Конспект образовательной деятельности "Лесная прогулка"
план-конспект занятия

Алексеева Светлана Олеговна

Цель: Закреплять знания о правилах поведения в лесу

Программные задачи:

«Социально – коммуникативное развитие»

  • Формирование навыков культуры поведения в природе.
  • Развитие умения обнаруживать возникающие чувства и обозначить их словами.
  • Воспитывать умение работать в группе, прислушиваться к собеседнику, доказывать правильность своего мнения.
  • Развитие воображения, желание фантазировать.

«Речевое развитие»

  • Формирование умения последовательно и выразительно рассказывать о явлении или предмете.
  • Развитие активной позиции ребенка в диалоге.
  • Формирование умения в подборе слов, характеризующих состояние или чувства.

 «Познавательное развитие»

  • Формирование бережного отношения к природе.
  • Расширение представлений о способах правильного взаимодействия с животными и растениями.
  • Воспитание интереса к природе и желания отражать полученные знания в творчестве.

Словарь: турист, поляна, лес, овраг; слова, обозначающие чувства, состояния и эмоции разной направленности (радость, легкость, расслабление, комфорт, страх, обида, злость, бессилие и др.), .

Предварительная работа:

  • Чтение «Экологических сказок» (Л.Ф.Воротниковой и др.), Т.А.Шорыгина «Зеленые сказки: экология для малышей», А.Лопатина «Почему у Земли платье зеленое»,
  • Дидактические игры «Нравится – не нравится», «Природа – не природа», «Кто чем питается?», «Кто где живет?».
  • Психологические игры «Мальчик наоборот», «Тень» («Ой, не буду, не буду»).
  • Рассматривание альбомов, репродукций картин с изображением русского леса (Шишкин «Утро в сосновом лесу», «Лес», Ю.Левитан «Березовая роща» идр.)
  • Собирание пазл на тему «Лес», «Животные», «Растения».

Работа с родителями:

  • Семейная прогулка в лесу или в парке, фотографирование понравившихся моментов прогулки.
  • Ширма для родителей «Берегите лес».
  • Консультация для родителей «Научите детей любить природу!»

Оборудование и материалы: проектор, фрагмент мультфильма Л.Каюкова «Живая игрушка», музыкальный центр, тихая мелодия со звуками природы, шапочки с изображениями растений (деревья, цветы, грибы), флажки со значками, обозначающими правила поведения в лесу, веревка.

 

Ход образовательной деятельности:

В: Ребята, вы были в лесу?

Д: Да!

В: Вам нравится гулять по лесу?

Д: Нравится!

В: Мне тоже очень нравится! А давайте отправимся на прогулку в лес?! Давайте снимем обувь и встанем на ковер.

(На фоне звуков природы воспитатель медленно проговаривает текст, а дети вместе с воспитателем выполняют движения).

В: Представьте, что мы с вами на летней поляне... Она усеяна прекрасными цветами... Сделайте глубокий вдох и вдохните их чудесный аромат… Ступайте босиком по мягкой и нежной траве, почувствуйте, как она ласкает ваши ножки, щекочет их… А сейчас перед нами лес… полный чудес и загадок… Войдем в него!.. Я вижу огромный дуб, обнимем его… почувствуем какой он большой и красивый... Вы слышите шёпот листьев… журчание родника… звон серебряных колокольчиков… Как же радостно и хорошо живется здесь всем жителям леса… Присядем на мягкую зеленую травку, закроем глаза и прислушаемся к звукам леса… (Воспитатель дает возможность детям еще в течение 1 мин. послушать музыку и проникнуться настроением).

В: Ребята, давайте откроем глаза… Расскажите, что вы почувствовали во время прогулки?

(Дети делятся своими впечатлениями, а воспитатель выслушивает ответы и помогает, в случае затруднения, обозначить словами чувства детей).

В: Спасибо, ребята, что вы поделились своими переживаниями… А в нашем лесу случилось чрезвычайное происшествие. Малыш зайчонок убежал от своей мамы и забрался во двор к человеку. Давайте, посмотрим, что же с ним произошло.

(Дети усаживаются перед проектором, а воспитатель включает фрагмент мультфильма «Живая игрушка» (Леонид Каюков, 1982 год). Мультфильм останавливается в тот момент, когда героиня спрашивает, почему кукла убежала).

В: Ребята, давайте вместе с вами обсудим, почему убежал зайчонок. Скажите, как зайчонку жилось в своей  семье в лесу?.. Как вы это поняли?

Д: Зайчонок весело играл с братьями, с бабочкой и пчелкой, был веселым!

В: Чем кормила девочка зайчонка, когда он у нее оказался?.. И была ли эта еда полезной для зайца?

Д: Девочка кормила зайца кашей и конфетами, а он питается травкой и ветками деревьев.

В: Как вы думаете, девочку можно назвать заботливой мамой для зайчика?

(Воспитатель выслушивает ответы детей. Кто-то соглашается, что она заботливая, а кто-то не соглашается).

В: Давайте вместе разберемся. Девочка назвала зайчонка куклой Катей, завернула его в пеленку, повязала ему бантики, уложила в коляску и стала катать. Скажите, мамы о маленьких детях или девочки о своих куклах также заботятся?

Д: Да! Также!

В: Значит, девочка заботливая?

(Воспитатель выслушивает ответы детей и просит объяснять детей свое мнение).

В: Скажите, дети, а нужна ли живому зайчонку такая забота?..

Д: Нет! Ему стало плохо у девочки.

В: Как вы поняли, что зайчонку плохо у девочки?

Д: Заяц стал слабым, вялым. Даже девочка подумала, что он заболел.

В: И как девочка решила позаботиться о зайце, когда подумала, что он заболел?

Д: Она решила напоить его таблетками и накормить вареньем.

В: Как вы думаете, почему девочка так вела себя по отношению к бедному зайчонку? Может быть, она не любит животных?.

Д: Нет! Она не знала, как с зайчонком надо обращаться.

В: Какой совет вы можете дать девочке?

Д: Диких животных, оказавшихся рядом с человеком, нельзя забирать домой и держать в заточении. Их надо отпускать на волю, в свою семью. А еще надо изучать, как правильно заботиться о животных.

В: Спасибо, ребята, за вашу работу, за ваши интересные рассуждения. Предлагаю, продолжить нашу прогулку по лесу. Согласны?..

Д: Да!

В: Давайте встанем на ноги и вместе продолжим путь.

Игра «Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём, 
Не спешим, не отстаём. 
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.) 
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.) 
Вот ромашка, василёк, 
Медуница, кашка, клевер. 
Расстилается ковёр 
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.) 
К небу ручки протянули, 
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.) 
Мы успели отдохнуть 
А теперь пора вперед шагнуть. (Дети делают большой шаг и останавливаются.)

Затем воспитатель вместе с детьми продолжает шагать к дереву, под которым стоит поднос с шапочками, изображающими деревья, цветы, грибы.

В: Ребята, на этой прекрасной полянке недавно отдыхали туристы. Давайте посмотрим, как это происходило. Что мы видим под деревом?

 

Д: Под деревом лежат шапочки «цветов»,  «деревьев» и «грибов».

В: Как вы думаете, для чего они нужны?

Д: Наверное, шапочки мы наденем на голову и будем изображать то, что там нарисовано.

В: Хорошо, ребята. Давайте попробуем. Кто бы хотел побывать в роли цветов?.. А в роли деревьев?.. А грибом кто может стать?

Воспитатель надевает на голову детям, пожелавшим «стать растениями» шапочки, предлагает расположиться на полянке в соответствии с ролью и напоминает, как им хорошо живется в лесу. Оставшаяся часть детей во главе с воспитателем изображает «людей» — взрослых и детей. Они, негромко переговариваясь, ходят между «деревьями»: кто-то любуется их красотой, кто-то собирает букет, а кто-то собирается разжечь костер, кто-то пытается оборвать ветки. Воспитатель берет на себя роль «зачинщика». Он предлагает разжечь костер прямо под деревом. Предлагает нарвать веток с деревьев, советует девочкам сорвать цветы и сделать венок. Предлагает нарвать побольше цветов, так как если цветы не понадобятся, их всегда можно выбросить. О грибах воспитатель говорит, что они ядовитые, и их надо растоптать. Вдруг кто-нибудь съест и отравится.

Игра длится не более 2-х минут. Затем воспитатель предлагает всем участникам снова «стать детьми» и сесть в кружок.

В: Я бы сейчас хотела обратиться к детям, которые были деревьями, цветами и грибами. Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда в лес пришли туристы?

Дети по очереди рассказывают о возникших у них чувствах, эмоциях и желаниях (страх, обида, боль, дискомфорт, желание убежать или ответить агрессивно обидчику).

В: Да, ребята, убежать от таких туристов очень хочется. Да только не могут растения убежать. И ответить они нам не могут. Помните об этом, пожалуйста, когда гуляете в парке или в лесу.

В: Ребята, наша прогулка по лесу подошла к концу. Скажите, что вам больше всего запомнилось?.. А какие правила поведения в лесу вы для себя выделили?.. Правила, которые вы теперь всегда будете соблюдать…

(Воспитатель выслушивает ответы детей).

В: Вы очень хорошие правила предложили. Посмотрите, ребята, на столе лежат флажки, на которых изображены значки, обозначающие правила поведения в лесу. Давайте соберем из них гирлянду и развешаем у себя в группе.

Дети собирают гирлянду и развешивают в группе.

В: Спасибо, ребята, за вашу работу. А в вечернее время предлагаю вам придумать и нарисовать свои знаки о поведении в лесу и создать книгу. Эту книгу мы сможем подарить детям средней группы, чтобы они никогда не поступали так, как поступили туристы и девочка из мультфильма «Живая игрушка»!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_konspekt_lesnaya_progulka.docx2.21 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на основе интеграции образовательных областей «Прогулка по Петергофу»

Цели и задачи: продолжать развивать у детей познавательный интерес, через представление о Петергофе и Санкт – Петербурге;расширять и обогащать словарный запас детей;закреплять прямой и обратный с...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей» на тему «Прогулка в лес»

Конспект образовательной деятельностив подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей»на тему «Прогулка в лес»...

Конспект образовательной деятельности "Прогулка в зимний лес"

формировать у детей представления о диких животных: зайце, белке, медведе, лисе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни зимой;- упражнять в назывании животных и их детёнышей;- закреплять ...

Конспект образовательной ситуации «Прогулка в зимний сад»

Конспект образовательной ситуации «Прогулка в зимний сад» ...

Конспект образовательной деятельности Прогулка-экскурсия с элементами образовательного геокешинга Тема: «Путешествие к гнезду сороки» (подготовительная группа).К конкурсу "Воспитатель года"-2021

Конспект образовательной деятельности с детьми.Прогулка-экскурсия с элементами образовательного геокешинга. Тема: "Путешествие к гонезду сороки"(подготовительная группа)...