ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие познавательной деятельности детей посредством детского экспериментирования»
проект по теме

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

«Развитие познавательной деятельности детей  посредством детского

экспериментирования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

УТВЕРЖДЕНО:                                                                                                                СОГЛАСОВАНО:

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ №                                                                         ЗАВЕДУЮЩЕЙ МБДОУ

ОТ______________________________                                                                          ЛЯЛИЧКИНОЙ С.В.________________

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Развитие познавательной деятельности детей  посредством детского

экспериментирования»

     

                                                   

                               

                               

                               Выполнила:

                                        Родькина В.Г.-

                                                 воспитатель высшей

                                                                 квалификационной категории

    Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей  дошкольного возраста, до сих пор занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях.

    Цель проекта: развитие активно – познавательного отношения ребенка к окружающему миру, интереса к поисковой деятельности с помощью учебно-познавательного опыта.

   Задачи:

Формирующие:

•   Расширение знаний детей об окружающей действительности.

•  Включение детей в познавательно- исследовательскую деятельность.

 •  Расширение кругозора.

 Воспитательные:

• Воспитание творческой, самостоятельной личности.

•  Воспитание у детей интереса к процессу познания, культуру умственного труда.

•  Воспитание умения работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.

•   Поддержание у детей инициативы, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

Развивающие:

 •  Развитие у детей старшего дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости.

• Развитие психических познавательных процессов.

   Актуальность  заключается в том, что, как нам известно, возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Поэтому особое

внимание уделяется на создание  условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей  дошкольного возраста.

Новизной и отличительной особенностью является усовершенствование форм и методов  развития познавательных мотивов, направленных на поисковую деятельность ребёнка.

Объектом является познавательно - развивающий процесс посредством детского экспериментирования.

Предмет исследования:  механизм развития познавательных способностей детей дошкольного возраста в ходе исследовательской деятельности.

Гипотеза: считаю, что включение в воспитательно - образовательный

процесс   занятий по экспериментированию способствует  наилучшему развитию  познавательных способностей дошкольников, а также воспитанию интереса к процессу познания и расширению кругозора в целом.

Методы и приёмы:

- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

- количественный и качественный анализ полученных результатов (диагностика);

- анкетирование и беседа с родителями.

Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности. Хорошо подготовленный к школе ребенок – это ребенок, который имеет высокую познавательную активность, а развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий. Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Связь с другими образовательными программами:

Программы

«Детство», «Валдоня»

«Физическая культура»

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

«Здоровье»

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни.

«Коммуникация»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе исследовательской деятельности; развитие всех компонентов устной речи в познавательной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Познание»

расширение кругозора детей в области природного, подводного мира; формирование целостной картины мира.

«Социализация»

формирование представлений о национальной культуре; формирование семейной, гражданской

принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Труд»

формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

«Художественное творчество»

развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

Чтение художественной литературы

Использование художественных произведений с целью познания окружающей действительности.        

                       

«Безопасность»

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности.

Реализация принципов преемственности:

- содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки.

- формирование ЗУН - исходя из уровня развития ребёнка, последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно;

- переход от простого к сложному, от более лёгкого к более трудному, от известного к неизвестному;

- распределение материала таким образом, чтобы на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.

Практическая направленность содержания:

- знакомство с различными видами познавательной деятельности (экспериментирование, опыт и т.д)

- самостоятельное использование практических и теоретических навыков.

- развитие познавательных способностей.

Идея проекта  заключается в дифференцированном, последовательном подходе к освоению знаний об окружающей действительности, с учетом  первоначальных навыков, индивидуальности, способности к исследовательской деятельности и созданию предпосылок к формированию познавательной активности.

Принципы:

 •  Принцип открытости – быть способным к восприятию личности ребенка, открытым, принимать и уважать его желания.

•  Принцип деятельностного подхода – ребенок познает мир, получает знания через все виды деятельности, каждый является активным участником в добывании, передачи знаний, информации, привлекает к этому друзей и взрослых

•  Принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание деятельности, определять задачи, способы их решения, партнера совместной деятельности.

