Консультация для воспитателей ДОО на тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» (из опыта работы)
статья

Шкарина Людмила Геннадьевна

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое значение для обучения детей раннего возраста имеет дидактическая игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shkarina_lg.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОО

на тему:

«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

(из опыта работы)

 Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое значение для обучения детей раннего возраста имеет дидактическая игра.

 Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть.  Это можно  достичь  различными приемами: использование сюрпризов, загадок, считалок,  волнующего вопроса, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Организуя дидактическую игру с детьми раннего возраста обязательно осуществляю показ игровых действий, знакомлю с функцией игрушки, проговариваю конкретных игровые ситуации; использую разнообразный наглядно- игровой материал и постепенное усложнение игрового содержания. Использование потешек, загадок, художественного слова – привлекает малышей. Организуя игру, всегда помню, чтобы это не  занятие. Секрет успешной организации игры заключается в том, что, обучая детей, сохраняю вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их. Ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиваться результата. Дидактическая игра побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать предметы.

 Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. Поэтому в начале  игры знакомлю детей с правилами, игровыми действиями, учу, как их важно выполнять.

Занятия с предметами играют важную роль. Малыши получают навыки «работы» с дидактическими игрушками и любят с ними заниматься. Пирамидки, башенки, матрешки и т.п. собираются в простых и усложненных вариантах. Обращаю внимание на выполнение мелких и точных действий, например, не только приложить одну часть к другой, но и совместить рисунок на матрешках.                                                

Различные дидактические игры с игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка раннего возраста: умственному и эстетическому воспитанию, формированию работоспособности, усидчивости, воли; учат действовать в коллективе сверстников. Если в начале года я использовала, в основном, наглядные методы, рассчитанные на подражание, то сейчас воспитанники могут действовать по инструкции, выполнять часть действий по представлению.                                                                                            

 В своей работе использую различные дидактические игры и упражнения, в ходе которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, положение в пространстве; широко применяю игры на развитие мелкой моторики пальцев рук и координированных движений левой и правой руки; развитие мышления, памяти, воображения, познавательной активности.                                                                      

В играх с детьми раннего возраста использую разнообразный наглядный материал: погремушки, игрушки-вкладыши, природные материалы, неваляшки.

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей.  Дети моей группы любят играть в парные картинки, картинки- половинки, «Найди детеныша».               

«ВЕСЕЛЫЕ ФИГУРЫ»

Цель: способствует развитию навыков классифицирования.                                Материал: круги и квадраты, вырезанные из картона.                                            Методические рекомендации: перемешайте фигуры. Попросите отобрать только круги.                                                                                                                           Усложнение: после этого используйте круги одного цвета, а квадраты другого.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, расширяют  знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; рассматривают и учатся выделять характерные признаки предметов; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия.

Дидактические игры создавались, и создаются взрослыми для развития детей с учетом их потребностей, интересов и возможностей. Варианты игр:

 «ЦВЕТНЫЕ ДОМИКИ»

Цель: формирует умение детей различать, классифицировать предметы по цвету.  Формировать положительное эмоциональное отношение к игре.

Материал: цветные домики, мелкие игрушки такого же цвета что и домики, цветные картинки.

Методические рекомендации: разложить четыре домика перед ребенком по очереди называйте цвет домика и просите приносить к домику предметы того же цвета.

2.Раздать детям игрушки в виде животных или кукол. И просить, чтобы к примеру куклу отвели в красный домик, а медведя в зеленый.

«РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ»

Цель: развивать мелкие движения пальцев. Формировать положительный эмоциональный настрой.

«МУРАВЬИ» (пальчиковая гимнастика)

Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым игру. Развивать мелкие движения пальцев на каждой руке. Развивать ощущения собственных движений.

Муравей ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу второй руки.)

Дождик с неба вдруг полил,
(Руки опущены, выполняем стряхивающее движение)

Муравья на землю смыл.
(Хлопок ладошками по коленкам.)

Солнце стало пригревать,
(Ладони прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками)

Муравей ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
( «муравьи» ползают на голове.)

«УКРАСИМ ПОЛЯНКУ И ДОМИК»

Цель: закреплять и расширять знания о предметах и их свойствах. Развивать тактильную чувствительность пальцев; формировать тонкие действия руки, умение действовать кончиками пальцев.

Материал: панно с поляной цветов  и домик, отдельно цветы для их пристегивания.
«ИГРЫ С МОЗАИКОЙ»

Цели: развивать быстроту и точность движений рук при действии с предметами (мозаикой). Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные предметы по цвету. Развивать инициативу, творчество, поиск при составлении конструкций (кровать, стул, скамейка). Продолжать формировать тонкие движения руки, умение действовать кончиками пальцев.
Материал: мозаика разноцветная, мозаика геометрическая.

«ЗАШНУРУЙ БОТИНОК»

Цель: формировать умение детей продевать шнурок в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу; развивать мелкие движения, целенаправленность действий с предметами. Формировать положительное эмоциональное отношение к игре.
Материал:  ботинок из линолеума, шнурок.

«СОСТАВЬ УЗОР ИЗ КРЫШЕК»

Цель: продолжать развивать мелкие движения, целенаправленность действий с мелкими предметами. Формировать зрительно-двигательную координацию и чувство пространства на листе полотна. Создавать эмоционально положительное отношение к результату своих действий.

Материал: крышки различного цвета, полотно с накатанным пластилином.
Методические рекомендации: педагог показывает, как надо выбрать тремя пальцами и положить на полотно с пластилином. Затем нажать пальчиками, «составить дорожку»
Усложнение: выбор цвета составление цветка.

Сущность дидактической игры заключается в том, что для взрослых она – средство развития детей, а для детей – игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» (из опыта работы)

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое ...

Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их своевременное умственное и речевое развитие. В преддошкольном детстве умственное воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общени...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомлении с окружающим миром»

Конспект образовательной  деятельности   по познавательному  развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомл...

«Метод квест, как инновационная форма обучения детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Квест является инновационным приемом среди игровых методов обучения, который еще не получил широкого развития в дошкольных образовательных программах, несмотря на факторы, определяющие данный метод, к...

Отчет по самообразованию на тему «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

Отчет по самообразованию на тему«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»      В учебном году я взяла тему по самообразованию: «Дидактич...

«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» (из опыта работы)

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Большое ...

ОТЧЕТ по САМООБРАЗОВАНИЮ на тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность....