Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Киселева Ольга Александровна

Комплексно-тематическое планирование включает в себя индивидуальные, фронтальные и групповые занятия с детьми в соответствии с тематикой недели. В работе используются такие направления как: выкладывание предметов по схемам, графические задания, лепка, игры на развитие мелкой моторики, конструирование, пальчиковые гимнастики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 165»

Комплексно-тематическое перспективное планирование

по развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет

(вторая младшая группа)

2018-2019 уч. г.

Воспитатель

Киселева О.А.

г. Новосибирск, 2018

Месяц

Неделя

Тема недели

Форма и вид деятельности, задачи

Оборудование

Сентябрь

1

Здравствуй, детский сад!

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Здание детского сада»

Задачи: учить выкладывать контурное изображение здания в соответствии со схемой.

Схема, спички

Фронт. Лепка. «Здание детского сада»

Задачи: учить катать «колбаски» и располагать их на горизонтальной поверхности, создавая контурное изображение здания.

Пластилин, досточки, стеки

Индив. Графические задания. Дорисовка простых предметов. «Здание детского сада»

Задачи: учить дорисовывать отсутствующий элемент (крышу) и раскрашивать рисунок без пробелов.

Незаконченный рисунок, простой карандаш, цветные карандаши.

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. «Здание детского сада»

Задачи: учить выкладывать контурное изображение здания в соответствии со схемой.

Крупная мозаика

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Дом»

Задачи: учить выполнять действия в соответствии с текстом; постукивать кулачками друг о друга, соединять кончики пальцев обеих рук (крыша дома).

Картотека гимнастик

2

Что нам осень принесла? Овощи.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Огурец»

Задачи: учить выкладывать контур овоща в соответствии со схемой.

Схема, горох

Фронт. Графические задания. Рисование по трафаретам. «Картофель»

Задачи: учить обводить внутренний трафарет, удерживая его неподвижно; раскрашивать рисунок без пробелов.

Лист бумаги, внутренний трафарет, простой карандаш, цветные карандаши

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. «Огурец»

Задачи: учить выкладывать контурное изображение овоща по образцу.

Магнитная мозаика

Фронт. Конструирование. «Морковь»

Задачи: учить выкладывать изображение овоща мелкими деталями по образцу.

Блочный конструктор

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Капуста»

Задачи: учить выполнять движения в соответствии с текстом; ритмичные удары ребром одной ладони о другую, кулачок трется о ладонь; указательный и средний палец трутся об большой; хватательные движения обеими руками.

Картотека гимнастик

3

Что нам осень принесла. Фрукты.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Груша»

Задачи: учить выкладывать контур фрукта в соответствии со схемой.

Схема, фасоль

Фронт.  Лепка. «Яблоко»

Задачи: учить скатывать шарики «яблочки» одного-двух цветов.

Пластилин, досточки, стеки

Индив. Графические задания. Дорисовка простых предметов. «Виноград»

Задачи: учить дорисовывать отсутствующий элемент (несколько ягод) и раскрашивать рисунок без пробелов.

Незаконченный рисунок, простой карандаш, цветные карандаши.

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. Нанизывание на шнурок. «Яблоко»

Задачи: учить нанизывать на шнурок крупные предметы (макароны красного/желтого/зеленого цвета – на выбор ребенка); выкладывать из получившихся бус контурное изображение яблока.

Шнурок, цветные макароны

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Апельсин»

Задачи: учить выполнять движения в соответствии с текстом; сжимать поочередно пальцы рук в кулак, бросательное движение правой рукой, «бег» пальцами.

Картотека гимнастик

4

Осень золотая в гости к нам пришла. Природа.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Осеннее дерево»

Задачи: учить выкладывать рисунок осеннего дерева в соответствии со схемой (расположение и цветовое соответствие).

Схема, пуговицы

Фронт. Графические задания. Рисование по трафаретам. «Тополь»

Задачи: учить обводить внутренний трафарет, удерживая его неподвижно; раскрашивать рисунок без пробелов.

Лист бумаги, внутренний трафарет, простой карандаш, цветные карандаши

Фронт. Конструирование. «Береза»

Задачи: учить горизонтально конструировать дерево из больших и маленьких блоков по образцу и в правильной последовательности (снизу вверх).

Деревянный конструктор

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. Пальчиковый бассейн. «Клен»

Задачи: учить рисовать на манной крупе дерево в правильной последовательности (снизу вверх).

Контейнер с манной крупой

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Деревья»

Задачи: учить выполнять движения в соответствии с текстом; трут ладони друг о друга, соединяют локти «ствол», раскрывают ладони «крона», показывают «фонарики» с движением сверху вниз, собирают пальцы в щепотку «бутон».

Картотека гимнастик

Октябрь

1

Я – человек.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Человек»

Задачи: учить выкладывать «человечка» по схеме.

Схема, спички

Фронт. Лепка. «Человек»

Задачи: продолжать учить скатывать «колбаски» и шарики, правильно соединять детали, чтобы получился человек.

Пластилин, досточки, стеки

Индив. Графические задания. Дорисовка простых предметов. «Человек»

Задачи: продолжать учить дорисовывать отсутствующий элемент (голову человека) и раскрашивать рисунок без пробелов, в соответствии с палитрой образца.

Незаконченный рисунок, простой карандаш, цветные карандаши.

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. «Человек»

Задачи: учить выкладывать изображение человека, сохраняя пропорции.

Крупная мозаика

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Этот пальчик дедушка…»

Задачи: учить выполнять движения в соответствии с текстом; загибать поочередно пальцы, начиная с большого; вращать кисть, разведя пальцы в стороны.

Картотека гимнастик

2

Ты и я – друзья!

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Девочка и мальчик»

Задачи: учить располагать горох на контурном изображении мальчика и девочки (раскрасить одежду)

Схема, горох

Фронт. Графические задания. Рисование по трафаретам. «Девочка и мальчик»

Задачи: продолжать учить обводить внутренний трафарет, удерживая его неподвижно; раскрашивать рисунок без пробелов в соответствии с палитрой образца.

Лист бумаги, внутренний трафарет, простой карандаш, цветные карандаши

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики.  «Девочка и мальчик»

Задачи: учить выкладывать схематичное изображение мальчика и девочки по образцу.

Магнитная мозаика

Фронт. Конструирование. «Девочка и мальчик»

Задачи: учить выкладывать схематичное изображение мальчика и девочки, самостоятельно подбирая блоки нужного размера и формы.

Блочный конструктор

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Дружба»

Задачи: учить выполнять движения в соответствии с текстом; пальцы обеих рук соединяются в замок, касание кончиков пальцев обеих рук, поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.

Картотека гимнастик

3

Природа. Явления природы.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Тучка и дождик»

Задачи: учить выкладывать изображение тучи и дождя по образцу.

Схема, фасоль

Фронт. Лепка. «Солнце»

Задачи: учить лепке в технике пластилинографии; учить размазывать пластилин тонким слоем, не выходя за контуры.

Пластилин, досточки, стеки

Индив. Графические задания. Дорисовка простых предметов. «Солнце и туча»

Задачи: продолжать учить дорисовывать отсутствующий элемент (солнце, туча) и раскрашивать рисунок без пробелов, подбирая цвет в соответствии с цветовым эталоном предмета.

Незаконченный рисунок, простой карандаш, цветные карандаши.

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. Нанизывание на шнурок. «Ветер»

Задачи: учить нанизывать на шнурок крупные предметы, определять эталонный цвет предмета и находить предметы соответствующего цвета; выкладывать «бусы» спиралью (ветер).

Шнурок, цветные макароны

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Дождик»

Задачи: учить выполнять движения в соответствии с текстом; указательный палец одной руки постукивает по ладони другой, образовать круг руками, соединить большой и указательный пальцы вместе, соединить указательные и большие пальцы обеих рук.

Картотека гимнастик

4

Город, в котором я живу.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Город»

Задачи: учить выкладывать недостающие элементы (пуговицы) в изображении города: колеса машин, фонари, окна домов.

Схема, пуговицы

Фронт. Графические задания. Рисование по трафаретам. «Многоэтажный дом»

Задачи: учить рисовать многоэтажный дом, используя трафареты геометрических фигур; закреплять умение держать трафарет неподвижно, ровно его обводить.

Лист бумаги, внутренний трафарет, простой карандаш, цветные карандаши

Фронт. Конструирование. «Многоэтажный и частный дома»

Задачи: закреплять знание величин (высокий, низкий); упражнять в конструировании по образцу.

Деревянный конструктор

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. Пальчиковый бассейн. «Фонтан»

Задачи: упражнять в рисовании пальцем на крупе; побуждать к самостоятельному творчеству по замыслу.

Контейнер с манной крупой

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Прогулка по городу»

Задачи: продолжать учить выполнять движения в соответствии с текстом; поочередно загибать пальчики; указательным и средним пальчиками "ходьба" по столу; катать ручками "комок"; щепотью "кормить птичек".

Картотека гимнастик

Ноябрь

1

Достопримечательности нашего города.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Бугринский мост»

Задачи: учить выкладывать прямые и изогнутые линии по образцу в правильной последовательности.

Схема, спички

Фронт. Лепка. «Символ Новосибирского зоопарка – белый медведь»

Задачи: продолжать учить лепке в технике пластилинографии; учить скатывать маленькие шарики и расплющивать их на лист бумаги в пределах контурного изображения медведя.

Пластилин, досточки, стеки

Индив. Графические задания. Дорисовка простых предметов. «Клоун Новосибирского цирка»

Задачи: продолжать учить дорисовывать отсутствующий элемент (части лица, узоры на одежде) и раскрашивать рисунок без пробелов по своему замыслу.

Незаконченный рисунок, простой карандаш, цветные карандаши.

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. «Железнодорожный вокзал «Новосибирск-Главный»

Задачи: продолжать учить выкладывать мозаику по образцу, поощрять проявления фантазии.

Крупная мозаика

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Поход в цирк»

Задачи: продолжать учить выполнять движения в соответствии с текстом; «ходьба» указательным и средним пальцами обеих рук, поочередная «ходьба» указательным и средним пальцами правой/левой руки.

Картотека гимнастик

2

Дом, где я живу. Мебель.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Дом»

Задачи: учить располагать горох на всем изображении дома, оставляя пространство «окон» и «двери».

Схема, горох

Фронт. Графические задания. Рисование по трафаретам. «Дом»

Задачи: продолжать учить рисовать по трафаретам (контурное изображение), дорисовывая недостающие элементы внутри контура.

Лист бумаги, внутренний трафарет, простой карандаш, цветные карандаши

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики.  «Дом моей мечты»

Задачи: учить создавать изображение по своему замыслу.

Магнитная мозаика

Фронт. Конструирование. «Дом для моей игрушки»

Задачи: учить создавать постройку по своему замыслу.

Блочный конструктор

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Новый дом»

Задачи: продолжать учить выполнять движения в соответствии с текстом; чередуя, ударять кулачком о кулачок; ставить ладошки параллельно - «стены»; ставить указательные пальцы «палочкой», остальные соединить «крышей».

Картотека гимнастик

3

Домашние животные.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Пес»

Задачи: учить выкладывать изображения в пределах контура; нос и глаза выкладывать подходящими по цвету пуговицами.

Схема, фасоль, пуговицы

Фронт. Лепка. «Котенок»

Задачи: продолжать учить катать «колбаски» и шарики, соединяя их в фигурку животного; учить подбирать элементы по цветовому эталону (глаза, нос, клубок ниток).

Пластилин, досточки, стеки

Индив. Графические задания. Дорисовка простых предметов. «Свинка»

Задачи: продолжать учить дорисовывать отсутствующий элемент (пятачок, хвостик, копытца).

Незаконченный рисунок, простой карандаш, цветные карандаши.

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. Нанизывание на шнурок. «Мордочка кота»

Задачи: учить нанизывать на шнурок крупные предметы, выкладывать «бусы» в форме мордочки, для выкладывания глаз и носика использовать подходящие по размеру и цвету пуговицы.

Шнурок, цветные макароны, пуговицы

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Киска»

Задачи: продолжать учить выполнять движения в соответствии с текстом; вращать руками «наматывать нить на клубок»; сжимать, разжимать кулачки.

Картотека гимнастик

4

Дикие животные.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Медвежонок»

Задачи: продолжать учить выкладывать изображения в пределах контура; нос и глаза выкладывать подходящими по цвету пуговицами.

Схема, пуговицы

Фронт. Графические задания. Рисование по трафаретам. «Белочка»

Задачи: продолжать учить рисовать по трафаретам (контурное изображение), дорисовывая недостающие элементы внутри контура (глазки, носик) и за контуром (грибок).

Лист бумаги, внутренний трафарет, простой карандаш, цветные карандаши

Фронт. Конструирование. «Бочка с медом для медвежонка»

Задачи: продолжать учить конструировать объемные постройки; закреплять знание величин (большой, маленький).

Деревянный конструктор

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. Пальчиковый бассейн. «Мышка»

Задачи: продолжать учить рисовать пальцем на крупе; закреплять знание геометрической формы «овал».

Контейнер с манной крупой

Групп. Пальчиковая гимнастика. «На лужок пришли…»

Задачи: продолжать учить выполнять движения в соответствии с текстом; поочередно загибать пальцы обеих рук, начиная с мизинцев; выполнять призывающие движения кистями рук.

Картотека гимнастик

Декабрь

1

Здравствуй, Зимушка-зима! Приметы зимы.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Мы лопаты в руки взяли»

Задачи: учить выкладывать изображения по схеме самостоятельно.

Схема, спички

Фронт. Лепка «Снежинка»

Задачи: закреплять умение скатывать «колбаски»; учить проявлять фантазию в создании снежинки.

Пластилин, досточки, стеки

Индив. Графические задания. Дорисовка простых предметов. «Одень ребенка на прогулку»

Задачи: продолжать учить дорисовывать недостающие элементы; учить соблюдать пропорции; развивать логическое мышление (какая одежда нужна зимой).

Незаконченный рисунок, простой карандаш, цветные карандаши.

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. «Снеговик»

Задачи: учить выкладывать фигуру снеговика по словесной инструкции (три круга разной величины); добавить недостающие элементы (ведро, морковка, метла).

