Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования».
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Разноцветный мир» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей, а также знакомство с национальными окружающими предметами ,впервые пробуждающими душу ребенка , воспитывающими в нем чувство красоты , любознательность. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование народно-декаративного искусства, знакомит детей со своей родной историей, развивает интерес к культуре русского народа. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Занятия по техникам русских народных узоров , продолжают развивать эстетический вкус , раскрывают возможности реализации творческого замысла через декоративное разнообразие.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка» муниципального образования «Город Саратов»
410520 г. Саратов, с. Рыбушка, ул. Парковая, дом 4 А тел.: (845-2) 97-98-65 эл.почта: rubdou@mail.ru
ИНН 6432003994 КПП 645101001 ОГРН 1036403201592
Рабочая программа
дополнительного образования детей по
рисованию «Нетрадиционные техники рисования».
Разработчики:
Спешилова Е. Н.
2024г. – 2025г.
Содержание
№ | Наименование раздела | Стр. |
I | Целевой раздел | |
1.1 | Пояснительная записка | 2 |
1.2 | Актуальность | 2 |
1.3 | Практическая значимость | |
1.4 | Педагогическая целесообразность | |
1.5 | Цели и задачи программы | 3 |
Методические принципы | 4 | |
Характеристики возрастных особенностей детей по художественно-эстетическому развитию | 5 | |
Предполагаемые результаты | 6 | |
II | Содержательный раздел | |
2.1 | Календарно - тематическое планирование | 7 |
2.2 | Методы и приемы работы с детьми в непосредственно образовательной деятельности | 9 |
2.3 | Интеграция образовательных областей | 9 |
III | Организационный раздел | |
3.1 | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 10 |
3.2 | Методическое обеспечение дополнительной программы. | 10 |
3.3 | Время и сроки реализации программы «Веселая математика» | 11 |
3.4 | Мониторинг достижений детьми планируемых результатов | 11 |
Список используемой литературы, источники | 11 | |
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Разноцветный мир» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей, а также знакомство с национальными окружающими предметами ,впервые пробуждающими душу ребенка , воспитывающими в нем чувство красоты , любознательность. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование народно-декаративного искусства, знакомит детей со своей родной историей, развивает интерес к культуре русского народа. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Занятия по техникам русских народных узоров , продолжают развивать эстетический вкус , раскрывают возможности реализации творческого замысла через декоративное разнообразие.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
1.2 Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических и народных искусств , способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического и народного творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Ознакомление с техниками народного творчества, реализовывает идею активного воспитания гражданина России , патриотизма малой родины. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных и традиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
1.3 Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
1.4 Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Ознакомление и рисование народно- декоративного искусства, продолжает реализовывать познавательно-воспитательные задачи, расширяя возможности творчества через разнообразие элементов русского декора.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изо технологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий и познавательный характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе :
Развивает уверенность в своих силах . Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными ,природными и бросовыми материалами . Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Проведение занятий с использованием рисования в русских народных традиций развивает общечеловеческие ценности культуры, которые строятся в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущими русским традициям.
1.5 Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 4-5 лет средствами нетрадиционного рисования.
Сформировать интерес к познанию историии культуры наших предков у детей дошкольного возраста.
Основные задачи программы:
Развивающие:
- развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности
Образовательные:
- Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
- Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
- Развивать творческие способности детей.
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
- Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому язык, природы)
Структурной особенностью: программы является приобщение детей к художественному развитию творческих способностей детей пятого года жизни (средняя группа). Развитие познавательных, творческих и художественных способностей в процессе создания образов, используя различные материалы и техники. Программа является развивающей и обучающей. Основывается на знании особенностей эмоционально-экспрессивного, сенсорного, психофизиологического развития ребенка 4-5 летнего возраста и опирается на принцип сотрудничества взрослого и ребенка, их творческого взаимодействия в художественно-деятельном общении.
