Открытые занятия направленные на художественно - эстетическое развитие детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Княжева Татьяна Викторовна

Открытые занятия по Художественно- эстетическому развитию и развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Гжель38.5 КБ
Microsoft Office document icon Веселая Дымка39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ: «СИНЕ-ГОЛУБАЯ ГЖЕЛЬ»

(разновозрастная группа)

Воспитатель: Княжева Т.В.

Предварительная работа:

- рассматривание снежных узоров на окне, заснеженных деревьев.

- поход в музей, рассматривание изделий Гжельских мастеров.

- чтение книги Н.Сурьяновой «Синие цветы Гжели».

- оформление блюда, тарелки, кружек, статуэток характерными Гжельскими узорами.

- чтение сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева», сочинение сказки о Гжельской розе.

- выполнение узора «Гжельская роза».

- выполнение аппликации «Гжельская роза», «чашка».

- изготовление из глины и роспись по мотивам Гжельской росписи чайного сервиза.

- выполнение характерной росписи «Синяя птица», «Легенды и мифы русского народа».

Последующая работа:

- выставка изделий для родителей.

- выставка рисунков «Снегурочкины сказки» (русские народные сказки зимней тематики в сине-голубой гамме).

Цели:

- закрепить, обобщить знания детей о Гжельском промысле.

- приобщение к народным истокам русского прикладного искусства, связь с устным народным творчеством.

- закрепить умения выполнять узор с сине-голубой гамме, характерной для Гжели. Развивать творчество создавая свои, неповторимые узоры.

- создать поэтический, сказочный образ Гжельской росписи посуды, игрушек, статуэток.

- создать веселое, радостное настроение.

- развивать речь, внимание, память, логическое мышление (игры).

- дать понятие о труде мастеров Гжели, уважению к их труду и бережному отношению к изделиям.

Оборудование:

- изделия Гжельских мастеров, иллюстрации изделий, изделия изготовленные детьми.

- костюмы детей и воспитателя по мотивам Гжельской росписи.

- мастерская с силуэтами посуды, игрушек, сувениров.

- набор изделий из других видов народных промыслов (хохлома, городец, дымка).

- складные картинки «Гжельская посуда», кукла «Емеля».

  1. Дети входят в зал под «Песню о гжели», рассаживаются полукругом.

В. – Сегодня у нас праздник. А кто это стучится, видно еще гости пожаловали, чтож мы рады всем!

    - Ой, да кто это?

Д. – Емеля.

В. – Здравствуй, Емеля! А что это ты нам принес?

       Выходят дети в шапочках Гжельской посуды.

Е. – Иду я к вам на праздник, смотрю посуда стоит, вам не нужна?

В. – Снежно-белая посуда

        Расскажи-ка, ты откуда?

        Видно с севера пришла

        И цветами расцвела

        Голубыми, синими

        Нежными, красивыми.

1реб. Неужели, неужели

        Вы не знаете о Гжели,

        Или в Гжельской чашке чай

        Вам на стол не ставили

        И про Гжель, хоть невзначай

        Разве не слыхали вы?

2реб. Неужели, неужели

        Чудным звоном не звенели

        Вам названья здешних сел:

        Минино и Донино.

        Здесь же музыка во всем

        Русская раздольная.

3реб. Неужели, неужели

        Вы над Гжелкою не пели,

        Если были влюблены.

        Или вам не по сердцу

        Лад частушек озорных

        Бойких и занозистых?

4реб. Неужели, неужели

        Не бывали вы во Гжели

        Не брели через поля

        В дали подмосковные

        Где такая вся земля

        Русская, раздольная.

Вся посуда: Приезжайте к нам во Гжель!

Е. Ой, поехали!

В. Поехали? Тогда вперед, а поможет нам оказаться во Гжели – песня.

  1. Дети исполняют песню П.Синявского «Песня о Гжели». Проходят змейкой по залу, встают в хоровод.

В. Фарфоровые чайники, подсвечники, часы

     Звери и птицы невиданной красы

     Деревня в Подмосковье

     Прославилась теперь

     Известна всем в народе

     Ее назвали … (Гжель)

  1. В. Вот мы и на месте.

Е. Куда это мы попали?

Д. Гжель.

В. А вот и художественная мастерская. Хотите и вы попробовать стать Гжельскими мастерами?

Е. Хочу, хочу, а что надо делать?

В. Прежде всего вспомним из чего делают изделия мастера? (из белой глины, фаянса)

    - какие цвета используют? (белый, синий, голубой)

    - какие узоры используют? (растительные: завитки, цветы, листья, веточки, сеточки, травинки).

    - где выполняется узор?

    - какие изделия выполняют мастера?

Для помощи предлагается морфологическая дорожка «Особенности гжельского промысла»

(Емеля мешает, говорит неправильные ответы)

Давайте распределимся:

 

- В гончарную мастерскую пойдут…

- В художественную мастерскую пойдут…(Вам надо выполнить эскиз Гжельского узора на силуэтах изделий)

VI. Самостоятельная работа детей.

В. А мы ребята (млад. гр.) поиграем с вами.

   - Выберите из предметов, что стоят перед вами Гжельские изделия.

Е. плачет

В. Что же ты плачешь Емеля?

Е. Я так спешил показать посуду, бежал, упал и разбил.. а-а-а

В.Давайте пожалеем Емелю! Надо аккуратнее, она из глины! Как мы можем ему помочь?

В.Сложите из осколочков  Гжельские  предметы. (Дети играют в игру «Сложи картинку»)

В. Вот какие молодцы, все с работой справились.

    Есть такая пословица: «Сделал дело, гуляй смело!»

    Послушайте и исполните частушки. А вы не зевайте, нам подпевайте!

Частушки:

  1. По полю гуляла я

И три цветика нашла

Белый, синий, голубой

Я любуюсь красотой

     2. Дома краски я нашла

Синим глазки подвела

Щечки подрумянила

Мама, не ругай меня.

     3. Юбку белую надела

Синю ленту заплела

Вот какая стала я

Полюбуйтесь на меня

     4. Голубые облака

Синяя водица

Капитаном стану я

Будешь мной гордиться

     5. Мыла Гжельскую посуду

Разлетелись брызги всюду

Брызги ветру не беда

Ох, посуда хороша!

   

     

     В. Ай, да вазы, чашечки, блюдца, хороша посуда

         Все нарядны и красивы, расписные все в цветах

         Здесь и роза и ромашка, одуванчик, васильки

         С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести

         Сотворили это чудо не за тридевять земель

         Расписали ту посуду на Руси в местечке Гжель.

         Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

         Синеглазая посуда, как весною небеса.

         Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

         Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

   

     В. И мы приглашаем всех мастеров, гостей и тебя Емеля отведать чаю.

   



Предварительный просмотр:

ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ (СРЕДНЯЯ ГРУППА)

«ПРАЗДНИК ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ»

                                                              Воспитатель: Княжева Т.В.

Задачи:

1.Обобщить знания детей

- о дымковском народном промысле

- о дымковских игрушках

2.Закрепить умения графической прорисовки элементов кистью.

3.Развивать творческие способности, воображение, умение составлять яркий узор на силуэте дымковской игрушки.

4.Развитие речи, музыкальных способностей.

5.Воспитание интереса к устному народному творчеству.

Предварительная работа:

1.Рассматривание дымковских игрушек, иллюстраций с их изображением .

2.Беседа о истории возникновения дымковской игрушки.

3.Цвета используемые в росписи

4.Рассматривание элементов дымковской росписи

5.Знакомство детей с разными видами кистей (каждая кисть оставляет свой след)

-используя широкую и узкую кисть создавать различные графические элементы

5.Коллективная работа «Дымковские кони»

6.Лепка дымковской утки украшенной круговыми узорами

7.Аппликация «Петушок»

8.Коллективная работа «Жители слободы Дымково»

Материалы к занятию:

1.Аудиокассета «Народные мелодии»

2.Силуэты дымковских игрушек

3.Кисти № 2, № 5, баночка, салфетка, клеенка, гуашь, «Карусель», настольный театр.  

Ход занятия:

Дети входят змейкой под русскую народную мелодию, встают полукругом.

В. У нас сегодня праздник. А вот чей, угадайте:

Веселая белая глина

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы

А ну назовите меня?

Д. Дымковская игрушка.

В. И праздник у на сегодня Дымковской игрушки.

В. С какой игрушки началось дымковское ремесло?

Д. С свистульки.

В. Вот и мы попадем на праздник с помощью свистульки.

В. Рассаживайтесь удобнее. Закройте глаза, как услышите свисток Дымковской игрушки, откройте глаза и произойдет чудо.

Д. Закрывают глаза.

В. Включает магнитофонную запись:

Возле Вятки самой Дымково – поселок

Окаймлен лесами уголок веселый

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей.

В ней нету цвету дымного, что серости серей

В ней что-то есть от радуги, от капельки росы

В ней что-то есть от радости свистящей от души!

Раздается свисток

В. Посмотрите друг на друга, какое чудесное превращение. Вы теперь не просто дети, а веселые дымковские игрушки. Что ж игрушки у нас есть пора и праздник начинать.

- Эй игрушечный народ

Становись-ка в хоровод

Раз, два, три, четыре

Круг поуже, круг пошире!

На носочек и на пятку

Веселей пляши в присядку!

Влево - вправо повернись

Веселее улыбнись!

Ой, вы гости дорогие!

У нас игрушки расписные

Веселы и ярки веселые подарки.

Раздается плач. Входит Петрушка.

В. Дети пожалейте Петрушку, спросите, что случилось?

Д. Что случилось?

П. Беда со мной приключилась, нес я из деревни Дымково подарки вам на праздник, да упал на мешок с мукой. Игрушки высыпались и стали белые.

В. Не плач Петрушка, мы все исправим, а заодно и поиграем. Я покажу силуэт игрушки, кто себя узнает, стихи нам прочитает.

  • Утка:                           Утка-Марфутка

Бережком идет,

Уточек – Марфуточек

Купаться ведет

  • Козлик                     Дымковский козлик

Хорош собою

Трясет козел

Своей бородою

Бока крутые

Рога золотые

  • Олень                  Вот олень- крутые рожки

Скачет, скачет по дорожке

Ножки прямые, все расписные

  • Водоноска              За студеною водицей

Водоноска-молодица

Как лебедушка идет

Ведра красные несет

  • Баран                             Баран-баран

Одевай кафтан

Зови гостей

Угощай всех веселей

  • Няня                       Наша нянюшка-краса

Позолочена коса

Клетчатая юбка

На руках малютка

  • Свинка                         Ходит свинка –

Расписная спинка

Как желудь найдет

Так на ярмарку снесет

  • Петух                      Петушок – петушок

Яркий, красный гребешок

Ты кричишь с утра

Всем на праздник пора

В. Ну, вот что за игрушки мы отгадали. А теперь пора и за работу. Что надо сделать?

Д. Распишем игрушки Дымковским узором.

П. Что за узор?

Д. Круги, точки, полоски, тонкие и широкие волнистые линии. (Воспитатель показывает на таблице)

В. Выбирайте игрушки и расписывайте.

Дети расписывают под русскую народную музыку.

В. Принимай работу Петрушка.

П. Все игрушки не простые, а волшебно-расписные

     Белоснежны, как березки,

     Кружочки, клеточки, полоски

     Простой, казалось бы узор,

     Но отвести не в силах взор.

В. Праздник продолжается

     Приглашаем всех живее,

     На качели – карусели.

Игра «Карусель»:

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом,

Тише, тише не спешите,

Карусель остановите!

П. Как мне понравилось у вас на празднике. А вот вам еще подарок – настольный театр Дымковской игрушки.

В. Спасибо!

Д. Спасибо Петрушка!

В. Расставим игрушки в театре. Нравиться? Теперь мы можем показать представление малышам, родителям. А что мы Петрушке скажем?

Д. Приходи Петрушка к нам.

     Рады мы всегда гостям.

П. Пришло время расставанья.

     До свидания!

Д. До свидания!

В. Хороший праздник получился?

Д. Да.

В. Давайте отнесем театр в группу и поставим на самое видное, красивое место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста»

 «Все мы родом из детства…» Эти прекрасные слова Антуана Сент Экзюпери могли бы быть эпиграфом к работе педагогов, которые стремятся понять, как чувствует, думает, запоминает, ...

Дополнительная образовательная программа кружковых занятий "Пластилиновая страна" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 4-5 лет

Программа "Пластилиновая страна" по художественно-эстетическому направлению развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Программа обеспечена тематической подборкой художественног...

Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста: теория и практика

        Интегрированные занятия позволяют уменьшить количество организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности. Цель интеграции: научить ребенка видет...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста Тема: Снеговик

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возрастаТема: Снеговик...

Серия занятий по художественно – эстетическому развитию детей дошкольного возраста «Ознакомление детей с русским народным творчеством»

Народные промыслы дают необходимый настрой для творческой активности детей. Глядя на узоры той или иной росписи, еще раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, но прежде всего она необход...

Консультаций для родителей по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста "Как организовать домашнее занятие по рисованию"

quot;Как организовать домашнее занятие по рисованию" Любая деятельность детей, а художественная по своему содержанию особенно, требует соответствующей организации предметной - пространственной с...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...