Рабочая программа "Нетрадиционное рисование в технике ИЗО"
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Рабочая программа по ИЗО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ИЗО265 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

 АВТОНОМНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОГИМНАЗИЯ  ГОРОДА  БЛАГОВЕЩЕНСКА»

ПРИНЯТО                                                   УТВЕРЖДЁНО

 на заседании                                               Директор

 педагогического совета                             _______    Воеводина Г.В.            

 протокол № _____                                      приказ №___________      

 от «____»_______ 2021г.                            от «____»______2021г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

           «Обучение нетрадиционной техникев ИЗО»

                     Средний дошкольный возраст 4-5 лет

                              2021 – 2022 учебный год

       Педагог - составитель

Бословяк Юлия Геннадьевна

Воспитатель подготовительной группы

        

г. Благовещенск  2021

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ………………………………………………………………3

Учебный план…………………………………………………………………………7

Содержание изучаемого курса……………..…………………………………….......7

Организационно – педагогические условия……………………………………......16

Календарно – тематическое планирование………………………………………...19

Литература …………………………………………………………………………...23

Пояснительная записка

В программе «Разноцветные ладошки» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 4-6 лет. Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по изодеятельности, для детей дошкольного возраста, рассчитанное на 1 год обучения. В программе дано примерное тематическое планирование и диагностика. Представленные разработки направлены на формирование необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей.Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующимся вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста.Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования имеет художественную направленность.Данная программа составлена на основе методических пособий: И. А. Лыкова «Цветные ладошки»,Т. Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками»Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Внимательное отношении е сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем. . Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной). В ней достаточно широко раскрыто использование нетрадиционного рисование через принципы, формы и методы обучения; указаны способы и методы проверки результатов освоения образовательной деятельности. Главное на занятиях кружка «Разноцветные ладошки» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно.

Актуальность программы « Разноцветные ладошки» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Педагогическая целесообразность программы: предназначена для

-развития творческих задатков детей с помощью нетрадиционного способа рисования

-развития мотивации к познанию творчества т.к. художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес,

-формирования ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладения основами творческой деятельности, что дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства.

Цели и задачи

Цель:

Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

Развивающие:

-Формировать  творческое  мышление,  устойчивый  интерес  к  художественной деятельности;

-Развивать  художественный  вкус,  фантазию,  изобретательность,  пространственное  воображение.

- Формировать   умения  и  навыки,  необходимые  для  создания  творческих  работ.

- Развивать  желание  экспериментировать,  проявляя  яркие  познавательные  чувства: удивление, сомнение,  радость от узнавания  нового.

Образовательные:

-Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного  творчества.

- Знакомить  детей  различными  видами  изобразительной  деятельности,  многообразием  художественных  материалов  и  приёмами  работы  с  ними,  закреплять  приобретённые  умения  и  навыки  и  показывать  детям   широту  их  возможного  применения.

Воспитательные:

- Воспитывать  трудолюбие и  желание добиваться  успеха  собственным  трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

-Способствовать возникновению ощущения , что продукт их деятельности (рисунок, аппликация) интересен другим( родителям, родным и близким) и необходим им самим( для игры и в качестве подарка).

-Формировать позицию созидателя, способствовать воспитанию у них чувства гордости и удовлетворённости продуктами своего труда.

Режим занятий:

средняя группа - количество занятий в неделю 2, в месяц 8 занятий. В год проводится 64 занятия. Длительность занятия в группе - 20 мин.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя 3 части:

  • вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация;
  • основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка
  • заключительная часть – анализ детских рисунков (рассматривание рисунков, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).

Планируемые результаты

По итогам 1 года обучения должны знать:

-название техники, элементов нетрадиционного рисования, основных и составных приѐмов рисования;

-изобразительно-выразительные средства: пятно, набрызг, цвет, печать, эстамп (оттиск).

- произведения мастеров нетрадиционного искусства рисования;

- различные способы создания изображения;

-значение терминов: краски, палитра, цвет, композиция, художник, живопись (ладоневая, пальчиковая).

-Пользоваться инструментами и материалами для нетрадиционного рисования;

-создавать разнообразные изображения предметов с помощью нетрадиционных приемов рисования;

-создавать индивидуальный, парный, коллективный и в сотворчестве со взрослыми рисунок;

-создавать рисунок по собственной инициативе.

-высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению впечатлений, эмоций;

-проявлять бережное отношение к произведениям искусства, аккуратность и собранность, уважение, доброжелательность к сверстникам и взрослым;

-интересоваться проявлением красоты в окружающем мире и искусстве.

- приобретение важных социальных навыков- умеют действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату

- проявлять интерес и уважение к изобразительной деятельности друг друга

-названия основных и составных нетрадиционных приемов рисования, их виды и различия;

-значение терминов: контур, абстракция, мозаика, контраст, монотипия, цвет, замысел.

-определять и называть технику и элементы нетрадиционного рисования;

-экспериментировать разными нетрадиционными способами рисования при создании образа;

-создавать сюжетный рисунок, используя несколько приемов нетрадиционного рисования; на свободную тему;

-стилизовать природные объекты в декоративные на основе художественного отбора.

владеть разными нетрадиционными приѐмами выполнения работы с гуашью, природным и бросовым материалом.

-проявлять оригинальность и новизну во время решения творческой задачи

- проявлять устойчивый интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве, исследовательское поведение, инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения искусства нетрадиционные рисования;

-высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению впечатлений, эмоций;

-адекватно оценивать результаты деятельности (свои, других детей), стремиться прислушиваться к оценке и мнению взрослого.

Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:

-Проведение выставок детских работ.

-Проведение открытого мероприятия.

-Проведение мастер-класса среди педагогов.

 Учебный план

Возрастная группа

Продолжительность занятия

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Средняя

20 минут

2 часа

64 часа

Содержание изучаемого курса

                       (средняягруппа)  

Раздел, тема

Количество часов

Содержание

1

«Ветка рябины»

1

Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство. Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности. Закрепить приём вливания цвета в другой

2

«Осенний коврик»

1

Упражнять детей в использовании нетрадиционной техникой рисования «набрызг».

3

 «Путешествие в лесное царство»

1

учить использовать различные виды техник: печать ладошкой и скомканной бумагой, оттиск пробкой, рисование палочкой в изображении деревьев, листвы, птиц, травы; упражнять в изображении по всей поверхности листа.

4

 «Рябинка»

1

Учить создавать картину с помощью пластилина: скатывать шарики из пластилина и расплющивать их на основе.

5

«Осенний пейзаж»

1

Воспитывать интерес к осенним явлениям природы. Ознакомить с новым видом аппликации «Аппликация нитками». Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. Развивать чувство композиции.

6

 «Сова»

1

Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

7

«Компот из фруктов »        

1

Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

8

«Первый снег»

1

Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

1

 «Осенний ковёр»

1

Систематизировать знания детей об осени и осени и осенних явлениях. Продолжать знакомить с новым видом изобразительной техники- печать растений. Учить подбирать и отражать цветовую гаму , характерную для осеннего сезона.

2

 «Загадочные струйки»

1

Совершенствовать навыки рисования нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией. Развивать дыхательную систему. Развивать воображение и мышление.

3

«Осеннее дерево» «Рисование солью»

1

Научить детей рисовать осеннее дерево с помощью соли и красок (нетрадиционная техника рисования)  Вносить в рисунок дополнения (листва разного цвета, трава и т.д.) Обогащающие его содержание.

4

«Зимний лес»

1

Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

5

«Мои рукавички»

1

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

6

 «Елочка нарядная»

1

Закрепить умение изображать елочные игрушки.

7

«Пингвин» «Пластилинография»

1

Познакомить со способами пластилинографии.Закрепить навыки нанесения пластилина на поверхность рисунка ссоблюдением контура.

8

« Колючая сказка»

1

Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном направлении, без просветов. Обучать ритмичному нанесению штриховке, отрабатывать лёгкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов « колючесть» , передавать штрихами фактуру веток ели.

1

 «Рисуем зимний пейзаж»

1

Совершенствовать навыки работы с  нетрадиционной техникой рисования – «набрызг», развивать у детей творческие способности.

2

 «Морозный узоры» Рисование свечой.

1

Вызвать интерес к зимним явлениям природы;

-совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования

3

 «Зимний лес»

1

Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.

4

«Узоры на окне»

1

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

5

 «Елочка пушистая»        

1

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

6

«Снеговик»        

1

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

7

«Зимнее чудо-снежинка». Рисование в нетрадиционной технике (рисование воском)

1

Учить использовать в работе нетрадиционную технику - рисование восковыми мелками и тонирование бумаги; развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции; закреплять знание цветов способствовать появлению желания самостоятельно придумать ритмичный узор.

