Блокадные дни Ленинграда.
план-конспект занятия (старшая группа)

Сергиенко Людмила Владимировна

Цель: расширять знания детей об истории города-героя Ленинграда, о героизме людей во время Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokadnye_dni_leningrada.docx38.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Блокадные дни Ленинграда.

Цель: формирование интеллектуальной компетентности дошкольников на примерах

жизни детей и взрослых в тылу врага во время Великой Отечественной Войны.

Задачи:

Познавательные:

- расширять знания детей об истории города-героя Ленинграда, о героизме людей;

- развивать представление об организации жизни и быта взрослых и детей во время

  войны;

- способствовать формированию умений в установлении простейших связей и

   отношений между фактами и событиями военного времени;

Речевые:

- активизировать словарный запас детей по лексической теме «Блокада Ленинграда»;

- развивать умение отвечать на вопросы полным ответом.

Социально-коммуникативные:

- воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла (женщинам и детям),

- воспитывать умение сочувствовать, сопереживать;

- воспитывать любовь к Отчизне, гордость за свою Родину, за свой народ.

Художественно- эстетические:

- закрепить умение собирать целое изображение из частей;

- учиться выражать полученные эмоции через рисунок.

Пособия и оборудование: презентация, разрезные картинки, музыкальный центр, электронный носитель с музыкальными композициями: «Вставай, страна огромная», «Бьется в тесной печурке огонь», «Алые закаты», звуки сирены.

Предварительная работа: разучивание стихов о блокаде, разучивание песни «Бьется в тесной печурке огонь», тематическое рисование, лепка.

Ход НОД:

   Ребята, мы жители огромной страны, поэтому должны знать свою историю. Потому что это история нашего народа. И сегодня мы вспомним самую трагическую страницу истории – Великую Отечественную войну.

Звучит запись песни «Вставай, страна огромная».

Ребенок:

Однажды летом на рассвете

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против русских, против нас.

22 июня ровно в 4 часа,

Киев бомбили, нам объявили,

Что началась война.

На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война. Страшная, беспощадная. Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы, погибали люди. Все мужчины, старики и дети с 15 лет, которые могли держать в руках оружие, уходили на фронт. Там они копали окопы, делали землянки и, конечно, сражались с немецкими войсками, вели бои.

Гитлер планировал захватить в первую очередь город Ленинград. Почему же придавалось такое значение взятию Ленинграда? Потому что Ленинград – северная столица, морской порт, удобное место для удара по Москве. Захватив Ленинград, Гитлер собирался напасть на столицу нашей родины город Москву.

Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать и обстреливать улицы и проспекты города. Враги окружили город и могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы. Постоянно звучали звуки сирены, которые предупреждали о воздушной тревоге. Люди должны были прятаться в бомбоубежищах. Сейчас мы включим сигнал сирены, чтобы вы услышали, как она звучит.

Звучит сирена.

Фашисты хотели Ленинград не только захватить, а полностью его уничтожить. Они бомбили Ленинград и днем, и ночью. Но быстро захватить город фашистам не удалось. И тогда Гитлер приказал задавить город блокадой. Он говорил: «Весной мы проникнем в город. Вывезем всё, что осталось живое вглубь России, или возьмём в плен, сравняем Ленинград с землёй». Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.

Посмотрите (карта), на что это похоже? (круг, кольцо). Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Еще это кольцо называют блокадой.

Давайте сделаем круг, который напомнит нам кольцо блокады, а потом подойдем друг к другу поближе, обнимемся и согреем друга своим теплом.

Дети, взявшись за руки, образуют круг.

Физкультминутка

В осеннем тумане,        (закрывают ладонями глаза)

В январском снегу        (разводят руки в стороны)

Стоит Петербург           (руки над головой в виде крыши)

На морском берегу.      (плавные движения руками - волны)

С дворцами и парками (отводят руки влево и вправо)

Строг и красив,

Как будто вплывает      (движения руками «плывут»)

В широкий залив.

В блокадные дни           (шагают на месте)

Под обстрелом в снегу

Не сдался, не сдался      (повороты головы)

Наш город врагу            

Все дороги, ведущие к городу, были перерезаны. Потянулись страшные 900 дней и ночей! Каждую ночь были слышны гул самолетов, разрывы бомб. Очень рано наступили морозы. Наверное, никогда еще не было так холодно! Всю зиму в домах не было отопления, воды и света. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.

Ребенок:

Фанерой забито наше окно

В городе тихо, очень темно

Звук самолетов слышен,

Низко летят над крышей.

Но страна помнила и переживала о людях, находящихся в блокаде, поэтому по Ладожскому озеру была проложена одна единственная дорога, названная дорогой жизни. По ней под огнем противника везли хлеб в город, а обратно эвакуировали стариков, детей, больных и раненых. Дорогу заметало снегом, во льду образовывались огромные трещины, вражеская авиация обстреливали машины с воздуха — но дорога существовала.

Оставшиеся в городе люди, а это женщины, старики, подростки, строили оборонительные сооружения - рыли окопы, противотанковые рвы, тушили бомбы-зажигалки, помогали раненым. Были случаи, когда юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжеленные брёвна к лесным дорогам. Люди гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём.

В городе все было разрушено фашистами. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды, за водой ходили на реку Нева. У людей не было ведер, они ходили с кастрюлями, банками, черпали воду поварешками. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Целые семьи гибли от холода и голода. Чтобы согреться в квартирах ставили железные печки, и жгли мебель, разбирали полы и жгли доски. По городу не ходил транспорт, и люди остались без питьевой воды, и даже тогда работали заводы: люди собирали танки, которые уходили на фронт.

Ребята, а давайте и мы попробуем построить из пазлов модели танка, самолета, военного корабля и подводной лодки.

Дети размещаются за столами и собирают модели под музыку «Алые закаты».   

Когда сошел лед с озера, хлеб стали перевозить на баржах. В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января Ленинград был полностью освобожден от немецких войск.

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город получил звание «Города - героя». Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем! На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, возвышается скорбная фигура Матери — родины.

1 – й ребенок:

В блокадные дни

Под обстрелом в снегу

Не сдался, не сдался

Наш город врагу.

2 – й ребенок:

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славится всюду их доблестный труд!

Ребята, скажите, что нового вы узнали сегодня? Что вам больше всего запомнилось?

Мне очень бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями со своими близкими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блокадный Ленинград (вечер памяти посвященный 70-летнему юбилею со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады) февраль 2014года

Цель: Формировать у детей представление о будничных и праздничных дняхАктуальность проблемыПриобщение детей к истории нашей страныЗадачиРасширить представления детей о государственных праздникахПоддер...

Беседа «Хлеб блокадного города Ленинграда»

laquo;Хлеб блокадного города Ленинграда»Цель:Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Дать элементарные сведения о Великой Отечественной войне, её причинах ...

Нод "Блокадный хлеб Ленинграда"

Патриотическое воспитание...

Тематическая неделя посвященная 81-летию порыва блокадного кольца Ленинграда «Дорогами поколений»

Цель: обогащение знаний детей о героическом города Ленинграда – о блокаде Ленинграда.Задачи: Формирование у воспитанников осознанного интереса к историческому прошлому нашей страны.Расширят...

«Хлеб блокадного города Ленинграда»

laquo;Хлеб блокадного города Ленинграда»...