Конспект с детьми младшей группы «Рассматривание куклы Тиныл в национальном костюме чукчи»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Карабанова Людмила Александровна

Ознакомление с  бытом  народов чукчей.  Рассматривание национального костюма нации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект707.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад №373 «Скворушка», г. Новосибирск

             

             

Конспект с детьми младшей группы

«Рассматривание куклы Тиныл в национальном костюме чукчи»

                               

                                                                               Подготовили и провели      

                                                                          воспитатели гр. № 3:

                                                                                     Карабанова Л. А.

                                                                                     Бекетова Е. А.

                                                                                 

Ноябрь 2022 г.

Конспект: «Рассматривание куклы Тиныл (жен.) в национальном костюме чукчи» (младшая группа).

Цель: 

Познакомить детей с национальным костюмом чукчи. 

Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, познавательный интерес.

Задачи: 

Вызвать интерес к костюму чукчи, его элементам.

Научить называть предметы костюма, обратить внимание детей на узорчатости украшений .

Обогащать словарный запас детей новыми словами (яранга , ягель, тычины,   камлейки, кухлянка, унты, пыжик, ровдуги).

Побуждать проявлять самостоятельность и активность.

Методы и приемы:

Словесныеобъяснение, рассказы, подвижные игры.

Наглядные: презентация.

Дети рассаживаются в кружок. Раздается стук, появляется гость- кукла Тиныл  в национальном костюме чукчи.

Воспитатель: Ребята, давайте пригласим гостью в наш кружок и познакомимся.

Игра: « Ты да я.»

               Взялись за руки друзья

               И сказали: «Ты да я—это мы!

               Я—Даша, я—Тимофей,

               Я—…(каждый ребенок называет свое имя).

Восп.: А вы заметили ребята как необычно одета наша гостья? Посмотрите на Тиныл. На ней надет национальный костюм чукчи.

    Коренные народы Севера обитают далеко от больших городов, до сих пор носят национальную одежду.

     Чукчи ведут кочевой образ жизни и занимаются разведением оленей, с целью получения мяса, молока и шкур. А также для получения ездовых оленей.

 Мужчины занимаются выпасом и убоем оленей, ловлей морских животных, изготовлением и починкой саней, изготовлением орудий труда и т. д. 

- Женщины готовят пищу, занимаются выделкой шкур, шьют одежду и украшают её вышивкой. 

   А как вы думаете, пока взрослые заняты каждый своими делами, чем в это время заняты чукотские дети?

Мальчики помогают родителям пасти оленей и охотиться на морских животных, перерабатывать сбрасываемые ежегодно оленями рога. 

Девочки, готовят еду, заготавливают коренья и лекарственные растения, учатся выделывать шкуры оленей, шить из них одежду и украшать их.

      Как невозможно представить себе жизнь чукчей без оленей, так и без их первейших друзей – собак. Это чукотские лайки – поразительные животные. 

   Живут чукчи стойбищами в 2-3 дома (которые снимаются по мере истощения оленьего корма – оленьего мха, который по-другому ещё называют ягелем ).

   Жилище чукчей яранга представляет собой большой разборный шатер. Обделан он шкурами оленей.

   Свод яранги опирается на три тычины в центре. 

 Давайте поговорим об одежде нашей гостьи. А из каких частей состоит этот костюм? Кто мне скажет?

Дети: Кухлянка (куртка из оленьей шкуры. Она заменяет теплый спальный мешок.)

Штаны меховые,

Чулки - их надевают под низ ( Делаются также из кусков оленьего меха (берут с бедер животного).

Восп.: Одежду чукчи шьют из подросшего осеннего олененка (пыжик).

  Мужчины зимой носят кафтан, меховую рубаху, двойные меховые штаны, невысок  

 Женщины носят меховые комбинезоны, штаны.

  Летом люди одевают либо выношенную зимнюю одежду, либо наряды из оленьей замши.

А что у них на ногах?

Дети: Обувь 

Восп.: Кто нибудь знает , как она называется?

Унты – изготавливают из шкурки с ног зайцев или оленей. Для подошвы также применяют шкуру парнокопытного, внутри сапоги покрывают мехом. В редких случаях обувь делают высокой (у женщин до колен, у мужчин – до голени).

 

 

 

Рассмотрим головной убор нашей гостьи.

Дети: Шапка

Восп.: Ребята, посмотрите какой красивый головной убор - капорообразная, из меха.

Чем он украшен?                                                                                  

Дети: Мех, бусинками,  разноцветными лентами.

Восп.: Правильно, молодцы! 

Шьют изделие из бобра, соболя и других мелких зверей. А еще одежду украшали бисером. Видите какая красивая вышивка,  разноцветная тесьма.

А вы знали, что раньше племена Крайнего Севера расшивали одежду волосом оленя?

Дети:…

Воспит.: Материал брали из подшейного отдела животного.

Сегодня мастерицы используют обычные магазинные ленты и нити. Чукчи привыкают вышивать обыкновенными мулине. Но в качестве инструмента продолжают пользоваться жилами.

Вышивка получается в виде рисунка или аппликации, выполняется декоративным швом.

Украшают чукотские мастерицы все – обувь, пояса, головные уборы, сумки.

В качестве декоративных элементов часто используют полоски ровдуги (замши), всевозможные лоскутки, мех и кожу.

Воспит.: Что-то мы с вами засиделись ребята. Давайте немного разомнемся и поиграем в русскую народную игру, которая называется «Ловля оленей».

Игра «Ловля оленей»:

  Игра проводится в любое время года.

Количество участников не ограничено.

Участники делятся на две команды.

Одни - олени, другие пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке.

По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. 

Восп.: Хорошо поиграли, молодцы! Ребята, вам понравилась наша гостья?

Дети: Да, очень!

Восп.: А что вам больше всего понравилось в костюме Тиныл?

Дети: шапка, … (дети называют , что запомнили

Восп.: Одежда чукчей служит надежным средством защиты от морозов. Поэтому ее с древних времен делают из теплых шкур животных – оленей, лосей, кожи тюленя, нерпы, соболей и других. Традиционный мужской костюм состоит из меховой куртки – камлейки, дождевика (сохраняет верхнюю одежду от промокания во время охоты и работы на пастбище), штанов из шкуры оленя и унтов. Украшают одежду, сумки, обувь вышивками (бисером, лентами, мехом). Незаменимая часть мужского и женского гардероба в зимнее время – очки, защищающие от слепящего снега.

Ну что ж, пришла пора прощаться. Давайте скажем Тиныл спасибо и до свиданья. Будем Тиныл  ждать еще в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми младшей группы «Рассматривание русского народного костюма»

Познакомить детей с русским народным костюмом. Развивать эмоциональную отзывчивость и доброжелательность....

Конспект прогулки с детьми младшей группы "Путешествие куклы Маши"

Подробный конспект прогулки с детьми, направленный на ознакомление со свойствами снега...

Конспект ООД в младшей группе «Рассматривание березы»

Воспитывать у детей любознательность, интерес к деревьям...

Конспект НОД в младшей группе «Рассматривание комнатного растения - кливии»

Конспект занятия по познавательному развитию - Рассматривание комнатного растения кливии...

Конспект ННОД по рисованию на тему: "Кукла в русском национальном костюме"

Любите ли вы сказки? Конечно,любите! Уверена, нет такого мальчика или девочки, мамы или папы, бабушки или дедушки, которые не любили бы сказки! Царевне-лягушке надо сшить русский национальный костюм. ...

Конспект ООД по рисованию на тему: «Кукла в русском национальном костюме»

Конспект ООД по рисованию на тему:«Кукла в русском национальном костюме»Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая.Программное ...

Конспект занятия в младшей группе Рассматривание репродукции картины Н.А.Тархова «У колыбели» (1908)

Программное содержание.Учить детей рассматривать картину и «прислушиваться» к возникающим эмоциям, чувствам; эмоционально откликаться на цвет, как средство выразительности, создающее настр...