Консультация: "Психологические особенности детей с нарушениями речи"
консультация

В данной консультации рассмотренны особенности познавательной, коммуникативной, эмоциональной сфер ребёнка с нарушениями речи, а также особенности деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osobennosti_detey_s_narusheniyami_rechi.pptx76.86 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологические особенности детей с нарушениями речи Подготовила: педагог-психолог Николенко Н.В.

Слайд 2

Психологические закономерности Использование невербальных реплик (таких как улыбки и жесты) и "внутренней" речи, отраженной в воображении или ролевой игре (компенсаторные механизмы экспрессивной ЗРР) ; Способность к социальному общению без слов относительно не повреждена, так как компенсирована жестами, мимикой или неречевыми вокализациями; Нарушения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; Эмоциональные нарушения; Поведенческие расстройства; Повышенная или пониженная активность; Недостаточная самоорганизация; Невнимательность.

Слайд 3

Эмоционально-личностная сфера недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции ; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела); повышенная ранимость и обидчивость; слабость артикуляционной и тонкой моторики; эмоционально-волевая незрелость, сложности в общении; недостаточная или излишняя активность; неустойчивый фон настроения; раздражительность; тревожность, высокая личностная, но низкая ситуативная.

Слайд 4

Коммуникативная сфера замкнутость; робость; нерешительность; стеснительность; специфические особенности речевого поведения ( ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь, невнимательность к речи собеседника ); сниженная коммуникативная активность; несформированность лингвистических средств (бедный словарный запас, аграмматизмы , своеобразие связного высказывания); несформированность форм диалогической и монологической коммуникации; незаинтересованность в контакте; негативизм; Всё это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению.

Слайд 5

Познавательная сфера Внимание Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

Слайд 6

Познавательная сфера Память У данной категории детей заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции. Остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.

Слайд 7

Познавательная сфера Воображение Задержка в развитии речи обуславливает задержку развития воображения. Отмечается недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения, отставания творческого воображения, словесного творчества; сложность в создании воображаемой ситуации, недостаточная точность предметных образов – представлений, непрочность связей между зрительной и вербальной сферами.

Слайд 8

Познавательная сфера Мышление Согласно исследованиям, детей можно разделить на три группы : дети, у которых развитие невербального интеллекта несколько отличается от нормы. При этом данное своеобразие развития интеллекта не связано с речевыми трудностями и никак не зависит от них. По данным исследователей, эта группа составляет 9% от популяции детей с нарушением речи; дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует норме (27 %); дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует нижней границе нормы, но характеризуется нестабильностью : в определенные моменты дети могут показать состояние интеллекта ниже нормы. Самая многочисленная в процентном отношении группа – 63%. Отмечается отставание в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, трудности овладения анализом, синтезом, сравнением, классификацией, в установлении причинно-следственных связей и явлений, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии.

Слайд 9

Деятельность Нарушена структура учебной деятельности , отмечаются мотивационно-регуляторные расстройства: недостаточная психическая активность; быстрая утомляемость; истощаемость; расторможенность; снижение мотивации; снижение познавательного интереса; отсутствие целенаправленности в деятельности . Дети отличаются малой коммуникативной активностью , слабостью побуждений , повышенной тормозимостью , склонностью к негативизму . Они часто отказываются от выполнения заданий, требующих от них интеллектуального напряжения .

Слайд 10

Игровая деятельность Характерна незрелость игровой деятельности. Правила и содержание игр доступны. В процессе игры отмечается низкая речевая активность, несовершенствование игровых действий.

Слайд 11

Моторика Общая моторная сфера : неловкие, скованные, недифференцированные движения; возможно небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей; возможны содружественные движения ( синкенезии ); нарушения мышечного тонуса; непродуктивность движений; недостаточность выполнения сложных движений; ошибочная пространственная организация движений. Мелкая моторика пальцев рук: нарушение точности движений; снижение скорости выполнения и переключения с одной позы на другую; замедленное включение в движение; недостаточная координация; неполноценное выполнение пальцевых проб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей с нарушениями речи

Дети с речевыми расстройствами (нарушениями) обычно имеютфункциональные или органические отклонения в состоянии ЦНС....

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Дети с общим недоразвитием речи имеют ряд психологических особенностей, которые затрудняют формирование речевой деятельности и требуют целенаправленной коррекции.В данной статье описаны особенно...

Психологические особенности детей с нарушениями речи

Психологические особенности детей с нарушениями речи...

Выступление на тему: "Особенности детей, имеющих нарушения речи"

Особенности детей, имеющих нарушения речи....

Консультация . Психологические возрастные особенности детей дошкольного возраста (2-7 лет).

У  детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее нашей&helli...

Консультация для педагогов «Психологические особенности детей с нарушениями речи»

Особенности речевого развития детей с нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности дитя, на формирование всех психических действий. Дети  имеют ряд психолого-педагогических особенн...