Статья "Язык и культура чукчей"
статья

Нутенентына Наталья Григорьевна

Статья была написана для научно-практической конференции "Этносы Чукотки: история и современность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_etnosy_chukotki.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА ЧУКЧЕЙ

Нутенентына Н.Г. с. Нунлигран

Чукчи (общее самоназвание – “лыгъоравэльан” – “настоящие люди”) – народность России, коренное население Дальнего востока. Основная масса чукчей проживают на территории Чукотского автономного округа, расположенного на крайней северо-восточной оконечности Азиатского материка. До 1991 г. Чукотский АО входил в состав Магаданской области, ныне он является самостоятельным субъектом РФ.

Чукчи подразделяются на оленных (самоназвание – “чаучу”, “чавчу”) и береговых (самоназвание – “анкальын”). Относятся к арктической расе большой монголоидной расы.

Географические условия территории расселения чукчей во многом определили своеобразие их исторического развития, особенности хозяйства, быта, культуры. [1,3]

Многовековая история формирования и этнического развития чукчей, своеобразие естественно-географических условий их расселения в приполярной тундре, специфические черты социально-экономической структуры чукотского общества способствовали выработке яркой и самобытной национальной культуры. Сложение многих ее элементов происходило, однако, не изолированно, а в процессе этнического взаимодействия и культурного взаимовлияния различных народов Сибири и Дальнего Востока.

Чукчи-морзверобои вели оседлый образ жизни на побережье Ледовитого океана, чукчи-оленеводы кочевали по бескрайней приполярной тундре.

Их орудия труда были примитивными и не всегда позволяли добывать зверя в количестве, достаточном для пропитания. Населяя огромные просторы тундры, они жили в условиях первобытнообщинного строя. [2, 4]

Первоначально прародиной Чукчей считалось побережье Охотского моря, откуда они продвинулись на север, ассимилируя часть юкагиров и эскимосов. Согласно, современным исследованиям, предки Чукчей и родственных им коряков обитали во внутренних районах Чукотки. Занимая область обитания эскимосов.

В этих широтах и в этой естественно-географической среде формировались материальная и духовная культура чукчей, их мифология, мировоззрение, язык, развивались и закреплялись расовые особенности, складывались своеобразные общественные отношения, социальные нормы, характер бытового уклада.

Чукчи вместе с коряками, ительменами, эскимосами и алеутами выделяются антропологами в особую арктическую расу. При этом чукчи, коряки и ительмены имеют между собой больше общих черт, чем с эскимосами. Антропологические исследования на Чукотке показали своеобразие арктической расы по сравнению с внутриконтинентальными монголоидами. У чукчей и эскимосов находят ряд специфических признаков: интенсивную теплорегуляцию, высокий показатель содержания гемоглобина, обмена веществ, «комплекс», который характерен для представителей арктической расы вообще и формирование которого происходило, по-видимому, не без влияния экстремальных условий в районе Берингова и Чукотского моря. Формирование арктической расы, сохранение ее признаков могло осуществиться лишь в результате изоляции и весьма длительного пребывания ее носителей в этом регионе. Таким образом, антропологические данные вполне могут быть увязаны с археологическими свидетельствами появления человека в центральных областях Чукотки в 4—3 тыс. до н. э. Длительное и обособленное формирование чукотского этноса именно в арктических условиях подтверждается древними чертами комплекса их культуры.

У чукчей, коряков, ительменов и эскимосов распространен весьма своеобразный, известный только в регионе расселения этих народностей, вороний эпос. В мифах ворон действует то, как творец тех благ, какие дает природа людям то, как устроитель жизни. Он — создатель оленей, других животных, рек, гор, он добыл людям солнце, научил их жить в этих природных условиях. Следовательно, сложение мифов с их реалиями у чукчей протекало в арктической природной среде. Даже в мифах о сотворении светил, земли и всего живого на ней фигурирует только арктическая природа, ее флора и фауна.

В полном соответствии со сказанным находятся и астрономические представления аборигенов Чукотки, сформировавшиеся опять-таки на Крайнем Севере. Название ряда созвездий и отдельных звезд связано с главным жизнеобеспечивающим занятием — охотой на оленей. Звезда Капелла из созвездия Возничего — это олений бык, привязанный к саням человека, едущего на двух оленях. Две звезды, находящиеся поблизости от созвездия Орла, называются «Оленья самка с теленком». Полярная звезда — Унпэнэр («Воткнутый кол звезда»). Все остальные звезды ходят вокруг, как олени на привязи. Кастор и Поллукс — два лося, убегающие от двух охотников, каждый из которых едет на оленьей упряжке. Млечный путь — песчаная река со многими островами, на одном из которых пасется группа диких оленей и т. д. Совершенно очевидно, что истоки и этих представлений находятся все в том же древнейшем занятии — охоте на оленей.

