"Народы России (чукчи, татары, ульчи)".
план-конспект занятия (старшая группа)

Богатова Лариса Петровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное       учреждение детский сад 3 сельского поселения «Село Богородское»

                Ульчского муниципального района Хабаровского края

   

 

      Конспект

          НОД

«Народы России»

        (чукчи, татары, ульчи)

             Старшая группа

 

 

 

Воспитатель: Богатова Л.П.

 

                                           с.Богородское

Цель: создание условий для формирования представлений о России, как о многонациональном государстве. 

Задачи:

Образовательные: формировать и расширять знания детей о России, о многообразии народов (чукчи, татары, ульчи), их особенностях;

Развивающие: развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России;

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к народам России, любовь к своей родине и желание больше узнать о ней;

Образовательные области: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

Словарная работа: чукчи, татары, ульчи; россияне; тюбетейка; яранга; хейро; чак-чак; калфак и т.д.

Предварительная работа: чтение сказок, беседы, рассматривание карты, национальных костюмов, разучивание подвижных игр и т.д.

Методы и приемы:

Словесные: художественное слово, объяснение, рассказы, подвижные игры;

Наглядные: Презентация;

Игровые: отправление в путешествие, перелеты к разным народам.

Материалы и оборудования: презентация (все необходимое для показа); тюбетейка; ободок солнце.

 

                                    Ход НОД:

Звучит в аудиозаписи песня о Родине.

Саша З.: З. Александрова «Родина». (чтение стихотворения)

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в стихотворении?

Дети: О Родине.

Воспитатель: Правильно, это стихотворение о Родине, о нашей стране России. Ребята, мы с вами живем в большой и прекрасной стране, которая называется Россия. Но чтобы быть не просто жителями, а настоящими гражданами своей страны, надо много о ней знать, любить ее и гордиться ею. А еще знать о тех людях, которые живут вместе с нами в нашей многонациональной стране.

  Россия огромная страна – и это не только поля, леса, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Каждый народ говорит на своем языке, но знает и русский, это государственный язык России. На нем говорят на всей территории нашей страны, на нем обучают детей в школах, студентов в институтах, на нем издаются законы России. Каждый народ имеет свою историю, культуру, традиции. Даже любимая еда у всех разная.

- Что такое народные традиции?

Дети: Это то, что передается из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции и т.д.

Воспитатель: Какие русские народные праздники вы знаете?

Дети: «Масленица», «Рождество», «Пасха», «Осенины» и др.

Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей огромной многонациональной стране, и мы познакомимся с некоторыми народами нашей страны.

- Кто мне скажет, на чем можно путешествовать?

      (ответы детей).

Воспитатель: Да, вы все ответили правильно путешествовать можно на разном виде транспорте. Но сегодня я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие, а виртуальное, с помощью компьютера.

Давайте представим, что мы находимся на борту самолета и полетим над просторами нашей страны. (слайд 1)

- «Пристегните ремни, взлетаем!»

Ребята, а пока наш самолет набирает высоту, проведем с вами небольшую интеллектуальную разминку.

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

  • Наша страна называется… (Россия)
  • Наша страна очень… (большая, огромная)
  • В ней много… (рек, озер, животных, лесов, городов и т.д.)
  • Люди, которые живут в нашей стране, называются… (россияне)

Теперь наш самолет набрал нужную высоту, и мы с вами можем смотреть в «иллюминаторы». (слайд 2)

 Первая наша остановка на Чукотке (слайд 3, аэропорт Чукотки) в самом холодном месте нашей страны.

Чукотский автономный округ расположен на севере-востоке России. Это удивительный край, один из тех немногих краев, который сочетает в себе как современную цивилизацию, так и древние традиции. На Чукотке можно встретить как современные дома, в которых привыкли жить мы с вами, так и жилища кочующих жителей (слайд 4).

Ребята, а вот и местные жители чукчи (слайд 5).

