«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Тюменцева Наталья Михайловна

 

 

 «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

 

 

В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют и многие художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображены злыми, нехорошими. Они хотят съесть «хороших» зайцев, поросят и т. д. Как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить в лесу одни, без злых хищников. Многие дети убеждены в том, что хищный зверь – плохо, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес – это лес без волков. С точки зрения экологии, в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Нужны одинаково все – и волки, и зайцы. Лес без хищников не будет уравновешенной экосистемой и, в конце концов, начнёт деградировать.

 

        Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания – выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет.

       Для НОД и в повседневной деятельности  я использую наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания.

      Выбор моей темы - глубже познакомиться с методами, приёмами,  через которые я могу воспитывать у детей эмоционально положительное отношение к природе. Проблема экологического воспитания приобретает острую актуальность в наше время. Поэтому важно с раннего возраста формировать у детей экологические представления и ориентиры в мире природы, развивать эстетические чувства сопричастности к родному краю.

 

           Прежде чем начать работу по теме, мною были изучены следующие программы и пособия:

1. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой»;

2. Т.Г. Филипова «Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке»

3. О. В. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир»

  4. Методические разработки Тугушевой Г.П., Чистяковой А.Е.        

  5. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, Кондратьевой Н.Н.

  6. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада,

  7. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!»

     Кроме этого, мной велась большая работа с родителями: были подготовлены консультации для родительского уголка, в папке – передвижке размещались экологические игры и перечень художественной литературы для детей экологического содержания, родители участвовали в экологическом проекте «Елочка, живи», выставках книг экологического содержания.

Опираясь на результаты мониторинга можно сказать, что использование системного подхода в работе с дошкольниками на протяжении одного года позволило обеспечить положительную динамику в освоении детьми программного содержания экологического характера.

     Чтобы повысить эффективность экологического образования, я  использовала различные формы и методы:

 

             экологические занятия;

             экологические экскурсии по территории и детского сада;

             уроки доброты;

             экологические конкурсы;

             обсуждение и проигрывание ситуаций;

             трудовой десант;

             коллекционирование;

             экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия);

             экологические сказки;

             инсценировки.

 

На первом этапе работы мной были проведено анкетирование родителей и интервьюирование детей с целью выявления их экологической компетентности. Анализ результатов анкетирования родителей, интервьюирования детей и первичный мониторинг в младшей  группе, показал, что дети имеют не систематичные, а разрозненные знания экологического характера, а родители имеют не очень высокий уровень экологической культуры и не уделяют особого внимания уровню развития детей в этом направлении.

       В работе с детьми использую различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи о природе  Бережное отношение к природе воспитываем с самого раннего возраста. Дети с желанием ухаживают за комнатными растениями. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю, развития речи, имеет ежедневное общение с природой. В результате расширяются и углубляются представления ребёнка, обогащается его словарь, закрепляется умение связно излагать свои впечатления об увиденном.    Детям показываю  закономерную последовательность роста и развития всего живого, его зависимость от сезонных факторов внешней среды.

       Одним из аспектов такой работы считаю  ознакомление детей с природой на участке и за его пределами. Наш детский сад расположен в красивой местности, где растут деревья, кустарники: белоствольные берёзки, черёмуха, акация, сосна. Красив и привлекателен наш участок во все времена года. И, тем не менее, мы не раз замечали какое-то равнодушное отношение детей к этой красоте. Например, ребята любили играть под берёзой, она укрывала их от дождя, защищала от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени её листочков, не обращали внимания на их нежность.                   Мало кто из детей любовался только что распустившимися цветами, их яркими красками. Мы поставили перед собой задачу не только научить детей видеть красоту окружающей природы, но и беречь природу: не ломать кустарники, не рвать цветы на участке.  С самого начала учебного года ведём постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно осматривали растения на участке: вот появились первые жёлтые листья, деревья и кустарники стали ещё наряднее. Мы обращали внимание на форму и окраску листьев, учили по этим признакам определять, с какого дерева они упали. Предлагали побегать по опавшим листьям, послушать, как они шелестят и шуршат под ногами. Дети повторяли за нами новые слова и старались их запомнить: шелестят, шуршат. Наблюдали, как стаи перелётных птиц – журавлей – улетали на юг, в тёплые края. Словарь детей пополнялся, они запоминали названия растений, птиц.

         Одновременно проводили работу с родителями: организовывали консультации, на которых объясняли, что нужно рассказывать и показывать детям, как собирать букеты из осенних листьев. В один из пасмурных дней осени, когда, казалось бы, и порадоваться было нечему, мы предложили детям обойти весь участок и рассказать, кому какое дерево больше понравилось. Ответы показали, что ребята стали более наблюдательными, внимательными, научились чувствовать красоту природы.

Зимой дети  внимательно рассматривали снежинки, их узоры и форму, интересовались, как образуется сосулька. Мы прочитали детям загадку:

Что растёт вниз головою,

Растёт не летом, а зимою.

Дети рассматривали деревья, покрытые инеем.  Предложили детям подумать, что можно сделать из снега? (Горку для санок, снежный дом). Ребята вспомнили, что снегом можно укрыть стволы деревьев и стали носить его на лопатках, возить на санках. Свои впечатления отражали в рисунках об осени, зиме, весне и др.

     Зимой мы наблюдали за воробьями и воронами. Объясняли детям, что скворцы и другие птицы на зиму улетают в тёплые края. Но гнёзд они там не вьют, птенцов не выводят, а ждут, когда у нас потеплеет и тогда можно будет вернуться на родину. Дети знакомились с новыми словами (перелётные, гнёзда, вьют, птенцы) и затем использовали их в своих рассказах.

         В детском саду на участке дети с помощью родителей смастерили кормушки и подкармливали прилетающих птиц: воробьёв, синиц, снегирей. Я объясняла детям, что все эти птицы прилетают близко к жилью, чтобы прокормиться, и люди помогают им переносить суровое зимнее время.

Пробуждение природы после зимнего сна приносит детям много радости. Мы внесли в группу срезанные ветки багульника  и поставили их в воду на окно. На улице деревья ещё стояли голые, а наши веточки развернули свои нежные зелёные листочки. Прочитали детям четверостишие И. Токмановой:

А у нас, у дошколят

На окне зелёный сад,

Тут листочкам не до сна,

Тут уже пришла весна.

        Родителям советовали сходить с детьми в весенний лес, рассмотреть первые весенние цветы и веточки, послушать пение птиц.

В своей работе мы использовали в основном методы, эффективно влияющие на мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребёнка: систематические наблюдения, труд по уходу за птицами на участке детского сада, игры экологического содержания, чтение художественной литературы.

        На целевых прогулках, занятиях подводили детей к выводу, что в природе всё взаимосвязано, взаимозависимо и что каждый живой организм приспособлен к определённой среде обитания (лесные птицы не могут жить на водоёме или на лугу, а водоплавающие – в лесу). Провели беседу о необходимых условиях для жизни птиц в зимнее время. Уточнили, чем и как их надо подкармливать. Устроили праздник для птиц, повесили кормушки на участке, насыпали угощение: семечки подсолнуха, крошки хлеба, сало. Нашими гостями стали синицы, снегири, ну, и, конечно воробьи.

Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачи. Так, например, мы использовали игру «Меню для птиц», задачею которой является уточнение представлений о том, чем питаются пернатые и научить составлять «меню» для конкретной птицы. Игровое действие заключалось в следующем: воспитатель называл птицу, а дети должны были сказать, чем она питается и где можно найти этот корм. Такие словесные игры как «Птички на кормушках», Задачи которой – уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются), природоохранительные представления. С задачею формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения детьми правил поведения в природе использовали дидактические игры, а именно: «Угадай правило», задачею, которой является описание поведения человека по отношению к объектам природы, умение объяснять эти действия; «Выбери правильно дорогу» – Задачи: уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу).

 

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

             сформированы начала экологической культуры у детей;

             сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

             дети учатся практическим действиям по охране природы;

             развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

             у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

1.            Л.Г.Селикова. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.

2.            О.В. Дыбина. Ребенок и окружающий мир (планы и конспекты занятий). 2 младшая группа.

3.            А.Т.Зверев. Экологические игры.

4.            А.И.Иванова, В.Я. Михайленко. Сезонные наблюдения в детском саду.

5.            Картотеки:

             дидактические игры по экологии;

             беседы на тему «Добрый доктор Айболит»;

             ОБЖ;

             беседы для родителей;

             экспериментальная деятельность.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_ekologiya.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

 

 «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют и многие художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображены злыми, нехорошими. Они хотят съесть «хороших» зайцев, поросят и т. д. Как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить в лесу одни, без злых хищников. Многие дети убеждены в том, что хищный зверь – плохо, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес – это лес без волков. С точки зрения экологии, в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Нужны одинаково все – и волки, и зайцы. Лес без хищников не будет уравновешенной экосистемой и, в конце концов, начнёт деградировать.

        Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания – выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет.

       Для НОД и в повседневной деятельности  я использую наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания.

      Выбор моей темы - глубже познакомиться с методами, приёмами,  через которые я могу воспитывать у детей эмоционально положительное отношение к природе. Проблема экологического воспитания приобретает острую актуальность в наше время. Поэтому важно с раннего возраста формировать у детей экологические представления и ориентиры в мире природы, развивать эстетические чувства сопричастности к родному краю.

           Прежде чем начать работу по теме, мною были изучены следующие программы и пособия:

1. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой»;

2. Т.Г. Филипова «Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке»

3. О. В. Дыбина «Ребёнок и окружающий мир»

  4. Методические разработки Тугушевой Г.П., Чистяковой А.Е.        

  5. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, Кондратьевой Н.Н.

  6. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада,

  7. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!»

     Кроме этого, мной велась большая работа с родителями: были подготовлены консультации для родительского уголка, в папке – передвижке размещались экологические игры и перечень художественной литературы для детей экологического содержания, родители участвовали в экологическом проекте «Елочка, живи», выставках книг экологического содержания.

Опираясь на результаты мониторинга можно сказать, что использование системного подхода в работе с дошкольниками на протяжении одного года позволило обеспечить положительную динамику в освоении детьми программного содержания экологического характера.

     Чтобы повысить эффективность экологического образования, я  использовала различные формы и методы:

        экологические занятия;

        экологические экскурсии по территории и детского сада;

        уроки доброты;

        экологические конкурсы;

        обсуждение и проигрывание ситуаций;

        трудовой десант;

        коллекционирование;

        экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия);

        экологические сказки;

        инсценировки.

На первом этапе работы мной были проведено анкетирование родителей и интервьюирование детей с целью выявления их экологической компетентности. Анализ результатов анкетирования родителей, интервьюирования детей и первичный мониторинг в младшей  группе, показал, что дети имеют не систематичные, а разрозненные знания экологического характера, а родители имеют не очень высокий уровень экологической культуры и не уделяют особого внимания уровню развития детей в этом направлении.

       В работе с детьми использую различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи о природе  Бережное отношение к природе воспитываем с самого раннего возраста. Дети с желанием ухаживают за комнатными растениями. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю, развития речи, имеет ежедневное общение с природой. В результате расширяются и углубляются представления ребёнка, обогащается его словарь, закрепляется умение связно излагать свои впечатления об увиденном.    Детям показываю  закономерную последовательность роста и развития всего живого, его зависимость от сезонных факторов внешней среды.

       Одним из аспектов такой работы считаю  ознакомление детей с природой на участке и за его пределами. Наш детский сад расположен в красивой местности, где растут деревья, кустарники: белоствольные берёзки, черёмуха, акация, сосна. Красив и привлекателен наш участок во все времена года. И, тем не менее, мы не раз замечали какое-то равнодушное отношение детей к этой красоте. Например, ребята любили играть под берёзой, она укрывала их от дождя, защищала от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени её листочков, не обращали внимания на их нежность.                   Мало кто из детей любовался только что распустившимися цветами, их яркими красками. Мы поставили перед собой задачу не только научить детей видеть красоту окружающей природы, но и беречь природу: не ломать кустарники, не рвать цветы на участке.  С самого начала учебного года ведём постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно осматривали растения на участке: вот появились первые жёлтые листья, деревья и кустарники стали ещё наряднее. Мы обращали внимание на форму и окраску листьев, учили по этим признакам определять, с какого дерева они упали. Предлагали побегать по опавшим листьям, послушать, как они шелестят и шуршат под ногами. Дети повторяли за нами новые слова и старались их запомнить: шелестят, шуршат. Наблюдали, как стаи перелётных птиц – журавлей – улетали на юг, в тёплые края. Словарь детей пополнялся, они запоминали названия растений, птиц.

         Одновременно проводили работу с родителями: организовывали консультации, на которых объясняли, что нужно рассказывать и показывать детям, как собирать букеты из осенних листьев. В один из пасмурных дней осени, когда, казалось бы, и порадоваться было нечему, мы предложили детям обойти весь участок и рассказать, кому какое дерево больше понравилось. Ответы показали, что ребята стали более наблюдательными, внимательными, научились чувствовать красоту природы.

Зимой дети  внимательно рассматривали снежинки, их узоры и форму, интересовались, как образуется сосулька. Мы прочитали детям загадку:

Что растёт вниз головою,

Растёт не летом, а зимою.

Дети рассматривали деревья, покрытые инеем.  Предложили детям подумать, что можно сделать из снега? (Горку для санок, снежный дом). Ребята вспомнили, что снегом можно укрыть стволы деревьев и стали носить его на лопатках, возить на санках. Свои впечатления отражали в рисунках об осени, зиме, весне и др.

     Зимой мы наблюдали за воробьями и воронами. Объясняли детям, что скворцы и другие птицы на зиму улетают в тёплые края. Но гнёзд они там не вьют, птенцов не выводят, а ждут, когда у нас потеплеет и тогда можно будет вернуться на родину. Дети знакомились с новыми словами (перелётные, гнёзда, вьют, птенцы) и затем использовали их в своих рассказах.

         В детском саду на участке дети с помощью родителей смастерили кормушки и подкармливали прилетающих птиц: воробьёв, синиц, снегирей. Я объясняла детям, что все эти птицы прилетают близко к жилью, чтобы прокормиться, и люди помогают им переносить суровое зимнее время.

Пробуждение природы после зимнего сна приносит детям много радости. Мы внесли в группу срезанные ветки багульника  и поставили их в воду на окно. На улице деревья ещё стояли голые, а наши веточки развернули свои нежные зелёные листочки. Прочитали детям четверостишие И. Токмановой:

А у нас, у дошколят

На окне зелёный сад,

Тут листочкам не до сна,

Тут уже пришла весна.

        Родителям советовали сходить с детьми в весенний лес, рассмотреть первые весенние цветы и веточки, послушать пение птиц.

В своей работе мы использовали в основном методы, эффективно влияющие на мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребёнка: систематические наблюдения, труд по уходу за птицами на участке детского сада, игры экологического содержания, чтение художественной литературы.

        На целевых прогулках, занятиях подводили детей к выводу, что в природе всё взаимосвязано, взаимозависимо и что каждый живой организм приспособлен к определённой среде обитания (лесные птицы не могут жить на водоёме или на лугу, а водоплавающие – в лесу). Провели беседу о необходимых условиях для жизни птиц в зимнее время. Уточнили, чем и как их надо подкармливать. Устроили праздник для птиц, повесили кормушки на участке, насыпали угощение: семечки подсолнуха, крошки хлеба, сало. Нашими гостями стали синицы, снегири, ну, и, конечно воробьи.

Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачи. Так, например, мы использовали игру «Меню для птиц», задачею которой является уточнение представлений о том, чем питаются пернатые и научить составлять «меню» для конкретной птицы. Игровое действие заключалось в следующем: воспитатель называл птицу, а дети должны были сказать, чем она питается и где можно найти этот корм. Такие словесные игры как «Птички на кормушках», Задачи которой – уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются), природоохранительные представления. С задачею формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения детьми правил поведения в природе использовали дидактические игры, а именно: «Угадай правило», задачею, которой является описание поведения человека по отношению к объектам природы, умение объяснять эти действия; «Выбери правильно дорогу» – Задачи: уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу).

Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:

        сформированы начала экологической культуры у детей;

        сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

        дети учатся практическим действиям по охране природы;

        развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

        у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

 

 

Используемая литература

1.        Л.Г.Селикова. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.

2.        О.В. Дыбина. Ребенок и окружающий мир (планы и конспекты занятий). 2 младшая группа.

3.        А.Т.Зверев. Экологические игры.

4.        А.И.Иванова, В.Я. Михайленко. Сезонные наблюдения в детском саду.

5.        Картотеки:

        дидактические игры по экологии;

        беседы на тему «Добрый доктор Айболит»;

        ОБЖ;

        беседы для родителей;

        экспериментальная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание детей прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей....

Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.

Материал будет интересен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста....

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

Методическая разработка по экологическому воспитанию малышей через ознакомление с окружающим миром.(план ,конспект занятия,игры-экспериментирования)....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                 ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...

План по самообразованию "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста "для детей 1 младшей группы

План содержит сетку мероприятй на учебный год по экологическому воспитанию. План разработан для детей первой младшей группы....

Проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Дети и природа»

Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему....

Презентация к познавательно-творческому проекту по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста и формированию у них экологической культуры "Эколята-защитники природы".

Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное эк...