•  Принцип природосообразности – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для саморазвития, самовыражения каждого участника познавательного процесса.

Основной формой работы является групповое занятие .  

При планировании и организации занятий важно  соблюдать следующие условия:

- обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;

-правильное определение главной цели занятия;

- Содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским.

- Учитывать интересы и запросы каждого ребёнка, вызывать удивление и интерес к предлагаемому материалу, с любовью и пониманием относиться ко всем детям.

- необходимо сохранять положительно — эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей

Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить области знаний, интегрирование которых целенаправленно и будет способствовать созданию у ребёнка целостного представления об объекте изучения.

Практическая значимость состоит в том, что:

- используются разнообразные виды деятельности (исследовательская работа, экспериментирование, опыт и т.д.).

- учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, применяется большое количество наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой).

Познавательная значимость состоит в том, что:

- в работе с детьми используются методы и приёмы развивающего характера (проблемные ситуации, логические задачи, умозаключения детей и т. д.);

- применяется личностно — ориентированный подход к процессу построения, организации и проведения познавательных занятий.

Структура программы:

Весь образовательный цикл делится на четыре этапа исполнительского

мастерства:

1этап – аналитико - прогнозтический (подготовительный) – Цель: Создание соответствующей предметно-развивающей среды. Выявление уровня  развития творческих способностей детей. Разработка перспективного плана работы.

II этап – рабочий (внедренческий): - Цель: развитие способности детей к самовыражению, умение проводить опытно-исследовательскую деятельность.

III этап – коррекционный: - Цель: Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

IV этап -– обобщающий: - Цель: Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития познавательных способностей детей.

Использование ИКТ и ТСО:

- интерактивный комплекс ( мультимедийный проектор, мультимедийный экран, компьютер, интерактивная доска);

- Интернет сайты;

- видеокамера;

- телевизор;

Ожидаемый результат  к концу реализации проекта:  

- введение поисковой деятельности в содержание занятия на каждом этапе позволит сформировать у ребёнка активное отношение к содержанию деятельности;

-использование в содержании занятий элементов детского экспериментирования позволит обеспечить благоприятный эмоциональный фон, поддержать интерес на протяжении всего занятия;

- внедрение  исследовательских способов в процессе занятия поможет расширить, поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, экспериментам.  

- регулярная работа с детьми способствует развитию внимания, памяти у ребенка и умение работать по образцу.

Методы оценки результативности проекта:

Количественный анализ

Качественный анализ

- посещаемость, статистические данные; (по табелю).                                                                              

- форсирование навыков и умений.

- фиксация занятий (тем) в рабочем журнале                                                                                      

анализ успеваемости и достижения цели.

- отслеживание результатов (наблюдение, диагностика)

- анализ диагностического материала

- практический результат (сколько детей готовы к самостоятельной деятельности)                                

- сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.                                                                

                                 

Критерии эффективности:

- уровень освоения образовательной программы;

- удовлетворение родителей качеством образования;

-информационно - методическая обеспеченность 

План реализации образовательного проекта

(длительность работы над опытом –3года, осуществляется в четыре этапа).

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

I этап – аналитико - прогнозтический (подготовительный):

Подготовительные мероприятия.

1.Изучение теоретической части развития вопроса.

2.Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня  развития познавательных способностей детей 4-7 лет.

4.Разработка перспективного плана работы.

5.Проведение диагностики познавательных способностей детей

6.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

II этап – рабочий (внедренческий)

1 год работы по проекту

1 блок – работа с детьми

Циклы занятий:

- «Все обо всем».

- «Природа».

- «Медицина».

- «Чудеса света».

- «Человек».

- «Подводный мир».

- Мир «Почемучек» и т.д.

Задачи:

Формировать у детей представления осебе и окружающей действительности, рукотворном мире, мире животных, развить стойкий интерес к изменениям природы, сформировать опыт творческой познавателоьной деятельности путем экспериментирования, умение работать в коллективе.

Способы реализации

Чтение,

беседы, экскурсии,

наблюдения,

работа с компьютером,

экспериментирование,

опыт и т.д.

Сроки:

2-3 год работы по проекту

  1. блок – работа с родителями

Предварительная  работа.

Повышение педагогической культуры родителей

«Успехи детей»

 Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

Обогащение родительского опыта по развитию познавательных способностей детей.

Показ достижений детей.

Анкетирование

 беседы

Консультации  и беседы

«День открытых дверей»

В течение всего периода

2 раза в год

3 блок – работа с педагогами

1.Выступления на педагогическом совете.

2.Выступления на РМО, на конференции в МРИО, публикации.

Повышение общей культуры педагогического коллектива

 

Обобщение опыта работы

 Доклады,

 презентации

Доклады, «Мастер-класс»

В течение всего периода

В течение всего периода

III этап– коррекционный:

1.Анализ и корректировка.

Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

В конце каждого учебного года

IV этап – обобщающий:

1.Разработка  методических рекомендаций для всех возрастных групп;

 2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития познавательных способностей детей.

Семинары,

публикации,  взаимопосещения,

обмен опытом.

В конце каждого учебного года

Участники проекта: дети дошкольного возраста 4-7 лет.

Алгоритм построения познавательных занятий:

1. Интересное начало — точка удивления.

2. Игры на систематизацию знаний («Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?», «Системный оператор» и др.).

3. Сообщения детей.

4. Метод эмпатии (физминутка,  не нарушающая логики занятия).

5. Опытно-экспериментальная деятельность.

6. Умозаключения детей на основе опытов.

7. Решение проблемных задач, ситуаций.

8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашнее задание).

Такой алгоритм занятия позволяет с помощью системы активных методов включить в деятельность каждого ребенка, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечивающую становление своего опыта, выработку своего знания, собственного мнения, собственной структуры деятельности.

Особое внимание уделяется подбору материала при составлении перспективного планирования.

Перспективное планирование в средней группе.

Сентябрь

Тема:

Цель:

Материал:

1.«Дары природы».

(Экскурсия на опытный участок школы).

Знакомить детей о необходимости фруктов и овощей в жизни каждого человека.

Муляжи овощей, фруктов.

2.  «Слух животного и человека».  (Опыт на слуховое восприятие).

Учить детей понимать значение слухового восприятия в жизни живых существ.

Картина «Лев на охоте». (Работа с компьютером).

Октябрь.

1 «Не разоряй муравейники!» (Беседа.)

Расширить представление детей о насекомых.

Картина с изображением муравейника, муравья.

2.Составление памятки для родителей о правилах дорожного движения.

Совместными усилиями научить детей правилам дорожного движения.

Напечатанный вариант в уголке для родителей.

Ноябрь

1. «Как вы переходим дорогу». (Беседа). Наблюдение за дорогой.

Закрепить с детьми правила дорожного движения,....

Картинки, с изображением улиц, дорожные знаки, загадки.

2.Поход к водоему (Совместно с родителями.)

Воспитывать стремление больше узнать о природе родного края, любоваться ею.

Декабрь

1 . Подготовка к Новому году. (Изготовление поделок, украшений.)

Помочь детям в изготовлении елочных игрушек. Придать праздничное настроение

Цв. бумага, клей, ножницы, маленькая елочка.

2. «Новогодний карнавал»

Развлечь детей, придать праздничное настроение.

Новогоднее оформление зала.

Январь

1. Посадка лука в уголке «Природа». Наблюдение за постепенным ростом.

Расширить знания детей о труде взрослых,  уважать труд взрослых.

Лук, ящик, лейка с водой.

2»Малыши и мультики». Беседа с детьми и консультация для родителей.

Совместными усилиями помочь детям понять, что чрезмерное увлечение мультиками – вредно.

Напечатанный вариант в уголке для родителей.

Февраль

1. «Береги книгу».

(Беседа). (Поход в библиотеку).

 Познакомить с историей возникновения книги.

Книги разной формы и разной и разной величины.

2.Коллективный поход на природу. Катание с горки на санках.

Развлечь детей, учить видеть красоту зимнего пейзажа.

Санки, лыжи.

Март

1. «Широкая

Масленица». (Развлечение.)

Закрепить знания о Масленице, уметь радоваться празднику

Чучело (Соломенная баба), блины.

2. «Как умываются животные?» (Беседа, наблюдение).

Расширить знания детей о повадках животных и о необходимости этих привычек в их жизни.

Наблюдение за процессом умывания животных на компьютере.

Апрель

 1.«Сон для человека и животного».

Познакомить детей о значении сна в жизни человека и животного, их отличие.

Рассказ «Медведь в берлоге»

2. «Почему чистят зубы?»  (Беседа.)

Познакомить детей о пользе этой процедуры, как правильно это делать.

Плакат с изображением «Здоровые зубы, больные зубы».

Май

1. «Рыбки в аквариуме».

(Наблюдение за ними).

Познакомить детей с тем, что за декоративными рыбками нужен постоянный уход.

Картина «Подводный мир», рисунки детей.

2.«Пришла весна». (Поход на природу совместно с родителями).

Продолжать знакомить детей с красотой природы, развивать  эстетическое восприятие.

Перспективное планирование в старшей группе

Сентябрь

Тема:

Цель:

Материал:

1.«Витамины всем нужны». (Экскурсия в медкабинет).

Знакомить детей о необходимости витаминов в жизни каждого человека.

Муляжи овощей, фруктов, витамины.

2. Экскурсия на огород. Беседа  о труде взрослых. Наблюдение.

Учить детей ценить труд взрослых, беречь его.

Картина «Труд взрослых на огороде».

Октябрь.

1 «Природный мир Севера (Занятие). ( Опыт на сохранение тепла).

Познакомить детей с природным миром и климатическими условиями Севера.

Макет «Север», картинки, с изображением животных.

2.Составление памятки для родителей о правилах дорожного движения.

Совместными усилиями научить детей правилам дорожного движения.

Напечатанный вариант в уголке для родителей.

Ноябрь

1. «Что? Где? Когда?».

(Викторина).

Закрепить с детьми правила дорожного движения,....

Картинки, с изображением улиц, дорожные знаки, загадки.

2.Поход в цирк. (Совместно с родителями.)

Воспитывать любовь к животным.

Декабрь

1 . Подготовка к Новому году. (Изготовление поделок, украшений.)

Помочь детям в изготовлении елочных игрушек. Придать праздничное настроение

Цв. бумага, клей, ножницы, маленькая елочка

2. «Новогодний карнавал» .

Развлечь детей, придать праздничное настроение.

Новогоднее оформление зала.

Январь

1. »В гостях у Айтолита (Развлечение.)

Расширить знания детей о труде взрослых,  уважать труд взрослых.

Иллюстрации к сказке.

2»Малыши и мультики». Беседа с детьми и консультация для родителей.

Совместными усилиями помочь детям понять, что чрезмерное увлечение мультиками – вредно.

Напечатанный вариант в уголке для родителей.

Февраль

1. «Поговорим о сказках».

 

 Познакомить с историей возникновения книги (Поход в библиотеку).

Книги разной формы и разной и разной величины.

2.Коллективный поход на природу. Катание с горки на санках.

Развлечь детей, учить видеть красоту зимнего пейзажа.

Санки, лыжи.

Март

1. «Широкая Масленица». (Развлечение.)

Закрепить знания о Масленице, уметь радоваться празднику

Чучело (Соломенная баба), блины.

2. «Мой ребенок часто плачет». (Доклад на род. собрании.)

Помочь родителям в их проблеме. Психологически помочь ребенку.

Напечатанный вариант в уголке для родителей.

Апрель

1. «Волшебные помощники». (Занятие).

Помочь детям закрепить знания о необходимости бытовой техники в жизни человека.

Картинки с изображением бытовой техники.

2. «Что такое «Морское богатство»? (Беседа.)

Познакомить детей о пользе рыб с точки зрения медицины.

Картинки с изображением рыб.

Май

1. «Рыбки в аквариуме».

(Наблюдение за ними).

Познакомить детей с тем, что за декоративными рыбками нужен постоянный уход.

Картина «Подводный мир», рисунки детей.

2.«Весенний букет». (Поход на природу совместно с родителями).

Наблюдение за состоянием цветов без воды..

Продолжать знакомить детей с красотой природы, развивать  эстетическое восприятие.

Ваза с водой.

Перспективное планирование в подготовительной группе.

Сентябрь

Тема:

Цель:

Материал:

1. «Любить все живое».

Беседа с детьми и консультация для родителей.

Воспитывать в детях любовь ко всему живому совместно с родителями.

Напечатанный вариант в уголке для родителей.

2. Экскурсия на природу (совместно с родителями).

Учить детей видеть прекрасное, любоваться им, беречь его.

Октябрь.

1 «Природный мир Саванны» (Занятие).

(Опыт с водой).

Познакомить детей с природным миром и климатическими условиями Саванны.

Макет «Саванна», картинки, с изображением животных теплых стран.

2.Составление памятки для родителей о правилах дорожного движения.

Совместными усилиями научить детей правилам дорожного движения.

Напечатанный вариант в уголке для родителей.

Ноябрь

1. «Что? Где? Когда?».

(Викторина)

Закрепить с детьми правила дорожного движения,....

Картинки, с изображением улиц, дорожные знаки, загадки.

2.Поход в цирк. (Совместно с родителями.)

Воспитывать любовь к животным.

Декабрь

1 «Кто сильней: человек или муравей? (Беседа.)

Расширить представление детей о насекомых.

Картинки, с изображением муравейника и муравья.

2 . Подготовка к Новому году. (Изготовление поделок, украшений.)

Помочь детям в изготовлении елочных игрушек. Придать праздничное настроение

Цв. бумага, клей, ножницы, маленькая елочка.

Январь

1. »В гостях у книги. (Развлечение.)

Учить детей беречь книги, уважать труд взрослых.

Иллюстрации к сказкам.

2»Малыши и мультики». Беседа с детьми и консультация для родителей.

Совместными усилиями помочь детям понять, что чрезмерное увлечение мультиками - вредно

Напечатанный вариант в уголке для родителей.

Февраль

1. «Поговорим о

любви». (Ко дню святого Валентина). Развлечение.

 Познакомить с историей возникновения Дня святого Валентина.

Отрывки из сказок «Сказка о царе Салтане», «О мертвой царевне».

2.Коллективный поход на природу. Катание с горки на санках.

Развлечь детей, учить видеть красоту зимнего пейзажа.

Санки, лыжи.

Март

1. «Широкая Масленица». (Развлечение.)

Закрепить знания о Масленице, уметь радоваться празднику

Чучело (Соломенная баба), блины.

2. «Леворукий

ребенок». (Доклад на род. собрании.)

Помочь родителям в их проблеме. Психологически помочь ребенку.

Напечатанный вариант в уголке для родителей.

Апрель

1. «Волшебные помощники». (Занятие.)

Помочь детям закрепить знания о необходимости бытовой техники в жизни человека.

Картинки с изображением бытовой техники.

2. «Что такое «серое золото»? (Беседа.)

Познакомить детей о пользе печени кита с точки зрения медицины.

Картинки с изображением Кита. Работа с компьютером.

Май

1. «Водоросли-  санитары». (Беседа).

Познакомить детей с тем, что водоросли являются очистителями

воды.

Картина «Подводный мир», рисунки детей «морские водоросли.

2.«Съедобные - несъедобные грибы».

Изготовление папки -

раскладушки.

Продолжать знакомить детей и взрослых со съедобными и несъедобными грибами.

Папка раскладушка с изображением съедобных и несъедобных грибов.

Выводы:  опыт проведения  занятий по развитию познавательных способностей детей показал, что они помогают многогранному, всестороннему развитию дошкольников, рациональному распределению содержания программы. Занятия такого рода нравятся детям. Они носят развивающий характер, обеспечивают максимальную активность детей.

В результате углубленной работы по данной тете, удалось сформировать у детей представление о себе и окружающей действительности, рукотворном мире, мире животных, развить стойкий интерес к изменениям природы, опыт творческой познавательной деятельности с помощью экспериментирования, умение работать в коллективе.

Для отслеживания динамики познавательного развития детей использовала педагогическую диагностику по следующим разделам:

  • «Все обо всем» (Познавательные беседы, рассказы).
  • «Природа».
  • «Медицина».
  • «Животный мир».
  • «Подводный мир».
  •  «Чудеса света».

Все обо всем

Природа

Медицина

Животный мир

Подводный мир

Чудеса света

Итого

Высокий

Начало года

Конец года

22%

28%

22%

25%

20%

22%

28%

30%

17%

20%

22%

25%

22%

25%

Средний

Начало года

Конец года

75%

71%

72%

70%

75%

74%

72%

70%

76%

75%

72%

70%

74%

72%

Низкий

Начало года

Конец года

3%

1%

6%

5%

5%

4%

0%

0%

7%

5%

6%

5%

4%

3%

Занятия по развитию познавательных способностей детей показал, что они:

- позволяют гибко реализовывать в режиме дня различные виды деятельности, сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность,

- способствуют освоению детьми новых способов действий, осознать связи и зависимости, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения условий и руководства со стороны взрослых,

- помогают формировать у детей   объективную картину окружающего мира,

- способствуют развитию таких качеств, как воля, собранность,    упорство в       достижении цели.

          Литература:

1.Программа «Детство».

2.Программа «Валдоня».

3. Горбатенко О.Ф «Система экологического воспитания в ДОУ».

4.Комратова Н.Г. «Мир, в котором я живу»

5.Долгова А.В. «Отчего, почему и зачем?» (Детская энциклопедия).

6.Аксенова З.Ф. «Войди в природу другом».

7.Владимирская Л.А. «От осени до лета».

8.Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в ДОУ».  

9.Михеева Е.В. «Современное технологическое обучение дошкольни-

 ков».

10.Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы».

                                                                               

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие познавательных способностей дошкольников с использованием моделей"

Паспорт проекта по развития познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством моделей. Развивающе-игровой модуль «Виды спорта»...

Педагогический проект «Развитие речи старших дошкольников через познавательную деятельность посредством ознакомления со сказами П.П.Бажова»

В данном материале представлен опыт проектной педагогической деятельности с дошкольниками старшего возраста. Базируясь на самобытном творчестве русского народа,  в общем, и красоту родного края, ...

Педагогический проект «Развитие познавательных процессов на основе визуального мышления через систему игровых заданий»

Данный проект направлен на составление и апробацию сборника упражнений для развития познавательных процессов на основе визуального мышления обучающихся....

Педагогический проект "Развитие познавательной активности дошкольников посредством ТРИЗ технологий"

Использование адаптированных к дошкольному возрасту методов ТРИЗ технологий позволяет формировать новые действия и соответствующие им чувственные образы и понятия. Доступные образы, действия...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей на основе технологии «Путешествие по реке времени»

Создание  условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, применяя  педагогическую технологию «Путешествие по «Реке времени»....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей на основе технологии «Путешествие по реке времени»

Проект долгосрочный для детей 5-7 лет по развитию познавательно-исследовательской деятельности с применением педтехнологии "Путешествие по Реке времени"...

Психолого-педагогический проект "Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Анализ эффективности совместной работы учителя- дефектолога и учителя-логопеда выявил положительную динамику развития всех психических процессов....