    Живут чукчи стойбищами в 2-3 дома, которые снимаются по мере истощения оленьего корма – оленьего мха, которым по-другому еще называют ягелем (слайд 6).

Жилище чукчей яранга представляет собой большой шатер крытый полотнищами из оленьих шкур, (слайд 7)

Посредине яранги устанавливается огнище для обогрева, а вокруг него – сани с хозяйственным скарбом (слайд 8).

Внутри яранга находится большие глухие меховые мешки из оленьих шкур в которых спали.

Освящается и отапливается яранга каменной, глиняной или деревянной жировой лампой.

- Ребята, а как вы думаете, что служит пищей для жителей Чукотки? (ответы детей).

Традиционная еда чукчей – это оленина, мясо китов и тюленей, жир морских животных, ливер, кровь, моллюсков, которые они употребляют как в вареном, так и в сыром виде. Охотно они едят и дикие коренья, стебли, листья (слайд 9, 10, 11).

    Весьма своеобразна и одежда чукотских жителей, которая подразделяется на зимнюю и летнюю. Одежду чукчи шьют из шкур пыжиков – молодых северных оленей. Причем зимняя одежда двухслойная: внутренний слой – мехом к телу, внешний – мехом наружу (слайд 12).

Так, зимняя одежда мужчин состоит из двойной меховой рубахи и двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки –капора. (слайд13)

Зимняя одежда женщин и детей также двойная, сшита комбинезоном.

Летней верхней одежды служат балахоны из оленьей замши или из пестрых покупных материй, с разными обрядовыми нашивками (слайд 14).

 - Как вы думаете, почему такие особенности одежды жителей Чукотки?

Дети: Такие особенности чукчей определил очень суровый климат Чукотки с продолжительной зимой и очень коротким, дождливым и холодным летом, во время которого в отдельных местах не успевает растаять снег.

Праздники чукчей:

- «Скат байдыры» (большая лодка – байдара) (слайд 15);

- «Кита» ( цель его – попросить прощения у Повелителя морей за убитых охотниками китов, моржей и тюленей);

- «Пэгытти» - чукотский Новый год ;

- «Кильвей» - «Молодого теленка» (его празднуют чукчи, разводящие оленей).

У чукчей наиболее развиты искусство резьбы по кости и скульптура, причем этим могут заниматься лишь мужчины. Основные темы: пейзажи, охота, животные.

Женщины – чукчи занимаются шитьем и вышивкой (слайд 16).

Воспитатель: Местные жители предлагают поиграть в их игру, иначе замерзнем:

Игра «Хейро» (Солнце)

Воспитатель: Молодцы ребята! Согрелись? Давайте попрощаемся с народами Чукотки.

 Наше путешествие продолжается. Занимаем места в нашем самолете (слайд 17) и следующая остановка в Республике Татарстан столица ее Казань (слайд 18). Говорят, татары на татарском языке.

Вот мы и прилетели в гости татарам. (слайд 19)

Татарские племена располагали свои поселения по берегам рек, вблизи больших дорог. Татарские дома представляли собой срубные строения (слайд 20).

 Кровлю устилали соломой, дранкой, досками. Дом имел два или три помещения, включая сени. В домах делали печи, их располагали рядом со входом. Внутри жилище украшали вышитыми полотенцами, скатертями. Снаружи стены расписывали орнаментом, отделывали резьбой (слайд 21).

  У татар, как и у других народов есть национальный костюм: основу мужского костюма составляют такие элементы, как: удлиненная рубаха (кулмэк), штаны типа шаровар, длинная безрукавка, широкий пояс, тюбетейка, ичиги – это легкие, удобные сапоги из мягкой кожи без каблука (слайд 22).

Туника украшалась в верхней части и снизу национальным орнаментом, ее подпоясывали широким длинным куском материи с бахромой на концах.

Зимой носили овчинные шубы, меховые шапки (слайд 23).

