Проект "Веселый городец"
проект (средняя группа)

Гаджикеримова Эльвира Омаровна

Проект "Веселый городец" тематический, краткосрочный.

Цель проекта:   познакомить детей средней группы с историей возникновения  городецкой росписи.

Совместная деятельность педагога и детей:

Беседа об истории промысла; рисование «Знакомство с городецкой росписью»; аппликация «Кухонная доска»; чтение художественной литературы «Рассказывание русской  сказки П. Ершова «Конек-горбунок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_veselyy_gorodets.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта «Веселый Городец»

1

Вид проекта: тематический, краткосрочный                                         

2

Продолжительность проекта:   неделя      

3

Участники проекта:  воспитанники группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель      

4

Актуальность темы:    В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину-задача особенно актуальна сегодня и не может быть успешно решена  без глубокого познания духовного богатства  своего народа, освоения  народной культуры.  Процесс познания  и усвоение  должен начинаться как можно раньше,  ребенок  должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушку, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство-этот  незамутненный  источник прекрасного оставит в душе  ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес, красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант трудолюбия, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.    

5

Цели проекта:   познакомить детей средней группы с историей возникновения  городецкой росписи 

6

Задачи проекта: 1.продолжать знакомить детей с городецкой росписью – её историей, колоритом, составляющими элементами. Закреплять умение расписывать, располагать узор на изделии.

 2.Выполнять отдельные элементы росписи (цветы, купавки, листья), использовать для украшения оживки; развивать умение рисовать кистью.

3.Воспитывать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного. Развивать творческие способности.

4. Формировать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

7

Ожидаемые результаты:  Дети ознакомятся с историей происхождения городецкой росписи.

Узнают об основных элементах росписи и об основных ее этапах. Дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи. Станут лучше владеть кистью, рука будет более «твердой».

8

Продукт проекта: альбом с готовыми работами детей.

9

Содержание проекта (алгоритм планирования проекта):

Этапы проекта

Задачи

Деятельность детей

Деятельность родителей

Деятельность педагогов ГБДОУ (взаимодействие  по реализации проекта)

Материалы и средства реализации проекта

Ответственный

I. Подготовительный

Выбор темы проекта

1.Определить уровень представлений по данной теме. Определить уровень приобщения к русскому народному творчеству.

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

1.Вхождение в проблему

2. Сбор информации по теме проекта

1.Формулировка проблемы

2. Уточнение имеющейся информации.

3. Обсуждение плана проекта (формирование задач, определение последовательности действий, выбор и обоснование критерия успеха).

1.Использование модели рефлексивного мышления (3-х вопросов)

2. Тетрадь педагогических наблюдений (спонтанные вопросы детей по теме в режимных моментах).

3. Беседы и консультации с родителями

Воспитатели

Планирова-

ние

1. Сюжетно-ролевые игры по тематике Городецкой росписи.

2. Спонтанные беседы.

3. Рисунки на данную тематику, выполненные в домашних условиях

4. Рассматривание картин и иллюстраций про образы и сюжеты городецкой росписи.

1. Консультативная и наглядная информация о проекте (родительский комитет группы)

2. Беседы.

3. Поход в музеи с родителями, рассматривание иллюстраций в домашних условиях.

1. Подбор некоторых видов материалов и атрибутов по тематике проекта.

2. Подбор методической и художественной литературы по теме проекта.

3. Определение тематики бесед.

4. Сбор информации.

5. Подбор музыкального репертуара.

6. Разработка сценариев бесед, досугов, театрализаций.

7. Проведение консультаций ля родителей.

II Основной

Реализация проекта

1.Формировать представление об истории происхождения городецкой росписи.  

2.Формирование представлений об основных элементах росписи и об основных ее этапах.

3. Развивать умения отражать в продуктивной, игровой, коммуникативной и др. видах деятельности впечатления и представления об городецкой росписи.

4.Активизировать взаимодействие детей, родителей и педагогов с целью привлечения родителей  к жизни детей в детском саду.

1. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Экскурсия по городецкому музею».

2. Участие в конкурсе совместных работ «Веселый Городец».

4. Изготовление основ для раскрашивания.

5. Раскрашивание картинок городецкой росписи.

6. Рассматривание картин и иллюстраций по теме с обсуждением.

 7. Поход в групповую выставку.

8.

9. Рисование рисунков, лепка, аппликация.

10. Игра в дид. и наст./печ. игры («Составь узор в стиле городецкой росписи», «Городские узоры», «Городецкая роспись»).

11. Разучивание стихов и песен.

12. Показ театрализации для детей других групп.

13. Посещение групповой выставки.

14. Подвижные игры.

1. Совместный поход в этнографический музей.

2. Беседы с детьми об образах и сюжетах городецкой росписи.

3. Рассказ о традиционных сюжетах, городецком орнаменте.

5. Совместное участие в конкурсе, изготовление деревянных основ для дальнейшей росписи.

6. Участие в досуге.

