Познавательное развитие детей дошкольного возраста с помощью песочной терапии
статья

Ольга Кузнецова Анатольевна

В ФГОС  ДО  указано, что «познавательное  развитие  предполагает развитие  интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности…». Использование пескотерапии  в работе с детьми дошкольного возраста способствует познавательному развитию. В настоящее время эта тема получила широкую известность, и её применение остается привлекательным для многих специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o.a.kuznetsova_statya_ispolzovanie_pesoch.terapii_2-.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Светлячок»  

 

Статья на тему:

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста с помощью песочной терапии»

Подготовила:

воспитатель

                                                                                            Кузнецова О.А.

г. Семенов, 2019 год

                                                                 «Часто руки знают, как решить загадку,               с которой интеллект боролся напрасно»

К.Г.Юнг

     В ФГОС  ДО  указано, что «познавательное  развитие  предполагает развитие  интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности…». Использование пескотерапии  в работе с детьми дошкольного возраста способствует познавательному развитию. В настоящее время эта тема получила широкую известность, и её применение остается привлекательным для многих специалистов.

     Игры с песком -  одна из форм естественной деятельности ребенка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной форме  для ребенка,  можно передать   знания   и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

     А бывает, что ребенок часто словами не может выразить  свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию,  с помощью игрушечных фигурок,  бусинок, кубиков, миниатюрных автомобилей, игрушек, кусочков дерева, монеток, камешек, сухих листьев… создавая картины    собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения, тревог, агрессии, получает эмоциональную разгрузку и психологический комфорт.

     Образы, созданные ребенком на песке, являются его отражением бессознательного. Они, как сны, но их еще можно потрогать. С их помощью выводятся наружу переживания, внутренние проблемы, конфликты. Это помогает педагогам и родителям понять внутренний мир ребенка. Играя  с песком, дети чрезвычайно раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.                  

   

 

Ребенок включается в игру с песком всем своим  существом - эмоционально, психически, физически. При этом  создаются благоприятные условия  для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для психологической разгрузки, релаксации. Активируются мыслительные  эмоциональные резервы, что  выражается в физических формах, создаваемых руками. Знаменитый   Песталоцци описывал воспитание детей как процесс, в котором необходимо объединить голову, руки и сердце.                                      

      С помощью песочного планшета  замечательно развивается  мелкая моторика (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазия, творческие способности, образное мышление и многое другое.

Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Используя волшебные свойства песка, вдруг оживают сказки, ребенок становится сам непосредственным участником и режиссером собственных произведений, а затем видит результат собственного творчества.

Музыкальное сопровождение и цветовые эффекты при проведении занятий с помощью песочного планшета для детей, являются сильнейшим стимулом для развития эмоционального мира ребенка. Кроме того,  в сочетании с пальчиковой гимнастикой, драматизацией и мимическими этюдами занятие позволяет гармонизировать эмоциональное состояние ребенка, развивать все познавательные процессы и сенсомоторные навыки.  Хорошо рисование на песочном планшете  для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах.

Через игру с песком,  ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.

Для организации занятий  песочной терапией необходимо:

  • Ящик для песка (песочный планшет, песочница), размер в сантиметрах: 50х70х8, такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия.
  • Песок (обычный,  просеянный, чистый)
  • Вода
  • Коллекция миниатюрных фигурок

Песочница для песочной терапии может быть деревянной или пластиковой. Главное, чтобы у нее были довольно высокие бортики (чтобы песок не высыпался) и дно, окрашенное в голубой цвет. Оно будет символизировать небо или воду, что облегчает процесс игры и создания своей собственной картины.

Занятия проводятся с сухим или влажным чистым песком.

На занятиях дети любят путешествовать в сказочную страну вместе с «Песочным человечком» – хранителем волшебной песочницы. Каждый раз, усаживаясь вокруг песочницы,  ребята слушают рассказ Песочного человечка о новой интересной игре. Она начинается с того, что педагог дает задание создать картину своего настроения и ребенок выбирает наиболее привлекательные для него игрушки.

Важно, чтобы они были разнообразными и позволили ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории), причем как реальных, так и воображаемых. Фигурки животных –

домашних, диких, мифических. Некие символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек. Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки. Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль. Машинки, самолеты, поезда, лодки. Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты. Разные вещи: пуговицы, перья, монетки.

Существуют разнообразные подходы к использованию песочной терапии:

  • Психокоррекционные занятия с детьми дошкольного возраста;
  • Дидактическая песочница-обучение через игру с песком чтению, письму, энциклопедическим знаниям;
  • Подготовка к школе в мини-группах из 6 человек.

    Актуальными  задачами  являются:

  • Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения);
  • Формирование эмоционального равновесия и позитивного восприятия мира, коррекция эмоциональных и невротических нарушений;
  •  Развитие тактильно-кинестической чувствительности и мелкой моторики рук;
  •  Коррекция нарушения внимания и поведения;
  • Коррекция страхов, замкнутости, агрессивности;
  • Развитие двух полушарий головного мозга, гармоничное развитие личности;
  • Развитие творческих  возможностей личности;
  • Развитие речи, навыков общения.

Рассмотрим более подробно формы и варианты использования песочного планшета:

1.Игровые методы

Дидактический игровой практикум с использованием песочного планшета применяют для самых маленьких. Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочнице.

Серия  «Игры в сказкотерапии», направленны на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, творческой фантазии,  помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

1.«Чувствительные ладошки»

Горячее-холодное, мягкое-твёрдое,  сухое-мокрое.

2. «Отпечатки наших рук» Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки.

3. Игра «Секретик»  Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откопать «секретик», а потом сделать похожий.

4. Рисунки на песке. С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии - учится понимать себя и других.

2.С целью диагностики  (индивидуальная и групповая форма)

В индивидуальной форме можно диагностировать:

  • Наличие внутренних конфликтов (борьба, песочная страна в состоянии разрушения)
  • Уровень и направленность агрессии (гетеро и аутоагрессия)
  • Конфликты со значимыми близкими. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора
  • Потенциальные, ресурсные возможности (когда есть некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации)
  • Способы преодоления трудностей (взаимопомощь, покровительство, избегание)
  • Уровень развития эмоциональной сферы (анализ чувств, рефлексия)
  • Анализ расположения фигурок в песочнице и их значение

В групповой форме работы с песочным планшетом  можно диагностировать:

  • Характер взаимодействия в группе
  • Распределение ролей в группе
  • Стиль поведения каждого участника группы

3. Метод психокоррекционного воздействия (при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера).

В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.).

Прекрасно помогает песочный планшет в логопедии. Дети, у которых есть какие-то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Так, обожают малыши лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности. Уже

подросшие дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они

«нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа, причем это им действительно интересно: кому не хочется описать то, что за ситуация изображена на песке?

Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР, ОНР, дети с ОВЗ. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения  и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. На песке каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить педагога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. При наличии у ребенка определенных речевых нарушений, как у детей с ОНР применяется серия игр «Песочная грамота», направленные на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.

Стиль и динамика игры в песочнице у детей, имеющих проблемы интеллектуального развития составляет до 60 мин. Сюжет,  как правило у них в игре не четкий и чаще всего наблюдается конфронтация, борьба за территорию, параллельная игра.

Важно заметить, что кроме минут восхищения, занятия способствуют развитию ручной моторики  и зрительно - двигательной координации, которые необходимы  для подготовки ребенка к письму. Дело в том, что в

головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.

5. В качестве психопрофилактического, развивающего средства

Психопрофилактика проводится с целью недопущения проблемных ситуаций. Имея замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию – песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Психопрофилактический и развивающий аспекты проявляются в постановке сказок и мифов в песочнице. Играя вместе с ребенком, можно передавать ему собственный жизненный опыт.

6. В психологическом консультировании детей  и взрослых.

В качестве оказания первичной психологической помощи. При работе с детьми можно приглашать на занятия родителей, и играть всем вместе. Совместная игра способствует лучшему взаимопониманию и приобретению нового опыта.

Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими волшебниками.

Таким образом, основной целью занятий с помощью песочного планшета является повышение осознания ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, и тем самым обеспечение всесторонне гармоничного развития личности, эмоциональный комфорт.

                                               

                                                 Литература:

  1. Зейц М. «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: (адаптированный перевод с англ.)»-М.:ИНТ,2010-94с.:ил.

 

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М.  « Чудеса на песке». Практикум по песочной терапии. Изд. « Речь», 2005 г.
  2.  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М.  « Игры в сказкотерапии» СПб, 2008г.

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Путь к волшебству»Спб «Речь», 1998г.

  1. Мешавкина Т.Ф. «Использование песочной  терапии в работе с    дошкольниками».-Екатеринбург, 2003.-78с.

  1. Усова И.В. Статья «Песочная терапия в детском саду. Игры с песком»,

г.Новокуйбышевск, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональности детей дошкольного возраста через метод "Песочная терапия"

«Песочная терапия»- это игровой метод, который позволяет ребенку рассказать свои проблемы, показать свои страхи, избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – э...

Опыт работы на тему: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью народных игр.

Опыт работы на тему: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью народных игр....

Конспект семинара-практикума для педагогов «Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с помощью песочной терапии»

Данный материал будет интересен педагогам-психологам, воспитателям и специалистам с целью внедрения и активного использования «песочного опыта» с дошкольниками....

Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий

Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий...

Картотека образовательных ситуаций направленных на облегчение адаптации детей раннего возраста с помощью песочной терапии

Для воспитателей ДОУ предлагается перечень игр, которые будут способствовать достижения наилучших результатов в познавательном и сенсорном развитии младших дошкольников в результате использования дида...

Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ познавательного развития средний возраст

Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“                             ...

Су-Джок терапия в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Су-Джок  - это современная оздоровительная терапия с помощью вот таких шариков и колец.  Су – Джок терапия, является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познава...