  Наряды татарских девушек очень красочны, женственны. Это длинное платье с узким лифом и расклешенным подолом. Поверх него надевается жилетка средней длины или длинной до талии. Голову покрывают шапочкой наподобие фески, чалмой или калфаком. Ее богато украшают вышивкой. Все расшито орнаментом. Преобладает растительный орнамент: цветы, тюльпаны, листья, веточки (слайд 24). Воспитатель: Богата татарская национальная кухня мясом, овощами, приправами. В ней много разнообразной выпечки, кондитерских изделий, орехов, сухофруктов (слайд 25).

  Татары очень подвижные, любят танцы и музыку. В татарской культуре множество праздников и обычаев. Главными праздниками являются: (слайд 26)

Рамадан;

Курбан-байрам;

Нардуган ;

Новруз .

Очень значимым для татар является Сабантуй – праздник плуга, это день окончания весенних полевых работ; он посвящается труду, урожаю, здоровому образу жизни; (слайд 27)

Воспитатель: Ребята, нас тоже пригласили на праздник Сабантуй и предлагают нам поиграть в татарскую игру «Тюбетейка».

Воспитатель: Ребята, проходим в самолет, занимаем свои места (слайд 28).

И последний народ, который мы сегодня посетим проживает на Дальнем Востоке. Приглашаю вас отправиться на нашу малую родину.

- А что такое малая родина? (ответы детей)

Воспитатель: Вот мы с вами находимся на родной земле (слайд 29).

Воспитатель: Как называется наше село? Река?

Дети: Село Богородское. Река Амур.

Воспитатель: Какой народ является коренными жителями нашего села? (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы побеседуем о народе ульчи.

- Какой язык у ульчей родной?

Дети: Ульчский.

Воспитатель: Давайте поприветствуем нашу малую родину: «Сородэй!»

Дети: Сородэй!

Воспитатель: Так здороваются народы ульчи.

Ульчи жили в маленьких селениях, состоящих из 2-5 домов, расположенных на берегах рек. В селениях располагались как зимние, так и летние жилища. В стенах делались большие окна, в которых стекла заменяла рыбья кожа. Для освещения пользовались световыми светильниками. На балках развешивалась различная утварь: домашняя и рыболовная. Пол в домах был земляной, потолка не было. (слайд 30).

Наряду с зимниками (хагду) у ульчей существовали летники. Это были длинные сооружения, у которых задняя часть, сложенная из бревен, использовалась для хранения вещей, а в передней, дощатой, летом жили. Летники из коры (даура) строились прямо на земле, поблизости от реки.( слайд 31).

- Каким хозяйством занимались мужчины (ответы детей)

- Ребята, а какую рабу добывали рыбаки?

Дети: Горбушу, кету, лосося и пр. (слайд 32).

Воспитатель: Рыболовство давало народу пищу, обувь, одежду и материал для утвари. Охотились на пушного зверя, лису, выдру, белку, но особенно интересен был соболь. Из крупных животных круглый год охотились на оленя и лося. Важной частью хозяйственного комплекса являлось собирательство грибов, трав и ягод.

Мужчины вырезали из дерева орнаментированные коробки, ящики, люльки, занимались обработкой кости, из которой изготовляли мелкие вещи – игольники, рукоятки ножей, резные пряжки для поясов. Также рубили деревья, которые использовались для построек жилищ и лодок, заготавливали бересту (слайд 33).

Женщины занимались прикладным искусством. На одежде, обуви и берестяной утвари вышивали узоры, плели корзины, занимались собирательством, обрабатывали шкуры и кожу, шили обувь и одежду (слайд 34).

     - Как вы думаете, чем питались ульчи? (ответы детей)

Воспитатель: Рыба является основой питания ульчей. Зимой питались заготовленной впрок юколой (вяленая на ветру рыба – лососевых, осетровых, частиковых пород) (слайд 35). Варили из нее суп с дикорастущими травами, клубнями и кореньями. Любимым блюдом была сырая рыба (тала), из свежей рыбы варили суп с приправой из растений.

Из свежей рыбы приготавливали рыбную муку (септулу).