7. Изготовление костюмов для театрализации и досуга.

1. Создание и показ познавательных презентаций.

2. Подготовка и проведение бесед и совместной деятельности.

3. Проведение досуговой деятельности. 4.

 Обсуждение с детьми похода в музеи.

5. Разучивание песен, танцев, стихов, подготовка к театрализации.

7. Экскурсия в групповую выставку.

8. Совместное изготовление атрибутов, игр.

1.Картины и иллюстрации с изображением городецкой росписи.

2. Аудио и видео записи, презентации.

3. Ноутбук, экран, проектор.

4.Реквизит для театрализации.

5. Наглядный и консультативный материал для родителей

7.Тексты  стихов.

9. Выставка совместных работ в группе.

10. Участие в конкурсе совместных работ в детском саду.

Дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель

III Заключительный

Презентация конечного продукта

1.Развивать коммуникативные навыки.

2. Воспитывать ответственность за результат деятельности, умение выражать удовлетворение  за качественно проделанную совместную работу.  

Представляют зрителям (детям и взрослым) продукт деятельности (презентацию).

Участвуют в подборе материала для презентации.

Являются зрителями.

Компонуют материал и создают презентацию.

Помогают в представлении презентации.

1.Ноутбук, экран, проектор.

2. Декламация.

3. Беседа.

4. Фото-материалы

Воспитатели

Тематическая неделя «Веселый Городец»

Совместная деятельность педагога и детей.

Беседа об истории промысла

Цели:

знакомить с русскими народными промыслами, рассказать о городецком промысле;

учить узнавать технику городецкой росписи, ее характерные признаки, особенности;

обогатить словарь детей;

воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Материалы: выставка изделий городецких мастеров – разделочные доски, блюда, декоративные панно и т.д.

Примерная организация образовательной деятельности

Введение в занятие

Дети приглашаются в групповую выставку.

Рассказ воспитателя об истории возникновения городецкого промысла, о символе городецкой росписи-коне.

«Сказка о Городце и вороном коне»

«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста – такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы – голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.

Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.

Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер… Перемахнул конь за городские стены и пустился в путь. Не сумели враги остановить, задержать мастера и его коня. Конь был сильный, могучий и быстрый как ветер. Привел мастер подмогу и смогли жители отстоять родной город, победить врагов. С тех пор вороной чудо-конь стал символом городецких художников.

Вопросы:

-Где жил мастер?

-Что умел делать мастер и его невеста?

-С каким настроением они выполняли изделия?

-Какая случилась беда с городом?

-Как вы думаете, жители любили свой город?

-Как люди спасли свой город?

-Кто стал символом городецких художников?

После беседы дети приступают к рисованию разрезных досок.

 

Рисование

Тема: «Знакомство с городецкой росписью».

Цели:

  • знакомство с городецкой росписью, ее  особенностями;
  • учить выделять основные элементы узора;
  • упражнять в рисовании городецких цветов (бутонов  голубого и розового цвета) в нанесении оживки с помощью кончика кисточки;
  • учить умению смешивать  краски на палитре для получения необходимого цвета;
  • развивать чувство цвета,  чувство ритма, чувство композиции, эстетическое восприятие, воображение,  умение красиво располагать узор в заданной форме;
  • воспитание у детей интереса и уважение к труду мастеров, создающих красивые вещи; приобщение детей к народному искусству; воспитание на образцах народного творчества.

Материалы: для воспитателя: наглядно-демонстрационные пособия, выставка изделий с городецкой росписью. Для детей: из альбомных листов заготовки разделочных досок;  гуашь,  кисточки, палитра, тряпочки (на  каждого ребенка), баночка с водой.

Примерная организация образовательной деятельности

Сюрпризный момент «Письмо от повара»

Дети вместе с воспитателем рассматривают на расписных Городецких изделиях: птиц, коней, сценки чаепития, охоты. Эти сценки расписаны  яркими цветами:  розовым, голубым, красным,  зеленым. Птица и конь – главные герои городецкой росписи.

Как называется этот элемент, который расположен в центре разрезной доски? (цветок, бутон)

А каким цветом расписан  бутон? (розовым)

Как получить розовый цвет? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет?

(Если в  белую краску добавить немного красной краски,  получиться розовый цвет.)

А что можно сделать, чтобы у нас получился голубой цвет?

(В белую краску добавить немного синей краски,  получиться голубой  цвет.)

Еще городецкие мастера в бутоны рисовали  полукруги и «глаза», для того чтобы оживить их.  Эти элементы так и называются оживками.  Их они рисовали белыми или черными красками.

Воспитатель обращает внимание детей на зеленые листочки, из величину, расположенные  на разделочной доске. А также как мастера в бутоны рисовали полукруги и «глаза», для того что оживить их. Они называются оживками. Воспитатель расписывает  свою  разделочную доску.

Детям даются несколько образцов.

Аппликация

Тема: «Кухонная доска»

.

 Цели:

  • учить выполнять аппликацию  по мотивам городецкой росписи;
  • продолжать знакомить с особенностями городецкой росписи, её историей;
  • учить использовать навыки работы с бумагой,  разметки деталей изделия по шаблону;  составлять композицию на основе аппликации; выполнять орнамент по мотивам городецкой росписи;
  • формировать потребность в творческой деятельности, развивать собственные интересы, склонности и способности; проявлять творчество при  выполнении изделия.

Материалы: У учителя: презентация (примеры изделий, украшенных городецкой росписью, план последовательности росписи, таблица «Правила работы ножницами»); образец готового изделия; гуашь, кисточки; у детей: цветная бумага, картон, простой карандаш, шаблоны, клей, тряпочка, ножницы.

Примерная организация образовательной деятельности

Дети вместе с воспитателем отправляются в путешествие в город на Волге. Воспитатель рассказывает детям, как отличить городецкую роспись и делать аппликацию, имитирующую её. Значительное место в этой росписи занимают цветочные мотивы – пышные «розаны». Особенно часто изображение сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. В городецкой росписи используется много цветов. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Цветы в городецкой росписи – символ здоровья и процветания.

Бутоны – разновидность городецких цветов. Купавка – самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Розан отражает главные признаки цветка, то есть имеет лепестки и ярко выраженный центр; силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Любимые фоны – ярко-зеленый или красный, глубокий синий, иногда черный. Еще одной особенностью такой росписи является то, что каждый элемент расписывается в определенной последовательности:

1. Выполнение подмалевка – накладывается основные цветовые пятна.

2. Подробная прорисовка элементов – пятна дополняются элементами: сердцевиной, лепестками цветов, листочками.

3. Оживка – цветы украшаются белым и черным цветом: капельками, полосками, точками.

 Дети разделяются на подгруппы (2-3 человека), каждая подгруппа выполняет свою работу.

Воспитатель в начале ставит задачу – расписать изображенные на бумаге контуры городецких узоров с помощью цветной бумаги, используя технику выполнения мозаики обрыванием. Сочетать обрывание с вырезанными деталями.

В ходе выполнения аппликации воспитатель  контролирует работу внутри каждой подгруппы, напоминает правила безопасного обращения с ножницами.

Чтение художественной литературы

Тема: «Рассказывание русской  сказки П. Ершова «Конек-горбунок»

Цели:

знакомство с русской народной сказкой, обобщить роль коня в жизни русского человека, связать с историей Городца;

учить осмысливать характеры персонажей сказки; уметь описывать главного героя, его характерные черты;

продолжать прививать интерес к русской народной культуре.

Примерная организация образовательной деятельности

Введение в занятие

Воспитатель напоминает детям, что они узнали много интересного о городецком промысле. На разных изделиях декоративно-прикладного искусства мастера изображали коня. Конь у русского народа  считался символом чистоты, силы, душевной красоты, главным помощником человека. Воспитатель предлагает детям послушать сказку.

Чтение сказки

Вопросы к сказке

-О чем эта сказка?

-Кто главный герой сказки?

-Каким описывает Ивана автор сказки?

-Опишите коней, которые достались Ивану?

-Как конек-горбунок помогал Ивану?

-Как заканчивается сказка?

Проводятся театрализованные игры

Народные подвижные игры

«Палочка-выручалочка» -игра для развития координации движений.

«Горелки»-игра для развития быстроты реакции, координации движений и чувства  равновесия.

Итоговое мероприятие

Цели: 

закрепить знания о городецкой росписи;

учить различать особенности, характерные для городецкой росписи, ее основные элементы;

продолжать воспитывать детей на народных традициях, воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Предварительная работа: заучивание стихов о Городце, подборка музыкальных произведений музыкальным руководителем.

Примерная организация образовательной деятельности

Сюрпризный момент.

Беседа воспитателя с детьми, о том, что им больше всего понравилось и запомнилось на тематической неделе.

Итог тематической недели:  с помощью родителей продукты творческой деятельности оформить в альбом. Пополнить копилку группового музея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по рисованию "Чудо Городец".

Чудо- Городец.Тема: По мотивам Городецкой росписи...

Городец для дошкольников

В презентации собрана информация для формирования навыков детей старшего дошкольного возраста городецкой росписи. В презентации использованы интернет ресурсы и личный опыт педагога дополнительного обр...

"Путешествие в городец"

Познавательно-продуктивная деятельность с родителями для детей старшей группы...

Тема: «Городец – Удалец»

Конспект занятия по декоративной лепкес детьми старшего дошкольного возраста...

Герб города Городец

Познакомить детей с историей происхождения герба города Городец, его значение в прошлом и в современной жизни. Уточнить знания детей о родном крае. Дать знания о возникновении города Городец, объяснит...

Путешествие в сказочную страну Городец

Материал предназначен для педагогов, занимающихся народно-прикладным искусством...

"Чудо-роспись Городец"

Тема: «Городецкая роспись».Группа: старшая группа.Прокурат Полина Олеговна, воспитатель...