8

 «Верблюд в пустыни»

1

Ознакомление с новым приёмом рисования  «расчёсывание краски» Освоение нового графического знака- волнистая линия, отработка плавного непрерывного движения руки. Закреплять умение передавать колорит , характерный для пустыни подбирая нужные слова.

1

«Рисуем, что хотим».

1

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

2

 «Зимние узоры».

1

Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор. Развивать навыки общения и речь. Расширять кругозор детей, стимулировать познавательные процессы. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета (кляксография с трубочкой). Воспитывать интерес к зимним явлениям.

3

«Зимние напевы»        

1

Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами.

4

 «Чашка»

1

Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

5

«Цветочек»        

1

Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

6

 «Плюшевый медвежонок»

1

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус.

7

 «Галстук для папы»        

1

Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы.

8

«Медуза ладошка-аппликация»

1

Закреплять технику рисования ладонью, дополнять рисунок дополнительными деталями, развивать фантазию, воображение.

1

«Праздничный салют над городом»

1

Формировать представления у детей о подвиге народа в годы ВОВ. Закреплять свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки;

2

«Рисуем по шаблону»

1

Обучать способом изображения разных объектов приёмом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм;- развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

3

«Звездная ночь»

1

Учить размазывать кусочки пластилина на картонной основе, украшать рисунок стразами.

4

«Дымковская игрушка»

1

Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора.        

5

 «Пингвин»

1

Закреплять размазывать кусочки пластилина на картонной основе, украшать рисунок стразами.

6

 «Мой любимый свитер»

1

Закрепить умение украшать свитер или платье простым узором, используя крупные и мелкие элементы.

7

 «Посуда с городецкой росписью»

1

Учить создавать образ филина, используя технику тычка.

8

«Цыплята»

комкание и обрывание бумаги.

1

Воспитывать эстетически-нравственное отношение к животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках; развивать чувство цвета, фактурности, объемности, композиции.

1

«Ёжик»

Рисование зубной щеткой.

1

Развивать эмоционально- чувственное восприятие.

2

 «Мимоза для мамы»

1

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

3

 «Цветы для лесовичка»

1

Учить детей рисовать цветы нетрадиционным методом - мыльными пузырями. Воспитывать аккуратность, усидчивость, чувство сострадания к окружающим.  Прививать любовь и бережное отношение к природе.

4

 «Павлин»

1

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой красок.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

5

«Подснежники»        

1

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

6

«Ранняя весна»        

1

Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.

7

 «Весенние цветы для моей мамы»

1

Воспитывать эстетическое отношение к образу мамы через изображение цветов в различных техниках; развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение.

8

 «Весёлые кляксы»

1

Познакомить с таким способом изображения ,как кляксография, показать её выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения. Поощрять творчество и инициативу.

1

 «Весёлые кляксы»

1

Продолжать знакомить с новым способом изображения, показать её выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения. Развивать воображение, фантазию.

2

«Моя любимая чашка на столе»

1

Развивать эстетическое восприятие обычных предметов, умение рисовать их, комбинировать различные техники; формировать чувство композиции и ритма.

3

 «Грибочки в лукошке»

1

Формировать эстетическое отношение и вкус к композициям предметов знакомить с понятием «натюрморт»; упражнять в комбинировании двух различных техник; развивать чувство композиции и ритма.

4

«Неваляшка»

1

Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий. Воспитать у ребенка художественный вкус.

5

 «Ворона»

1

Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете

6

«Подарок для кошки Мурки»        

1

Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками

7

«Насекомые»        

1

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

8

«Черёмуха»      ( тычок ватными палочками )

1

Учить красиво располагать ветку черёмухи на листе бумаги. Совершенствовать умение рисовать тычком цветочки, собранные в соцветия. Развивать чувство ритма. Учить свободно владеть кистью.

1

«Пейзаж у озера»

( монотипия)

1

Закрепить знания детей о пейзаже как о жанре изобразительного искусства. Познакомить с нетрадиционной техникой изображения - монотипией, показать её изобразительные особенности. Развивать у детей умения создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму.

2

 «Бабочка красавица»

1

Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида бабочек. Упражнять в умении получать оттиск в зеркальном отображении. Учить рисовать бабочку, используя прём монотипии. Развивать эстетическое восприятие; умение видеть красоту окружающей природы.

3

«Живописный луг»

( оттиск скомканной бумагой)

1

Познакомить с пейзажем как о виде живописи. Знакомить с техникой рисования скомканной бумагой. Развивать навыки коллективной работы.

4

«Божья коровка»

1

Закреплять умение работать с пластилином при создании рисунка. Развивать изобразительные навыки и умения.

5

«Одуванчики в траве»        

1

Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычков и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

6

«Котенок»        

1

Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

7

«Бабочка»

1

Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист.

8

 «Лесная полянка»

(коллективная работа)

1

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Организационно – педагогические условия

Дети в возрасте 4-6 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей. Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае. Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа)

Нетрадиционные художественные техники

«Пальцеграфия» – рисование пальцами руки.

«Ладоневая живопись» – рисование ладошками.

«Эстамп» – штампик из веревочки, картона, овощей.

«Набрызг» – с помощью зубной щетки.

«Тонировка» – рисование солью, песком, крупой .

«Точнография» – рисование ватными палочками.

«Кляксография» – рисование кляксой.

«Монотипия» – двойная печать на бумаге.

«Выдувание» – рисование с помощью трубочки.

«Коллаж» – сочетание рисования и аппликации.

«Рисование бусинками, шариками, камешками».

«Мокрая живопись» – рисование на мокрой бумаге.

«Тампонирование» – рисование промакиванием тампоном из ваты, поролона.

Методы и приёмы обучению нетрадиционному рисованию

Наглядные методы и приемы.

К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры,

-репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

-Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов:

-показ жестом;

-показ приемов изображения.

Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями. Показ воспитателем способов изображения показ сопровождается словесными пояснениями.

При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детали, не усвоившим тот или иной навык. Постоянный показ приемов выполнения задания приучит детей во всех случая ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов.

Словесные методы и приемы обучения

-Беседа. Её вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию, изображать или разъяснить новые приемы работы.

-Художественное слово. Оно дополнит друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.

Игровые приемы обучения

Это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения.

Их цель – сделать более эффективным процесс обучения детей . Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение

умениями изображать линии и простейшие формы Включение игровых моментов в изобразительную деятельность продолжается и при изображении предметов.

При использовании игровых моментов весь процесс обучения не должен превращаться в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.

Эмоциональный настрой. Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей. На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: умеривает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.

Педагогическая драматургия. На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в Страну Рисования. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования - все это помогает развивать у детей эмоции и воображение.

Методические рекомендации

Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения

взаимодействия ребенка со взрослыми в непосредственной деятельности рисовании;

развитие эмоциональной отзывчивости, формирование позитивных установок нетрадиционному рисованию.

Познавательное развитие: развитие интересов детей, познавательной

мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о их свойствах

(форме, цвете, размере, материале).

Речевое развитие: помогать детям овладевать речью как средством общения; обогащать активный словарь.

Художественно-эстетическое развитие: развивать предпосылки восприятия и понимания мира природы; способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру; реализовывать творческую деятельность детей (изобразительную)

Предметно – пространственная среда

Предусматривает наличие разных предметов и материалов для детского творчества:бумага разного цвета, фактуры и формы, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь и акварель, кисти тонкие и толстые, картон (белый и цветной), различные по толщине нитки и верёвочки, печатки и шаблоны, баночки для воды, салфетки, палитра, зубные щетки, поролон, пробки, свечи, листья, ватные палочки, камушки, кусочки ткани, трубочки для коктейля, ватные диски.

Условия реализации программы

В кабинете рисования хранятся папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, иллюстрациями к сказкам, рассказам. Папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения. Имеются также стол, стулья, шкафы, мольберт,

Календарно – тематическое планирование

(средняя группа)

Месяц

Тема

Количество часов

Неделя

Октябрь

1.«Ветка рябины»

Пальцеграфия

1 час

1 неделя

2. «Осенний коврик»

1 час

1 неделя

3. «Путешествие в лесное царство»

1 час

2 неделя

4. «Рябинка»

1 час

2 неделя

5. «Осенний пейзаж»

1 час

3 неделя

6. «Сова»

1 час

3 неделя

7. «Банка с фруктами»        

1 час

4 неделя

8. «Первый снег»

1 час

4 неделя

Ноябрь

1. «Осенний ковёр»

( печать)

1 час

1 неделя

2. «Загадочные струйки»

1 час

1 неделя

3. "Осеннее дерево"

1 час

2 неделя

4.        «Зимний лес»

1 час

2 неделя

5.        «Мои рукавички»

1 час

3 неделя

6. «Елочка нарядная»

1 час

3 неделя

7. «Пингвин» «Пластилинография»

1 час

4 неделя

8. « Колючая сказка»

1 час

4 неделя

Декабрь

1 «Рисуем зимний пейзаж»

1 час

1 неделя

2 . «Морозные узоры» Рисование свечой.