II. Содержательный раздел.
2.1 Календарно - тематическое планирование
ноябрь | 1. Пальцеграфия «Осеннее дерево» Активизировать мышление и формировать интерес к самостоятельному продумыванию замысла. | 1. Наблюдение за осенним деревом. 2. Ребёнок опускает в банку с гуашью палец. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. Кончиками пальцев ребёнок ставит опечаток на листе бумаги, при необходимости вновь набирая краску нужного цвета. |
2. Пальцеграфия «Букет» Создать условия для развития уверенности в себе при помощи игровых техник, формировать интерес к художественному творчеству. | 1. Рассматривание образца педагога. 2. Кончиком пальцев ребенок рисует на листе бумаги линии (ствол, листья), ставит отпечатки (цветы). | |
3. Рисование ладошками «Утки в пруду» Активизировать мышление, формировать интерес к художественному творчеству. | 1. Ребенок наносит краску кисточкой на ладонь, ставит отпечаток ладонь. 2. Педагог предлагает закончить образ при помощи кисточки. | |
4. Рисование ладошками и пальчиками «Курица с цыплятами» Развивать умение находить центр композиции, учить выбирать цвет для точной передачи образа. | 1. Ребенок наносит краску на ладонь, делает отпечаток. 2. Заканчивает центральный образ курицы кистью. 3. Педагог предлагает пальчиками нарисовать цыплят возле мамы-курицы, довести картину кистью до конечного результата. | |
декабрь | 1. Рисование ладошками и фломастерами (мелками, карандашами) «Птичка - невеличка» Создать условия для выбора различных инструментов, которыми они могут дополнить нарисованную картину. | 1. Ладонью ребенок оставляет отпечаток на листе бумаги. 2. Педагог предлагает закончить образ птицы, используя фломастеры, карандаши, восковые мелки. |
2. Рисование тычком, жесткой сухой кистью «Котенок» Познакомить с новой техникой рисования, учить выбирать цвет для передачи точного образа. | 1. Рассматривание игрушки «Котенок», сделать вывод, что котенок пушистый, мягкий… 2. Сухую кисть опустить в баночку с краской. Показать, что кисть нужно держать вертикально, ударить кисть о лист – получится тычок. 3. Ребенок заполняет контур предметы тычками. 3. Педагог предлагает дополнить рисунок кистью. | |
3. Рисование тычком, жесткой сухой кистью «Елочка» Продолжить работу в новой технике, дать представление о том, что тычком легко изобразить не только шерсть животного, но колючки ели, формировать образное мышление. | 1. Сухую кисть опустить в баночку с гуашью, заполнить контур изображения тычками. 2. Дополнить рисунок карандашами, кистью с гуашью. | |
4. Рисование вилками и пальчиками «Елочка нарядная» Познакомить с новой техникой рисования, активизировать мышление, развивать воображение, продолжать работу по приобщению к художественному творчеству. | 1. Гуашь налить в плоскую пластиковую тарелку. Показать, что сначала нужно обмакнуть плоскую часть пластмассовой вилки в краску. Оставить отпечаток. 2. Предложить украсить получившуюся ель шарами, при помощи пальцев. | |
январь | 1. Рисование вилками «Петушок – золотой гребешок» Продолжать обучать рисовать различными материалами, активизировать воображение, поощрять самостоятельность в выборе цвета, формы изображения. | 1. Педагог делает правильный показ, рисуя вилками и гуашью трех цветов (желтая, красная, зеленая – для каждой своя тарелочка и вилка). 2. Следующий рисунок педагог показывает, намеренно делая ошибки, которые ребенок с легкостью исправляет. 3. Педагог предлагает самостоятельно нарисовать петуха. |
2. Рисование вилкой и ватными палочками «Снег на ель падает» Формировать интерес к самостоятельному продумыванию замысла, учить правильно сочетать две техники рисования (вилкой, ватными палочками), развивать уверенность в собственных силах. | 1. Ребенок рисует ель вилкой, по знакомой технологии. 2. Предложить украсить получившееся изображение падающим снегом, при помощи ватных палочек. | |
