Организация наблюдений на прогулке в детском саду
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сильчихина Татьяна Ивановна

Организация наблюдений на прогулке в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_nablyudeniy_na_progulke_v_detskom_sadu.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Организация наблюдений на прогулке в детском саду

Согласно ФГОС, основным направлением развития дошкольника является развитие познавательное. Оно осуществляется в различных формах: экспериментальная, исследовательская, проектная деятельность, опыты, игры (сюжетные, ролевые, дидактические), рассматривание, решение проблемных ситуаций. Лучший метод познавательного развития на прогулке — наблюдение.

Наблюдение — это процесс изучения объектов и явлений природы путём сенсорного восприятия, выявления качеств и свойств, сравнения, обобщения, установления связей. Наблюдение может проводиться индивидуально, с подгруппой детей и фронтально со всеми воспитанниками. В зависимости от поставленных педагогом задач исследовательской деятельности детей наблюдения делятся на эпизодические, длительные и фронтальные.

К наблюдениям на прогулке в детском саду предъявляется ряд требований для эффективного развития каждого ребёнка:

Цикличность. Многоразовое возвращение к наблюдению изученных ранее природных предметов и явлений способствует лучшему усвоению знаний дошкольниками.

Непродолжительность. Во время проведения наблюдения воспитатель должен следить за эмоциональным состоянием детей, избегать переутомления у подопечных. Начать и завершить исследование ребята должны с положительными эмоциями.

Доступность. Каждому ребёнку предоставляется возможность рассмотреть и исследовать объект.

Структурность. Наблюдение складывается из трёх частей:

начало (концентрация внимания воспитанников, создание благоприятной атмосферы),

основная часть (получение информации об объекте или явлении),

завершение (подведение итогов, обобщение полученных знаний).

Подготовка к проведению наблюдения состоит из следующих моментов:

Определение места наблюдения в системе знаний воспитанников о природе:

какие умения и навыки будут совершенствоваться,

какие знания окажутся впервые приобретёнными, какие — расширятся.

Выбор объекта или явления для наблюдения:

объект живой природы (растение, животное, птица, насекомое),

объект неживой природы (ручей, сосульки, камни),

природное явление (гроза, метель, листопад, капель),

объект или субъект социальной жизни (наблюдение за людьми определённых профессий, за общественным транспортом, за движением на дороге).

Подготовка инструментов и дополнительного оборудования:

миски и корм для животного,

кормушка и зерно для птиц,

специальные инструменты (термометр, лупа, вертушка).

Как обучающий приём наблюдение проводится на прогулках с детьми всех возрастов и организуется ежедневно.

На прогулках в младших группах проводятся кратковременные наблюдения, поскольку воспитанникам сложно сконцентрировать внимание надолго. В старших группах наблюдения становятся длительными, что позволяет развивать аналитические способности у детей, помогает накапливать представления о природе и общественно-бытовом устройстве жизни.

Таблица: картотека наблюдений на прогулке

Вид наблюдения        : Наблюдения за неживой природой, наблюдения за живой природой  наблюдения за транспортом,        наблюдения общественно-бытовой жизнью,наблюдения за трудом взрослых

Объекты исследования        

Небо : солнце; звёзды и луна/месяц (в зимнее время года);

Погодные явления:облака,ветер,дождь,радуга,град,снег,лёд,сосульки,роса,туман;почва;песок;камни.

Растения: деревья, кустарники муха, комар, гусеница муравей, майский жук, божья коровка,

Птицы: воробей, голубь, ворона, грач, скворец синица, снегирь, утка.

Животные :кошка, собака, белка.

Грузовой транспорт :экскаватор, погрузчик, грузовик.

Пассажирский транспорт: автобус, троллейбус, трамвай.

Специальный транспорт: скорая помощь, полицейская машина, пожарная машина, эвакуатор.

Строительный и ремонтный транспорт: грейдер подъёмный кран,

 каток.

Проезжая часть, пешеходный переход,

Магазин, газетный киоск, почта, библиотека.

Для младших групп — наблюдения за трудом сотрудников детского сада:

дворника, охранника,

воспитателя.

Для остальных групп наблюдение за работой: шофёра, почтальона, продавца,

строителей, спортсменов,   регулировщика.

Фотогалерея: наблюдения на прогулках в детском саду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и проведение прогулки в детском саду

Данная презентация поможет старшему воспитателю в работе с молодыми педагогами, а также может быть использована при проведении семинаров по  теме: "Организация прогулки в ДОУ"....

Презентация "Организация и проведение прогулки в детском саду"

Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ.Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и  умственное развитие детей, восстановление сниженны...

организация и проведение прогулки в детском саду

Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ.Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и  умственное развитие детей, восстановление сниженны...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОГУЛКИ В ДЕТСКОМ САДУ"

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГУЛКИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ.ЦЕЛИ ПРОГУЛКИ:§укрепление здоровья,§профилактика утомления,§физическое и  умственн...

Схема организации наблюдения на прогулке в детском саду.

Схема органихации наблюдения на прогулке в детском саду, и организации прогулки по теме наблюдения. в помощь молодым специалистам....

Консультация и интерактивная игра «Организация и проведение прогулки в детском саду» для воспитателей детского сада

Консультация проводится в интерактивной форме с использованием игровых приемов. Цель - обобщение знаний педагогов об организации и методике проведения прогулки с дошкольниками в разных возрастных груп...

Наблюдения на прогулке в детском саду

Наблюдения на прогулке в детском саду на весь год...