Употребляли в пищу мясо диких животных (медведь, олень) и диких птиц (уток, гусей, рябчиков и куропаток).

Важное место в рационе занимали съедобные растения – черемша, дикий лук, крапива, лишайники, желуди.

- Какую ягоду употребляли?

Дети: Бруснику, голубику, Малина, черная смородина, шиповник.

Воспитатель: Традиционная летняя мужская и женская одежда ульчей были матерчатые халаты (капчума) покроя кимоно с левой полой, застегивавшейся на правом боку. Орнамент на мужской одежде встречался редко. Зимние халаты (лэбэли) были утепленными (стеганными на вате). Зимой носили также меховые шубы, скроенные как халат и покрытые сверху хлопчатобумажной и шелковой тканью. Такие халаты шили из рыбьей и сохатиной кожи, они практически не отличались по крою. Женские халаты в области подола украшали металлическими бляшками в один ряд. Их богато украшали вышивкой из бисера и бусин, разными бляхами из металла (слайд 36).

Дополняли одежду кожаными и плетеными поясами из разноцветных нитей.

Зимние головные уборы имели вид капора с верхом из белых собачьих камусов и лисьей опушкой вокруг лица. В сильные морозы под такую шапочку одевали меховые наушники (дява) (слайд 37). Летом пользовались берестяными шляпами (слайд 38).

Обувь изготовляли из рыбьей, оленей и сохатиной кожи (ровдуги), нерпичьих и сивучьих кож, а также из меха собаки. (слайд

На праздник женщины надевали пелерины из ткани, богато украшенные вышивкой или меховые (слайд 39). Праздничную одежду отделывали меховой разноцветной мозаикой. Орнамент был с кривыми линиями, большим количеством спиралей и завитков. Хорошие мастерицы один и тот же узор никогда не повторяли и обладали огромной фантазией.

- Ребята, а вы хотели бы побывать дизайнерами национальной одежды ульчей? (ответы детей)

- Давайте вспомним, каким орнаментом вы будете украшать одежду ульчей?

Дети: Спиралью или завитками (показ ребенком, как слепить спираль и завиток).

Гимнастика для глаз:

Глазкам нужно отдохнуть, (ребята закрывают глаза)

Нужно глубоко вздохнуть. (глубокий вдох, глаза закрыты)

Глаза по кругу побегут, (глаза открыты, движения зрачком по кругу)

Много, много раз моргнут. (частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо (легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят мои глазки все! (глаза открыть)

Воспитатель: Проходим в мастерскую, на свои рабочие места. Приступаем к украшению.

Работа за столами.

Выставка работ.

Воспитатель: Наше небольшое путешествие закончилось, но знакомство с народами нашей необъятной страны мы продолжим в следующий раз.

Рефлексия.

Воспитатель: В моей корзине лежат листья с разных деревьев, если вам понравилось наше путешествие, то предлагаю взять березовый листок.

- Почему именно березовый листок?

Дети: Береза - это дерево, которое является символом нашей Родины.

Воспитатель: Ребята, мы все с вами разные, но у всех у нас одна большая Родина – Россия. Вы – маленькие россияне. В ваших руках – будущее нашей страны. Вы можете сделать страну крепкой и могучей, если будете настоящими друзьями, будете заботиться о своих близких. Давайте мы тоже сплетем из наших рук «Венок дружбы», посмотрим друг на друга, улыбнемся, и дружно скажем: «Если дружба велика – будет Родина крепка!»

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narody_rossii.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное       учреждение детский сад 3 сельского поселения «Село Богородское»

                Ульчского муниципального района Хабаровского края

   

      Конспект

          НОД

«Народы России»

        (чукчи, татары, ульчи)

             Старшая группа

Воспитатель: Богатова Л.П.        

                                           с.Богородское

Цель: создание условий для формирования представлений о России, как о многонациональном государстве. 

Задачи:

Образовательные: формировать и расширять знания детей о России, о многообразии народов (чукчи, татары, ульчи), их особенностях;

Развивающие: развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России;

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к народам России, любовь к своей родине и желание больше узнать о ней;

Образовательные области: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

Словарная работа: чукчи, татары, ульчи; россияне; тюбетейка; яранга; хейро; чак-чак; калфак и т.д.

Предварительная работа: чтение сказок, беседы, рассматривание карты, национальных костюмов, разучивание подвижных игр и т.д.

Методы и приемы: 

Словесные: художественное слово, объяснение, рассказы, подвижные игры;

Наглядные: Презентация;

Игровые: отправление в путешествие, перелеты к разным народам.

Материалы и оборудования: презентация (все необходимое для показа); тюбетейка; ободок солнце.

                                    Ход НОД:

Звучит в аудиозаписи песня о Родине.

Саша З.: З. Александрова «Родина». (чтение стихотворения)

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в стихотворении?

Дети: О Родине.

Воспитатель: Правильно, это стихотворение о Родине, о нашей стране России. Ребята, мы с вами живем в большой и прекрасной стране, которая называется Россия. Но чтобы быть не просто жителями, а настоящими гражданами своей страны, надо много о ней знать, любить ее и гордиться ею. А еще знать о тех людях, которые живут вместе с нами в нашей многонациональной стране.

  Россия огромная страна – и это не только поля, леса, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Каждый народ говорит на своем языке, но знает и русский, это государственный язык России. На нем говорят на всей территории нашей страны, на нем обучают детей в школах, студентов в институтах, на нем издаются законы России. Каждый народ имеет свою историю, культуру, традиции. Даже любимая еда у всех разная.

- Что такое народные традиции?

Дети: Это то, что передается из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции и т.д.

Воспитатель: Какие русские народные праздники вы знаете?

Дети: «Масленица», «Рождество», «Пасха», «Осенины» и др.

Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в путешествие по нашей огромной многонациональной стране, и мы познакомимся с некоторыми народами нашей страны.

- Кто мне скажет, на чем можно путешествовать?

      (ответы детей).

Воспитатель: Да, вы все ответили правильно путешествовать можно на разном виде транспорте. Но сегодня я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие, а виртуальное, с помощью компьютера.

Давайте представим, что мы находимся на борту самолета и полетим над просторами нашей страны. (слайд 1)

- «Пристегните ремни, взлетаем!»

Ребята, а пока наш самолет набирает высоту, проведем с вами небольшую интеллектуальную разминку.

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

  • Наша страна называется… (Россия)
  • Наша страна очень… (большая, огромная)
  • В ней много… (рек, озер, животных, лесов, городов и т.д.)
  • Люди, которые живут в нашей стране, называются… (россияне)

Теперь наш самолет набрал нужную высоту, и мы с вами можем смотреть в «иллюминаторы». (слайд 2)

 Первая наша остановка на Чукотке (слайд 3, аэропорт Чукотки) в самом холодном месте нашей страны.

Чукотский автономный округ расположен на севере-востоке России. Это удивительный край, один из тех немногих краев, который сочетает в себе как современную цивилизацию, так и древние традиции. На Чукотке можно встретить как современные дома, в которых привыкли жить мы с вами, так и жилища кочующих жителей (слайд 4).

Ребята, а вот и местные жители чукчи (слайд 5). 

    Живут чукчи стойбищами в 2-3 дома, которые снимаются по мере истощения оленьего корма – оленьего мха, которым по-другому еще называют ягелем (слайд 6).

Жилище чукчей яранга представляет собой большой шатер крытый полотнищами из оленьих шкур, (слайд 7) 

Посредине яранги устанавливается огнище для обогрева, а вокруг него – сани с хозяйственным скарбом (слайд 8). 

Внутри яранга находится большие глухие меховые мешки из оленьих шкур в которых спали.

Освящается и отапливается яранга каменной, глиняной или деревянной жировой лампой.

- Ребята, а как вы думаете, что служит пищей для жителей Чукотки? (ответы детей).

Традиционная еда чукчей – это оленина, мясо китов и тюленей, жир морских животных, ливер, кровь, моллюсков, которые они употребляют как в вареном, так и в сыром виде. Охотно они едят и дикие коренья, стебли, листья (слайд 9, 10, 11). 

    Весьма своеобразна и одежда чукотских жителей, которая подразделяется на зимнюю и летнюю. Одежду чукчи шьют из шкур пыжиков – молодых северных оленей. Причем зимняя одежда двухслойная: внутренний слой – мехом к телу, внешний – мехом наружу (слайд 12).

Так, зимняя одежда мужчин состоит из двойной меховой рубахи и двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки –капора. (слайд13)

Зимняя одежда женщин и детей также двойная, сшита комбинезоном.

Летней верхней одежды служат балахоны из оленьей замши или из пестрых покупных материй, с разными обрядовыми нашивками (слайд 14).

 - Как вы думаете, почему такие особенности одежды жителей Чукотки?

Дети: Такие особенности чукчей определил очень суровый климат Чукотки с продолжительной зимой и очень коротким, дождливым и холодным летом, во время которого в отдельных местах не успевает растаять снег.

Праздники чукчей: 

- «Скат байдыры» (большая лодка – байдара) (слайд 15);

- «Кита» ( цель его – попросить прощения у Повелителя морей за убитых охотниками китов, моржей и тюленей);

- «Пэгытти» - чукотский Новый год ;

- «Кильвей» - «Молодого теленка» (его празднуют чукчи, разводящие оленей).

У чукчей наиболее развиты искусство резьбы по кости и скульптура, причем этим могут заниматься лишь мужчины. Основные темы: пейзажи, охота, животные.

Женщины – чукчи занимаются шитьем и вышивкой (слайд 16).

Воспитатель: Местные жители предлагают поиграть в их игру, иначе замерзнем:

Игра «Хейро» (Солнце)

Воспитатель: Молодцы ребята! Согрелись? Давайте попрощаемся с народами Чукотки.

 Наше путешествие продолжается. Занимаем места в нашем самолете (слайд 17) и следующая остановка в Республике Татарстан столица ее Казань (слайд 18). Говорят, татары на татарском языке.

Вот мы и прилетели в гости татарам. (слайд 19)

Татарские племена располагали свои поселения по берегам рек, вблизи больших дорог. Татарские дома представляли собой срубные строения (слайд 20).

 Кровлю устилали соломой, дранкой, досками. Дом имел два или три помещения, включая сени. В домах делали печи, их располагали рядом со входом. Внутри жилище украшали вышитыми полотенцами, скатертями. Снаружи стены расписывали орнаментом, отделывали резьбой (слайд 21).

  У татар, как и у других народов есть национальный костюм: основу мужского костюма составляют такие элементы, как: удлиненная рубаха (кулмэк), штаны типа шаровар, длинная безрукавка, широкий пояс, тюбетейка, ичиги – это легкие, удобные сапоги из мягкой кожи без каблука (слайд 22).

Туника украшалась в верхней части и снизу национальным орнаментом, ее подпоясывали широким длинным куском материи с бахромой на концах.

Зимой носили овчинные шубы, меховые шапки (слайд 23).

  Наряды татарских девушек очень красочны, женственны. Это длинное платье с узким лифом и расклешенным подолом. Поверх него надевается жилетка средней длины или длинной до талии. Голову покрывают шапочкой наподобие фески, чалмой или калфаком. Ее богато украшают вышивкой. Все расшито орнаментом. Преобладает растительный орнамент: цветы, тюльпаны, листья, веточки (слайд 24). Воспитатель: Богата татарская национальная кухня мясом, овощами, приправами. В ней много разнообразной выпечки, кондитерских изделий, орехов, сухофруктов (слайд 25).

  Татары очень подвижные, любят танцы и музыку. В татарской культуре множество праздников и обычаев. Главными праздниками являются: (слайд 26)

Рамадан;

Курбан-байрам;

Нардуган ;

Новруз .

Очень значимым для татар является Сабантуй – праздник плуга, это день окончания весенних полевых работ; он посвящается труду, урожаю, здоровому образу жизни; (слайд 27)

Воспитатель: Ребята, нас тоже пригласили на праздник Сабантуй и предлагают нам поиграть в татарскую игру «Тюбетейка».

Воспитатель: Ребята, проходим в самолет, занимаем свои места (слайд 28). 

И последний народ, который мы сегодня посетим проживает на Дальнем Востоке. Приглашаю вас отправиться на нашу малую родину.

- А что такое малая родина? (ответы детей)

Воспитатель: Вот мы с вами находимся на родной земле (слайд 29). 

Воспитатель: Как называется наше село? Река? 

Дети: Село Богородское. Река Амур.

Воспитатель: Какой народ является коренными жителями нашего села? (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы побеседуем о народе ульчи.

- Какой язык у ульчей родной?

Дети: Ульчский.

Воспитатель: Давайте поприветствуем нашу малую родину: «Сородэй!»

Дети: Сородэй!

Воспитатель: Так здороваются народы ульчи.

Ульчи жили в маленьких селениях, состоящих из 2-5 домов, расположенных на берегах рек. В селениях располагались как зимние, так и летние жилища. В стенах делались большие окна, в которых стекла заменяла рыбья кожа. Для освещения пользовались световыми светильниками. На балках развешивалась различная утварь: домашняя и рыболовная. Пол в домах был земляной, потолка не было. (слайд 30).

Наряду с зимниками (хагду) у ульчей существовали летники. Это были длинные сооружения, у которых задняя часть, сложенная из бревен, использовалась для хранения вещей, а в передней, дощатой, летом жили. Летники из коры (даура) строились прямо на земле, поблизости от реки.( слайд 31).

- Каким хозяйством занимались мужчины (ответы детей)

- Ребята, а какую рабу добывали рыбаки?

Дети: Горбушу, кету, лосося и пр. (слайд 32).

Воспитатель: Рыболовство давало народу пищу, обувь, одежду и материал для утвари. Охотились на пушного зверя, лису, выдру, белку, но особенно интересен был соболь. Из крупных животных круглый год охотились на оленя и лося. Важной частью хозяйственного комплекса являлось собирательство грибов, трав и ягод.

Мужчины вырезали из дерева орнаментированные коробки, ящики, люльки, занимались обработкой кости, из которой изготовляли мелкие вещи – игольники, рукоятки ножей, резные пряжки для поясов. Также рубили деревья, которые использовались для построек жилищ и лодок, заготавливали бересту (слайд 33).

Женщины занимались прикладным искусством. На одежде, обуви и берестяной утвари вышивали узоры, плели корзины, занимались собирательством, обрабатывали шкуры и кожу, шили обувь и одежду (слайд 34).

     - Как вы думаете, чем питались ульчи? (ответы детей)

Воспитатель: Рыба является основой питания ульчей. Зимой питались заготовленной впрок юколой (вяленая на ветру рыба – лососевых, осетровых, частиковых пород) (слайд 35). Варили из нее суп с дикорастущими травами, клубнями и кореньями. Любимым блюдом была сырая рыба (тала), из свежей рыбы варили суп с приправой из растений.

Из свежей рыбы приготавливали рыбную муку (септулу).

Употребляли в пищу мясо диких животных (медведь, олень) и диких птиц (уток, гусей, рябчиков и куропаток).

Важное место в рационе занимали съедобные растения – черемша, дикий лук, крапива, лишайники, желуди.

- Какую ягоду употребляли?

Дети: Бруснику, голубику, Малина, черная смородина, шиповник.

Воспитатель: Традиционная летняя мужская и женская одежда ульчей были матерчатые халаты (капчума) покроя кимоно с левой полой, застегивавшейся на правом боку. Орнамент на мужской одежде встречался редко. Зимние халаты (лэбэли) были утепленными (стеганными на вате). Зимой носили также меховые шубы, скроенные как халат и покрытые сверху хлопчатобумажной и шелковой тканью. Такие халаты шили из рыбьей и сохатиной кожи, они практически не отличались по крою. Женские халаты в области подола украшали металлическими бляшками в один ряд. Их богато украшали вышивкой из бисера и бусин, разными бляхами из металла (слайд 36). 

