Театрализованная деятельность
методическая разработка

Хаснулина Елена Сергеевна

Перспективное планирование театрализованной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность в ДОУ

Актуальность темы

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.

Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а так же координировать свои функции.

Цель Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа. Воспитание любви к театру и театральной деятельности.

Задачи :Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.

  • Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.
  • Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
  • Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
  • Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
  • Ознакомление детей с приемами кукловождения настольных кукол.
  • Формирование умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
  • Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях.
  • Поддерживание стремления играть с музыкальными инструментами, импровизирование на шумовых музыкальных инструментах.
  • Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.
  • Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра.

Планируемые результаты:

  • Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
  • Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).
  • Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

Перспективное планирование на 2017-2018 год.

1-ая младшая группа

Задачи:

     Побуждать интерес к театрализованной игре путём первого опыта общения с персонажем(кукла Катя показывает концерт), расширения          контактов со взрослыми(бабушка приглашает на деревенский двор).

Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).

Способствовать проявлению самостоятельности , активности в игре с персонажами-игрушками.

Создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).

I-ый  квартал.

1. Чтение р.н.с. «Козлик бубенчик и его друзья».

2.Рассматривание иллюстраций по сказке.

3. Знакомство детей с кукольным театром.

4. Отработать имитационные движения.

Итог: Кукольный театр «Козлик бубенчик и его друзья».

II-ой квартал

1.Чтение р.н.с. «Весёлые зайчата».

2.Рассматривание иллюстраций по сказке.

3.Физкультминутка «Весёлые зайчата».

4. Просмотр мультфильма «Весёлые зайчата».

5. Рисование «Зайкины следы».

6. Психогимнастика «Рисуем настроение».

7. Изготовление атрибутов для инсценироваки р.н.с.

8. Итог: Инсценирование р.н.с. «Весёлые зайчата».

III –ий квартал

1. Рассматривание картинок с изображением домашних животных.

2.Знакомство с р.н.с «На бабушкином дворе».

3. Дидактическая игра «Кто что ест?»

4. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

5.Отработать имитационные движения домашних животных.

6. Итог: Инсценирование р.н.с. «На бабушкином дворе».

Перспективное планирование на 2017-2018 год.

2-ая младшая группа

Задачи:

Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для её проведения. Формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.

Развивать умение имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козлёнок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением).

Знакомить детей с приёмами вождения настольных кукол.Учить сопровождать движения простой песенкой.

Вызывать желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и т.д) и атрибутами как внешними символами роли.

I-ый квартал

1.Чтение р.н.с. «Маша и медведь».

2.Рассматривание иллюстраций к сказке.

3.Психогимнастика «Какая Маша?»

4. Лепка: «Пирожки для дедушки и бабушки».

5. Отработать имитационные движения «Мишка-медведь».

6.Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к сказке.

7.Итог: Драматизация сказки «Маша и медведь».

II-ой квартал

1. Чтение сказки «Волк и семеро козлят».

2. Беседа с детьми по сказке.

3.Подвижная игра «Козлята и волк».

4. Хороводная игра «Отгони злого волка».

5. Имитационные движения под музыку «На лесной опушке».

6.Пополнить атрибутами театрализованный уголок.

7. Итог: Кукольный театр «Волк и семеро козлят».

III-ий квартал.

1. Рассказывание сказки «Теремок» с показом пальчикового театра.

2. Рассказывание сказки вместе с детьми с использованием пальчикового театра.

3. Коллективная аппликация «Теремок».

4.Конструирование домиков для животных теремка.

5.Имитационные движения героев сказки и их голосов.

6.Ддидактические игры: «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет? ».

7.Подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору».

8.Итог : Кукольный театр «Колобок».

Перспективное планирование на 2017-2018 год.

средняя  группа.

Задачи:

Продолжать развивать интерес детей к театрализованной игре путём приобретения более сложных игровых умений и навыков.

Проводить этюды для развития необходимых психических качеств(восприятия, воображения, внимания, мышления).

Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета; предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа.

Учить чувствовать и понимать эмоциональное  состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путём прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребёнком ролей.

Содействовать дальнейшему развитию режиссёрской игры, предоставляя место, игровые материалы и возможность объединения нескольких детей в длительной игре.

I-ый квартал

1.Предварительная работа: родители совместно с детьми изготовили персонажи кукольного театра к сказке «Пых».

2.Знакомство детей с белорусской сказкой «Пых».

3.Рассматривание героев кукольного театра.

4.Повторное чтение.

5.Распределение ролей.

6.Индивидуальная работа с персонажами сказки.

7.Индивидуальная работа с персонажами на звукоподражание героев сказки.

8.Репетиция сказки.

9.Итог: Показ сказки «Пых».

II –ой квартал.

1.   Вводная беседа. Создание эмоционального фона восприятия сказки.

Оживление личного опыта детей.

2. Выразительное чтение сказки педагогом с показыванием иллюстраций.

3.Подвижная игра «Гуси-лебеди».

4.Беседа по сказке.

5.Дидактическая игра «Слушайте внимательно».

6. Распределение ролей.

7. Репетиция сказки.

8. Совместное изготовление с родителями атрибутов для показа сказки.

9.Итог: Инсценирование сказки «Гуси-лебеди».

III-ий квартал

1.Чтение сказки «Рукавичка». Беседа по содержанию, пересказ по ролям, заучивание художественного текста для постановки украинской народной сказки, Рассматривание иллюстраций к сказке, характеристика персонажей – героев сказки.

2. Просмотр мульфильма «Рукавичка».

3.Рисование зимнего пейзажа, персонажей сказки, используя разные изобразительные техники.

4.Отгадывание загадок с использованием поделок к сказкам, заучивание стихов о животных.

5.Рассказ воспитателя о жизни диких животных в зимнее время.

6.Пальчиковые игры: «Собачка», «Кошечка», «Лисичка-сестричка», используя поделки оригами.

7.Комплексы артикуляционных упражнений, дыхательной гимнастики.

8.Итог: Театрализация сказки «Рукавичка».

Перспективное планирование на 2017-2018 год.

старшая группа

Задачи:

Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путём активного вовлечения детей в игровые действия. Вызывать желание попробовать себя в разных ролях.

Усложнять игровой материал за счёт постановки перед детьми всё более перспективных художественных задач, смены тактики работы над игрой, спектаклем.

Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребёнку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры.

Развивать умение детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов.

Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры, концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставлять им возможность выступать перед сверстниками, родителями и гостями.

1квартал

1.

Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка».

2.

Рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа о прочитанной  сказке.

3.

Просмотр художественного фильма «Красная шапочка».

4.

Распределение ролей.

5.

Изготовление атрибутов к сказке.

6.

Ритмопластика.

7.

Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, страх.

8.

Репетиция эпизодов спектакля.

9.

Встреча гостей.

10.

Спектакль «Красная шапочка».

2 квартал

1.

Игры на развитие внимания: «Слушай хлопки», «Птицы на гнёзда»

2.

Проговаривание и разучивание скороговорок:  «Мыши сушек насушили», «Шесть мышат».

3.

Чтение сказки «Теремок на новый лад». Беседа о прочитанной сказке.

4.

Упражнение для голоса «Воробьи». Упражнение на развитие выразительной мимики «Мое настроение» Работа над дикцией. Скороговорка «Клала Клара лук на полку». Упражнение на развитие воображения  «Оживи предмет»

5.

Работа над дыханием, артикуляцией. Упражнения на дыхание «Паровоз», «Аист»

Работа над голосом. Скороговорка «Орёл на горе, перо на орле»

6.

Распределение ролей.

7.

Репетиция спектакля «Теремок на новый лад».

8.

Итог: Спектакль «Теремок на новый лад».

3 квартал

1.

Беседа на тему «Что такое этюд?». Этюд «Что я делаю?» «Назови действие».

