Проект "Бабочка"
проект (старшая группа)

Сытникова Юлия Алексеевна

Формирование элементарных представлений о бабочках у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_babochka.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-творческий проект «Бабочка».

Продолжительность проекта: краткосрочный (со 2 июля по 30 июля).

Тип проекта: познавательно – творческий.

Образовательная область: Познавательное развитие.

Основной вид деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная.

Области интеграции: Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие.

По форме реализации: групповой.

Способы и методы представления: занятия и беседы познавательного характера, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях, наблюдение, чтение произведений художественной литературы, просмотр мультфильмов: «Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)». Художественно-творческая деятельность (лепка бабочек из соленого теста, аппликация «Веселая гусеница», участие детских творческих работ во всероссийском конкурсе детского рисунка «Раскрась бабочку - красавицу»).

Участники проекта: Воспитатели старшей «А» группы, дети, родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Актуальность

В моей группе есть девочка, которая увлекается и всё- всё знает о бабочках. Её интерес к этим красивым насекомым и подтолкнул на создание и реализацию данного проекта.

В ходе обсуждения с детьми, выяснилось, что представления детей об этом насекомом очень скудные. Таким образом, у них возникли следующие вопросы: «Бабочка – это насекомое?» «Как появляются бабочки?» «Для чего они нужны?».

Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса было решено организовать и провести познавательно-творческую творческую работу с детьми, в рамках реализации проекта «Бабочка». Участие детей в проекте позволило им расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о бабочке, ее строении, особенностях внешнего вида и поведения в природе. Сделать вывод, что бабочка – это насекомое. Узнать о пользе и вреде бабочек. Развить свои творческие способности.

Цели и задачи проектной деятельности

Цель проекта: формирование элементарных представлений о бабочках у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Образовательные

Развивающие

Воспитывающие

формировать у детей элементарные представления о бабочках, их строении, пользе и вреде в природе;

учить замечать красоту бабочек и передавать ее в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, аппликации).

Развивать наглядно-образное мышление, умение обобщать и систематизировать, желание наблюдать, творческое воображение и фантазию; первичные элементарные навыки познавательно- исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Воспитывать у детей потребность в общении с миром насекомых (бабочек), прививать бережное отношение к хрупкому и прекрасному творению природы – бабочкам.

Планируемый результат

Для детей

Для родителей

Для педагога

Имеют элементарные представления:

  • О бабочках, их строении и видовом многообразии.
  • Пользе и вреде в природе.

  • Установление партнерских отношений родителей и педагогов,

родителей и детей в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта.

  • Умение подбирать интересный познавательный и наглядный материал.
  • Развитие творческих способностей родителей.
  • Формирование интереса к познавательно – исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.
  • Педагогическое просвещение родителей.
  • Повышение уровня педагогической компетентности.
  • Профессиональный рост.
  • Повышение качества работы с детьми и родителями.
  • Пополнение наглядно – дидактического материала группы.

Этапы реализации проекта

Подготовительный

На подготовительном этапе с детьми и родителями проводилась работа по следующим направлениям:

  • подбор иллюстративного и наглядно-дидактического материала;
  • знакомство детей с произведениями художественной литературы;
  • прослушивание аудио - сказки А. Чайковского «Вальс цветов», «На лугу»;
  • пальчиковая гимнастика «Гусеница», «Бабочка»;
  • разучивание стихотворения «Малютка бабочка»;
  • загадывание загадок;
  • дидактическая игра «Что сначала, что потом?»;
  • сотрудничество с семьей: консультации «Как на прогулке увидеть красоту бабочки?», «Правильное отношение к природе начинается в семье»;
  • помощь родителей в оформлении информационно – познавательного альбома «Бабочка».

Аналитический

В целях систематизации воспитательно - образовательного процесса с детьми мной был разработан календарно – тематический перспективный план.

Перспективный план реализации проекта «Бабочка»

Срок проведе-ния

Мероприятие

Цель

Взаимодействие

с семьей

Взаимодействие с

педагогами

2 июля

Рассматривание

иллюстраций альбома

«Бабочка».

познакомить детей с особенностями внешнего вида и строения бабочки. Развивать познавательный интерес к жизни бабочек в природе, активизировать словарь новыми словами: («Голубянка», «Капустница», «Крапивница», «Лимонница»).

Привлечение родителей к сбору и оформлению информационно-познавательного альбома «Бабочка»

педагогическая

копилка:

знакомство педагогов с картотекой

дидактических игры и упражнений закрепляющих представления детей о жизни бабочек в природе.

Рассказ воспитателя:

«Дружная семья бабочек».

Продолжать знакомить детей с некоторыми видами бабочек.

сформировать элементарные представления детей о строении тела бабочки

(имеет усики, шесть ног, три части тела).

Воспитывать интерес к жизни бабочек в природе.

Чтение стихотворении:

«Малютка бабочка»(Людмила Мелехова),

«Бабочка - красавица»

(Светлана Антонюк).

Учить детей внимательно слушать выразительное чтение стихотворения, понимать смысл, закрепить представления детей о жизни и поведении бабочек в природе.

Прослушивание

музыкальной композиции Э. Грига «Бабочка».

Учить определять темп и характер музыки, предложить детям угадать, какое насекомое летает

по цветочной поляне.

Упражнение:

«Танец бабочек».

Развитие физиологического дыхания.

Рисование ладошкой

«бабочки – красавицы».

Учить нетрадиционной техникой рисования передавать в рисунке характерные черты строения насекомого бабочки.

3 июля

Беседа

«Чудесные превращения».

Познакомить детей с процессом развития бабочки, используя наглядную схему,

воспитывать доброжелательное отношение к маленьким соседям на планете.

Привлечение родителей к созданию видеотеки:

«Уроки природы для дошколят» (Жизненный цикл бабочек)

Консультация

«Наблюдение на прогулке за бабочкой»

Пальчиковая гимнастика

«Гусеница».

Развивать мелкую моторику пальцев рук, познакомить с особенностями передвижения

гусеницы по листочку.

Дидактическая игра

«Угадай по описанию».

Закрепит полученные знания детей о внешнем виде и строении бабочек.

Словесная игра

«Один - много».

Продолжать формировать правильный грамматический строй речи, упражнять в образовании множественного числа существительных.

Аппликация

«Веселая гусеница».

Закрепить представления детей о строении, внешнем виде и способе передвижения по листу гусеницы,

учить детей

располагать предметы на листе в нужном

месте. Развивать доброжелательное отношение к окружающим. Доводить изделие до

нужного образа с помощью фломастеров. Развивать мелкую моторику пальцев рук

Просмотр мультфильмов:

«Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)».

Закрепить полученные знания о внешнем виде, строении и размножении бабочек. Доставить детям радость от просмотра, учить делиться впечатлениями.

4 июля

Наблюдение на участке группы за бабочками.

Расширить представление детей о многообразии о бабочек, учить различать их по внешнему виду,

правильно называть.

Совместная творческая работа родителей и детей

«Придумай наряд для бабочки - красавицы» (оформление детских поделок из соленого теста

Создание картотеки подвижных игр

Подвижная игра

«Бабочки и цветы».

Развивать координацию

движений, ориентировку в пространстве, учить действовать по сигналу, развивать фантазию, воспитывать бережное отношения к бабочкам.

Лепка бабочек из соленого теста.

Продолжать учить основным приемам лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание;

закрепить ранее приобретенные

представления о строении тела бабочек, развивать мелкую моторику; воспитывать доброту, эмоционально-положительное отношение к бабочкам

5 июля

Беседа «Для чего нужны бабочки?»

Познакомить детей с важной ролью бабочек в опылении цветов и жизни людей. Продолжать воспитывать интерес к поведению и жизни

бабочек в природе.

Помощь родителей в проведении

группового конкурса детского рисунка «Раскрась бабочку красавицу»

Презентация собственной картотеки загадок

Развивающая игра «Внимательная бабочка».

Развивать зрительное восприятие и

внимание детей.

Загадки, которые мы любим.

 

Отгадывание загадок. Учить детей внимательно слушать и понимать

загадку, обратить внимание на рифмы подсказки.

6 июля

О Д

«Бабочка»

Закрепить полученные знания детей о внешнем виде и строении бабочек, их разнообразии. Роли в природе и жизни людей. Продолжать воспитывать интерес к поведению и жизни бабочек в природе.

организация

выставки детских творческих работ

«Бабочка»

Отчет о проделанной работе.

Игра «Кто назовет больше действий?»

Учить детей подбирать глаголы, обозначающие действия, закрепить представления детей о поведении бабочек в природе.

Практический

При реализации практического этапа познавательно-творческого проекта «Бабочка» были применены следующие способы, методы и средства организации видов детской деятельности

Способы

Методы

Средства

 Рассматривание иллюстраций, фотографий в познавательных книгах и детских иллюстрированных энциклопедиях,

наблюдение на прогулке за бабочкой,

развивающие игры:

«Внимательная бабочка», «Чего не хватает?», «Угадай бабочку?», «Чудесные превращения и т.д.»,

проблемные ситуации:

«Как появляется бабочка?»,

«Для чего нужны бабочки?».

Игровой

Наглядный

Моделирования

Показ

Беседа

Диалог

Альбом 

«Бабочка - красавица»,

схемы - модели «Насекомые»,

наглядно-дидактическое пособие

«Насекомые»,

дидактические игры из серии:

«Приключения бабочки»,

видеотека мультфильмов: «Лунтик» серия «Подарок для бабочки», «Уроки тетушки Совы (Бабочка)»

На практическом этапе реализации я старалась поддерживать в детях детскую творческую инициативу, это очень важно и необходимо для того, чтобы ребенок поверил в себя, вырос любознательным, активным, добрым, способным преодолевать любые трудности в жизни. Были созданы условия для свободного выбора детьми деятельности и участников совместной деятельности. При реализации проекта я использовала следующее направление поддержки детской инициативы: инициатива как целеполагание, т.е все дети участвующие проекте были включены в разные виды продуктивной деятельности – понятие о превращении гусеницы в бабочку мы закрепили в аппликации «Веселая гусеница», в лепке из соленого теста «Бабочек» дети окончательно усвоили полученные знания о строении и внешнем виде бабочек, в изобразительной деятельности ребята в своих рисунках, показали удивительную красоту и совершенство прекрасного творения природы - бабочек.

Познавательная инициатива была реализована детьми при совместном составлении и оформлении информационно - познавательного альбома «Бабочка», во время дидактических игр из серии «Приключения бабочки», занимательных бесед и познавательных наблюдении, отгадывании загадок, чтении сказок и т.д.

Презентационный

Продукт проектной деятельности - детские творческие работы. Были представлены:

- Информационно-познавательном альбоме «Бабочка - красавица»;

- Выставке детских творческих работ из соленого теста «Бабочка-красавица»;

- Выставка детского рисунка «Моя бабочка».

- «Раскрась бабочку - красавицу».

Заключение

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что такая организация обучающего процесса и разнообразие познавательных игр в преподнесении познавательного материала, способствует у детей:

- развитию наглядно - образного мышления,

- памяти,

- речи,

- внимания,

- творческого воображения,

- вызывает интерес к познавательно – исследовательской деятельности,

- формирует основы экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не количество знаний, а тип их усвоения. Таким образом, внедрение в работу данного познавательно – творческого проекта поможет сформировать у детей знания об окружающем мире и будет способствовать дальнейшему развитию полноценной, творческой, гармонично развитой личности.

В ходе проведения познавательно – творческого проекта, дети всей группы обогатили и пополнили свои знания о насекомых, а именно о бабочках. Ребенок, который подтолкнул меня на сознание данного проекта, активно помогал проводить данный проект. Дети очень заинтересовались в такой помощи воспитателю, и активно начали давать интересующие их темы для дальнейших проектов.