«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста (ОНР) с использованием элементов синквейн-технологии»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Горбунова Оксана Серверовна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx36.58 КБ

Предварительный просмотр:

 

Мастер-класс

«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста (ОНР)  с  использованием элементов  синквейн-технологии»

Горбунова Оксана Серверовна

Цель: расширить представления педагогов об инновационной технологии «Синквейн» и ее значении в развитии речевых навыков у дошкольников.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с новой технологией «Синквейн».

2. Научить составлять синквейн.

3. Рассказать об эффективности использования синквейна в группе компенсирующей направленности.

4. Примеры использования синквейн-технологии.

Оборудования:

Ноутбук, интерактивная доска,проектор, презентация, методический материал, используемый в работе с детьми по теме.

Ожидаемый результат:

практическое освоение педагогами приемов  использования технологии «синквейн» в процессе работы с детьми.
рост мотивации педагогов  к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Ход мастер-класса:

1слайд

Пояснительная записка

Принятие ФГОС ДО требует от педагогов более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль педагога является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов одним из которых является технология Синквейн.

Говоря о формах, методах и приемах развития познавательно – речевых способностей обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Часто у ребёнка возникают трудности с составлением рассказа по картинке, пересказом прочитанного, им трудно выучить наизусть стихотворение, одной из причин является бедный словарный запас. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

 Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Новизна проекта заключается в следующем: метод синквейна можно
включать в коррекционно-развивающую работу с детьми логопедической
группы не нарушая структуры занятия. Данный метод может легко
интегрироваться с другими образовательными областями программы, а
простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

2 слайд

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что, прежде всего:

- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

- гармонично вписывается в коррекционную работу;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление);

- используется для закрепления изученной темы;

      -  помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.

3 слайд

Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.

Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим.

4 слайд

Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

1-я строка (вершина «елочки») – одно слово;

2-я строка – два слова;

3-я строка – три слова;

4-я строка – четыре слова;

5-я строка (основание «елочки») – одно слово.

Существует несколько видов синквейна:

1. Традиционный синквейн 

2. Обратный синквейн 

3. Зеркальный синквейн 

4. Синквейн-бабочка 

5. Корона синквейнов 

6. Гирлянда синквейнов 

7. Дидактический синквейн - это смысловое содержание и сочетание частей речи, которые используются в каждой строке.

В своей педагогической работе мы применяем метод дидактического синквейна.

5 слайд

Правила написания синквейна:

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

6 слайд

 Цель применения методики дидактического синквейна – совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом.

Задачи по использования дидактического синквейна:

- пополнение знаний детей по лексическим темам;

- обогащение пассивного и активного словарного запаса;

- совершенствование навыка использования в речи синонимов, антонимов;

- развитие ассоциативного мышления и образной памяти;

- совершенствование умения составлять распространенные предложения;

- продолжать учить составлять описательные рассказы.

7 слайд

Концептуальные принципы данной методики:

1. Принцип целостного образа мира – осознание ребенком разнообразных связей между объектами и умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

2. Принцип понимания языковых значений, развития лексических и грамматических навыков – обеспечивает тренировку мысли ребенка и способствует выработке у него мыслительных навыков.

3. Принцип последовательного наращивания темпов обогащения речи – последовательное изменение дидактического материала (повторение усвоенного ранее и добавление нового) – способствует тому, чтобы речевая деятельность детей становилась все более самостоятельной.

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Слайд 8

Опыт работы.

  • Подбор  и изучение научно-методической литературы, статей, журналов, интернет ресурсов по теме синквейн.
  • Создание картотек по дидактическим играм
  • Создание условий в группе необходимых для внедрения и осуществления проекта
  • Составление плана проекта
  • Подготовили  консультации и памятку для родителей
  • Педагогическая диагностика 

Слайд 9

Мы разработали критерии, по которым диагностировали начальный уровень понимания и усвоения элементов синквейна.

  • Понимание символов синквейна
  • Классификация имен существительных
  • Подбор  прилагательных
  • Подбор  глаголов
  • Антонимы
  • Синонимы
  • Составление предложений
  • Ассоциации
  • Составление рассказов

Слайд 10

 Участников проекта. Учитель-логопед, воспитатели, дети подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.

Мы решили взять подгруппу детей с разным уровнем усвоения образовательной программы.

Слайд 11

Подготовка методического и раздаточного материала.

Слайд 12

Пирамида синквейна.

Слайд 13

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

I этап – подготовительный 

Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение» и введение символов этих слов.

Формы организации образовательного процесса:

1. НОД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная) .

2. Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это? », «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие? », «Подбери признаки», «Кто что делает? » и другие). Словесные игры просты в работе, так как не требуют специальной подготовки, поэтому в них можно играть даже в свободное время.

3. Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает? », «Слова с противоположным значением» и др. Мною использовались настольно-печатные материалы из рабочей тетради «30 уроков развития речи».

4. Речевые тренинги (собрана картотека речевого материала для речевых тренингов).

5. Игры малой подвижности («Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие).

Слайд 14 

Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовили платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливали материал для  распространенного предложения. Она строилась по схеме:

  • называния слов-предметов живых;
  • называния слов-предметов неживых;
  • постановка вопросов к каждому слову: Кто это? Что это? Какой? Какая? Какое? Что делает? Что делал?;
  • добиваться от детей нескольких ответов (ветер – дует, воет, свистит…);
  • называть несколько признаков предмета и угадать его? (круглый, оранжевый, спелый, вкусный);

Постепенно мы вводили символы, обозначающие различные понятия слов. Затем составляли из них графические схемы. Они помогали детям конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. ( Методический материал).

Затем начинается работа над предложением и его структурой.

Слайд 15

Вначале дети учились составлять простое предложение из двух слов (сказуемое + подлежащее или наоборот), а также простые предложения с однородными сказуемыми.

Затем в  предложение добавляется прилагательное.

 Параллельно велась работа по употреблению предлогов – маленьких слов.

Детям давалось задание составить предложения с определенным условием: по схеме, с определенным предлогом, с заданным словом или словами.

Слайд 16

Огромное значение  в процессе усвоения детьми знаний о словах помогают дидактические игры и упражнения, которые мы активно использовали не только на занятиях, но и в режимных моментах.

Очень эффективны такие упражнения: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови части целого».

Чтобы пробудить интерес к дидактических играм, мы внесли, игровой сюрприз -  колесо «Умница», где раскладывая предметные картинки, давали детям различные задания.

Слайд 17

Хотя обогащение словаря происходит главным образом при непосредственном восприятии окружающего, однако словарную работу нельзя считать законченной. Очень нужна языковая работа над словом. Знакомство с антонимами и синонимами.

Антонимы, дети очень быстро освоили и самостоятельно играли в игру  «Скажи наоборот», а вот с синонимами, было труднее.  У детей с ОНР слабо развит пассивный словарь и недостаточно сформированы высшие  психические  функции, такие как внимание, память и недостаточный  жизненный опыт. Поэтому дидактические игры и упражнения по изучению и закреплению синоним, проводились только с педагогом.

Слайд 18

И вот поэтому, знакомя детей со словами-ассоциациями, связанными по смыслу с описываемым предметом (иногда это слово является синонимом). Мы столкнулись с проблемой. Дети часто не понимали, что от них требуется или повторяли заученные слова и фразы. Мы решили упустить эту часть синквейна.

Работа на подготовительном этапе завершилась, после того как дети запомнили все символы-обозначения синквейна и научились оперировать ими.

II. этап – основной

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

Строгое и четкое соблюдение правил составления синквейна с детьми дошкольного возраста необязательно.

Работа по созданию синквейна велась на занятиях учителя-логопеда и во 2 половине дня с воспитателями. Лексические темы, которые усваивали дети, и служили темами для синквейна. Они были посвящены явлениям природы, животным, птицам, посуде, растениям…Главное, чтобы тема была хорошо изучена и понятна детям. ==========

Так как наша задача не синквейн, чистой воды, а только элементы – этот этап длился недолго.

III этап практический.

Этот этап у нас продолжается до сих пор. Используя элементы синквейна на практике, мы получили множество новых методов и приемов для развития речи детей.

Элементы синквейна, мы используем для закрепления изученной лексической темы, для составления описательных рассказов, для составления загадок и для проверки знаний.

Использование слов из синквейна, чтобы придумать развернутый рассказ, наш следующий этап.

Слайд 25

    Выводы о синквейне

Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения.

Синквейн помогает пополнить словарный запас.

Синквейн учит краткому пересказу.

Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Составить синквейн получается у всех.

Синквейн помогает развить речь и мышление.

Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их

Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной

Слайд 26

В результате работы над проектом Синквейн были выявлены следующие затруднения

1. Метод синквейна нецелесообразно использовать         только в подготовительной к школе группе, один учебный год.  Необходимо начинать работу как минимум со старшей группы, а отдельные элементы можно использовать со средней группы.

2.В полном объеме в наших нынешних условиях  (большое количество детей и маленький метраж группы), т.к. невозможно  проходить все этапы синквейна полноценно. И наоборот, элементы синквейна повышают эффект коррекционной работы, т.к. данный метод способствует достижению положительной динамики детей, увеличивает интерес участников педагогического процесса и может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат

Литература

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов Н/Д; изд. Феникс, 2011.

Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед» № 5 (2005).

Коноваленко  В.В.  Родственные  слова.  Лексико – грамматические  упражнения  и  словарь  для  детей  6 – 8 лет. – ГНОМ  и  Д – Москва, 2009.

Ушакова  О.С.,  СтрунинаЕ.М.  Методика  развития  речи  детей  дошкольного  возраста. – Владос – Москва,2010.

Ушакова  О.С.  « Развитие  речи и творчества  дошкольников ». – Т.Ц.  Сфера, 2005.

Ушакова О.С.  « Придумай  слово ». – Т.Ц.  Сфера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...

опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для ребенка с проблемами речевого развития важно не столько обучение, сколько образование. Процесс образования подразумевает умение воспринимать, интерпретировать и создавать образы.  Дети с общи...

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста...