План по самообразованию на 5 лет на тему "Развитие познавательной способности детей путем детского экспериментирования"
материал

В статье представлен план по самообразованию на 5 лет на тему "Развитие познавательной способности детей путем детского экспериментирования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx56.77 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Ромашка»

План по самообразованию по теме: «Развитие познавательных способностей детей методом детского экспериментирования»

Воспитатель: Сулейманова Э.Р.

Индивидуальный план работы по самообразованию с 2018-2023г.

воспитателя Сулеймановой Эльмиры Рамзилевны

То, что я услышал, я забыл

 То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

(Китайское изречение)

В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Основными направлениями, которые выделяются в процессе решения данной задачи в дошкольном учреждении являются:

- формирование у детей и воспитателей представления об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности;

- содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками;

- содействие развитию творческой исследовательской активности детей;

- стимулирование у дошкольников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

- содействие формированию у детей научной картины мира;

- популяризация лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников.

 Актуальность. Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно.

У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.

Задачи:

• изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

• создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

• поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

• развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

• развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

Основными условиями детского экспериментирования являются:

- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);

- использование разных видов деятельности;

- четкое определение содержания экологического воспитания;

- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.

- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;

- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);

- экологическая грамотность самих взрослых.

Методы и приёмы,

Приёмы организации детей в процессе обучения:

- работа небольшими группами;

- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

Приёмы активизации умственной активности детей:

- включение игровых упражнений;

- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

- выполнение нетрадиционных заданий;

- решение проблемных ситуаций;

- моделирование и анализ заданных ситуаций

Приёмы обучения:

- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;

- вопросы к детям.

Основные принципы, заложенные в основу работы:

- научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);

- динамичности (от простого к сложному);

- интерактивности (синтез искусств);

- сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)

- системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)

- преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь формирует « зону ближайшего развития»).

- возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);

- наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);

- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности)

Организация работы идет по двум взаимосвязанным направлениям:

1. Живая природа

2. Неживая природа

Для оформления центра детского экспериментирования в старшей группе детского сада используются такие материалы и приборы:

- природные материалы: песок, камушки, кинетический (живой) песок, ракушки, листья, веточки, каштаны, шишки и т. д. ;

- пищевые материалы: крупы, мука, соль, сахар, семена растений, горох, ядра кукурузы, бобовые зерна, пищевые красители;

-оборудование и инструменты: контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, подносы, стаканчики, зеркало, песочные часы, резиновые груши, весы;

-литература и карточки- схемы;

-цветная бумага, краски, ножницы, лоскутки тканей и т. д.

Данный материал позволяет ребенку самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме.

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

- представления о свойствах веществ

- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования

- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать

- расширять знания об объектах и их свойствах

Используется такие формы обследования как блиц – опрос, беседа с детьми, анкетирование родителей.

Работа с детьми

Взаимодействие с педагогами

Работа с семьей

организационные формы работы по направлениям

* ООД (интегрированные, тематические, с использованием ИКТ); * использование в ООД элементов проектной деятельности; * беседы; * дидактические игры; * праздники, развлечения; * конкурсы; * выступления детей на родительских собраниях, концертах; *исследовательская деятельность (опыты, эксперименты).

* открытые мероприятия (ООД); * мастер – классы; * семинары – практикумы; * распространение опыта работы среди коллег; * взаимодействие с узкими специалистами: учителем – логопедом, инструктором по физическому воспитанию, педагогом – психологом, музыкальным руководителем.

* открытые мероприятия (ООД); * беседы – консультации; * родительские собрания; * папки – передвижки, рекомендации; * анкетирование и др.


Перспективное планирование по теме самообразования

1 ГОД

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 

Самореализация

  1. Изучение литературы по данной теме. Оформление картотеки экспериментов

Сентябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности;

Октябрь

  1. Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом;

Октябрь

  1. Обогащение предметно-развивающей среды;

Ноябрь

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций;

Сентябрь

Май

  1. Самоанализ и самооценка проделанной работы;

Май

 

 

 

Работа с детьми

  1. 1. Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования
  2. 2. Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.
  3. 3. Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе. Опыты с водой.
  4. 4. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом.
  5. 5. Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Опыты с магнитом

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

   

     Январь

     Апрель

 

 

 

Работа с родителями

  1. 1. Привлечение родителей к пополнению альбома «Удивительное рядом»

Сентябрь

  1. 2. Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров»

Октябрь

  1. 3.Консультация на тему: «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным» 

Декабрь

  1. 4. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.
  2. Фотовыставка «Юные исследователи».

Май

Работа с педагогами

 1.Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

Ноябрь

2. Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка».

Декабрь

3. Посещение ООД у воспитателей ДОУ по «Опытно- экспериментальной деятельности.

Май

2 ГОД

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 Самореализация

  1. 1. Изучение литературы по данной теме.

Сентябрь

  1. 2. Повышение собственной профессиональной компетентности.

Октябрь

  1. 3. Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом.

Ноябрь

  1. 5. Обогащение предметно-развивающей среды.

В течении года

  1. 6. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций.

Сентябрь

Май

  1. 7.Самоанализ и самооценка проделанной работы.

Май

 

 

 

Работа с детьми

  1. 1. Какая бывает вода». Цель:  Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества).

2. «Холодный – горячий».  Цель:  Учить определять температуру воды.

3.  «Чудесный мешочек».  Цель:  Развивать умение на ощупь определять твердый предмет.

4.  «Водичка – водичка». Цель: Закрепить свойства воды.

5.  «Откуда сосулька».  Цель:   Познакомить детей об образовании льда.

  1. 6. «Игры с султанчиками». Цель: Познакомить со свойством воздуха – движение.

7. «Мутная водица». Цель:  Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной.

8. «Сладкая водичка».  Цель: Формировать представление о том, что в воде растворяются

Октябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Апрель

Работа с родителями

  1. 1. Консультация для  родителей «Воспитание познавательного интереса через опыты».

Октябрь

2. Привлечение родителей к созданию «Центра экспериментирования» оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. Создание

«Центра экспериментирования»

Ноябрь

  1. 3. Проведение конкурса сказок, рассказов о воздухе.

Ноябрь

  1. 4. Открытое заседание клуба «Юный исследователь»  по теме «волшебница-вода». Родители вместе с детьми показывают опыты с водой.

Декабрь

  1. 5. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Фотовыставка «Юные исследователи».

Май

Работа с педагогами

  1. 1. Консультация для педагогов: Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Октябрь

  1. 2. Посещение ООД у воспитателей ДОУ по ФЭМП на тему: «Путешествие в страну математики».

Декабрь

  1. 3. Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения

Декабрь

  4. Презентация проекта «Огород на подоконнике»

Апрель

  1. 5. Изготовление и распространение памяток

Май

3 ГОД

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 Самореализация

  1. 1. Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к познавательному развитию.

В течение всего периода

  1. 2. Повышение собственной профессиональной компетентности.

Октябрь

  1. 3. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

Декабрь

  1. 4. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций.

Сентябрь

Май

  1. 5. Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год

Май

  1. 6. Самоанализ и самооценка проделанной работы.

Май

 

 

 

Работа с детьми

1.  Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования

2.  Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

3. Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе. Опыты с водой.

4.  Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом.

5.  Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Опыты с магнитом.

Сентябрь

Октябрь

Январь

Март

Работа с родителями

  1. Конкурс на самое интересное исследование в природе.

Ноябрь

  1.  Привлечение родителей к пополнению альбома «Удивительное рядом»

Декабрь

  1. Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

В течение всего периода

  1. Консультация «Организация детского экспериментирования»

Апрель

  1. Проведение познавательно-игрового мероприятия «Путешествие почемучек».

Март

Работа с педагогами

  1. 1. Консультация для педагогов: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Октябрь

  1. 2. Мастер-класс для педагогов: «Опыты с водой»

Декабрь

  1. 3. Посещение ООД у воспитателей ДОУ

Декабрь

  1. 4. Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения

Декабрь

  1. 5. Изготовление и распространение памяток

В течение всего периода

 

        4 год

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 Самореализация

  1. Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к познавательному развитию.

Октябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности.

В течение всего периода

  1. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе).

Декабрь

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций;

Сентябрь

Май

  1. Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год

Май

 

 

 

Работа с детьми

  1. Игра-эксперимент «Бывает ли воздуху жарко?

Октябрь

  1. НОД «Путешествие в страну «Чудес и Превращений»

Декабрь

  1. Проект «Волшебное семечко» Выращивание рассады для летнего огорода

Март

  1. НОД: «Соль и его свойства»

Апрель

  1. Итоговое занятие «Воздух вокруг нас»

Май

 

 

 

Работа с родителями

  1. Консультация для родителей ….

Октябрь

  1. Выставка рисунков «Путешествие капельки».

Декабрь

  1. Индивидуальные беседы с целью выявления волнующих вопросов, дополнений.

В течение всего периода

  1. Конкурс «Лучшая книга загадок».

Февраль

  1. Проект «Огород на подоконнике». Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.

март

Работа с педагогами

  1. Консультация для педагогов: Развитие познавательной активности детей через экспериментирование

Октябрь

  1. Мастер-класс опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Волшебница- вода»

Декабрь

  1. Обобщение результатов работы по теме на заседании методического объединения

Май

  1. Изготовление и распространение памяток

март

5 год

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 Самореализация

  1. Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к познавательному развитию. Выступление на педсовете.

Октябрь

  1. Повышение собственной профессиональной компетентности.

В течение всего периода

  1. На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций;

Сентябрь

Май    

  1. Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год

май

 

 

 

Работа с детьми

  1. Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования

сентябрь  

  1.  Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе. Опыты с водой.
  2. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом.
  3. Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Опыты с магнитом.

октябрь

декабрь

февраль

  1. Проект «Волшебное семечко» Выращивание рассады для летнего огорода        

Март

Работа с родителями

  1. Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу».

Ноябрь

  1. Памятка для родителей по организации самостоятельной деятельности ребенка.

Декабрь

  1. Конкурс семейных презентаций по домашнему экспериментированию.

Февраль

  1. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

В течение всего периода

Работа с педагогами

  1. 1.Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Сентябрь

  1. Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

Декабрь

  1. Презентация проекта «Хочу всё знать!»

Февраль

  1. Показательная НОД: «Огонь – хороший

слуга, но плохой хозяин».

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие познавательной деятельности детей посредством детского экспериментирования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие познавательной деятельности детей  посредством детского экспериментирования»...

Отчет по самообразованию педагога на тему: «Развитие познавательных способностей детей в процессе исследовательской деятельности».

Педагог выбрал эту тему, потому чтоу детей всё чаще наблюдается интеллектуальная пассивность, ограниченность познавательных интересов. А ФГОС ДО предлагает  развиватьв детях познавательный интере...

Презентация на тему Познавательная активность детей посредством детского экспериментирования

¢Познавательная активность является одним из целевых ориентиров ФГОС ДО- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытаетс...

План по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство творческих способностей детей»

Создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра....

Индивидуальный план по самообразованию " Театрализованная деятельность как средство творческих способностей детей"

Цель:Приобщать и развивать творческие способности детей посредством различных видов театра.Задачи:1. Побуждать интерес к предлагаемой деятельности.2. Привлекать детей к совместной театрализованной дея...

План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».

Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....