План-конспект занятия "Первый цветок-подснежник"
план-конспект занятия (средняя группа)

Дубс Татьяна Владимировна

Тема занятия  "Первый цветок-подснежник"

Образовательная область: "Познавательное развитие"

Возрастная группа: средняя группа, дети 4-5 лет

Цель занятия: способствовать формированию представлений детей о сезонных особенностях природы весной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervyy_tsvetok-podsnezhnik.docx37.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-детский сад «Колосок»

с. Сорочий Лог

Первомайский район

Конспект занятия

по теме:

 «Первый цветок-подснежник»

ФИО: Дубс Татьяна Владимировна

Должность: воспитатель

II квартал, 2018 год

Схема конспекта занятия

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: средняя группа, дети 4-5 лет.

Тема занятия: «Первый цветок-подснежник»

Цель занятия: Способствовать формированию представлений детей о сезонных особенностях природы весной.

Задачи:

Образовательные: Уточнять и обобщать представления детей о характерных признаках весны;

Способствовать умению самостоятельно находить признаки весны, устанавливать связи между сезонными изменениями в природе; дать элементарные представления о первых весенних цветах, познакомить с подснежником, активизировать речь; закреплять умение создавать коллективную композицию из частей, используя технику конструирования из бумаги «оригами» известным способом; обогащать активный словарь детей словами – проталинка, первоцвет.

Развивающие: развивать связную речь, внимание, память, эстетическое восприятие посредством музыки, творческое воображение; развивать эмоциональное восприятие, развивать способность передавать свои впечатления и чувства в художественной форме.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живой природе; желание любоваться красотой окружающего мира; воспитывать чувство взаимопомощи; стимулировать сопереживание , желание и готовность помочь.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций на тему «Весна», «Подснежник».
  • Подготовить презентации, подобрать музыку по теме.
  • Чтение стихов, загадок по теме.
  • Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
  •  Беседа «Приметы весны
  • просмотр мультфильма «Времена года» (из серии «Уроки Тетушки Совы»)

Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов, необходимых для проведения занятия:

  • Аудиозапись «Пение птиц в лесу»;
  • проектор;
  • видеофильм «Весна»; «Подснежники»;
  •  аудиозапись «Подснежник» П.И. Чайковского;
  • презентация с фотографиями: весенний лес, проталины, подснежники;
  • ватман; бумажный квадрат 20х20;
  • желтая гофрированная бумага;
  • клей;
  • украшенная небольшая ваза,
  • капельки из ваты.
  • на каждого ребенка - бумажные квадраты 7х7 разных цветов, желтая гофрированная бумага, клей, салфетка, клеенка.

  1. Вводная часть
  1. Организационный момент

Цели педагога:

  •  Привлечь внимание детей к предстоящей деятельности;
  •  способствовать положительному эмоциональному настрою;
  • закрепить знания детей о признаках весны;
  • активизировать познавательный интерес.

Цели детей:

  • настроиться на предстоящую деятельность –поход в весенний лес

Форма проведения: Беседа

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

дети включаются в занятие добровольно

дети отгадывают загадку (весной).

ответы детей: тает снег, бегут ручьи, травка кое-где появляется из-под снега и т.д.

ответы детей

дети закрывают глаза и повторяют за воспитателем слова, проявляя интерес к предстоящей деятельности

Воспитатель: Здравствуйте, мои хорошие! Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Сегодня нас ждут увлекательные игры и еще много чего интересного. А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу.

Воспитатель: Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, а вы попробуйте догадаться, о каком времени года в ней говориться.

Тает снежок.

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает? 

 Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. А какие еще признаки весны вы знаете?

Всё верно!

А хотите побывать в весеннем лесу?

Тогда нам нужно произнести волшебные слова. Закрываем глазки.

«Вокруг себя обернись, 1,2,3, - и в лесу окажись!»

воспитатель загадывает загадку

воспитатель произносит слова

  1. Основная часть

Цели педагога: 

  • способствовать формированию представлений детей об особенностях весенней природы, о первых весенних цветах - подснежниках
  • обогащать активный словарь детей словами– проталинка, первоцвет;
  • развивать познавательную, речевую активность

Цели детей:

  • проявлять интерес к познавательной деятельности;
  • оказать помощь.

Формы работы:

  • загадывание загадки на организацию внимания;
  • беседа;
  • упражнение для снижения утомляемости и напряжения;
  •  задание.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

дети обращают внимание на звуковой сигнал

дети внимательно смотрят презентацию и слушают рассказ педагога

ответ детей-подснежник

ответы детей

дети внимательно смотрят презентацию и слушают рассказ педагога о подснежнике  

        

ответы детей

ответы детей

дети следуют указаниям воспитателя

дети сели на корточки, закрыли глаза. Мышечное напряжение.

Расслабили мышцы

Дети встают на ноги, открывают глаза, поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях

Дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук.

Дети улыбаются воспитателю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону

дети кружатся, повторяя за воспитателем

Дети соглашаются.

дети начинают выполнять по показу воспитателя

Дети отвечают, что нужно отогнуть лепестки.

ответ детей-желтой серединки.

дети приклеивают свои подснежники на ватман-полянку

дети приводят в порядок свои рабочие места

дети повторяют за воспитателем

Воспитатель: Ребята, мы попали в весенний лес. Слышите ,как поют птички, звенят ручьи. Посмотрите как красиво в весеннем лесу.

Воспитатель: Наступила весна. Под лучами весеннего солнца начинают таять сугробы. Природа оживает. Первые цветы просыпаются от долгого зимнего сна. Этот цветок появляется самым первым в лесу.

Воспитатель: Попробуйте отгадать загадку про этот весенний цветок

Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый самый нежный,

Чистый маленький …

Воспитатель: Правильно, это подснежник!

А хотите знать, почему он так называется?

Это самый первый весенний цветок-первоцвет, который начинает расти еще под снегом, поэтому он так и называется-подснежник. Их существует много разных видов. Но у нас в Сибири растут именно такие: белого, фиолетового и желтого цвета. Его нежный цветок похож на колокольчик. Он такой маленький, но сильный т.к. пробивается сквозь холодный снег. Место где вырос подснежник называется проталина. Проталинка – место, где растаял снег, и открылась земля. 

Еще подснежник называют «Снегурочкины слезы». Знаете почему?

Плакала Снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

трогая березы,

Выросли подснежники-

Снегурочкины слезы.

Этот цветок – настоящий маленький герой большого леса. Пока все остальные цветы дожидаются теплых деньков, подснежник смело пробивается сквозь снег навстречу свету. Его лепестки в прохладную погоду словно издают хрустальный звон.

- Посмотрите, как это происходит.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сейчас превратится в цветочки для того чтобы узнать как появляются подснежники. Готовы?

«Один раз покружились и в подснежник превратились!»

Физкультминутка

Маленькому цветочку зимой в почве было холодно, он сжимался, чтоб согреться.

Весной солнечные лучи согрели землю и наш цветочек-первоцвет отогрелся, расправил свои плечи.

Ему так стало интересно, что там, наверху, что он потихоньку стал расти. У нашего подснежника подрасли корешки, появились первые листочки.

Солнышко так согревало цветок, появившийся из снега, что он решил, сильнее вырасти из земли, чтобы помахать солнцу своими листочками.

И вот на стебельке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку, другим таким же подснежникам.

Какая красивая полянка с подснежниками!

 А теперь превращаемся обратно в детей

«Один раз покружились и в детей все превратились!»

Ребята, я вам предлагаю сделать полянку подснежников. Хотите?

Ребята, посмотрите на этой весенней поляне всего один подснежник, а проталинки еще есть. Давайте в эти проталинки вы посадите свои подснежники, которые вы сделаете сами из бумаги.

Подснежники мы будем делать из квадратов в технике оригами.

Сгибаем квадрат по диагонали- держим уголки, хорошо проглаживаем линию сгиба, получается треугольник. Далее, треугольник сгибаем пополам, намечаем линию сгиба. Разгибаем. Загибаем края треугольника к линии сгиба, к середине треугольника. Следите за тем, чтобы углы вверху совпали.

У нас получился закрытый бутон. Нужно его раскрыть.

Как это сделать? Совершенно верно!

- Отгибаем края лепестков в стороны, чтобы они слегка выступали. Сначала с одной стороны, затем с другой. Получился подснежник.

Чего не хватает?

Делаем серединку из гофрированной бумаги. Скатываем бумагу в шарик и приклееваем между лепестками.

Остается  только посадить подснежники на проталинки.

Как красиво получилось! Настоящая полянка подснежников!

А теперь приведём в порядок свои рабочие места.

 Ребята, нам пора обратно в детский сад. Закрывайте глазки и повторяйте за мной:

«Вокруг себя обернись, 1,2,3,-и в детском саду окажись!»

звучит аудиозапись пение птиц в весеннем лесу

воспитатель включат презентацию «Весна»

воспитатель рассказывая,  показывает видео презентацию «Весна» под музыку Вивальди Времени года «Весна»

педагог загадывает загадку детям

педагог рассказывает о подснежнике и показывает на слайдах картинки соответствующие тексту

педагог читает стихотворение Белозерова.Т.

Просмотр фильма «Подснежники» (видеофильм о процессе появления подснежника от проталины до распустившегося цветка, длительность 1,5 минуты).

педагог произносит волшебные слова

звучит  музыка Чайковского «Подснежник», педагог рассказывает и показывает движения

дети сняли усталость и напряжение

воспитатель обращается к детям

воспитатель произносит волшебные слова

воспитатель разворачивает ватман. На ватмане нарисована заснеженная полянка с проталинами и первой травой. Приклеен образец подснежника в технике оригами.

воспитатель показывает на квадрате большого размера.

воспитатель обращается к детям

При затруднении воспитатель оказывает помощь.

Ватман (полянка) размещен на магнитной доске.

воспитатель обращает внимание детей на получившуюся полянку.

воспитатель обращается к детям

воспитатель произносит волшебные слова

  1. Заключительная часть занятия

Цели педагога:

-подведение итога занятия;

-дать косвенную оценку деятельности детей: что хотел сделать - что получилось.

Цели детей:

 - рассказать о впечатлениях от занятия;

 - оценить действия других детей.

Форма проведения: Обсуждение.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Принимают активное участие в беседе с воспитателем, отвечают на вопросы воспитателя

Воспитатель: Вот мы и вернулись из весеннего леса. Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось? Как называется цветок, с которым мы сегодня познакомились?  

 Совершенно, верно!

Воспитатель: С приходом весны в лесу появляются первые цветы-первоцветы подснежники. Они пробиваются сквозь снег-поэтому их так и называют подснежники.

 Вы все молодцы!

Дети изучили материал в соответствии с поставленными задачами.