Крупная мозаика

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Зима»

Задачи: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом; загибать пальчики поочередно; «лепить снежок», меняя положение ладоней; показывать круг, гладя одну руку другой.

Картотека гимнастик

2

Зимние забавы.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Строим горку»

Задачи: учить выкладывать изображения без схемы, по воображению.

Схема, горох

Фронт. Графические задания. Рисование по трафаретам. «Игра в снежки»

Задачи: продолжать учить рисовать, используя трафареты геометрических фигур (дорисовать снежные шары играющим детям); раскрашивать, не выходя за контуры.

Лист бумаги, внутренний трафарет, простой карандаш, цветные карандаши

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. «Санки»

Задачи: учить выкладывать изображение предметов по словестной инструкции, используя память и воображение.

Магнитная мозаика

Фронт. Конструирование. «Хоккейная коробка»

Задачи: продолжать учить конструировать объемные постройки; поощрять фантазию и творчество ребенка.

Блочный конструктор

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Зимние забавы»

Задачи: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом; поочередно соединять большой палец с остальными; ладонью одной руки скользить по ладони другой руки.

Картотека гимнастик

3

Праздник Новый год.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Наряжаем елку»

Задачи: учить выкладывать заданное изображение, используя все виды предоставленных предметов, учитывая цветовую палитру образца.

Схема, фасоль, горох, пуговицы

Фронт. Лепка. «Новогодняя елочка»

Задачи: учить лепить елочку из конусов; закреплять знание геометрических фигур.

Пластилин, досточки, стеки

Индив. Графические задания. Дорисовка простых предметов. «Забывчивый Дед Мороз»

Задачи: продолжать учить дорисовывать недостающие части изображения (валенки, рукавицы, посох), соблюдая симметрию и величину элементов.

Незаконченный рисунок, простой карандаш, цветные карандаши.

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. Нанизывание на шнурок. «Шар на елку»

Задачи: закреплять умение нанизывать на шнурок; учить проявлять фантазию в выборе цвета предметов; закреплять умение выкладывать из «бус» круг; заполнить круг отдельными макаронами, создавая свой дизайн «елочной игрушки».

Шнурок, цветные макароны

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Елочка»

Задачи: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом; поочерёдно соединить подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого; соединить ладони «домиком» над головой и развести  руки в стороны; соединить подушечки пальцев обеих рук, образуя шарик.

Картотека гимнастик

4

Подарки к новому году.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Укрась елочку»

Задачи: развивать умение самостоятельно подобрать и расположить круглые пуговицы «на елке» (елочные шары), квадратные пуговицы разного размера «под елкой» (подарки).

Схема, пуговицы

Фронт. Графические задания. Рисование по трафаретам. «Укрась елку, положи подарки»

Задачи: продолжать учить рисовать, используя трафареты геометрических фигур: елка из треугольников, елочные шары из кругов разной величины, подарки из квадратов разной величины; упражнять в раскрашивании в пределах контура каждого элемента рисунка.

Лист бумаги, внутренний трафарет, простой карандаш, цветные карандаши

Фронт. Конструирование. «Коробка с подарком внутри»

Задачи: упражнять в конструировании объемных построек; закреплять знание величин (большой, маленький).

Деревянный конструктор

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. Пальчиковый бассейн. «Подарки»

Задачи: закреплять умение рисовать пальцем на крупе; упражнять в рисовании предметов квадратной формы разных размеров (большой, средний, маленький).

Контейнер с манной крупой

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Подарки»

Задачи: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом; имитация ходьбы указательным и средним пальцами; поочередное загибание пальцев; сгибание среднего и безымянного пальцев.

Картотека гимнастик

Январь

1

Птицы зимой.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Кормушка для птиц»

Задачи: продолжать учить выкладывать изображения по схеме самостоятельно.

Схема, спички

Фронт. Лепка. «Снегирь»

Задачи: закреплять умение скатывать шар; учить способу вытягивания (хвост), сглаживания (шея); учить наносить рисунок стекой (крылья).

Пластилин, досточки, стеки

Индив. Графические задания. Дорисовка простых предметов. «Воробей»

Задачи: продолжать учить дорисовывать недостающие части изображения (хвост, лапки, клюв); раскрашивать без пробелов, не выходя за контуры изображения.

Незаконченный рисунок, простой карандаш, цветные карандаши.

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. «Голубь»

Задачи: учить выкладывать фигуру по образцу, соотнося количество и цвет мозаичных гвоздиков.

Крупная мозаика

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Тетери»

Задачи: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом; показывать руками полукруги; постукивать пальчиками по столу.

Картотека гимнастик

2

Насекомые зимой.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Гусеница»

Задачи: продолжать учить выкладывать изображения по схеме самостоятельно; учить добавлять свои элементы по желанию.

Схема, горох

Фронт. Графические задания. Рисование по трафаретам. «Бабочка»

Задачи: продолжать учить рисовать по трафаретам; создавать узоры, используя трафареты геометрических фигур.

Лист бумаги, внутренний трафарет, простой карандаш, цветные карандаши

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики.  «Муха»

Задачи: учить выкладывать изображение предметов по схеме; поощрять проявление фантазии.

Магнитная мозаика

Фронт. Конструирование. «Цветы для пчелок»

Задачи: вспомнить и выполнить плоскостное конструирование; поощрять самостоятельность ребенка.

Блочный конструктор

Групп. Пальчиковая гимнастика.  «Жук»

Задачи: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом; медленно сгибать и разгибать пальцы; развести пальцы веером, покачивать из стороны в сторону, соединив большие пальцы обеих рук.

Картотека гимнастик

3

Зимняя природа.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Дерево»

Задачи: продолжать учить выкладывать изображения по схеме самостоятельно.

Схема, фасоль

Фронт. Лепка. «Дерево под снегом»

Задачи: продолжать учить лепке в технике пластилинографии; упражнять в размазывании пластилина тонким слоем, не выходя за контуры и не смешивая цвета.

Пластилин, досточки, стеки

Индив. Графические задания. Дорисовка простых предметов. «Найди и дорисуй, чего не хватает»

Задачи: упражнять в дорисовке недостающих элементов; развивать фантазию ребенка.

Незаконченный рисунок, простой карандаш, цветные карандаши.

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. Нанизывание на шнурок. «Дерево»

Задачи: упражнять в нанизывании на шнурок; выложить из «бус» ствол дерева, из отдельных макарон ветви.

Шнурок, цветные макароны

Групп. Пальчиковая гимнастика «Зимой»

Задачи: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом; сжимать и разжимать кулачки; хлопать в ладоши; тереть ладонь о ладонь.

Картотека гимнастик

Февраль

1

Одежда.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Штанишки для мальчишки»

Задачи: упражнять в выкладывании изображения по схеме самостоятельно.

Схема, спички

Фронт. Лепка. «Вязаная кофта»

Задачи: продолжать учить лепке в технике пластилинографии; упражнять в скатывании «колбасок»; учить создавать рельефное изображение.

Пластилин, досточки, стеки

Индив. Графические задания. Дорисовка простых предметов. «Пришей рубашку к рукавам»

Задачи: упражнять в дорисовке недостающих элементов; учить сохранять пропорции; проявлять творчество и самостоятельность в работе.

Незаконченный рисунок, простой карандаш, цветные карандаши.

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики.  «Шапка с помпоном»

Задачи: закреплять умение выкладывать по образцу; поощрять творчество и самостоятельность при выборе конфигурации и цветового решения.

Крупная мозаика

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Сапожки»

Задачи: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом; поочередно поглаживать одной рукой другую; шагать пальчиками по столу; постукивать пальчиками; погрозить пальцем.

Картотека гимнастик

2

Гражданские профессии.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Поварешка»

Задачи: упражнять в выкладывании изображения по схеме самостоятельно.

Схема, горох

Фронт. Графические задания. Рисование по трафаретам. «Юный художник»

Задачи: упражнять в рисовании по трафаретам; стимулировать самостоятельность в подборе трафаретов и цветовой палитры.

Лист бумаги, внутренний трафарет, простой карандаш, цветные карандаши

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики.  «Мастер-строитель»

Задачи: упражнять в выкладывании изображений предметов по схеме; поощрять проявление фантазии.

Магнитная мозаика

Фронт. Конструирование. «Строитель-любитель»

Задачи: продолжать учить конструировать объемные постройки; учить способу «кирпичной кладки»; поощрять переход в сюжетно-ролевую игру.

Блочный конструктор

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Хозяйка»

Задачи: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом (мешать кашу, наливать молоко, насыпать крупу, ставить на плиту).

Картотека гимнастик

3

Военные профессии.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Подводная лодка»

Задачи: продолжать учить выкладывать изображения по схеме самостоятельно; поощрять инициативу и творчество ребенка.

Схема, пуговицы

Фронт. Лепка. «Танк»

Задачи: закреплять умение скатывать «колбаски»; вспомнить геометрические формы, из которых состоит танк; упражнять в преобразовании куска пластилина в разные геометрические фигуры (составляющие детали поделки).

Пластилин, досточки, стеки

Индив. Графические задания. Дорисовка простых предметов. «Корабль»

Задачи: упражнять в дорисовке недостающих элементов в пределах контура и за контуром; учить сохранять пропорции.

Незаконченный рисунок, простой карандаш, цветные карандаши.

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. Нанизывание на шнурок. «Парашют»

Задачи: закреплять умение нанизывать на шнурок; выложить из «бус» парашют, из отдельных макарон стропы.

Шнурок, цветные макароны, фигурка солдатик.

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Пограничник»

Задачи: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом; сжимать и разжимать пальцы в кулаки одновременно на обеих руках; соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших; разъединять одноименные пальцы, начиная с мизинцев; соединять пальцы обеих рук по очереди с большим пальцем каждой руки.

Картотека гимнастик

4

Праздник Защитника Отечества.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Звезда»

Задачи: упражнять в выкладывании изображения по схеме самостоятельно; развивать зрительно-моторную координацию.

Схема, спички

Фронт. Конструирование. «Ракетная установка»

Задачи: упражнять в конструировании объемных построек; учить создавать горизонтальные и вертикальные элементы в одной конструкции.

Деревянный конструктор

Индив. Графические задания. Рисование по трафаретам. «Танк на параде»

Задачи: закреплять умение рисовать по трафаретам; учить подбирать подходящий элемент из предложенных.

Лист бумаги, внутренний трафарет, простой карандаш, цветные карандаши

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. «Военный корабль»

Задачи: упражнять в выкладывании фигуры по образцу, соотнося количество и цвет мозаичных гвоздиков; стимулировать ребенка к пояснению своих действий.

Крупная мозаика

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Бойцы»

Задачи: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом; растопырить пальцы на обеих руках; сжать кулаки; прижимая ладони к столу, поочередно приподнять все пальцы, начиная с больших.

Картотека гимнастик

Март

1

Моя мама лучше всех!

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Подарю я маме стол»

Задачи: упражнять в выкладывании изображения по схеме самостоятельно; учить выкладывать спички в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Схема, спички

Фронт. Лепка. «Цветок для мамы»

Задачи: закреплять умение скатывать «колбаски» и шарики; упражнять в приеме вытягивания (лепестки).

Пластилин, досточки, стеки

Индив. Графические задания. Дорисовка простых предметов. «Я дизайнер. Платье для мамы»

Задачи: упражнять в дорисовке недостающих элементов; поощрять оригинальность в выполнении декора рисунка.

Незаконченный рисунок, простой карандаш, цветные карандаши.

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. «Сумочка для мамочки»

Задачи: закреплять умение выкладывать по образцу; стремиться к выкладыванию по собственной фантазии.

Крупная мозаика

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Наши мамы»

Задачи: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом; поочерёдно сгибать пальчики, начиная с мизинца; сжимать обе ладошки в «замочек».

Картотека гимнастик

2

Моя семья.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Я люблю свою семью, ей сердечко подарю»

Задачи: упражнять в выкладывании симметричного изображения по схеме.

Схема, горох

Фронт. Графические задания. Рисование по трафаретам. «Картина о семье»

Задачи: с помощью трафаретов создать композицию «семья»; правильно определить по силуэту каждого члена семьи.

Лист бумаги, внутренний трафарет, простой карандаш, цветные карандаши

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики.  «Торт для всей семьи»

Задачи: выложить мозаику «слоями» от самых темных тонов к самым светлым.

Магнитная мозаика

Фронт. Конструирование. «Большой диван для большой семьи, маленькое кресло для маленького ребенка»

Задачи: упражнять в конструировании схожих построек разной величины; вспомнить градации величин (большой-маленький, высокий-низкий, широкий-узкий).

Блочный конструктор

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Семья»

Задачи: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом; пальцы обеих рук сложить вместе; быстро хлопать кончиками больших пальцев и всех остальных (поочередно).

Картотека гимнастик

3

Игрушки.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Мяч»

Задачи: выложить предмет круглой формы, чередуя материалы – создавая рисунок «мяча».

Схема, фасоль, горох

Фронт. Лепка. «Погремушка»

Задачи: закреплять умение скатывать длинны тонкие «колбаски» и шарики; сгибать «колбаску» дугой (лепесток цветка).

Пластилин, досточки, стеки

Индив. Графические задания. Дорисовка простых предметов. «Плюшевый мишка»

Задачи: упражнять в дорисовке частей лица (глаза, нос, рот); добиваться симметрии.

Незаконченный рисунок, простой карандаш, цветные карандаши.

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. Нанизывание на шнурок. «Погремушка-растяжка»

Задачи: нанизывать предметы на шнурок в заданной последовательности.

Шнурок, цветные макароны

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Есть у нас игрушки»

Задачи: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом; хлопнуть в ладоши; встряхнуть кулачки; сжать и разжать пальцы; сделать шар из пальцев; руки сложить в круг перед собой.

Картотека гимнастик

4

Русские народные сказки.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Теремок»

Задачи: расположить в «теремке» пуговицы в соответствии с размером персонажа.

Схема, пуговицы

Фронт. Конструирование. «Теремок»

Задачи: построить домик в три этажа с комнатами разного размера (от самой большой до самой маленькой) в соответствии со своей фантазией.

