"Чай - волшебный напиток"
проект

Щербинина Елена Анатольевна

Проект "Чай - волшебный напиток". Проект знакомит с происхождением чая, с волшебными его свойствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tea-1.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования города Нижневартовска

детский сад №10 «Белочка»

Проект 

«Чай – волшебный напиток»

Выполнил:

Каминский Георгий

Руководители:

Воспитатели: Охотникова Людмила Анатольевна

                                                                     Волкова Елена Анатольевна

г.Нижневартовск

2018г.


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Чай – волшебный напиток»

Автор проекта

Каминский Георгий

Руководители проекта

Охотникова Людмила Анатольевна                                                             Волкова Елена Анатольевна

Вид проекта

Познавательно – исследовательский

Актуальность проекта

Чай является самым традиционным напитком в России. Без него нельзя представить ни праздника, ни каждодневного стола.

Цели проекта

Познакомиться с историей чая и его целебными свойствами.

Задачи проекта.

  1. Познакомиться с происхождением чая;
  2. Узнать, как, выращивают и изготавливают чай;
  3. Выяснить, какие сорта чая существуют;
  4. Узнать, как чай влияет на организм человека.

Гипотеза

Если мы употребляем чай, значит, он полезен для здоровья.

Среди разнообразных напитков, изготовляемых людьми, самый известный и распространённый – чай. Вряд ли есть среди нас человек, который никогда не пил чай. Его пьют во всех частях света.

Мы задумались над вопросом, как выращивают и изготовляют чай, какого его влияние на организм человека, почему многие люди с удовольствием пьют чай.

Так возникла идея разработать проект «Волшебный чай» 

ЦЕЛЬ проекта: знакомство с историей чая и его целебными свойствами.

Мы решили изучить эту тему и выяснить, что значит слово «чай», было интересно узнать, как он появился.

Предметом нашего исследования являются различные сорта чая.

Мы поставили перед собой ЗАДАЧИ:

  1. Познакомиться с происхождением чая;
  2.  Узнать, как, выращивают и изготавливают чай;
  3. Выяснить, какие сорта чая существуют;
  4. Узнать, как чай влияет на организм человека.

Я предположил, что, если мы употребляем чай, значит, он полезен для здоровья.

Приступая к работе, мы составили модель трех вопросов: 

1

Что мы знаем?

- чай это напиток

- его пьют горячим или холодным

- чай это растение

2

Что мы хотим узнать?

- как выращивают и изготавливают чай.

- познакомиться с историей чая

- узнать какие сорта чая бывают

- узнать какими целебными свойствами он обладает.

3

Где это можно узнать?

- в энциклопедии

- в интернете

- библиотеке (из книг)

- из телепередач

Работая над проектом, я попросил маму посмотреть в интернете, что такое чай.

Чай – это напиток, получаемый варкой, завариванием и/или настаиванием листа чайного куста, который предварительно подготавливается специальным образом. 

Я выяснил что, родина чая – Китай.

О том, как люди обнаружили чайный куст, в Китае сложена легенда.

Древнекитайский император Шен Нун около трех тысяч лет назад поставил кипятиться котел с водой, в который случайным образом попало несколько листочков с чайного дерева. Испробовав удивительный напиток, император восхитился его прекрасным вкусом. Из императорского дворца чай распространился по всему Китаю: его стали церемониально подавать при приеме самых дорогих гостей. 

Вначале чай использовался как лекарственное средство.  И правители Китая дарили его приближённым в знак особого императорского расположения. Китайцам понадобилось около трех столетий, чтобы сделать чай национальным напитком. 

К 9 веку чай проникает в Японию, где становиться не только национальным напитком, но и накладывает отпечаток на все стороны духовной жизни японцев – от поэзии до философии.

О нем пишут стихи - хокку:

Первая чашка, увлажняет моё горло и губы;

Вторая чашка наполняет мой разум покоем и прогоняет моё одиночество;

Третья чашка изучает и врачует мои внутренности;

Четвёртая чашка согревает, и все печали жизни уходят прочь через горы…

В Европу чай завезли португальские мореплаватели в дар своему королю. 

В России чай появился в 17 веке. Русский посол боярин Василий Стариков привез царю Михаилу Федоровичу дары от монгольского Алтын – хана. Среди знаменитых монгольских атласов и мехов лежали свертки с сухими листьями. Стариков отказывался брать эту сушеную траву, но монгольский правитель настоял на своем, и так впервые в России появился чай. 

В России о чае сложено много пословиц и поговорок:

Чай не пьёшь - откуда силу берёшь?

Чай пьёшь - до ста лет проживёшь.

Коль чаем угощают, значит уважают.

 В хорошей посуде и чай вкуснее.

Береги в доме добро, в чае - тепло.

Посещая музей, мы узнали, что в России пили чай из самовара. И до сих пор считается, что из самовара чай вкуснее. Самовар – русское изобретение. Он является таким же символом России, как балалайка и матрешка.                        

А посмотрев программу «Галилео», мы выяснили что:

Сегодня чай возделывают на пяти континентах, больше всего чая производится в Индии, Китае, Кении, Турции, и Вьетнаме. Основными потребителями чая считаются Россия, Великобритания, Пакистан. США, Япония.

Чайный куст – вечнозеленое растение высотой около метра. Чай растет на чайных плантациях.

Круглый год у чайных кустов хлопочут люди: и вскапывают землю, удобряют её, пропалывают сорняки, подрезают и поливают кусты. Но основная работа – сбор листьев, с апреля по октябрь. С чайных кустов срывают верхние молодые побеги с 2-3 листочками.

Особенно тяжелой была работа у сборщиков чая в прошлом. Сейчас на помощь чаеводам пришла техника. 

Собранный чай отвозят на фабрику, где он становится: Зеленым, черным, красным или желтым. Цвет является лишь внешним отражением различий в процессах обработки чайного листа. 

Мое исследование

Сегодня в магазинах современному покупателю предлагаются разнообразные сорта чая. Они изготовлены по разнообразным технологиям. Существует множество способов обработки чая, в том числе вяление, сушка, скручивание, ферментация и т.д. В зависимости от них получают множество чаев, названия которых чаще всего связаны с цветом, поставляются из различных стран мира.

Какой чай мы покупаем?

Мы с мамой посмотрели стандартный ассортимент чая в магазинах г. Нижневартовска и выяснили следующее: на прилавках наших магазинов много сортов Индийского, Цейлонского, и Краснодарского происхождения.

Мы решили выяснить у продавцов, какой чай больше покупают. Одним нравятся Цейлонский, Индийский, Краснодарский чай - покупателей привлекает яркое оформление и небольшая цена. А другие, отдают предпочтение Китайскому чаю, так как он не продаётся в супермаркетах по одной причине – он дорог. Разыскать настоящие китайские чаи можно только в специализированных магазинах, которых не так много.

Опытно – экспериментальная работа

Опыт 1: «Чай на ощупь»

Мы взяли мелкий, средний и крупный лист чая.

Вывод: чай на ощупь разный, при нажатии пальцев- крошится.

Опыт 2: «Рассматривание чайного листа через лупу»

Рассмотрев через лупу чайный лист разного размера и цвета, мы увидели, что чай -это скрученный лист растения, попадаются целые листы и его частички.

Вывод: Чай-высушенный лист растения, хрупкий, его трудно рассмотреть. Дети решили, что надо сделать его мягким, замочив в воде.

Опыт 3: «Заваривание чая водой разной температуры»

В 3 прозрачные банки с сухим черным чаем (крупный лист) налили воду: холодную, теплую и горячую. В банке с холодной водой «чаинки» долго плавали на поверхности, лишь через несколько часов начали опускаться ко дну, цвет настоя- бледно-желтый.

В банке с теплой водой весь процесс происходил быстрее, отвар по цвету оказался ярче предыдущего.

В банке с горячей водой «чаинки» в течении 5-7 минут опустились на дно, отвар оказался по цвету самым ярким.

Вывод:

После заваривания чая водой- чайный лист разворачивается и становится больше.

В горячей воде листья чая завариваются быстрее, цвет получается ярче.

Опыт 4: «Заваривание разного вида чая»

В заваривании мы использовали несколько видов чая: зеленый, черный и каркаде. Также в черный чай добавляли мяту, брусничный лист, апельсиновую цедру.

В результате заваривания разных видов чая получились цвета: коричневый, желтый и рубиновый. По цвету детям больше понравился каркаде (самый яркий цвет), по запаху- зеленый. Добавки делают запах чая приятнее.

Вывод:

В чай заваривать можно и цветки растения (каркаде), а также др. добавки.

При заваривании разного вида чая получаются яркие цвета. Дети с удивлением и восторгом воскликнули: «Да они же похожи на краски!»

Вместе с детьми решили, что надо попробовать рисовать чаем.

Опыт 5: «Рисование чаем»

Для рисования чаем нам понадобилось 3 вида чая в пакетиках и большой лист ватмана. Бумага нужна плотная, чтобы исключить его скручивание при намокании. Дети решили, что «красным» чаем (каркаде) можно нарисовать солнце, зеленым и черным- фон рисунка.

Вывод:

Чай можно использовать в рисовании.

Опыт 6: «Аппликация чаем»

Для аппликации нам понадобился черный сухой чай. Мы решили продолжить предыдущую работу и дополнили фон деревом и сидящими на ветках птицами. Молодые листики дерева изобразили с помощью сушеных брусничных листьев.

Вывод:

Чай можно использовать в аппликации.

Важно отметить, что действия, в которых необходимо было использовать горячую воду (для заваривания чая) проводились воспитателем вдали от детей. Дети проводили манипуляции с холодной или теплой жидкостью.

Так как в группе присутствовали дети, предрасположенные к аллергическим реакциям, мы не рискнули проводить опыты, в которых нужно пробовать чай на вкус.

Как чай влияет на здоровье?

Посещая библиотеку, мы узнали о пользе вкусного напитка – чая. Особая польза чая в том, что он оказывает положительное влияние на весь организм. В состав чайных листьев входят почти все витамины. Свежесобранный лист содержит в несколько раз больше витамина С, чем лимоны и апельсины.

Крепкий чайный настой стимулирует работу печени и селезенки, способствует повышению уровня гемоглобина в крови, при ежедневном употреблении активизирует работу высшей нервной системы, полезен для мозга. Он также является эффективным регулятором температуры тела, поэтому в жаркое время года рекомендуется заменять воду зеленым чаем. Настой незаменим для лечения расстройств кишечника. Чайный отвар обладает выраженным антигипертоническим действием. 

 

Заключение

В ходе исследования я узнал много интересного и полезного.

Подводя итог вышесказанному, я могу твёрдо заявить, что чай - это полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение, при правильном употреблении оказывает благоприятное действие на организм человека. 

 

Литература

 

1. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет» Т.Н. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская

Интернет источники

2. zeremonia.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотой напиток!

Статья для родителей о пользе натуральных соков для детей....

Презентация тематического детско - взрослого проекта: " Этот необыкновенный напиток - чай!"

Презентация тематического детско - взрослого проекта: " Этот необыкновенный напиток - чай!"...

Тематический детско - взрослый проект: " Этот необыкновенный напиток - чай!"

Тематический детско - взрослый проект: " Этот необыкновенный напиток - чай!"...

Проект "Чай- волшебный напиток"

Актуальность:Рассказывая детям о полезных продуктах, и о пропаганде здорового образа жизни, убедились, что многие дети, употребляя чай ежедневно, почти ничего не знают о нем. Мы пьем чай каждый день. ...

Проект «Чай – волшебный напиток»

Традиция чаепития существует практически в каждой семье, но не все знают, откуда она к нам пришла. Мы каждый день пьем чай - прекрасный полезный напиток, который снимает усталость, придает бодрость, п...

Проект "Чай - волшебный напиток"

Проект "Чай - волшебный напиток"Краткосрочный проект с детьми 4 - 5 лет в средней группеУчастники: дети, воспитатели, родителиЦель пректа: познакомить детей с традицией чайной церемонии....