программа нетрадиционного рисования
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа)

Карапетян Татьяна Александровна

 

Программа дополнительного образования художественно эстетической направленности «Веселые пальчики» разработана на основе методических рекомендаций Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

В ходе реализации программы «Веселые пальчики» с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

 -Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

 -Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

-Внимания и усидчивости;

 -Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

 Программа составлена и рассчитана на один год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Колокольчик»

Принято:

на педагогическом совете

протокол № _____

от «___» __________ ______г.

Утверждено:

Заведующий МБДОУ «Детский сад №8 «Колокольчик»

_________________ О.Ю. Дьяченко

приказ № ___

от «____» ___________ ______г.

Программа

дополнительного образования

 по нетрадиционной технике рисования

«Волшебные пальчики»

 для детей 6 – 7 лет

Срок реализации 1 год

Составитель: воспитатель Карапетян Т.А.

г. Красный Сулин

2018г.

  1. Содержание

1 Содержание

2 Паспорт программы

 3 Пояснительная записка

    3.1 Цели и задачи программы  

    3.2 Планируемые результаты  

    3.3 Объем образовательной нагрузки

 4 Содержание программы «Веселые пальчики»

5 Организационно педагогические условия

    5.1 Учебный план

    5.2 Расписание занятий

    5.3 Календарно  тематическое планирование

    5.4 Программно-методическое обеспечение

    5.5 Материально –техническое обеспечение

 6 Мониторинг  

7 Список литература

  Приложение

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Основания для разработки программы:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 

2.Постановление Главного государственного санитарного врача Р.Ф. от20.12.2010 №164 «Об утверждении Санитарно -эпидемилогические требования к устройству, содержанию и организации 15.05.2013.;

 3.Основная образовательная программа дошкольного образования на 2015-2016 учебный год»

 4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

5.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2008. – 108с.

Заказчики программы:

МБДОУ «Детский сад №8 «Колокольчик» г. Красный Сулин, родители (законные представители)

Составитель программы:

Воспитатель: Карапетян Татьяна Александровна

Цель программы:

Развитие самостоятельности, творчества; художественных способностей, путём экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных художественных техник.

Задачи программы:

1.Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования. 2.Сформировать у детей технические навыки рисования. 3.Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования. 4.Развивать у детей усидчивость, старательность в работе. 5.Формировать эмоциональную отзывчивость к прекрасному.

Аннотация

Программа дополнительного образования художественно эстетической направленности «Веселые пальчики» разработана на основе методических рекомендаций Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

В ходе реализации программы «Веселые пальчики» с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

 -Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

 -Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

-Внимания и усидчивости;

 -Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

 Программа составлена и рассчитана на один год.

Она охватывает: подготовительную к школе группу от 6-7 лет. В состав группы входит не более десяти детей. Форма организации детей на занятии: групповая. Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа). Количество занятий – один раз в неделю, во вторую половину дня, за год – 36. Длительность занятий: подготовительная к школе группа 25-30 минут. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.

        

  1. Пояснительная записка

 

Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования «Веселые пальчики» для детей 6-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной). Главное на занятиях кружка «Веселые пальчики» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…

 Актуальность программы «Веселые пальчики» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение. Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса. Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Веселые пальчики».

        

  1. Цели и задачи

Цель программы:

- Развитие самостоятельности, творчества; художественных способностей, путём экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных художественных техник.

Задачи:

- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;  

- Сформировать у детей технические навыки рисования;

- Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

-  Развивать у детей усидчивость, старательность в работе.

-  Формировать эмоциональную отзывчивость к прекрасному.

  1. Планируемые результаты

Результаты освоения Программы представляют собой систему ведущих ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу программы:

¬ Самостоятельно использует нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;

¬ Самостоятельно передает композицию, используя технику нетрадиционного рисования;

¬ выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;

 ¬ Дает мотивированную оценку результатам своей деятельности;

¬ проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях, творческой самореализации детей, праздниках.

Сроки реализации программы 1 год.

Оценка результативности программы проводится по методике Г.А. Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».

        

  1. Объем образовательной нагрузки

 Сроки реализации рабочей программы: 1 год.

 Она охватывает подготовительную к школе группу от 6-7 лет.

В состав группы входит не более десяти детей.

Форма организации детей на занятии: групповая. Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Количество занятий – один раз в неделю, во вторую половину дня, за год – 36. Длительность занятий: подготовительная к школе группа 25-30 минут.

Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.

  1. Содержание программы

При реализации программы используется принцип по - этапности. Основные принципы программы: 

1. Принцип по-этапности «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Начинать работу следует с простых, несложных техник например: пальчиковая живопись, а затем художественный образ создается с помощью сложных техник: кляксография, монотипия, граттаж и т.п.

 2. Принцип динамичности. Каждое занятие необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой изображения, помогает развитию творчества, воображения.

 4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких либо определенных и обязательных ограничений.

5. Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.

 6. Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.

Развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования включает в себя три этапа. Этапы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.

        

Этапы

Направления работы

Методы

I этап

Начальный, который направлен на обучение детей. Создание цельного художественного образа.

Рисование пальчиками;

- Рисование ладошками;

- Техника «тычка» жесткой полусухой кистью;

 - Техника «оттиск» пробкой и «печатку» из картофеля

II этап

Средний, который направлен на сочетание знакомых техник с техниками изображения предметов и явлений

Рисование восковыми мелками и акварели;

 -Свеча и акварель;

 -Печать по трафарету и другие

III этап

Направлен за закрепление раннее усвоенных знаний и навыков, обучение более сложным художественно- графическим техникам

Клясография;

 -Набрызг;

 -Ттиснение;

-Монотипия и другие.

5. Организационно-педагогические условия

5.1. Учебный план

Количество детей – 10

 Количество занятий в неделю – 1

Количество занятий в месяц  - 4

Количеств о занятий в год – 36

 Количество минут в неделю  - 30

Количество минут в месяц  - 120

5.2. Расписание занятий

День недели

Время

Среда

15.40-16.10

        

5.3. Календарно  тематическое планирование.

        

  1. Программно-методическое обеспечение

Наименование услуги

Наименование программы

На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована

«Веселые пальчики»

Программа ДОУ проведения занятий по развитию нетрадиционной техники рисования детей «Веселые пальчики»

1.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

5.5. Материально-техническое обеспечение

Организация занятий осуществляется в группе № , расположенного на втором этаже МБДОУ «детский сад №8 «Колокольчик», города Красный Сулин. Группа оснащена современным оборудованием (мультимедиа, ноутбук, магнитофон) Материально - техническое обеспечение Программы соответствует требованиям СанПиН, ФГОС. Методическое обеспечение. Нетрадиционные техники:

-  Монотипия;

-  Отпечатывание;

-  Смешивание красок;

 -  Набрызг;

 -  Граттаж;

 -  Пальчиковая живопись;

 -   Кляксография;

-   Живопись по мокрому;

 -  Тычкование мятой бумагой;

-  Рисование свечой;

-   Мятая бумага;

 -  Рисование ладошками;

 -  Выдувание из трубочки;

-  Обрывание;

 -  Напыление

 -  Тычок жесткой полусухой кистью.

Материал:

 акварельные краски, гуашь;

 восковые и масляные мелки, свеча;

  ватные палочки;

 поролоновые печатки;

 коктельные трубочки;

  палочки или старые стержни для процарапывания;

 матерчатые салфетки;

 кисти;

 клей,

 подставки под кисти;

  альбомы;

  цветная бумага;

 пластилин.

Диагностическая карта по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

        

Список литературы

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 192с.: цв.вкл.

 5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ

В ПОСОБИИ ПРЕДСТАВЛЕНА АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ОБЩЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИООНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ, РАССМОТРЕНО ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ НЕТРАД...

Рабочая программа ДПОУ проведения занятий у детей 5-7 лет по обучению рисованию с элементами техники нетрадиционного рисования СТУДИЯ "ВЕСЕЛЫЙ КАРАНДАШ"

Рисование приносит много радости дошкольникам; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в дошкольных учреждениях чаще сводятся к стандартному набору изобразительных материалов и т...

Конспект занятия по рисованию (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка» Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (рисование с ладошками и пальчиками)

Конспект занятия по изодеятельности (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка»Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с не...

ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ – РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ»

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывае...

Рабочая программа кружковой работы по рисованию (нетрадиционное рисование), младшая группа (3-4 года)

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ре...