Дополняли одежду кожаными и плетеными поясами из разноцветных нитей.

Зимние головные уборы имели вид капора с верхом из белых собачьих камусов и лисьей опушкой вокруг лица. В сильные морозы под такую шапочку одевали меховые наушники (дява) (слайд 37). Летом пользовались берестяными шляпами (слайд 38).

Обувь изготовляли из рыбьей, оленей и сохатиной кожи (ровдуги), нерпичьих и сивучьих кож, а также из меха собаки. (слайд

На праздник женщины надевали пелерины из ткани, богато украшенные вышивкой или меховые (слайд 39). Праздничную одежду отделывали меховой разноцветной мозаикой. Орнамент был с кривыми линиями, большим количеством спиралей и завитков. Хорошие мастерицы один и тот же узор никогда не повторяли и обладали огромной фантазией.

- Ребята, а вы хотели бы побывать дизайнерами национальной одежды ульчей? (ответы детей)

- Давайте вспомним, каким орнаментом вы будете украшать одежду ульчей?

Дети: Спиралью или завитками (показ ребенком, как слепить спираль и завиток).

Гимнастика для глаз:

Глазкам нужно отдохнуть, (ребята закрывают глаза)

Нужно глубоко вздохнуть. (глубокий вдох, глаза закрыты)

Глаза по кругу побегут, (глаза открыты, движения зрачком по кругу)

Много, много раз моргнут. (частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо (легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят мои глазки все! (глаза открыть)

Воспитатель: Проходим в мастерскую, на свои рабочие места. Приступаем к украшению.

Работа за столами.

Выставка работ.

Воспитатель: Наше небольшое путешествие закончилось, но знакомство с народами нашей необъятной страны мы продолжим в следующий раз.

Рефлексия.

Воспитатель: В моей корзине лежат листья с разных деревьев, если вам понравилось наше путешествие, то предлагаю взять березовый листок.

- Почему именно березовый листок?

Дети: Береза - это дерево, которое является символом нашей Родины.

Воспитатель: Ребята, мы все с вами разные, но у всех у нас одна большая Родина – Россия. Вы – маленькие россияне. В ваших руках – будущее нашей страны. Вы можете сделать страну крепкой и могучей, если будете настоящими друзьями, будете заботиться о своих близких. Давайте мы тоже сплетем из наших рук «Венок дружбы», посмотрим друг на друга, улыбнемся, и дружно скажем: «Если дружба велика – будет Родина крепка!»

 

 

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Татары - одни из представителей народов России.

Социальный проект для детей средней группы детского сада...

Проект «Народы России. Татары»

Вид проекта: познавательно - творческий, долгосрочный, групповой.Участники: дети подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители.Сроки реализации: 4 месяца.Об...

Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (татары) для детей 5-7 лет.

В дошкольном возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и добожелательного отнешения с представителями разных национальностей. Проект предусматривает ознакомление дошкольников...

Проект ко дню Единства России «Мудрость народа – в народах России» Подготовила музыкальный руководитель - Магомедова Фатима Рустамовна

Сегодня, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.Времена меняются, но вечным остаётся стремление человека к добру, любви,  красоте, истине…Дошкольный возраст – ф...

КП "Речецветик" в старшем возрастном кластере: «Малые народы крайнего севера России – чукчи, эскимосы»

совершенствование речи – рассуждения, направленной на расширение представлений детей о быте и традициях малых народов крайнего севера России – чукчи, эскимосы, обогащая словарь детей новым...

Проект по народам России "Татары"

У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Многие из них - необычные и интересные. С дошкольного возраста нужно воспитывать  детей гражданами  своей большой Родины. Поэтому необходимо зна...