Консультация для педагогов Развивающая работа с детьми, создание психолого-педагогических условий для развития логического мышления в ООД по ФЭМП
консультация

Макушина Ирина Николаевна

Развивающая работа с детьми,  создание психолого-педагогических условий для развития логического мышления в ООД по ФЭМП

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Развивающая работа с детьми,  создание психолого-педагогических условий для развития логического мышления в ООД по ФЭМП

Воспитатель Макушина И.Н.

Логические игры представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит развитие у детей правильного мышления. Чаще всего они не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, а занимательность содействует возникновению интереса к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно-воспитательного процесса в детском саду и школе.        

Цель ООД – развитие интеллектуальных творческих способностей ребенка.

        Содержание ООД не предполагает решения сложных алгоритмов или нахождение ответов на «мудреные» проблемные вопросы. Это, прежде всего полноценное, глубокое развитие потенциальных интеллектуальных и творческих способностей детей. Безусловно, развитие мышления предполагает комплексное развитие всех мыслительных процессов. Поэтому содержание ООД представляет собой комбинацию заданий, направленных на формирование всех вышеперечисленных мыслительных процессов. (Приложение 3).

        Логические игры развивают умения последовательно мыслить, обобщать изображенные предметы по признакам или находить отличия. Это упражнения на:

- сравнение фигур;

- нахождение ошибки или лишней фигуры;

- продолжение ряда по закономерности;

- поиск недостающих в рядах фигур и т.д.

        При их решении наиболее полно проявляются приемы умственной деятельности: сравнение, обобщение, абстрагирование. Ребенок учится логически рассуждать, тренирует зрительное восприятие.

        Начнем с самых простых упражнений.

1. Нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора фигур или предметов. Например: «Сколько треугольников на чертеже?», «Повтори узор» и т.п.

2. На основе зрительного анализа, сопоставления надо найти лишний предмет (фигуру, число и т.д.), аргументируя свой ответ. Например: «Четвертый лишний», «Найди лишний предмет» и т.п.

3. Продолжить ряд изображений. Например: «Дорисуй нужную фигуру», «В каком порядке можно расположить фигуры?» и т.п.

4. Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствуют логические упражнения на поиск недостающих в ряду фигур.

        Как правило, они наглядно представлены тремя горизонтальными и вертикальными рядами: это могут быть геометрические и сюжетные фигуры, изображения предметов. В каждом ряду по 3 фигуры, отличающиеся одна от другой несколькими признаками.

        Детям предлагается найти фигуру и объяснить сделанный выбор самостоятельно, выделив все закономерности, лежавшие в основе построения ряда. Например: «Недостающая фигура», «Следим за направлением стрелки», «Фигура в фигуре» и т.п.

5. Выполняя следующие задания, ребенок учится логически рассуждать, тренирует зрительное восприятие, развивает способность сравнивать, обобщать, классифицировать. Например: «Расположи в клетках фигуры так, чтобы они были разные», «Разрежь квадрат», «Продолжи изменение» и т.п.

        Задачи-смекалки. Задачи-смекалки очень нравятся детям. Сказочный образ, жизненная ситуация позволяют удачно ввести ребят в мир логики посредством увлекательной ситуации, а педагог может найти пути в сферу эмоций ребенка.

        Решая эти задачи, дети сами могут проверить и развить сообразительность; они учатся анализировать, сравнивать, обобщать, тренируют логическое мышление без математических вычислений. Красота решения, неожиданный поворот мыслей, логика рассуждения усиливают эмоциональное восприятие детей, стимулируют умственную деятельность ребенка. Например: «Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил 3 легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в поселок? Ответ: Ни одной. В поселок ехал только мотоциклист» и т.п.

        Задачи-шутки. Для развития логического мышления необходимо особенно умело и вовремя использовать детское воображение. Оно у детей яркое, значительно сильнее интеллекта. «Включить» воображение помогают задачи-шутки, которые не только развивают гибкое, нестандартное мышление, но и служат прекрасным средством воспитания. Они содержат жизненную ситуацию, и дети учатся строить образ, свободно фантазировать, направлять свои фантазии, творческие возможности на решение разных задач. Например: «Росли две березы; на каждой по три ветки. На каждой ветке по три груши. Сколько всего груш?» (Нисколько, на березе груши не растут.) и т.п.

        Загадки всегда служили и служат увлекательным материалом для размышления. Это своеобразные логические задачи на выявление предмета по некоторым его признакам. Выделение количественной стороны предмета (абстрагирование), а также нахождение предмета по количественным признакам - полезные и интересные логические упражнения.

        В ООД логические игры имеют познавательное значение. На первый план выдвигается умственная задача, для решения которой в мыслительной деятельности должны использовать сравнения, анализ и синтез. В этих играх дети должны высказывать суждения и умозаключения. Тогда они будут содействовать не только формированию логического мышления старших дошкольников, но и правильной, четкой, краткой речи. Логические игры являются именно такими, в которых путем цепочки несложных умозаключений можно предвидеть, предугадать необходимый результат, ответ. В этом их притягательная сила.

        В играх ребенок развивает свою инициативу и находчивость, приучается к труду, точности, аккуратности и настойчивости в преодолении препятствий.        Задачи-игры со счетными палочками. Игры с палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Они содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для их решения надо ставить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее: переложить, убрать указанное количество палочек с целью получения новой фигуры той же структуры, но сдругим количеством квадратов, треугольников.

        Более простыми являются задания на составление фигуры из палочек. Например: «Составь из 5 палочек флажок; лопатку; два равных треугольника и один четырехугольник», «Составь из шести палочек домик» и т.п.

        В результате практических поисков дети приходят к какому-либо решению (составить, видоизменить фигуру), видят и называют получившиеся геометрические фигуры, понимают значение слова «общая» по отношению к стороне, «смежная» для двух фигур и т.д.

        На втором этапе задания усложняются. Используются те решения, для которых нужно изменить положение палочек, убрав или переложив их. И цель здесь другая: учить детей рациональному способу решения задач (преобразованию). Необходимо проанализировать задачу, высказать предположение, прежде чем действовать практически. Например: «В фигуре, состоящей из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы получился прямоугольник» и т.п.

        Следует отметить, что все логические задачи следует строить с учетом принципа постепенности, от простого к сложному. Только в этом случае старший дошкольник понимает логику их решения, устанавливает зависимости и закономерности. Не должно быть резких скачков в трудности заданий, их сложность должна нарастать медленно.

        Главный методический принцип в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше использовать условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта.        

        В ООД по ФЭМП дети выполняют задания с большим желанием, которое увеличивается с возрастом. Их увлекает возможность выполнять игровые действия с материалом. Задания привлекают детей и сами по себе. Решающую роль в этом играет постепенно осознаваемая детьми необходимость достигать определенной цели. Систематическое участие в решении логических задач стимулирует познавательный интерес детей.

Дети работают тогда, когда им интересно. Поэтому педагог должен находить средства и способы возбуждения интереса, удивления детей. Удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную деятельность. Значительно лучше, скорее и прочнее запоминаются те мысли, которые были эмоциональны, вызывали живые яркие чувства, чем те, которые оставили человека равнодушным.

        Удивление и интерес у детей вызывают занимательно сформулированные вопросы, задачи, ребусы, загадки, несложные логические упражнения.

        Преподносимый материал должен быть понятен, иначе он не вызовет интереса, так как будет лишен смысла. Во всяком новом должны быть определенные элементы ранее известного детям.

        В играх на развитие логического мышления специально созданная ситуация и предлагаемые действия помогают ребенку учиться передавать свою мысль связной речью.

        Рациональные приемы познавательной деятельности, показанные ребенку взрослым, повышают ее эффективность в игре и в ООД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитее логического мышления у дошкольников по ФЭМП»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений....

Консультация для педагогов ДОУ «Введение новой формы планирования психолого-педагогической работы с воспитанниками, в соответствии с ФГОС»

Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, открывающими на своей базе новые формы планирования психолого- педагогической...

Психолого- педагогический потенциал сказок в развитии креативного мышления дошкольников.

Психолого- педагогический потенциал сказок в развитии креативного мышления дошкольников....

Выступление на педагогическом совете на тему "Создание условий для развития логического мышления у детей старшей группы" (Из опыта работы)

Способность логически мыслить позволяет:- понимать происходящее вокруг,- вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности,-делать умозаключения, решать различны...

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе. «Развитее логического мышления у дошкольников по ФЭМП»

Конспект по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе.                  Подготовил воспитатель...