2.

Работа над скороговорками «Расскажите про покупки».

3.

Чтение сказки «О глупом мышонке».

4.

Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение. «Вкусные конфеты», «Новая кукла", «Лисенок боится».

5.

Беседа о театре.

 Игры на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба Яга».

6.

Беседа о театрализованной игре.

Игра «Угадай, что я делаю?»

Скороговорка «Тары- бары».

7.

Упражнения на дыхание «Эхо», «Пьем чай», «Колокольчики»

Этюд на развитие выразительной мимики

Игра «Волшебное зеркало».

8.

Репетиция сказки о глупом мышонке.

9.

Итог: «Показ сказки о глупом мышонке».

Перспективное планирование на 2017-2018 год.

подготовительная  группа

Задачи:

Развивать самостоятельность дошкольников в организации театрализованных игр.

Совершенствовать умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли.

Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; отчётливость произношения. Закреплять умение использовать средства выразительности(поза, жесты мимика, интонация, движения).

Широко использовать в театрализованной деятельности детей разные виды театра (теневой, пальчиковый, кукольный, бибабо и др.).

Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через просмотр театральных постановок, видеоматериалов.

Помогать постигать художественные образы, созданные средствами театральной выразительности (свет, грим, музыка, слово, хореография)

1 квартал

1.

Понятие: «этюд», «билеты», «театр. касса», «кассир»

Игра «Театр моды». Скороговорка «Мышонку шепчет мышь».

2.

Игра «Одно и то же по-разному».

 Игра «Превращение предмета».

3.

Театральная игра «Кругосветное путешествие». В игре используются музыка народов мира, шумовые эффекты — гром, дождь, шум бури, шторм, костюмы и маски.

4.

Знакомство со сценарием сказки «Репка». Беседа по сказке.

Игра на расширение диапазона голоса« У бабушки в деревне»

5.

Репетиция по сказке «Репка». Куклы бибабо «Репка».

6.

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Петух», «На турнике», «Насос»

7.

Итог: Кукольный спектакль «Репка».

2 квартал

1.

Чтение сказки «Гуси-лебеди». Рассматривание иллюстраций.

Упражнения на дыхание «Пчела», «Скрипят деревья».

2.

Беседа о прочитанной сказке «Гуси лебеди»

 Деление сказки на эпизоды.

 Импровизация сказки «Гуси-лебеди».

3.

Игра на расширение диапазона голоса «Чудо лесенка»

Скороговорка «Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела».

4.

Упражнения на артикуляцию гласных и согласных «Волки», «Комар», «Качаем малыша».

 Работа над скороговорками «Милая Мила мылась мылом».

 Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди» с импровизированным текстом.

5.

Изготовление атрибутов для сказки.

6.

Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди»:

«Налетели Гуси - лебеди», «Алёнушка ищет Иванушку».

7.

Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди»:

«Иванушка у Бабы-яги», «Побег». Беседа о героях.

8.

Репетиция спектакля «Гуси-лебеди».

9.

Премьера спектакля «Гуси-лебеди».

3 квартал

1.

Культура и техника речи. Скороговорки Игра «Любитель-рыболов».

 Работа со скороговорками

«Горячи кирпичи!

Соскочи-ка с печи,

Испеки-ка в печи,

Из муки калачи!»

«Тары- бары, растабары,

У Варвары куры стары!»

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Пастушок», «Аист», «Каша»

2.

Предложить детям сочинить этюды на поведение в зрительном зале и игру «Что можно взять с собой в театр»

Упражнения дыхательной гимнастики  «Трубач», «Петух», «Насос». Этюд «Что я делаю?»

«Назови действие»

3.

Подготовка к театральной игре «Цирковое представление».

4.

Клоунада «Наездники», номер «Гимнастки».

Упражнения дыхательной гимнастики «Летят мячи», «Вырасти большой», «Регулировщик».

5.

Театральная игра «Цирковое представление».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.

Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах....

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».

Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...

«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...