Как известно, названия месяцев отражают жизненно важные занятия людей и связанные с ними природные явления. Названия месяцев чукотского календаря связаны с жизнью дикого оленя в этих широтах, с его миграционными и биологическими особенностями.

Охота на диких оленей и соответствующий образ жизни определили содержание всех форм общественного сознания чукчей, в том числе и религиозного. Их религиозные представления и культы формировались на базе тех условий материального производства, которое было ведущим с глубокой древности. Даже представление о месте нахождения главного божества связано с севером: это — Полярная звезда, ей приносили жертвы. В качестве главных жертвоприношений чукчи выделяли жертвоприношения благодарственно-просительного характера: убой тонкошерстных оленей (совершался в августе, во время миграции оленей с севера, когда их добывали на переправах через реки); жертвоприношение созвездию Пэгытти (звезды Альтаир и Тараред из созвездия Орла), которое появлялось на северном небосводе после зимнего солнцестояния (с этого времени дикие олени меняли направление движения с юга на север, Пэгытти представлялось чукчам владельцем неисчислимых стад оленей); весеннее жертвоприношение (после отела важенок). Все культовые отправления чукчей связаны с решающими в жизни охотников сезонами промыслов, во время которых люди обеспечивали себя запасами продовольствия, необходимыми материалами для одежды, жилища, обуви, освещения и т. п. [3, 36-37]

Чукчи — самый крупный народ в группе северо-восточных палеоазиатов, к которой, кроме них, относятся коряки и ительмены. По своей структуре чукотско-камчатские языки резко отличаются от других языков не только частными грамматическими признаками, но также наличием особых грамматических разрядов слов и даже, вероятно, своеобразных языковых единиц. Чукотский язык отличается цельностью своей системы, что свидетельствует о самостоятельности его развития. [4]

Чукотский язык относится к группе инкорпорирующих или включающих языков. Инкорпорация выражается в комплексе-слове, состоящем из двух или трех основ. Главная основа (либо глагольное сказуемое, либо именное определяемое слово) принимает все изменения в числе, падеже, лице, наклонении и времени. Одной из особенностей чукотского языка является различие женского и мужского произношения. [5,36]

Женщины произносят «ц», там где мужчины произносят «р»; например, к'рым — кцым («нет»). Можно также отметить наличие в чукотском языке многих древних словарных элементов эскимосского языка.

Характерна система счета в чукотском и корякском языках — двадцатиричная— счет по количеству пальцев, поэтому считать буквально значит «пальчить», 20 — буквально «двадцать пальцев», 40 — «две руки, две ноги». [6]

В отличие от корякского языка, в котором представлены значительные диалектные различия, чукотский язык почти не демонстрирует территориального варьирования. Незначительные фонетические отличия характеризуют речь чукчей Билибинского района, отмечались морфологические особенности в речи хатырских чукчей, а также некоторые особенности речи чукчей Провиденского района. Малозначительные лексические отличия харакетрны для языка оленных чукчей и языка приморских чукчей восточной Чукотки, куда в 19-начале 20 вв. проникло некоторое количество английских слов.

Чукотский язык выступал как средство межэтнического общения у эскимосов, знание чукотского языка характерно для эвенов Билибинского и Анадырского районов Чукотки наряду с тем, что некоторые чукчи этих районов владеют эвенским языком. Владение чукотским языком было характерно также для чуванцев, у которых лица старшего поколения сохраняют навыки пользования им до настоящего времени. В 30-е-50-годы знание чукотского языка было распространено среди приезжих специалистов – в основном учителей, а также врачей и ветспециалистов, в меньшей степени для представителей других специальностей. Пассивное знание чукотского языка характерно для многих старожилов округа, приехавших на Чукотку в 50-е-60-е годы.

В настоящее время чукотский язык является средством бытового общения в семье между представителями старшего поколения (от 60 лет), Здесь чукотский язык используется как средство общения с соотечественниками старшего возраста, с сельскими жителями; в данной среде наблюдаются случаи пользования чукотским языком в функции «тайного языка», однако в основном для чукотской интеллигенции характерно пользование чукотским языком в узкой сфере профессиональной деятельности (школы, детские сады, национальные средства массовой информации, отчасти – культура).

Языковая ситуация в плане функционирования чукотского языка имеет тенденции к ухудшению. Это связано с ликвидацией неперспективных поселков в 50-е-60-е годы, с ростом числа приезжего населения в национальных поселках, незначительным объемом преподавания чукотского языка в школе и недостаточным методическим обеспечением обучения родному языку, ростом доли городского населения, с изменениями в профессиональном составе, прежде всего с сокращением числа оленеводов и морских охотников, а также неблагоприятными демографическими изменениями в составе традиционной семьи (рост числа неполных семей и смешанных семей), что в конечном счете разрушает разновозрастную среду функционирования родного языка. Социальная дифференциация этноса, приводящая к изоморфности социальной структуры коренного и приезжего населения по всем основным показателям, существенно подрывает престиж активного пользования чукотским языком; для каждого последующего поколения этот процесс выражается в снижении уровня владения родным языком. Крайне неблагоприятным фактором, способствующим утрате родного языка у чукчей, является застой в методической мысли и практике преподавания чукотского языка, и в связи с ним невозможность оперативной подготовки новых учебных пособий по родному языку и учебно-методических разработок по его преподаванию, способных повысить эффективность дошкольного, школьного и вузовского обучения чукотскому языку.

Рекомендации по поводу мер, направленных на сохранение и развитие чукотского языка, должны учитывать такие благоприятные для этноса факторы, как значительная численность этноса, его компактное проживание и сосредоточение основной массы чукчей в пределах своего автономного округа, высокий процент лиц, владеющих родным языком, относительная сохранность территорий традиционного природопользования, традиционного хозяйства, уклада жизни и этнической духовной культуры. В первую очередь обеспечения школьного преподавания необходимым комплектом новых учебных пособий и учебно-методических материалов для учителей. Для обучения чукотскому языку в дошкольных учреждениях необходимы стандартные пособия для воспитателей, комплекты наглядных пособий и методические материалы. В сфере письменности на чукотском языке наиболее полезными мероприятиями будут распространение образцов чукотского фольклора, наиболее совершенных произведений чукотских писателей прошлых лет и активная поддержка литераторов, пишущих на чукотском языке, в особенности тех, кто принадлежит к младшим поколениям. Мероприятия по сохранению языка и культуры должны увязываться с поддержкой традиционного хозяйства чукчей в национальных производственных коллективах с разной формой организации и разными формами собственности, а также целенаправленной материальной поддержкой национальных сел. Важной формой деятельности в современных условиях становится развитие региональной образовательной инфраструктуры, что способствует сохранению целостности языковой среды. [7]


Список литературы

  1. История и культура чукчей: историко-географические очерки / отв. ред. И.С. Вдовин. - Ленинград. : Наука, 1987. 288с. : ил.
  2. Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре :  Этнография - Народы Сибири : Чукчи. Историческая справка  [электронный ресурс] – режим доступа : http://lib7.com/narody-sibiri/1729-chukchi-istoricheskaja-spravka.html
  3. Языки народов Сибири, находящиеся под угрозой исчезновения [электронный ресурс]: проект / А.Н. Биткеева [и др.] –  М.: ИЭА РАН, 2005 г.,  – режим доступа : http://lingsib.iea.ras.ru/ru/languages/chukchi.shtml

[1] История и культура чукчей: историко-географические очерки. С.3.

[2] Там же. С. 4.

[3] Там же. С. 36-37.

[4] Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре :  Этнография - Народы Сибири : Чукчи. Историческая справка  [электронный ресурс] – режим доступа : http://lib7.com/narody-sibiri/1729-chukchi-istoricheskaja-spravka.html (08.11.2016)

[5] История и культура чукчей: историко-географические очерки. С.36.

[6] Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре :  Этнография - Народы Сибири : Чукчи. Историческая справка  [электронный ресурс] – режим доступа : http://lib7.com/narody-sibiri/1729-chukchi-istoricheskaja-spravka.html (08.11.2016)

[7] Языки народов Сибири, находящиеся под угрозой исчезновения [электронный ресурс]: проект / А.Н. Биткеева [и др.] –  М.: ИЭА РАН, 2005 г.,  – режим доступа : http://lingsib.iea.ras.ru/ru/languages/chukchi.shtml (08.11.2016)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)

Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...

"Народы России (чукчи, татары, ульчи)".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное       учреждение детский сад №3 сельского поселения «Село Богородское»...

"Таинственная Чукотка. Чукчи - кто они такие?"

Познакомить детей с национальностью коренных жителей Чукотки - чукчами,их жизнью, бытом, праздниками, местом проживания, видами деятельности....

презентация мини-музея "Знакомство с народом - чукчи"

Содержание мини-музея познакомит детей с жизнью и бытом народа - чукчи: с местом расположения Чукотки, кто такие чукчи, где и как живут, особенности природы; какие животные там обитают. Дети узнают о ...

Конспект с детьми младшей группы «Рассматривание куклы Тиныл в национальном костюме чукчи»

Ознакомление с  бытом  народов чукчей.  Рассматривание национального костюма нации....

КП "Речецветик" в старшем возрастном кластере: «Малые народы крайнего севера России – чукчи, эскимосы»

совершенствование речи – рассуждения, направленной на расширение представлений детей о быте и традициях малых народов крайнего севера России – чукчи, эскимосы, обогащая словарь детей новым...