Деревянный конструктор

Индив. Графические задания. Рисование по трафаретам. «Лиса и заяц»

Задачи: с помощью трафаретов создать композицию, отражающую содержание сказки; рассказать сказку.

Лист бумаги, внутренний трафарет, простой карандаш, цветные карандаши

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. «Колобок»

Задачи: подобрать и выложить колобка, соблюдая симметрию глаз.

Крупная мозаика

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Рукавичка»

Задачи: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом; имитировать бег пальчиками; имитировать стряпанье пирожков; постучать  правым кулачком по левой ладошке; сжать пальцы в «замок».

Картотека гимнастик

Апрель

1

Весна-красна. Приметы весны.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Таяние сосулек»

Задачи: попытаться из представленных материалов выложить «таяние сосулек»; помогать ребенку наводящими вопросами.

Схема, спички, фасоль

Фронт. Лепка. «Тает, тает снеговик»

Задачи: закреплять умение скатывать шарики; напомнить и закрепить прием лепки «сплющивание».

Пластилин, досточки, стеки

Индив. Графические задания. Дорисовка простых предметов. «Появление почек. Первые листочки»

Задачи: дорисовать недостающие элементы по заданию (словестная инструкция).

Незаконченный рисунок, простой карандаш, цветные карандаши.

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. «Весеннее настроение»

Задачи: отразить в своей мозаичной картине душевное настроение в это время года; обосновать свой выбор.

Крупная мозаика

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Подснежник»

Задачи: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом; имитировать зачерпывание снега; руки соединить в бутон; медленно раздвинуть пальцы («цветок раскрылся»).

Картотека гимнастик

2

Обитатели морей и океанов.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Рыба-еж»

Задачи: выложить объект большого и маленького размера.

Схема, спички

Фронт. Графические задания. Рисование по трафаретам. «Медуза»

Задачи: упражнять в рисовании по трафаретам, в раскрашивании без пробелов, в дорисовке недостающих элементов.

Лист бумаги, внутренний трафарет, простой карандаш, цветные карандаши

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. «Морская звезда»

Задачи: учить выкладывать без схемы, с опорой на изображение.

Магнитная мозаика

Фронт. Конструирование. «Много отсечный аквариум»

Задачи: учить достраивать, увеличивать площадь первоначальной постройки.

Блочный конструктор

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Дельфин»

Задачи: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом; ладони сложить перед грудью, плавные движения влево – вправо; ладони развернуть вертикально, поочерёдные движения вверх-вниз; сжать и разжать кулаки; загибать пальчики, начиная с большого.

Картотека гимнастик

3

Посуда.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Чашка»

Задачи: учить выкладывать без схемы, с опорой на изображение.

Схема, фасоль

Фронт. Лепка. «Чашка на блюдце»

Задачи: закреплять способ лепки «расплющивание», познакомить с приемом «вдавливание»: из шарика делаем «чашку».

Пластилин, досточки, стеки

Индив. Графические задания. Дорисовка простых предметов. «Почини чайник»

Задачи: дорисовать недостающие части (носик и крышечку), соблюдая пропорции.

Незаконченный рисунок, простой карандаш, цветные карандаши.

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. Нанизывание на шнурок. «Кастрюля»

Задачи: нанизать на шнурок макароны, выложить из «бус» три стороны квадрата (кастрюля без крышки).

Шнурок, цветные макароны

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Посуда»

Задачи: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом; положить руки на стол ладонями вниз, разводить пальцы в стороны и соединять; поднимать поочередно пальцы правой и левой рук.

Картотека гимнастик

4

Цветы.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Мимоза»

Задачи: на нарисованную веточку мимозы без бутонов выложить пуговицы, декорировать бантиком.

Схема, пуговицы, бантик

Фронт. Конструирование. «Фигурная клумба»

Задачи: конструировать косой забор круглой формы по образцу.

Деревянный конструктор

Индив. Графические задания. Рисование по трафаретам. «Я флорист»

Задачи: из предложенных трафаретов выбрать и составить «букет» цветов; раскрасить, не выходя за контуры и без пробелов.

Лист бумаги, внутренний трафарет, простой карандаш, цветные карандаши

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. «Фиалковый натюрморт»

Задачи: составить букет по своему цветовому предпочтению, без схемы, по иллюстрации.

Крупная мозаика

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Цветок»

Задачи: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом; запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить; развести пальцы рук, ритмично двигать пальцами вместе-врозь; ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

Картотека гимнастик

Май

1

Виды транспорта.

Безопасность на дороге.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Железная дорога»

Задачи: учить выкладывать параллельные и перпендикулярные линии, сохраняя целостность конструкции.

Схема, спички

Фронт. Лепка. «Самокат»

Задачи: закреплять способ лепки «расплющивание», вспомнить и закрепить знакомые элементы лепки.

Пластилин, досточки, стеки

Индив. Графические задания. Дорисовка простых предметов. «Почини паровоз»

Задачи: дорисовать окна и колеса, соблюдая симметрию и пропорцию.

Незаконченный рисунок, простой карандаш, цветные карандаши.

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. «Светофор»

Задачи: выкладывать мозаику, не нарушая последовательности сигнала светофора.

Крупная мозаика

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Постовой»

Задачи: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом; пальчиками «шагать» по ладошке; «грозить» пальчиками; руки перед собой, изобразить руль; хлопать в ладоши.

Картотека гимнастик

2

Музыкальные инструменты.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Бубен с узором»

Задачи: определить правильную последовательность действий, чтобы выложить заданную картинку; соблюсти правильную форму предмета.

Схема, горох, фасоль

Фронт. Графические задания. Рисование по трафаретам. «Разноцветный металлофон»

Задачи: закреплять умение рисовать по трафаретам; соблюсти цветовую палитру картинки-образца.

Лист бумаги, внутренний трафарет, простой карандаш, цветные карандаши

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики.  «Маракас»

Задачи: упражнять в выкладывании по схеме.

Магнитная мозаика

Фронт. Конструирование. «Пианино»

Задачи: закреплять умение конструировать из больших и малых блоков.

Блочный конструктор

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Барабан»

Задачи: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом; совершать ритмичные удары кулачками по коленям; хлопать в ладоши; имитировать ходьбу указательным и средним пальцами

обеих рук.

Картотека гимнастик

3

Витаминные продукты.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Добавь косточки в арбуз»

Задачи: выложить на картинке фасоль так, как должны быть расположены косточки у арбуза.

Схема, фасоль

Фронт. Лепка. «Капуста»

Задачи: закреплять прием лепки «расплющивание»; учить «собирать» кочан из отдельных «листиков».

Пластилин, досточки, стеки

Индив. Графические задания. Дорисовка простых предметов. «Ананас»

Задачи: дорисовать «чешуйки» ананаса путем нанесения параллельных и перпендикулярных полос; дорисовать листья.

Незаконченный рисунок, простой карандаш, цветные карандаши.

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. Нанизывание на шнурок. «Банан»

Задачи: нанизать макароны на шнурок; выложить «бусы» в форме банана; отдельными макаронами желтого цвета заполнить фигуру в пределах контура.

Шнурок, цветные макароны

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Репка»

Задачи: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом; поднять большие пальцы вверх, опустить мизинцы вниз; хватательные движения ладонями; сцепить пальцы в замок; имитировать мытье рук; выполнять энергичные движения ребром ладони обеих рук.

Картотека гимнастик

4

Здравствуй, лето! Приметы лета.

Индив. Выкладывание предметов по схемам. «Летнее солнышко»

Задачи: выложить изображение солнышка с лучиками с помощью материалов на свое усмотрение.

Схема, цветные макароны, спички, пуговицы, фасоль, горох.

Фронт. Конструирование. «Палатка»

Задачи: упражнять в постройках конусного типа; поощрять самостоятельный подбор деталей.

Деревянный конструктор

Индив. Графические задания. Рисование по трафаретам. «На море»

Задачи: с помощью различных трафаретов создать рисунок отдыха на пляже; закреплять умение раскрашивать, не выходя за контуры и без пробелов.

Лист бумаги, внутренний трафарет, простой карандаш, цветные карандаши

Фронт. Игры на развитие мелкой моторики. «Плывут по морю корабли»

Задачи: закреплять умение самостоятельно работать со схемой.

Крупная мозаика

Групп. Пальчиковая гимнастика. «Лето»

Задачи: закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом; рисовать пальчиком по столу; рисовать в воздухе «солнце»; сжимать и разжимать пальцы; рисовать в воздухе «облака» обеими руками одновременно.

Картотека гимнастик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по развитию мелкой моторики у дошкольников c ОНР подготовительной к школе группы

Данное перспективное планирование по развитию мелкой моторики было разработано для детей подготовительной группы с ОНР. Основой перспективного планирования является тематический подход, обеспечивающий...

Перспективное планирование по развитию мелкой моторики

план на год по развитию мелкой моторике рук детей младшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование по развитию мелкой моторики у дошкольников старшей группы

Основой перспективного планирования по развитию мелкой моторики является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, многократное повторение, что позволяет организовать у...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет (старшая группа)

Перспективное планирование на 1 учебный год по развитию мелкой моторики рук детей старшей группы детского сада. Включает в себя следующие виды деятельности: пальчиковые гимнастики, массаж рук, констру...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 6-7 лет (подготовительная группа)

Комплексно-тематическое перспективное планирование, включающее в себя пальчиковые гимнастики, графические задания, игры на развитие мелкой моторики, модульное оригами, массаж рук, оригами....

Перспективно - тематическое планирование по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование)....