подбор игрушек ( простые и безопасные; соответствующие возрасту и навыкам; различные по форме, цвету, величине. Фактуре, не очень шумные и красиво звучащие) ;

-размещение мебели и манежей ( манежи для крошек, приподнятые  от пола, и манежи напольные, для малышей постарше; вся мебель должна быть закреплена и соответствовать возрастной группе детей);

- оформление помещений ( стены оформлять простыми по сюжету, но яркими панно, настенными часами, полочками с игрушками; окружающие предметы располагать под соответствующим углом зрения малыша, что сделает их доступными для обозрения).

К моменту пробуждения малыша взрослый готовит условия для его бодрствования: на стойках ,прикрепленных к манежу, подвешиваются игрушки. Используются  подвесные устройства, позволяющие ребёнку не только захватывать предмет руками, но и подтянуть его к себе, изменять положение в пространстве, ударять одной игрушкой о другую. Игрушки для рассматривания развешивают так, чтобы малыш, выпрямляя ручки, мог легко дотронуться , а в последствии и захватить. Игрушки должны быть разного цвета: яркие – красные, оранжевые, белые, жёлтые, малиновые, а также пастельных тонов – розовые, голубые, салатные.  Это развивает  у детей цветовосприятие.

Очень важно для своевременного созревания костно-мышечной системы, которая формируется длительнее по сравнению с другими функциями организма, чтобы  ребенок активно двигался.

Для способствования развития разнообразных видов движений: (переворотов, подползания, ползания, сидения, вставания, переступания, хождения;) игрушки и пособия следует расставлять так , чтобы они пробуждали детей к ползанию, а расположенные на барьере манежа, желание подняться на ноги, держась за барьер переступать. Развитию движений малыша также помогают различные бревна и невысокие горочки.

Не удивительно, что окружающий мир оказывает своё формирующее воздействие на все стороны воспитания малыша: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, потому что ребёнок не только познаёт предметы и усваивает их названия, -ему важно видеть эмоциональную реакцию взрослого, через которую малыш учится отношению к окружающей его действительности. С пелёнок он усваивает ласковые интонации человеческого голоса, сочетающиеся с красивой игрушкой, распустившимся цветком, ярким платочком или платьицем.

Можно сказать, что предметно-развивающая среда эмоционально воздействует на малыша и играет особую роль в развитии маленького ребёнка, соответственно должна быть организованна, учитывая задачи воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt

Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС.        ...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Педсовет "Организация предметно-развивающей речевой среды".

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...

Презентация на тему: "Организация предметно-развивающей образовательной среды в старшей группе"

Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область-КузбассПрезентация предназначена для воспитателей и методистов дошкол...