1 час

1 неделя

3. «Зимний лес»

1 час

2 неделя

4.«Узоры на окне»

1 час

2 неделя

5. «Елочка пушистая»        

1 час

3 неделя

6.«Снеговик»        

1 час

3 неделя

7.«Зимнее чудо-снежинка». Рисование в нетрадиционной технике (рисование воском)

1 час

4 неделя

8 «Верблюд в пустыни»

1 час

4 неделя

Январь

1 «Рисуем, что хотим».

1 час

1 неделя

2 «Зимние узоры».

(кляксография)

1 час

1 неделя

3.«Зимние напевы»        

1 час

2 неделя

4. «Чашка»

2 неделя

5. «Цветочек»        

1 час

3 неделя

6. «Плюшевый медвежонок»

1 час

3 неделя

7. «Галстук для папы»        

4 неделя

8. «Медуза ладошка-аппликация»

1 час

4 неделя

Февраль

1.«Праздничный салют над городом»

1 час

1 неделя

2.«Рисуем по шаблону»

1 час

1 неделя

3. «Звездная ночь»

1 час

2 неделя

4.«Дымковская игрушка»

1 час

2 неделя

5. «Пингвин»

1 час

3 неделя

6. «Мой любимый свитер»

1 час

3 неделя

7. «Посуда с городецкой росписью»

1 час

4 неделя

8.«Цыплята»

комкание и обрывание бумаги.

1 час

4 неделя

Март

1. «Ёжик»

Рисование зубной щеткой.

1 час

1 неделя

2. «Мимоза для мамы»

1 час

1 неделя

3. «Цветы для лесовичка»

1 час

2 неделя

4. «Павлин»

1 час

2 неделя

5.«Подснежники»        

1 час

3 неделя

6.«Ранняя весна»        

1 час

3 неделя

8. «Весёлые кляксы»

1 час

4 неделя

Апрель

1. «Весёлые кляксы»

1 час

1 неделя

2. «Моя любимая чашка на столе»

1 час

1 неделя

3. «Грибочки в лукошке»

1 час

2 неделя

4.«Неваляшка»

1 час

2 неделя

5. «Ворона»

1 час

3 неделя

6. «Подарок для кошки Мурки»        

1 час

3 неделя

7.«Насекомые»        

1 час

4 неделя

8. «Черёмуха»      

( тычок ватными палочками )

1 час

4 неделя

Май

1. «Пейзаж у озера»

( монотипия)

1 час

1 неделя

2. «Бабочка красавица»

1 час

1 неделя

3.«Живописный луг»

( оттиск скомканной бумагой)

1 час

2 неделя

4.«Божья коровка»

1 час

2 неделя

5.«Одуванчики в траве»

1 час

3 неделя

6.«Котенок»        

1 час

3 неделя

7.«Бабочка»

1 час

4 неделя

8. «Лесная полянка»

(коллективная работа)

1 час

4 неделя

Литература

1.Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования  Дошкольное образование. – 2010. - №18

2. Баймашова В.А. 33 занятия по рисованию в детском саду– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2013

3.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

4.Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2016.

5.Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. Р54 Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)

6.Немешаева Е. Разноцветные ладошки –М.: « Айрис Пресс», 2013.

7.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.: КАРО,2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по рисованию (нетрадиционные техники) для детей 5-7 лет "Волшебные краски"

Важное условие развития детского изобразительного творчества - овладение навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях по изобразительной деятельности, обог...

Рабочая программа " Обучение нетрадиционным техникам рисования" подготовительная группа 6-7лет

Данная программа определяет содержание и особенности организации воспитательно-организационного процесса кружка "Обучение нетрадиционным техникам рисования"...

Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» младший возраст

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...

Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» средний возраст

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...

Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» старший возраст

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...

Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2020–2021 учебный год

Рабочая программа кружка «Нетрадиционные техники рисования» (по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста) на 2020–2021 учебный годВоспитатель:...

рабочая программа по нетрадиционной технике рисования "Маленькие умельцы"

Виды техник по нетрадиционной технике рисования....