картотека игр коррекционно-развивающего характера
картотека

Пургина Ольга Анатольевна

картотека игр коррекционно- развивающего характера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Игры , направленные на коррекцию обидчивости


 Игра «Колодец обид». 

Цель: Снятие обидчивости
Оборудование: листок, стул, фломастеры или карандаши, корзина.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям написать или нарисовать на листке свои обиды.
Затем нужно скомкать листок, встать на стул и сбросить листок в корзину и посмотреть с верху в низ на него и так по очереди.

Игра «Снежинки – бумажки».

Цель: Снятие Обидчивости и злости.
Оборудование: Старая газета.
Ход игры: Воспитатель раздает детям газету, и предлагает разорвать ее на мелкие листочки и при этом вспоминать обиду или злость которая на копилась. Затем нужно подбросить ее в вверх и представить, что это снежинки и попробовать поймать их.



 Игра «Обзывалки»

Цель: Снятие обидчивости и негативных эмоций. 
Оборудование: Мяч.
Ход игры: Детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка —картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка..морковка" и т.д..

Игра «Дракон»

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Ход игры: Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

«Зайки и слоники» (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)

Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

Ход игры: «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т.д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся ит.д. «А что делают зайки, если видят волка?...» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

 

Игры , направленные на коррекцию агрессивности

Игра «Клоуны ругаются».

 Цель: снятие Вербальной агрессии.
Оборудование: Костюм или шляпы. 
Ход игры: Дети превращаются в клоунов, которые ругаются друг на друга «овощами и фруктами». 
Например: «Ты, – говорит клоун, – капуста!» Дети могут выбрать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди, отругать всех детей. 
Взрослый руководит игрой, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия. 
Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Клоуны ласково называют друг друга цветами. Например: «Ты – колокольчик». Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга цветами.
 

Игра «Покажи свое имя» 

Цель: Снятие агрессивности.
Ход игры: Дети встают в круг и по очереди называют свое имя и придуманным движением сопровождают его.

Игра « Добрые приведения».

Цель: Научить выплескивать накопившийся гнев в применяемой форме.  Ход игры: Воспитатель предлагает проиграть роль добрых приведений, которые немного хулиганят и слегка пугают друг друга.
По команде дети сгибают руки в локтях, при этом растопырив пальцы, и произносят громким, страшным голосом звук «у» или любой другой.

Игра «Кляксы»

Цель: Снятие агрессивности, страхов, развития воображения.
Оборудование: Чистые листы, гуашь или краски.
Ход игры: Дети берут на кисточку краску того цвета, которым им хочется изобразить кляксу. На белый лист бумаги дети выплескивают свой цвет и складывают свой лист вдвое, но так, что бы клякса сделала отпечаток на второй половине листа. Лист разворачивают и стараются понять, на что или на кого похожа клякса. При желании можно дорисовать кляксу.

Игры , направленные на коррекцию застенчивости

«РЫЧИ, ЛЕВ, РЫЧИ»

В эту игру хорошо играть с детьми, страдающими скованностью и пассивностью. Взрослый говорит: «Все мы - львы, большая дружная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».

«КОЛДУН»

Колдун заколдовывает одного из участников игры так, что он теряет способность говорить. На все вопросы ребенок отведает жестами. С помощью задаваемых вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Другие дети должны пересказать то, что «заколдованный» показывает.

«РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ»

Ребенок старается бес слов, с помощью пантомимы, рассказать известное все стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются понять, что он рассказывает.

«СКАЗКА»

Ребенку предлагается придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как и его. Это упражнение способствует не только лучшему осознанию себя, но развитию умения говорить о себе без стеснения.

«Волшебный стул» (Шевцова И.В.)

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми. 

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5 — 6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

Игры направленные на коррекцию демонстративности

"Эхо"

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении; увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все, даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая — Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) "путешествует по комнате" и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: "Ау-у-у-у", или: "Тр-р-р-р", и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает несинхронно, т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.

"Зеркало"

Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и "починить" испорченное зеркало.

Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!

"Волшебные очки"

Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. "Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). "А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал". Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.

"Связующая нить"

Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

"Царевна Несмеяна"

Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями.

Такие игры способствуют формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Когда ребенок почувствует радость от общей игры, от того, что мы делаем вместе, когда он разделит эту радость с другими, его самолюбивое "Я", скорее всего, перестанет требовать похвал и восхищений. Чувство общности и интерес к другому являются тем фундаментом, на котором только и может строиться полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игры исследовательского характера (картотека)"

В работе представлены игры, которые можно использовать в изобразительной деятельности.Предложенные игры носят исследовательский характер, так как дети знакомятся со свойствами разных материалов - кара...

Картотека свойств характера и их характеристика

В картотеке представлены некоторые свойства характера человека и описаны их характеристики (Используется в составлении сказок морально-этического типа)...

Картотека дидактических игр природоведческого характера.

Картотека дидактических игр природоведческого характера (предметные игры, словесные игры, настольно-печатные игры)...

Картотека игр и упражнений математического характера для детей 6-7 лет

Игры и упражнения математического характера для детей 6-7 лет...

Картотека игр социально-правового характера для старших дошкольников

Правовое образование дошкольников через игру является самым приемлемым способом донесения информации маленькому гражданину.Вот несколько примеров игр.Источник: http://womanadvice.ru/pravovoe-vo...

Картотека игр познавательно - исследовательского характера

Данная разработка позволяет через экперимент и наблюдения повысить познавательный уровень ребенка...

Картотека игр природоведческого характера для детей второй младшей группы

Цель: обогащение предметно-развивающей среды в области «Познавательное развитие»...