3. Рисование ватными дисками «Гвоздика» Учить продумывать замысел рисунка, развивать мелкую моторику рук, воображение. | 1. Рассмотреть изображение гвоздики, обсудить форму лепестков. 2. Педагог показывает, как можно сложить ватный диск, чтобы лепесток был максимально похож на настоящий. 3. Ребенок обмакивает сложенный в виде лепестка ватный диск в красную краску, оставляет отпечаток на листе бумаге. Педагог предлагает дополнить рисунок кистью. | |
4. Печатание природным материалом (половинка яблока) «Компот» Познакомить с новой техникой рисования (природный материал), создать хорошее настроение, придать уверенность в собственных силах, развивать фантазию. | 1. Ребенок рисует банку, в которую поместит яблочный компот. 2. Воспитатель разрезает пополам яблоко и спрашивает, как поместить яблоко в банку при помощи красок и плоских тарелок. 3. Ребенок выполняет задание самостоятельно, оставляя отпечатки половинки яблока, не выходя за контур нарисованной банки. | |
февраль | 1. Рисование поролоном «Снег на деревьях в лесу» Активизировать фантазию, развивать мелкую моторику рук, развивать эстетический вкус. | 1. Педагог подготавливает изображение зимнего леса, поролон, прищепки, плоские тарелки с гуашью, предлагает ребенку укрыть снегом кроны деревьев. 2.Ребенок рассказывает, как это можно сделать при помощи приготовленных педагогом инструментов. 3. Выполняет работу с небольшой помощью взрослого. |
2. Рисование зубной щеткой и расческой (техника многослойного набрызга) «Зимний лес» Познакомить с новой техникой рисования, Учить использовать трафареты для создания многослойного набрызга, развивать творческие способности. | 1. Педагог готовит трафареты, крепит к листу бумаги канцелярскими скрепками. Показывает как при помощи щетки и расчески сделать цветные брызги. 3. Ребенок на щетку набирает краску и делает брызги поверх листа бумаги. Педагог накладывает следующий по замыслу трафарет, ребенок делает следующие брызги другого оттенка. 4. Ребенок снимет трафарет, получает сложное изображение зимнего леса с эффектом объема. | |
3. Рисование мятой бумагой «Медвежонок» Развивать мелкую моторику рук, обучать работе с разными материалами, развивать уверенность в своих силах. | 1. Ребенок сминает кусочек бумаги, окунает его в плоскую тарелку с краской. 2. Оставляет отпечаток, создавая образ медвежонка. | |
4. Рисование с мокрым эффектом «Веселый человечек» Создать эмоционально радостное настроение, развивать уверенность в своих силах, активизировать фантазию, воображение. | 1. Педагог готовит изображение лица человека. 2. Предлагает сделать прическу веселому человеку. 3. Ребенок набирает кистью гуашь, разведенную водой. 4. Оставляет на бумаге кляксу, дует на нее из трубочки (повторяет с разными цветами). 5. Получает разноцветные ручейки. | |
март | 1. Рисование мыльными пузырями в сочетании с аппликацией «Пышные пионы» Учить создавать фактурность предмета, обучать работать с различным материалом, формировать устойчивый интерес к художественному творчеству. | 1. Педагог готовит мыльный раствор окрашенный гуашью. 2. Предлагает ребенку нарисовать пышные пионы. 3. Ребенок опускает «выдувалку» от мыльных пузырей в стаканчик и оставляет отпечатки на листе бумаги. 4. Далее педагог интересуется: что необходимо добавить к пионам, что не хватает. 5. После обсуждения ребенок самостоятельно вырезает из цветной бумаги и клеит задуманные детали. |
2. Рисование мыльными пузырями с дорисовкой кистью «Воздушные шары» Формировать устойчивый интерес к художественному творчеству, активизировать фантазию, создать хорошее настроение. | 1. Педагог готовит мыльный раствор, окрашенный разными цветами гуаши. 2. Предлагает ребенку нарисовать воздушные шарики. 3. Ребенок опускает «выдувалку» от мыльных пузырей в стаканчик и оставляет отпечатки на листе бумаги. 4. Далее педагог предлагает дополнит картину при помощи кисти и гуаши. | |
3. Монотипия «Бабочка» Развивать пространственное мышление и зрительное восприятие предметов, формировать устойчивый интерес к художественному творчеству. | 1. Педагог предлагает сложить лист бумаги пополам, развернуть. 2. На одной половине, приготовленного листа, ребенок рисует кистью и гуашью пятна разных цветов. 3. Складывает лист пополам. 4. Дополняет рисунок кистью. | |
4. Монотипия «Закат» Развивать пространственное мышление и зрительное восприятие предметов, формировать устойчивый интерес к художественному творчеству. | 1. 1. Педагог предлагает затонировать голубым цветом лист бумаги, дождаться высыхания. 2. Сложить лист бумаги пополам (по горизонтали). 3. Ребенок рисует полукруг оранжевой гуашью до линии сгиба. 4. Педагог предлагает добавить по желанию красный, желтый цвет. Складывает. 5. Дополняет рисунок кистью. | |
апрель | 1. Рисование восковыми мелками и акварелью «Весенний лес» Познакомить с новой техникой рисования, развивать зрительное восприятие предметов, активизировать мышление, воображение, развивать навык рисования восковыми мелками. | 1. Ребенок рисует мелками изображение весеннего леса (замысел ребенка). 2. Затем делает фон (небо, землю, молодую траву) акварелью. |
2. Рисование восковыми мелками и акварелью «Морские глубины» Формировать устойчивый интерес к художественному творчеству, активизировать фантазию, воображение, закреплять умение выбирать цвет, для более точной передачи образа предмета. | 1. Ребенок рисует мелками изображения морских обитателей. 2. Затем делает фон (синей акварелью). | |
3. Рисование через мокрую марлю «Ваза с цветами» Формировать устойчивый интерес к художественному творчеству, развивать эстетический вкус, формировать интерес к самостоятельному продумыванию замысла. | 1. Ребенок набирает ватным шариком воду и хорошо смачивает лист бумаги. 2. Прикладывает марлю к смоченному листу и хорошо распрямляет. 3. Поверх марли рисует акварелью и кистью задуманный рисунок, ждет полного высыхания. | |
4. Рисование пухлыми красками «Рожок мороженого» Развивать уверенность в собственных силах, развивать умение работать с различным материалом, создать эмоционально радостное настроение. | 1. Педагог готовит объемные краски (состав: клей ПВА, гуашь разных цветов, пена для бритья). 2. Ребенок рассматривает изображение радуги. 3. Рисует объемными красками и кистью радугу. Ждем полного высыхания (примерно сутки). |
2.2 Методы и приемы обучения:
Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью:
Средства выразительности : фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками :
Средства выразительности : пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой :
Средства выразительности : пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги:
Средства выразительности : фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном:
Средства выразительности : пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск смятой бумагой:
Средства выразительности : пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель:
Средства выразительности : цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель:
Средства выразительности : цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная:
Средства выразительности : пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Отпечатки листьев:
Средства выразительности : фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Техника изонити"
В материале представлена рабочая программа дополнительного образования "Техника изонити"...

Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» младший возраст
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...

Рабочая программа дополнительного образования детей по рисованию «Нетрадиционные техники рисования» средний возраст
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процессИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )
Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )
Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...

Отчет о проделанной работе с 1 октября 2021 по 31 мая 2022 года по программе дополнительного образования художественно – эстетической направленности (нетрадиционные техники рисования) «Яркие краски» с детьми 2 – 3 лет.
Отчёт о проделанной работе по парциальной программе...

Программа дополнительного образования художественно – эстетической направленности (нетрадиционные техники рисования) "Яркие краски" для детей 2 - 3 лет
ПРОГРАММА ПО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ...