Пальчиковые игры
картотека (младшая, средняя, старшая группа)

Муллаянова Римма Римовна

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry.doc60 КБ
Файл palchikovye_igry_sredniy_vozrast.docx25.92 КБ
Файл palchikovye_igry_starshiy.docx32.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Пальчиковые игры

                                                         Младший дошкольный возраст

1.

Детки хлопать так умеют,

Своих ручек не жалеют.

Вот так вот, вот так.

Своих ручек не жалеют.

Потереть ладошки друг о друга.

Похлопывание в ритм потешки.

2.

Печке  - полено,

Корове – сено.

Трава  - теленку.

Вода – ягненку.

А тебе, сыночек.

Сахару кусочек.

Поглаживаем каждый пальчик.

Обхватить большой палец, одной руки всеми пальчиками другой.

3.

Этот пальчик самый главный,

Он у Вани для того,

Если спросят: «Как дела?»

Ты ответишь громко: «Во!»

Вращение большими пальцами  обеих рук одновременно.

Резко выставить кулачки, большой палец вертикально.

4.

Топ – топ, топотушки!

Пляшет зайка на опушке,

Пляшет ежик на пеньке.

Пляшет  чижик на песке.

Пляшет песик на крылечке,

Пляшет котик возле печки,

Пляшет мышка возле норки,

Пляшет козочка на горке.

Пляшет утка на реке,

Черепаха – на песке.

Легко потрясти кистями рук.

Ребенок ритмично поочередно загибает пальчики вначале на левой, затем на правой руке.

5.

Пальчик – мальчик, Где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Ребенок  загибает пальчики в ритме потешки

6.

У белого котенка

Мягкие лапки.

Но на каждой лапке

Коготки  - царапки!

Поглаживаем одной рукой, другую руку.

Сжимаем – разжимаем кулачки.

7.

Зайка – зайка попляши.

Твои лапки хороши!

Стал наш заинька плясать.

Малых деток забавлять.

Заяц из двух поднятых пальцев вверх.

Ритмично верх – вниз.

Сгибаем  - разгибаем ритмично пальцы.

8.

Поиграем –ка немножко

Да похлопаем в ладошки,

Пальчики мы согреваем.

Их сжимаем , разжимаем.

Хлопки в ладоши.

Ритмично сгибаем, разгибаем пальцы обеих кистей одновременно.

9.

Сорока – белобока,

Кашу варила.

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала

Этому дала

Этому дала

А этому не дала.

В лес не ходил,

Дрова не рубил,

Печь не топил,

Кашу не варил

Нет тебе нечего.

Указательным пальцем правой руки  круговые движения на ладони левой руки.

Поочередное загибание пальцев левой руки, указательным правой руки.

Показать на большой палец.

Поочередное разгибание пальцев левой руки, указательным правой руки.

Резкий хлопок по ладошке

10.

Прилетели гули,

Гули – голубочки.

Сели на головку,

На головку дочке.

Моя дочка,

Помаши ладошкой

Кыш – кыш – кыш.

Махать руками, как крылышками.

Положить руки на голову.

Махать кистями рук – «прогоняют гулю»

11.

Бабушка очки надела

И внучаток разглядела

Тики – так. Тики – так.

Так ходики стучат.

Туки – так, туки – так,

Так колеса стучат.

Туки – ток, туки – ток.

Так стучит молоток

Соединить большой и указательный, приложить к глазам, посмотреть в «очки»

Указательные пальцы покачиваются влево – вправо.

Скользящие движения ладонями рук.

Сжать пальцы в кулаки и стучать ими друг о друга.

12

Мы платочки постираем,

Крепко – крепко их потрем.

А потом повыжимаем,

Очень крепко отожмем.

А потом мы все платочки,

Так встряхнем, так встряхнем.

А теперь платки погладим,

Мы погладим утюгом.

А теперь платком помашем,

И с ним весело попляшем.

Пальцы сжаты в кулак, тереть кулак о кулак.

Выполнять движение выжимать белье.

Пальцы свободные, выполнять легкие движения кистями верх – вниз.

Гладим кулачком одной руки по ладони другой.

Движение «фонарики».

13

Наша бабушка идет

И корзиночку несет.

Села тихо в уголочек,

Вяжет деточкам чулочек.

Вдруг котята прибежали,

И клубочки подобрали.

Где же, где мои клубочки,

Как же мне вязать чулочки?

Хлопать ладонями поочередно по коленям.

Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки, положить на колени.

Имитация вязания на спицах.

Мягкими кистями движения «кошечка»

Развести руки в стороны

Имитация вязания на спицах.

14

Вот кот мурлыка ходит.

Он все за мышкой бродит.

Мышка, мышка берегись,

Ты коту не попадись. А-а м!

Свободные кисти «движения кошечка»

Грозим левой, правой рукой

Резко сжать кулаки обеих рук.

15

Этот пальчик  - бабушка,

Этот пальчик  - дедушка.

Этот пальчик  - мамочка,

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – я,

А это вся моя семья

Поочередно сгибаем  указательным пальцем левой руки пальцы правой руки начиная  с большого.

Движение «фонарики»

16

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери.

Поклевали,

Улетели.

Пальцы широко расставлены, легкие движения кистями. Прижать образуя круг.

Помахать кистями – крыльями.

Соединить большой и указательный (клюв).

Помахать руками.

17

Идет коза рогатая.

Идет коза бодатая.

Ножками то – топ,

Глазками хлоп – хлоп.

Кто кашу не ест,

Кто молоко не пьет –

Того забодаю, забодаю.

Средний и безымянный пальцы согнуты, большие придерживают указательный.

Пальцы сжаты в кулаки, стучать кулачками.

Соединяем большой палец с остальными.

Погрозить указательным пальцем левой, правой руки.

Первое движение «коза»

18

В прятки пальчики играли,

И головки убирали.

Вот так вот, вот так вот,

Так головки убирали.

Кисти вверх пальцы разомкнуты, поочередно загибаем пальцы.

Энергично сжимаем, разжимаем кулаки.

19

Сидит белка на тележке.

Продает орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

Ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки

(Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)

20

Свинка Ненила

Сыночка хвалила

- То-то хорошенький!

То-то пригоженький!

Ходит бочком

Хвостик крючком

Нос пятачком.

Поглаживают себя по голове

Поглаживают кисти правой руки

Поглаживают кисти левой руки

Ребром ведущей руки ведут по столу

Показывают указательные пальцы обеих рук

Ставят кулачок на кулачок и на нос

21

Раз, два, три, четыре –

Ловко тесто замесили.

Раскатали мы кружки

И слепили пирожки,

Пирожки с начинкой:

Сладкою малинкой,

Морковкой и капустой,

Очень-очень вкусной.

Из печи достали –

Угощать всех стали.

Пахнет в доме пирогами.

Сжимают и разжимают пальцы

Трут круговыми движениями ладони друг о друга

Поочередно хлопают одной ладонью сверху по другой

Показывают ладошки

Протягивают обе руки вперед, разведя их

чуть в сторону

22

Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно, им прохладно стало,

Их укроем одеялом.

Дети сжимают левую руку в кулак

Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают

Затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими

23

- Каша из гречки,

Где варилась?

- В печке.

- Из печки достали,

Ложкой помешали,

Машеньке дали.

Кушай, пожалуйста!

Водят указательным пальцем правой руки по ладони левой

Складывают ладошки «чашечкой» и протягивают их вперед

Литература.

  1. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. «Страна пальчиковых игр», КРИСТАЛЛ, Санкт-Петербург, 1997
  2. Цвынтарный В.В. «Играем в пальчики и развиваем речь», Лань, Санкт-Петербург, 1997
  3. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»,АСТ Астрель, Москва ,2004
  4. Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику у малышей», издательский дом Литера, Санкт-Петербург, 2006
  5. Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры», издательский дом Литера, Санкт-Петербург, 2006
  6. Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников», Творческий центр Сфера, Москва, 2003
  7. Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет», Творческий центр Сфера, Москва,2005
  8. Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет», Творческий центр Сфера, Москва,2004
  9. Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет», Творческий центр Сфера, Москва,2007



Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры

Средний дошкольный возраст

1.

Побежали вдоль реки,

Дети наперегонки.

Движения указательного и среднего пальца по бедрам, с постепенным ускорением темпа.

2.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем, трем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

Резкие движения ладонями вверх – вниз.

Пальцы сжаты в кулаки, трем друг о друга.

Движение пальцев «посыпаем солью»

Интенсивно сжимать, разжимать пальцы.

3.

Ловко с пальчика на пальчик.

Скачет зайчик. Скачет зайчик.

Пальцы одной ладони широко расставлены, указательным пальцем другой дотрагиваемся до каждого

4.

Вот кудрявая овечка.

Шерстка бела в колечках.

Шерстка мягкая, густая –

Шубка у овцы такая.

Играть растопыренными пальцами.

Поочередно соединять все пальцы с большим.

Плавные движения кистями с широко раздвинутыми пальцами.

5.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул.

Воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Пальцы обеих рук постепенно раздвигаем из щепотки

Хлопок в ладоши.

Подуть на сложенные пальчики.

Снова собрать пальцы в одну щепотку.

6.

Пекарь, пекарь из муки,

Испеки нам колобки.

Да, сушки Ванюшке,

Да , баранки Танюшке.

Да, бублики Гришке.

Да, крендель Маришке.

Движение «печем пироги»

Поочередно соединять все пальцы с большим на обеих руках одновременно.

7.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Потянули.

Покрутили.

Постучали

И открыли.

Руки в замке, ритмичные движения пальцами.

Пальцы в замок тянем в разные стороны.

Пальцы в замок, вращение кистями.

Пальцы в замок, стучим основанием кистей.

Пальцы расцепляются, ладони в стороны.

8.

1,2,3,4,5,

вышли пальчики гулять

1,2,3,4,.5

В домик спрятались опять

Сжимать и разжимать пальцы

Выполнять движение «фонарики»

Сжимать и разжимать пальцы

Сжать руки в кулаки.

9.

На большом диване в ряд

Куклы Танины сидят:

Два Медведя, Буратино,

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

1, 2, 3, 4, 5 – помогаем нашей Тане

Мы игрушки сосчитать.

попеременно хлопать в ладоши, стучать кулачками

поочередно сгибать пальчики

поочередно разгибать пальчики

10.

Дождик капнул на ладошку

Т-д, т-д, т-д……,

На цветок –

Т-д, т-д, т-д……,

И на дорожку –

Т-д, т-д, т-д……,

Застучал по крыше он –

Т-д, т-д, т-д……,

И раздался частый звон:

Т-д, т-д, т-д……,

правой рукой изобразить падающие капельки дождя

левой рукой изобразить цветок

из левой руки сделать дорожку

изобразить левой рукой крышу домика

11.

1,2,3,4,5

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать, как нам быть?

Нужно заиньку ловить!

Снова будем мы считать:

1,2,3,4,5.

Руки сжаты в кулаки на счет 1-5 отгибаются пальцы правой руки, затем отгибаются указательный и средний пальцы левой руки. В конце пальцы обеих рук сжимаются  и отгибаются  по одному на счет 1-5.

12.

На поляне дом стоит,

Ну, а к дому  путь закрыт.

Мы дорогу открываем.

В этот домик приглашаем.

Руки в позиции «домик»

Большими пальцы соприкасаются боковыми поверхностями.

Большие пальцы сдвигаются, раздвигаются.

13

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик. не шуми

Братиков не разбуди..

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

Пальцы разомкнуты, поочередно загибаются все пальцы, начиная с большого.

Пальцы крепко сжаты в кулак.

Энергично разжимается, пальцы разомкнуты.

14

Можешь пальцы сосчитать,

1,2,3,4,5,

1,2,3,4,5,

Десять пальцев пара рук –

Вот твое богатство друг.

Считаем каждый пальчик отдельно , загибая его.

Движение «фонарики» обеими руками.

15

Пальчик, пальчик, где ты был?

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

От того и потолстел.

Пальцы сжаты в кулак.

Поочередное разгибание начиная от мизинца.

16

Большой пальчик сливы трясет,

Второй их собирает,

Третий их домой несет.

Четвертый высыпает.

Самый маленький шалун.

Все, все съедает.

Кисти сжаты в кулак, поочередно разгибаем пальцы.

17

Ежик, ежик колкий,

Покажи иголки.

Вот они. Вот они. Вот они.

Ежик, ежик колкий,

Спрячь свои иголки.

Раз, и нет иголок.

Пальцы двух рук сплетены в замок. Движения кистями вправо-влево

Пальцы выпрямляются (кисти сложены в замок)

Движения кистями (с выпрямленными пальцами) вправо-влево

Пальцы складываются в замок

18

Две ладони я прижму

И по речке поплыву.

Две ладони, друзья, –

Это лодочка моя.

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

А со мною по волнам

Плывут рыбки тут и там

Ладони соединить лодочкой

Выполнять волнообразные движения руками

Поднять выпрямленные ладони вверх, над головой

Выполнять волнообразные движения двумя ладонями одновременно, имитируя движения рыбок и волн

19

Друг веселый, мячик мой!

Всюду, всюду ты со мной!

Раз, два, три, четыре, пять.

Хорошо с тобой играть

Сделать колечко из большого и указательного пальцев

Менять верхний палец в колечке поочередно на средний, безымянный, мизинец

20

Вот кудрявая овечка,

Шерстка белая в колечках.

Шерстка мягкая, густая –

Шубка у овцы такая.

Играть растопыренными пальчиками

поочередно соединять все пальцы с большим «колечки»

Плавные движения кистями с широко Раздвинутыми пальцами «кошечка»

21

Мои пальчики расскажут

Что умеют – все покажут

Их пять на каждой руке

Все сделать могут, всегда помогут

Они на дудочке играют

Мячик бросают,

Белье стирают,

Пол подметают,

Щиплют, ласкают –

Пять и пять моих ловких пальчиков

Хлопают в ладоши с растопыренными пальцами

Одноименные пальцы обеих рук 4 раза соприкасаются друг с другом

Показывают растопыренные пальцы)

Хлопают в ладоши

Движения по тексту

показывают пальцы обеих рук

22

Вот как пальчики шагают:

И мизинец, и большой,

Указательный и средний,

Безымянный, вот какой.

Один, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать.

Шагающие движения раскрытыми пальцами правой руки

Показать называемые пальцы, загибая остальные в кулак

Левой рукой считать пальцы правой руки

23

Пусть стоят на месте ножки.

Только хлопают ладошки.

Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай,

Хлоп да хлоп перед собой.

А теперь скорей похлопай,

Да погромче, за спиной.

Выше, выше, выше хлопай,

Руки выше поднимай.

Ниже, ниже, ниже хлопай,

Руки ниже опускай.

А теперь качать руками

Можно целых пять минут.

Отдыхая вместе с нами,

Руки тоже отдохнут.

Дети выполняют «пружинку», руки на поясе, дети стучат по колен

Хлопки перед собой

Хлопки за спиной

Дети, хлопая в ладоши, постепенно поднимают руки

Хлопая, опускают руки

Покачивают руками вперед – назад, выполняя «пружинку»)

Приседают на корточки, складывая ладоши под щеку)

24

Раз, два, три, четыре, пять

Мы пошли в лесок гулять

Этот пальчик по дорожке,

Этот пальчик – по тропинке,

Этот пальчик – за грибами,

Этот пальчик за малинкой.

Этот пальчик птиц увидел,

Их вспугнул, но не обидел

Птицы с шумом улетели

С ним играть не захотел

Сжимают и разжимают кулаки

Поочередно загибают и разгибают пальцы, начиная с большого

Встряхнуть кистями

Сжимают и разжимают кулаки

25

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались.

А еще в снегу валялись.

Дети хлопают в ладоши

«идут» по столу указательным и средним пальчиками

«Лепят» комочек двумя руками

Крошащие движения всеми пальчиками

Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

Кладут руки на стол то одной, то другой стороной

26

Жили – были зайчики

На лесной опушке.

Жили – были зайчики

В беленькой избушке

Мыли свои ушки

Мыли свои лапочки

Наряжались зайчики

Надевали тапочк

Три пальца в кулак, указ и средний – ушки

хлопают в ладоши

показывают ушки

показывают домик

трут уши

моющие движения ладонями рук

движения ладонями сверху вниз по туловищу

показывают

27

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

Левая ладонь согнута ковшиком, указательным пальцем правой руки перемешивают

Загибают пальцы на обеих руках по одному, начиная с большого

Левая ладонь согнута ковшиком, указательным пальцем правой руки перемешивают

28

Раз, два, три, четыре,

В нашем доме кошки жили.

Кошки с мячиком играли,

Кошки молоко лакали,

Кошки коготки точили,

Мышек сереньких ловили.

Скользящие удары ладонями друг о друга – «тарелочки»

Поочередно выдвигают вперед то одну руку, то другую – «лапки»

Соединяют пальцы рук – «мячик»

Подносят ладони – «блюдечки» к лицу и имитируют лакание

Легко царапают колени

Сжимают и разжимают пальцы

Литература.

  1. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. «Страна пальчиковых игр», КРИСТАЛЛ, Санкт-Петербург, 1997
  2. Цвынтарный В.В. «Играем в пальчики и развиваем речь», Лань, Санкт-Петербург, 1997
  3. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»,АСТ Астрель, Москва ,2004
  4. Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику у малышей», издательский дом Литера, Санкт-Петербург, 2006
  5. Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры», издательский дом Литера, Санкт-Петербург, 2006
  6. Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников», Творческий центр Сфера, Москва, 2003
  7. Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет», Творческий центр Сфера, Москва,2005
  8. Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет», Творческий центр Сфера, Москва,2004
  9. Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет», Творческий центр Сфера, Москва,2007



Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры

Старший дошкольный возраст

1.

Дружат в нашей группе,

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим.

Маленькие пальчики,

1,2,3,4,5.

Начинай считать опять.

1,2,3,4,5,

Мы закончили считать

Пальцы обеих рук сцеплены в замок, ритмично опускаем, поднимаем.

Ритмичное касание пальцев обеих рук.

Поочередное касание пальцев на обеих руках начиная с мизинца.

Встряхнуть, повторить предыдущее движение.

2.

Скачет зайка косой,

Под высокой сосной.

Под другою сосной .

Скачет зайка второй.

Указательный  и средний палец  лев. руки вверх,

Ладонь правой руки вертикально пальцы растопырены.

Меняем движения рук.

3.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Это долька для ежа,

Это долька для чижа,

 Это долька для утят,

Это долька для котят.

Это долька для бобра,

А для волка кожура.

Он сердит на нас беда,

Разбегайтесь кто куда.

Пальцы обеих рук широко расставлены, соприкасаются кончиками.

Начинаем разворачивать кисти рук, разводя поочередно каждую пару (указательные обеих рук и т.д.)

Поднять руки движение «фонарики».

Погрозить пальцем.

Спрятать руки за спину.

4.

Идет коза рогатая.

Идет коза бодатая.

К ней козленочек спешит.

Колокольчиком звенит.

Средний и безымянный пальцы согнуты, большие придерживают указательный, вращение кистями.

Пальцы в щепотку. Потрясти ими.

5.

Птички полетели,

Крыльями махали.

На деревья сели,

Вместе отдыхали.

Махи ладонями с широко расставленными пальцами.

Руки вверх, пальцы широко расставить. Поочередно собираем пальцы в кулак, с большого

6.

Кот играет на баяне,

Зайка наш на барабане.

Ну а мишка на трубе,

Поиграть спешит тебе.

Если будешь помогать,

Будем вместе мы играть.

Имитация «игра на баяне»

«на барабане»

«на трубе»

Хлопки в ладоши.

7.

Вырос цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание,

Дружно дают под землей корешки.

Руки вертикально, ладони вместе, медленно разводи закругляя «бутон».

Ритмичные движения пальцы вместе- врозь.

Ладони вниз, соединить тыльной стороной.

8.

Наши алые цветы

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветы.

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают.

Головой качают.

Кисти сомкнуты  у основания ладони, раскрываются в виде чаши.

Кисти рук  в виде чаши движения по часовой и против часовой стрелки.

Кисти медленно и плотно соединяются.

Сомкнутые кисти наклоняются вправо, влево.

9.

Вот помощники мои.

Их как хочешь поверни.

По дорожке белой, гладкой.

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок –чок – чок, чок – чок – чок,

Скачет  резвый табунок.

Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение  то левой, то правой руки с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев Темп средний.

10

Стали гномы гостей приглашать,

Стали гномы гостей угощать.

Каждому гостю досталось варенье.

Пальчики склеило от угощенья.

Плотно прижались ладошка к ладошке,

Гости не могут взять даже ложки.

Указательными пальцами движение «подзывание»

Указ. пальцем надавливаем на подушечки .

«Намазывание» на каждый пальчик.

Последовательно соединяем пальцы обеих рук.

Прижать ладони одну к другой.

Плечи приподнять , ладошки вниз, в стороны.

11

Утро настало, солнышко встало.

-Эй, братец Федя, разбуди соседей.

- Вставай, Большак.  -Вставай, Указка.

-Вставай, Середка. – Вставай, Сиротка.

- И крошка – Митрошка.

Привет, Ладошка!

Все потянулись и проснулись.

Кисти рук скрещены, пальцы растопырены.

Сжать в кулак, большой палец вверх.

Большой и указательный пальцы пр. р. поочередно щелкают  по пальцам лев.р.

Щелчок в центр ладошки.

Кисти вверх, пошевелить пальцами.

12.

Вот мостик горбатый, вот козлик рогатый.

На мостике встретил он серого брата.

Упрямцу с упрямцем опасно встречаться.

И с козликом, козлик, стали бодаться.

Бодались, бодались, сражались, сражались.

И в речке глубокой вдвоем оказались.

Пальцы прижаты, ладонь на ладонь, дугой.

Позиция «коза» на лев. и прав. руке.

Соединить указательные и мизинцы.

Не отрывая пальцы друг от друга. Вверх – вниз, влево – вправо.

Разъединить, опустить вниз.

13

У тебя скажи паук,

Сколько ног и сколько рук?

Отвечай – ка паучок.

Сколько рук и сколько ног?

Когда лапы по дорожке ходят –  

Это мои ножки.

Лапы вяжут паутинку –

Буд-то руки ткут холстинку.

Если я крадусь за мошкой -

Мои лапы – это ножки.

Если попадутся мухи -

Лапы цапнут их, как руки.

Соединить большой палец левой руки с мизинцем правой руки, большой палец правой руки с мизинцем левой руки –«шагаем»

Поочередное соединение пальцев рук.

Средний и указательный  «шагают» по бедрам.

Движение «вязание», пальцы в щепотку.

Руки горизонтально. Пошевелить пальцами.

Основания ладоней вместе, пальцы слегка согнуты и расставлены. Резко соединить.

14

Две сороконожки, бежали по дорожке.

Побежали, побежали.

И друг дружечку догнали!

Так друг дружечку обняли,

Что едва мы их разняли.

Все пальцы изображают движение ног у сороконожки, от плеча к коленям.

Сцепить пальцы в замок, потянуть в стороны.

Расцепить пальцы.

15

В гости к пальчику большому

Прибегали прямо к дому.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Сам мизинчик  - малышок,

Постучался на порог.

Все пальчики – друзья.Друг без друга нам  нельзя!

Кисти вверх, большими пальцами пошевелить и прижать их к ладони.

Прижимать к ладони те пальцы. О которых говорится.

Постучать кулачки.

Пожать ладони, меняя их.

Соединить пальцы  одной руки с другой.

16

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Вы скачите пальчики,

Как солнечные зайчики

Прыг – скок, прыг – скок.

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево – вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

Руки стоят, упираясь локтями на столе.

Ритмичное сгибание и разгибание пальцев рук.

Легкие движения - постукивания кончиками пальцев по столу.

Кисти обеих рук плотно сомкнуты, покачивание вправо влево, повороты.

Легкие движения - постукивания кончиками пальцев по столу.

17

Ладушки, ладушки.

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала.

Детушкам давала.

Даше два, Паше два,

Ване два, Тане два.

Хороши оладушки,

У нашей бабушки.

Руки лежат на столе, попеременно показываем, то ладонь, то тыльную сторону.

Затем руки поставить на локти, пальцы обеих рук выпрямлены и загибаются по два.

В завершении показать большие пальцы.

18

1,2,3,4,5

Будем вместе рисовать.

Порисуем мы руками,

Домик папе, домик маме,

Этот домик для тебя,

Этот домик для меня.

Нарисуем сад вокруг,

В нем деревья там и тут.

В сад пойдем мы погулять,

И начнем игру опять.

Поочередно разгибаем пальцы из кулака.

Вращаем кистями рук в одну сторону.

Вращаем кистями рук в другую сторону.

Домик из пальчиков.

Поочередно соединяем и разводим пальцы.

Одна рука на пояс, другую в сторону.

Меняем руки.

Ходьба на месте.

19

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет.

Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает

Волнообразные движения кистями рук.

Кисти  в щепотку, наклонить вниз.

Плавное помахивание кистями рук.

Кисти опущены, свободно встряхнуть

20

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки.

Только брызги вверх летят.

Дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз)

Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над столом)

(Кладут ладони на стол)

(Затем тут же резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол)

21

Подними ладошки выше

И сложи над головой.

Что же вышло?

Вышла крыша.

А под крышей – мы с тобой.

Подними ладошки выше,

А потом сложи дугой.

Кто же вышел?

Вышли гуси –

Вот один, а вот другой.

Подними ладошки выше

И сложи перед собой.

Что же вышло?

Вышел мостик,

Мостик крепкий и прямой.

Дети складывают руки над головой

(Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук)

(Дети складывают руки перед собой одна на другую «полоской»)

22

Пусть мой домик кос и крив,

Посмотри, как он красив!

Видишь – из окошка

Выглянула кошка!

Ветер воет: «У-у-у!

В клочья домик разорву!»

Но он крепкий, домик мой,

Хоть косой и кривой!

Пусть неделю ветер воет –

Домик мой меня укроет!

Сложить ладони, образовав «крышу». Посмотреть на «домик» со всех сторон

Сильно подуть на «домик»

Сблизить ладони, покачать соединенными ладонями влево – вправо

Поднять «крышу» нал головой

23

На изогнутый сучок

Сломанной осинки

Опустился паучок

С крестиком на спинке.

Свил уютный гамачок.

Сам в сторонку –

И молчок.

Левая рука вытянута вперед. Ладонь повернута вниз

Пальцами правой руки выполнять от плеча левой руки перебирающие движения вни

Указательным пальцем левой руки начертить крестик на тыльной стороне правой ладони

Левая ладонь округлена: изображает гамачок. Пальцы правой руки собраны в щепоть. Опустить щепоть в «гамачок»

Руки за спину

Указательный палец правой руки поднести к губам

24

Целый день – тук да тук,

Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат,

Строим дом для бельчат.

Этот дом для белочек,

Этот дом для зайчиков,

Этот дом для девочек,

Этот дом для мальчиков.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх. Правым большим пальцем (правая рука сверху) ударяем по большому пальцу левой руки

В течение всего стихотворения «молоток заколачивает гвозди» - большой палец движется сверху вниз, палец другой руки постепенно сгибается

Теперь то же самое проделываем получившимся кулаком левой руки, ударяя по правому большому пальцу

25

Божьей коровки папа идет.

Следом за папой мама идет.

За мамой следом детишки идут.

Вслед за ними самые малышки бредут.

Красные юбочки носят они.

Юбочки с точками черненькими.

Папа семью в детский садик ведет,

После занятий домой заберет.

Всеми пальцами правой руки «шагать» по столу

Всеми пальцами левой руки «шагать» по столу

«Шагать» обеими руками вместе

Пожать самому себе ладони, пальцы прижать друг к другу

Постучать указательными пальцами по столу

Всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу

26

Покажите пальцем

Зайца,

Книжку,

Мышку и

Орех.

Указательному пальцу

Все известно лучше всех.

Дети сжимают правую руку в кулак

Вытягивают средний и указательный пальцы

Две раскрытые ладони складывают рядом

Ладони прикладывают к макушке

Сжимают кулак

Вытягивают вверх указательный палец, сгибают его и разгибают

27

У нашего

У Гришеньки

Под окошком

Вишенки.

У Семена в саду клены,

У Алены дуб зеленый,

У Марины куст малины,

У Арины две рябины

А у Вани

На плетень

Зелененький

Вьется хмель.

Выставляют два кулака

Ставят ладони на ребро

Показывают две ладони

Выставляют два кулака

Левая рука: загибают пальцы, начиная с мизинца

Правая рука: загибают пальцы, начиная с мизинца

Показывают ладонь

Выставляют кулак

Ладонь

Кулак

28

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей

Все без бровей

Вот с такими ушами

Вот с такими носами

Вот с такой головой

Вот с такой бородой!

Они не пили и не ели,

На Маланью все глядели

И все делали вот так

Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху

Сложить руки углом, показывая «избушку»

Показать семь пальцев

Очертить брови пальцами

Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам

Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом

Очертить большой круг вокруг головы

Показать руками большую бороду

Одной рукой поднести ко рту «чашечку», другой – «ложку»

Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами

Дети показывают загаданные действия

Этот пальчик – самый большой,

Самый веселый, самый смешной!

Этот пальчик – указательный.

Он солидный и внимательный.

Этот пальчик средний,

Ни первый, ни последний.

Этот пальчик – безымянный,

Он не любит каши манной.

Самый маленький – мизинчик,

Любит бегать в магазинчик!

Показать большой палец правой руки

Указать друг на друга указательным пальцем правой руки

Согнуть средний палец

Сгибам безымянный палец, как будто он не хочет манной каши

Оттопырить мизинец, будто он хочет убежать от остальных пальцев

Вышла кошечка вперед

К нам идет, хвостом играет.

Ей навстречу из ворот

Две собаки выбегают.

Указ. и мизинец правой руки согнуты вверху, остальные пальцы прижаты к ладони, большой палец сверху

Левой ладонью махать у основания правой кисти

Большие пальцы обеих рук вверх, внутр.стор.ладоней к себе, ост.пальцы в гориз.полож-и вместе, кончики средних пальцев соприкасаются

Указательные пальцы и мизинцы обеих рук поднять вверх, остальные прямые пальцы соединены вместе

Киса кисточку взяла.

Что рисует нам она?

Это дом с высокой крышей.

На крыльцо котенок вышел.

Побежит он по дорожке

К полосатой маме-кошке.

Вот зеленая трава.

Вот скамейка у пруда.

В небе – круглая луна.

Видно, Кисе спать пора.

Поднимают к плечу согнутую в локте руку, пальцы сжаты в кулак

«Рисуют», поднимая и опуская руку

Соединяют руки над головой, показывая «крышу»

Вытягивают ладони перед собой

«Пробегают» пальчиками по бедрам

Шевелят пальцами

Кладут ладони друг на друга – «скамейка»

Поднимают руки вверх, соединив указательные и большие пальцы –«луна»)

Кладут ладошки под щечку

Туча по небу плыла.

Дождик за руку вела.

Он шагал на тонких ножках

В черных маленьких калошках.

Дождик всюду проходил,

На крылечке наследил,

В теплой луже потоптался.

Топнул, хлопнул и умчался.

Левой рукой берут в кулак большой палец правой руки

Перебирают пальцами левой руки по правой ладони

Щелкают большим и средним пальцами обеих рук

Хлопают ладонями по всему телу

Хлопают ладонями по бедрам

Перебирают указательным и средним пальцами правой руки по левой ладони

Топают, хлопают в ладоши, быстро выносят правую руку вперед

Наша бабушка идет

И корзиночку несет.

Села тихо в уголочек,

Вяжет деточкам чулочек.

Вдруг котята прибежали,

И клубочки подобрали.

Где же, где мои клубочки,

Как же мне вязать чулочки?

Хлопать ладонями поочередно по коленям

Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки, положить на колени

Имитация вязания на спицах

Мягкими кистями движения «кошечка»

Развести руки в стороны

Имитация вязания на спицах

Солнце глянуло в кроватку!

Раз,

Два,

Три,

Четыре,

Пять –

Дружно сделаем зарядку!

Раз,

Два,

Три,

Четыре,

Пять.

Сжать и разжать кулаки обеих рук

Кулаки сжаты. Разжать указательные пальцы обеих рук

Разжать средние пальцы обеих рук

Добавить большой палец

Разжать безымянный палец

Разжать мизинец

Сжать и разжать кулаки

Разжатые пальцы поочередно сжимать в кулак. Начать с больших пальцев

Затем – указательные

Затем – средние

Потом – безымянные

И, наконец – мизинцы 

Литература.

  1. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. «Страна пальчиковых игр», КРИСТАЛЛ, Санкт-Петербург, 1997
  2. Цвынтарный В.В. «Играем в пальчики и развиваем речь», Лань, Санкт-Петербург, 1997
  3. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»,АСТ Астрель, Москва ,2004
  4. Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику у малышей», издательский дом Литера, Санкт-Петербург, 2006
  5. Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры», издательский дом Литера, Санкт-Петербург, 2006
  6. Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников», Творческий центр Сфера, Москва, 2003
  7. Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет», Творческий центр Сфера, Москва,2005
  8. Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет», Творческий центр Сфера, Москва,2004
  9. Картушина М.Ю. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет», Творческий центр Сфера, Москва,2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...