консультация для педагогов "Интроверты, экстраверты и амбиверты. Вопросы воспитания и развития".
консультация

Аверьянова Руфина Шамилевна
По мнению Карла Густава Юнга, есть два варианта приспособиться к окружающему миру. Один из них - экспансия: постоянно общаться, расширять контакты, деловые связи, брать всё, что даёт жизнь. Таков экстраверт. Интроверты, наоборот, ограничивают свои контакты, замыкаются в себе, как бы прячась в скорлупу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл introvert_ekstravert.docx23.65 КБ
Файл inter.pptx650.44 КБ

Предварительный просмотр:

Интроверты, экстраверты и амбиверты. Вопросы воспитания и развития.

По мнению Карла Густава Юнга, есть два варианта приспособиться к окружающему миру. Один из них - экспансия: постоянно общаться, расширять контакты, деловые связи, брать всё, что даёт жизнь. Таков экстраверт. Интроверты, наоборот, ограничивают свои контакты, замыкаются в себе, как бы прячась в скорлупу. Попытайтесь узнать, к какому типу вы относитесь, ответив «да» или «нет» на пункты предлагаемой вам анкеты.

Вы экстраверт, если:

1. В один и тот же день можете посмотреть два фильма,  читать в очереди, назначить несколько встреч, успев только на 1-2 из них.

2.  Вы в плохом настроении, если телевизор или радио не работают; чувствуете себя удручённым и одиноким, если телефон отключён.

3. Число ваших близких растёт с каждым днём.

4. Вы легко запоминаете лица, случаи, биографии, труднее - формулы и чужие мысли.

5. Вы любите веселиться в компании. Избегаете одиночества. Вы оптимист, избегаете мрачных, замкнутых людей.

6. Вы любите острить, рассказывать анекдоты. У вас уживчивый, покладистый характер.

7. Вы любите выступать с речами, произносить тосты; за столом, в компании обычно усаживаетесь на такое место, с которого можно бы легко за всеми наблюдать.

8. Вы знаете, где и что происходит.

9. Вы быстро находите контакт с незнакомыми людьми, хорошо ориентируетесь в незнакомой компании и обстановке. Легко находите выход из сложившейся ситуации.

10. Вы быстро принимаете решение, иногда даже предполагая, что они не совсем удачны. Поездки в другие города доставляют вам удовольствие, вы соглашаетесь на них с радостью.

11. В сложной ситуации вы способны всё как следует обдумать.

12. У вас много планов, проблем и идей, но вы в состоянии осуществить только часть из них.

13. Вам не очень нравятся те люди, которые постоянно беспокоятся о вашем здоровье, даже если вы их об этом не просите.

14. Вам важно то впечатление, которое вы производите на окружающих.

Вы интроверт, если:

1. Даже незначительное событие может повлиять на важное для вас решение.

2. Вы нередко "уходите в себя", предаётесь воспоминаниям. Вы можете очень долго находиться под впечатлением от хорошего спектакля, фильма.

3. У вас немного друзей, вы с трудом сходитесь с людьми, незнакомыми компаниями.

4. Вы лучше запоминаете какую-то ситуацию в целом, чем подробности.

5. Вам не нравится шум магнитофонов, транзисторов, громкий смех, разговоры в компаниях.

6. Вы предпочитаете иметь немного вещей, но только из тех, которые, как вы считаете, вам подходят.

7. Вы любите фотографироваться, вам нравятся сувениры, золотые или какие-то другие украшения.

8. Вы любите готовить.

9. Вы чувствуете себя уютно в большой компании, где можно остаться незамеченным (уединиться), в отличии от компании маленькой, где все на виду.

10. Вы трудно приспосабливаетесь к новой обстановке, ситуации, коллективу.

11. Вы упорно отстаиваете свои принципы.

12. Вы слишком мнительны в отношении своего здоровья; вы всё время думаете, что оно у вас не на высоте, и это постоянно вас угнетает.

13. Вы способны долго заниматься волнующей вас проблемой, прежде чем принять какое-то решение.

14. Иногда вам говорят, что вы видите мир не таким, какой он есть. Но вы не верите, что это так.

Ключ к тесту.

Вы относитесь к той группе, в которой у вас большее число ответов "да". Если оказалось, что признаки "экстраверта" и "интроверта" одинаковы по числу (допустим, 5и5, 6и6...) то вы «амбоверт» - двойственная натура, для которой характерны и те и другие признаки. К этой группе, кстати, относится большинство людей.

Чтобы определить интровертированный и экстравертированный типы личности, обратимся к таким критериям оценки типа личности, как источник энергии, стиль работы, социального взаимодействия. Главное различие между интровертами и экстравертами состоит в том, как они пополняют запасы внутренней энергии.

Так как «жизненные интересы» интроверта «направлены на его внутренний мир», значит, он черпает силы внутри себя. А для того, чтобы восстановить силы, ему нужно побыть в одиночестве. Поэтому интровертированные люди предпочитают тихую, спокойную обстановку. Ведь общаясь, интроверт тратит свою энергию, что может привести к утомляемости, резкому снижению активности, желанию замкнуться, закрыться от всех.

В это время экстраверт ориентируется на внешний мир, а, значит, именно там ищет источники пополнения запасов своих сил. Это объясняет потребность в постоянном социальном взаимодействии.

Как часто мы видим детей, бегущих в спортзал, мы слышим оживлённую детскую речь, громкие разговоры, смех. Многие взрослые негодуют, почему дети так шумно ведут себя, не понимая при этом, что большинству это необходимо. Ведь они так отдыхают. Таким образом, экстраверты получают энергию из общения, а интроверты в пребывании наедине с собой.

 Кроме того, считается, что двум психологическим типам присущ различный стиль работы. Поскольку экстраверты – люди, ориентированные на внешний мир, черпающие энергию из общения, то для них характерно желание быстрого погружения в выполнение задания, непосредственное участие в решении сразу нескольких задач. Интроверты комфортно чувствуют себя лишь при выполнении одной поставленной задачи, работают медленно, но зато основательно.

Также источник энергии детерминирует и стиль социального общения. Поскольку экстраверты отдыхают, получают энергию, находясь в постоянном общении, то нетрудно догадаться, что этот психотип предпочитает говорить, а не молчать. У него много друзей, знакомых, и в новой компании он чувствует себя, как рыба в воде. Другое дело, интроверт. Ему трудно завести множество друзей не только потому, что он малоразговорчив, но и потому, что не особо нуждается в этом. Переизбыток общения провоцирует усталость, нежелание отвечать даже на самые простые вопросы. К тому же многие интроверты не любят участвовать в бессмысленных и пустых разговорах, предпочитая больше слушать.

К сожалению, замкнутость интроверта часто путают с застенчивостью, а порой и с надменностью. Именно поэтому его могут ошибочно называть «мизантропом» или «социофобом». Однако, стоит отметить, что застенчивость, нелюдимость – не всегда врождённые качества интроверта. Как правило, застенчивость порождается страхом унижения или неодобрения со стороны общества. Таким образом, естественная потребность в уединении, наслаиваясь на застенчивость, может сделать из человека «отшельника», что порождает дополнительные проблемы.

Глава II. Проблемы интровертов и пути их решения.

Поскольку тип личности определяет стиль социального взаимодействия и работы, то у интровертов возникают проблемы. Задача педагога – помочь ребёнку максимально раскрыть свои творческие и интеллектуальные способности, а также позаботиться о духовном комфорте личности. Для этого важно сразу понять, что экстравертированный и интровертированный типы людей очень разные. Каждый из них имеет свой собственный жизненный ритм, вторгаться в который значило бы нарушить равновесие в слаженной системе. Интроверты и экстраверты по-разному мыслят, оценивают ситуацию, воспринимают новую информацию. Справедливо сказать, что интроверт живёт в своём собственном мире. Ещё К. Юнг в работе «О конфликтах детской души» писал, что у детей интровертов вместо реальности возникает мир фантазий. По сути, человек живёт в двух мирах, реальном и мире своих мыслей, следовательно, интроверт и экстраверт разговаривают на разных языках, и нужно научиться понимать язык другого.

Зачастую интровертам не хватает навыков общения, поскольку они полностью раскрываются лишь с родными и самыми близкими знакомыми. Но, к сожалению, не каждый родитель знает всё про своего ребёнка. Как правило, взрослые, а особенно взрослые-экстраверты, хотят, чтобы их ребёнок вёл активную общественную жизнь: участвовал во всех кружках, мероприятиях, конкурсах. Печально, когда родители не понимают, что их ребёнку-интроверту это вовсе не нужно и что он совершенно не готов к активной коммуникации. В таких случаях ребёнок  должен переступать через то, что составляет ядро его личности, и зачастую такое «насилие» помимо духовного дискомфорта может развить страх перед публикой и, как следствие, застенчивость.  Экстраверты любят много разговаривать, а интроверты молчать и пребывать в спокойной обстановке, соответственно, когда экстравертированные взрослые и дети слишком часто создают шумную, беспокойную обстановку, задают одновременно много вопросов, тогда назревает конфликт между ребёнком и взрослым, возникают проблемы в отношениях с окружающей средой.

Как же найти подход к ребёнку-интроверту? Известно, что интроверты – это люди, ориентированные на себя, на свой внутренний мир переживаний и грёз, склонные к уединению для восстановления сил. Их личное пространство несоизмеримо ýже, чем у экстравертов. Если бесцеремонно вторгаться в личное пространство интроверта, он может стать замкнутым, уйдёт в свой мир, где будет чувствовать себя безопаснее, отвлечётся от внешнего мира, а значит, выпадет из дидактического процесса. Работа в командах для такого ученика будет неэффективна. Поэтому, по возможности, нужно планировать дидактический процесс так, чтобы это были либо индивидуальные задания, либо работа в парах. А так как ребёнок-интроверт наиболее полно раскрывается лишь с близкими людьми, то будет правомерно позволить ему выбрать себе партнёра.

Кроме того, интроверты медленно работают, склонны обдумывать свои мысли и испытывают сложности с тем, чтобы дать быстрый ответ. В таком случае, нельзя требовать немедленной реакции: ребёнок растеряется и не найдёт ответа на полученный вопрос. В таких случаях, необходимо опросить сначала весь класс, чтобы дать интроверту время проанализировать новую информацию и сформулировать своё мнение. Однажды, я подняла ребёнка с целью услышать ответ на мой вопрос, который все очень активно обсуждали, но он вдруг резко замкнулся и замолчал. Может показаться, что ученик был невнимательным, не слушал учителя, плохо готовился дома… Однако, в конце урока я дала группе письменное задание, и молчаливый ученик лучше всех выполнил его.  Этот пример помогает сделать вывод, что именно письменные, а не устные, формы работы показывают истинные знания школьника-интроверта, а также раскрывают его потенциал. Причина такого поведения интровертов обуславливается не только особенностями их психологии, но и физиологии. Считается, что у интровертов высокий уровень электрической активности мозга. Это означает, что у них высокое возбуждение коры головного мозга, отчего они склонны ограничивать своё общение, чтобы избежать перевозбуждения. Поэтому им легче даются письменные работы, письменное общение, так как это вызывает меньше возбуждения, чем устный вид общения.

Также особое значение для интровертов имеет планирование. Ели перед ними поставить большую цель, особенно в условиях жёстких временных рамок, это может опустошить их и демотивировать. Следует разбивать большую задачу на подзадачи, чтобы ребёнок маленькими шагами шёл к большой цели. Кроме того, желательно, сообщать о крупной работе, важном проекте заранее. В условиях цейтнота интроверт не успевает всё обдумать и, не сформулировав своего мнения, замыкается, потому что возникает перерасход энергии. Это естественная реакция его организма на перевозбуждение.

Чтобы сблизиться с ребёнком-интровертом, войти в круг близких людей, которым можно доверять, педагог должен начать с лёгких вопросов («Как прошёл день?», «Какой твой любимый цвет?» и т.д.). Главное, показать заинтересованность, и тогда ребёнок будет чувствовать себя нужным. Для него важно знать, что его мнением интересуются, ведь когда он говорит, вкладывает в это свою душу.

Заключение

Мир, в котором нет интровертов, был бы миром без великих учёных, поэтов, писателей, музыкантов, философов, художников. Мы лишились бы теории гравитации сэра Исаака Нютона, теории относительности Альберта Эйнштейна, теории эволюции Чарльза Дарвина, нежных вальсов и ноктюрнов Фредерика Шопена, замечательных интеллектуальных романов Марселя Пруста, «Звёздной ночи» Винсента ван Гога. Даже создатели поисковой системы «Goggle», ОС «Microsoft», удобных, доступных рядовому пользователю, персональных компьютеров были и остаются тихими людьми, способными настроиться на свой особенный ритм, сосредоточиться на внутреннем мире и найти там истинные сокровища. Все эти люди достигли успеха не вопреки, а благодаря своим качествам.

Чем раньше в образовательном процессе начать ориентироваться на психологическую типологию, тем больше шанс, что сформируется гармоничная личность, способная извлекать только пользу из особенностей своего типа. Ведь если интроверта не понимают с детства, то с возрастом он лишь всё больше ограждается от окружающего мира, замыкается в себе, как в скорлупе, и гасит, таким образом, весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. Поэтому роль воспитателя, очевидно, возрастает: педагог должен не просто не дать ребёнку замкнуться, оградить его от проблем, но и помочь ему раскрыться.

 Кто знает: может, среди воспитанников нашего дошкольного учреждения есть будущие учёные?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интроверт Подготовил: педагог-психолог Аверьянова Р.Ш. Экстраверт или

Слайд 2

Столбик № 1 В один и тот же день можете посмотреть два фильма, читать в очереди, назначить несколько встреч, успев только на 1-2 из них. 2. Вы в плохом настроении, если телевизор или радио не работают; чувствуете себя удручённым и одиноким, если телефон отключён. 3. Число ваших близких растёт с каждым днём. 4. Вы легко запоминаете лица, случаи, биографии, труднее - формулы и чужие мысли. 5. Вы любите веселиться в компании. Избегаете одиночества. Вы оптимист, избегаете мрачных, замкнутых людей. 6. Вы любите острить, рассказывать анекдоты. У вас уживчивый, покладистый характер. 7. Вы любите выступать с речами, произносить тосты; за столом, в компании обычно усаживаетесь на такое место, с которого можно бы легко за всеми наблюдать. 8. Вы знаете, где и что происходит. 9. Вы быстро находите контакт с незнакомыми людьми, хорошо ориентируетесь в незнакомой компании и обстановке. Легко находите выход из сложившейся ситуации. 10. Вы быстро принимаете решение, иногда даже предполагая, что они не совсем удачны. Поездки в другие города доставляют вам удовольствие, вы соглашаетесь на них с радостью. 11. В сложной ситуации вы способны всё как следует обдумать. 12. У вас много планов, проблем и идей, но вы в состоянии осуществить только часть из них. 13. Вам не очень нравятся те люди, которые постоянно беспокоятся о вашем здоровье, даже если вы их об этом не просите. 14. Вам важно то впечатление, которое вы производите на окружающих.

Слайд 3

Столбик № 2 Даже незначительное событие может повлиять на важное для вас решение. 2. Вы нередко «уходите в себя», предаётесь воспоминаниям. Вы можете очень долго находиться под впечатлением от хорошего спектакля, фильма. 3. У вас немного друзей, вы с трудом сходитесь с людьми, незнакомыми компаниями. 4. Вы лучше запоминаете какую-то ситуацию в целом, чем подробности. 5. Вам не нравится шум громкой музыки, громкий смех, разговоры в компаниях. 6. Вы предпочитаете иметь немного вещей, но только из тех, которые, как вы считаете, вам подходят. 7. Вы любите фотографироваться, вам нравятся сувениры, золотые или какие-то другие украшения. 8. Вы любите готовить. 9. Вы чувствуете себя уютно в большой компании, где можно остаться незамеченным (уединиться), в отличие от компании маленькой, где все на виду. 10. Вы трудно приспосабливаетесь к новой обстановке, ситуации, коллективу. 11. Вы упорно отстаиваете свои принципы. 12. Вы слишком мнительны в отношении своего здоровья; вы всё время думаете, что оно у вас не на высоте, и это постоянно вас угнетает. 13. Вы способны долго заниматься волнующей вас проблемой, прежде чем принять какое-то решение. 14. Иногда вам говорят, что вы видите мир не таким, какой он есть. Но вы не верите, что это так.

Слайд 4

Ключ к тесту. Вы относитесь к той группе, в которой у вас большее число ответов «да». Если оказалось, что признаки «экстраверта» и «интроверта» одинаковы по числу (допустим, 5и5, 6и6...), то вы « амбоверт » - двойственная натура Для амбоверта характерны и те и другие признаки. К этой группе, кстати, относится большинство людей.

Слайд 5

Критерии оценки типа личности И сточник: энергия стиль работы социального взаимодействия

Слайд 6

Различие между интровертами и экстравертами экстраверт интроверт Источник энергии : черпает силы внутри себя Восстановление силы: побыть в одиночестве Предпочтенье: тихая, спокойная обстановка э нергия!!! Источники энергии: внешний мир Восстановление силы: внешний мир Предпочтенье: социальное взаимодействие энергия!!

Слайд 7

Быстрое погружение в выполнение задания, непосредственное участие в решении сразу двух задач. Работают медленно, но зато основательно . Стиль работы Экстраверты Интроверты

Слайд 8

способность нестандартно мыслить; умение наслаждаться настоящим моментом; богатый внутренний мир; желание узнавать новое; нестандартное мышление; наличие творческих способностей. Преимущества быть интровертом

Слайд 9

большое количество знакомых и друзей, коммуникабельность; легкость в нахождении общего языка с детьми и взрослыми; все хотят с ним поиграть; экстраверты отличные вдохновители и вообще креативные люди. Преимущества быть экстравертом:

Слайд 10

Мир, в котором нет интровертов, был бы миром без великих учёных, поэтов, писателей, музыкантов, философов, художников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее родительское собрание на тему "Совместная работа детского сада и семьи в вопросах воспитании и развития детей"

Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Какие формы работы с родителями  мы  используем и какие формы востребованы родителя...

Передовой педагогический опыт "Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей через нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй"

Анализ сложившейся педагогической практики показывает, что формальному участию родителей в педагогическом процессе, их отстранённости от него и низкому уровню образовательных запросов способствовало т...

Схема координации взаимодействия с работниками ДОО по вопросам воспитания и развития наблюдаемого ребенка.

Вашему вниманию представляется  схема координации взаимодействия с работниками ДОО по вопросам воспитания и развития ребенка, в период адаптации....

Формирование компетентности у родителей в вопросах воспитания и развития детей в ДОО.

Семья - это уникальный первичный социум, который дает ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки. Как показывает  практика и проведенные научные исследования,...

Анкета для определения затруднений родителей в вопросах воспитания и развития детей

Анкета для определения затруднений родителей в вопросах воспитания и развития детей...

«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников» В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников. Клуб «Педагогич

laquo;Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников»В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родител...