Перспективное планирование по теме самообразования: "Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Ходина Лариса Владимировна

Формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - «Детский сад №239»

(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)

Перспективное планирование по теме самообразования:

"Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"

выполнила воспитатель: Ходина Л.В.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экологическое образование и воспитание дошкольников является одним из приоритетных направлений дошкольного воспитания. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ.

Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников старшей и подготовительной группы ориентирован на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за ними; на бережное отношение к миру природы, а основная мысль заключается в выделении нравственного аспекта экологического воспитания. Экологическое воспитание учит детей видеть, наблюдать, делать открытия, понимать, высказывать свои мысли, обсуждать, мыслить.

Основная цель: формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.

Основные задачи:

  • формирование основ экологического мировоззрения и культуры;

  • расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;

  • развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;

  • бережного отношения к своему здоровью.

Принципы подачи материала: системность, наглядность, цикличность, доступность.

При реализации перспективного плана используются следующие технологии:

  • здоровьесберегающие;

  • технологии личностно-ориентированного обучения ребенка;

  • проблемное обучение;

  • ТРИЗ технологии.

Срок освоения :В старшей группе - 1 занятие в неделю, в подготовительной группе 2 раза в неделю. На втором занятии идет повторение и закрепление материала предыдущего занятия

  • процессе реализации перспективного плана применяются методы многоразового наблюдения объектов природы, обсуждение увиденного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности, моделирование явлений природы и т. д. Экспериментирование и опытническая деятельность используется для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра и экспериментирование.


ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Возрастная группа

Основные направления

Старшая группа

-  расширять  представления  о  растительном  и  животном  мире;

развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять

характерные, существенные признаки явлений природы; уточнять

представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в

окружающем мире;

- воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести

себя в природе;

-  формировать  умение  различать  деревья,  растения  по  коре,

расположению  ветвей  листьям,  цветам,  плодам  и  называть  5-6

деревьев,   2-3   кустарника,   5   травянистых   растений   (лесных,

луговых, садовых), по 5 видов ягод, грибов, 3 комнатных растения;

- развивать умение различать и называть домашних животных и их

детенышей, диких зверей и их детенышей; уточнять представление

детей об их повадках, условиях жизни;

- формировать умение различать и называть 5-6 видов птиц, 8-10

насекомых, 5-6 видов рыб и земноводных.

Подготовительная

- развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтроля

группа

самооценке своего поведения в природе;

-  продолжать  учить  устанавливать  причинно-следственные  связи

явлениях  природы,  находить  характерные  признаки  субъектов

природы, углубляя представления детей об окружающем мире;

воспитывать   любовь   и   желание   ухаживать   за   растениями,

животными, птицами;

- закреплять умение правильно вести себя в природе;

- закрепить умение различать и называть 7-10 видов деревьев, 3-4

кустарника,  5-6  лесных  и  садовых  ягод,  грибов,  5-6  комнатных

растений,  наиболее  распространенные  виды  животных  дикой

природы, по 8-10 видов рыб, птиц, земноводных, насекомых;

-   дать   представление   о   неживой   природе,   ее   влиянии   на

растительный и животный мир;

- познакомить со способом выращивания культурных растений их

вегетативного размножения (черенкованием, усами, листьями).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

  • качестве основных критериев роста, которые определяют итоговый результат, следует называть приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром и следующие проявления нравственно - экологической позиции личности:

- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части привычки ребенка.

- наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое их применение

- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему

- проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности.

- проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

  • итоге реализации перспективного плана предполагается развитие:
  • познавательных способностей;
  • внимания, памяти;
  • мышления (функций анализа, обобщения, классификации), речи;
  • навыков взаимодействия в окружающей природе.

Система отслеживания и оценивания результатов развивающей работы:

  • педагогическая диагностика познавательного развития дошкольников;
  • «открытые» мероприятия для родителей и педагогов;
  • диагностические беседы с детьми.


Месяц

сентябрь


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(старшая группа)

Тема,

Задачи

План деятельности

форма работы

Здравствуй

Закрепить знания детей об осени. Развивать умение

Наблюдение – сравнение «Погода летом и осенью»

осень.

устанавливать связи между изменениями неживой и живой

Д/и «Угадай время года»

природе. В жизни растений и животных, насекомых и птиц, в

Беседа «Жизнь растений и животных осенью»

труде людей. Развивать наблюдательность.

Рисование «Воспоминание о лете»

Что нас

Воспитывать бережное отношение к природе; учить различать

Наблюдение Что нас окружает?, Что у нас под

окружает?

объекты, созданные природой и человеком; расширять

ногами?;

(целевая

представление о содружестве человека и природы, о

Д/и «Что сделано природой, что человеком»

прогулка)

положительном и отрицательном влиянии человека на

Мп/и «Изобрази насекомое»

природу.

П/и «Садовник»

Рисование на асфальте «Цветы»

Лесное

Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе

Беседа «Этажи леса»

путешествие

и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие

Заучивание стихотворения «Что такое лес?»

живых организмов леса; формировать представление об

мнемотехника

условиях среде, к которой приспособились животные и

Слушание «Звуки леса»

растения; развивать познавательный интерес к жизни леса и

Д/и «С какого дерева листочки?»

его обитателям, память, связную речь, умение анализировать,

Д/и «Чьи детки?»

делать выводы; воспитывать бережное отношение к лесу.

П/и «Посади лес»

Волшебница

Обобщить и систематизировать знания детей об осени;

Беседа «Такая разная осень»

осень.

интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в

Д/и «Когда это бывает?»

природе с формированием эстетических представлений;

Наблюдение за листопадом

формирование экологической культуры личности

МП/и «Листопад»

дошкольника старшей группы д/с; воспитывать бережное

Развитие мелкой моторики «Узор из листьев»

отношение к растениям и животным.

Чтение книги «Почему осенью листопад?»


Месяц

октябрь


Тема,

Задачи

План деятельности

форма работы

Овощи и

Уточнить и закрепить представления детей об овощах и

Беседа о пользе овощей и фруктов

фрукты

фруктах, признаках их сходства и различия. Развивать

Предметные и дидактические игры: «Узнай на вкус»,

логическое мышление, учить сравнивать анализировать.

«Узнай на ощупь»,

«Готовим борщ и компот»

Загадки об овощах и фруктах

Что мы знаем о

Сформировать понятие «домашние и дикие животные»:

Беседа «Эти удивительные животные»

животных

Уточнить знания детей об образе жизни, повадках.,

Загадки о животных

Развивать умение устанавливать  причинно-следственные

связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности

Д/и «Что за зверь?», «Угадай кто кричит»

живых существ от условий среды их обитания; воспитывать у

П/и «Море волнуется раз»

детей интерес к жизни животных.

Наши

Познакомить детей с органами чувств человека: глаза, уши,

Карточки с изображением органов чувств.

помощники -

нос, язык, кожа. Сформировать знание об их роли при

Д/и «Кто спрятался?», «Узнай по голосу», «Узнай по

органы чувств

восприятии человеком окружающего мира, развивать

запаху», «Чудесный мешочек»

тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

Загадки об органах чувств.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Какие бывают

Формировать и обогащать знаний детей о перелетных и

Рассказ «Какие бывают птицы»

птицы

зимующих птицах (среда обитания, потребности,

Комплект карточек «Птицы»

приспособление к среде, сезонным изменениям среды,

способы удовлетворения потребностей); развитию

познавательного интереса к природе; воспитывать потребность

Загадки о птицах

и необходимость заботливого отношения к живым существам.

Д/и «Какая птичка?»


Месяц

Ноябрь


Тема,

Задачи

План деятельности

форма работы

Чем люди

Уточнить представления детей о том, что все люди разные, не

Беседа «Какие мы разные?»

отличаются

похожие друг на друга. Учить выделять признаки различия и

Д/и «Найди пару» (по росту, цвету волос, глаз)

друг от друга

сходства людей. Развивать интерес детей к познанию

особенностей людей. Воспитывать дружеское отношение друг

к другу.

«Что из чего

Познакомить детей с природными материалами и материалами

Беседа «Что из чего и для чего?»

сделано».

сделанными руками человека, уточнить знания о том, что

Д/и «Из чего предмет»

материалы и вещи из них полезны в обычной жизни, углубить

Опыт «Тонет или нет»

знания детей о прошлом предметов, развивать логическое

мышление.

«Расскажи о комнатных растениях»

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.

Артикуляционная гимнастика, игра «Найди растение»,  физкультминутка «цветы», Д.И.  «За каким растением спрятался Хрюша?»

Труд людей

Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка

Иллюстрации труд людей осенью и летом.

осенью

урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ

Беседа по картинам

домашних животных. Учить устанавливать причины смены

труда, сравнивать их с трудом летом, делать выводы о

направленности труда и его значении. Воспитывать уважение

Рисование «Осенние дары»

к труду людей, стремление помогать им.


Месяц

Декабрь


Тема,

Задачи

План деятельности

форма работы

Зима полна

учить устанавливать связи и закономерности в природе,

Д/и: «У кого какой дом»

серебра

обобщить представления детей о зиме, закрепить их знания о

Опыт: «Снег сохраняет тепло»

характерных признаках зимних месяцев, развивать логическое

Труд в природе: организация зимнего огорода на

мышление, воспитывать любовь к родной при роде.

окне

Загадки о зиме и явлениях природы

Кто как зимует

Расширять и углублять представление о зимовке зверей птиц,

Беседа о зиме

рыб, насекомых. Учить отыскивать причины изменений в

Д/и «Зоологическое домино»

жизни животных и птиц в изменении условий их обитания,

Опыт с водой и снегом, льдом

устанавливать причинно-следственные связи. Развивать

Карточки с изображением домашних и диких

доказательную речь. Воспитывать любовь к животным,

животных

стремление помочь в трудных условиях.

Загадки о животных

Физминутка «Снежок»

Бумага,

Расширять знания детей о свойствах и качествах различных

Изготовление поделок, построек (оригами из

древесина,

материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить

бумаги)

ткань

пользоваться различными материалами (бумага, мягкая

Рассматривание предметов, игрушек из знакомых

проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки,

материалов

крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и

Опыт с бумагой, древесиной

желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

Рассказ о рыбе

Дать понятие о рыбах и лягушках. Закрепить знание детей о

Рассказ о лягушках и рыбах

и лягушке

строении рыбы и лягушки. Изменить у детей традиционно

неприязненное отношение к лягушкам. Объяснить, насколько

Схема «Развитие рыбы и лягушки»

полезны и нужны в природе эти безобидные существа.

Игра с карточками «Развитие рыбки и лягушки»


Месяц

Январь


Тема,

Задачи

План деятельности

форма работы

В гостях у

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными

Беседа о зимующих и перелётных птицах

птиц

птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять

Отгадывание загадок

знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании.

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц

Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим

Наблюдения за птицами на участке

меньшим»

Дидактические игра: «Кто где живёт»

Зимушка-зима

Расширить представления детей о сезонных изменениях в

Беседа о зиме

природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на

Рассматривание картины «Зимние забавы»

деятельность людей. Показать детям связь между живой и

Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют

неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему

дикие звери»

живому.

Чтение сказки «Зимовье»

С. Козлов «Зимняя сказка»

А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка»

П/игры «Берегись, заморожу»

«Снежинки и ветер»

Песок, глина,

Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять

Опыт с песком, глиной

камень, почва

особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их

Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений

свойства. Дать представления о том, как образуется перегной.

(рыхление, прополка, удобрение)

Рассмотреть песок, глину (сравнить)


Месяц

Февраль


Тема,

Задачи

План деятельности

форма работы

Путешествие в

Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со

Рассматривание картины из серии «Уход за

царство

способами их черенкования. Закрепить названия знакомых

комнатными растениями»

комнатных

комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать

Опыт по ознакомлению с потребностями растений

растений

детей описывать растение, отмечая различие и сходство между

(свет, тепло, влага, почвенное питание)

ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к

Игра «Цветы»

комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за

Беседа о строении растений

ними.

Беседа об уходе за комнатными растениями

Дидактические игры «Живые картинки»

Стекло и

Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл);

Опыт со стеклом, металлом

металл

учить определять признаки свойства материалов (структура

Сравнение предметов

поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость).

Дидактическая игра «Из чего сделан предмет»

Способствовать определению материала, из которого сделан

Рассматривание иллюстраций с предметами из этих

предмет.

материалов

Путешествие с

Познакомить детей с различными природно-климатическими

Рассматривание иллюстраций животных и растений

Севера на

зонами, условиями жизни на Земле,

севера и юга

Юг».

рассказать о климатических поясах России, дать понятие

Д/и «В гостях у Хозяйки Медной горы»

высокой поясности, что каждой климатической зоне

Опыт: «Как маскируются животные»

соответствуют определенные виды растений

воспитывать

Экологическая акция: «Украсим группу цветами»

бережное отношение к природе.

Солнце –

Развивать у детей элементарные представление  и

Рассматривание иллюстраций звездного неба

большая звезда

экологическую взаимосвязь человека с животным миром.

Просмотр презентации «Солнечная система»

Рассказать о Солнечной системе, дать представление о солнце

Опыт: «Полярное сияние»

как звезде и планете, познакомить детей с понятиями света и

Беседа «Когда солнце светит ярче»

тени, показать  значение разного освещения в жизни растений

и животных: показать, что солнечный  луч может стать

разноцветным, делать выводы, подтверждая их

экспериментальным

путем.


Месяц

Март


Тема,

Задачи

План деятельности

форма работы

В гостях у

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой

Наблюдение за весенними изменениями в природе

Веснянки

природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на

Загадки о весне

деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных

Иллюстрации «Когда это бывает»

изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

Жизнь животных и птиц весной.

Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

Чтение стихов о весне

Игра «Покажи птиц, которые прилетают весной»

П/и «Зайцы и волк», «Птицы и лиса»

Береги живое!

Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися

Игровое упражнение «Посели цветы там, где они

под угрозой исчезновения видами растений и животных;

выросли»

вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в

Игра «Где живут животные»

природе. Приучать бережно относится к цветам, животным,

Игра «Какой цветок просит помощи, нарисуй его»

как части природы, источнику красоты, радости людей.

Рассматривание  «Красной книги», беседа

Резина и

Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса).

Рассматривание предметов из этих материалов

пластмасса

Учить детей определять признаки и свойства материалов.

Сравнение резины и пластмассы

Способствовать определению материала, из которого сделан

Д/и «Из чего сделан предмет»

предмет.

Поделки из резины, пластмассы

Как художник

уточнить и расширить представления детей о взаимосвязи

Беседа о лесе

лес рисовал

обитателей леса, их пищевой зависимости друг от друга,

Рассказ «Как я побывал в лесу»

закрепить знания детей о том, что лес - это сообщество

Составление пищевых цепочек леса

растений необходимость охраны этих растений и животных,

Д/и «Как вести себя в лесу»

которые не могут жить друг без друга, что лес, это их дом.

Рассматривание иллюстраций «Чудеса в лесу»

Люди, приходящие в лес - это гости, они должны соблюдать

Рисование «Лес весной»

правила, чтобы не нарушить жизни хозяев, рассказать

о приспособляемости животных к среде обитания.


Месяц

Апрель


Тема,

Задачи

План деятельности

форма работы

Насекомые -

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья

Отгадывание загадок

наши

коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница,

Наблюдения за насекомыми

помощники

капустница); на доступных примерах показать, что скрывается

Рассматривание иллюстраций

за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.

Д/и «Найди насекомых, поедающих листья»

Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Чтение стих-й М. Пришвина «Божья коровка»,

«Кузнечик», «Майский жук» (из книги В. Зотова

«Лесная мозаика»)

Экскурсия в

Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния

Наблюдения за цветением деревьев

плодовый сад в

плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по

Рассматривание иллюстраций «Сравнение

период

цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением

различных периодов весны»

цветения

условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост

и  цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле

Рассматривание

и их поведением). Воспитывать эстетические чувства.

картины «Цветущий сад»

Игра «Пчёлки»

Земля - мой

Дать представления о суше и водном пространстве,

Беседа «Где я живу»

дом

разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд,

Сравнение речки, болота, моря

болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город,

Д/и: «Рассели животных»

страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть

«Кто живёт на суше, а кто в воде»

разнообразными способами получения информации. Поощрять

Рисование «Звёздное небо»

желания делится своими впечатлениями с окружающими.

Для чего

Познакомить с дождевым червем,

Беседа о насекомых

нужны

с внешним видом и строением, закрепить знания детей о

Рассказ «Наши друзья дождевые червяки»

дождевые

почве, через стеклянную стенку демонстрационного ящика

Наблюдение за дождевым червяком

черви

наблюдать за поведением дождевых  червей, сделать вывод:

Опыт «Как лучше дышит растение»

они полезны, т. к рыхлят почву и к корням растений поступает

больше воздуха.


Месяц

Май


Тема,

Задачи

План деятельности

форма работы

Экологическая

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить

Чтение стих-я Р. Рождественского «Береги

тропинка

ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей

природу»

природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной

Целевая прогулка по экологической тропинке

аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка

Игра «Что ты сделал доброе для природы?»

мусора, лечение деревьев)

ТРИЗ «Что будет, если»

Д/и «Кто больше»

П/и «Раз, два, три- к дереву беги»

Прослушивание аудиозаписи «Голоса природы»

Игра «Опиши, а мы отгадаем»

Человек -

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего

Рассматривание плакатов, иллюстраций со

живой

особенности и потребности. Формировать представления

строением органов человека

организм

детей о некоторых органах и системах строения человека, о

Беседа о потребностях человека

«+» и «-» влиянии на них. Развивать сенсорную

Рассказ о вредных привычках

чувствительность при решении познавательных задач.

Язычок-помощник - Игра «Угадай на вкус»

Гимнастика для глаз

Бумага,

Обобщить знания детей о свойствах и качествах различных

Д\и «Что из чего?»

древесина,

материалов, умение их сравнивать. Продолжать учить

ТРИЗ «Если бы не было деревьев»

ткань

пользоваться различными материалами и инструментами.

Беседа «Зачем нужно стекло»

Воспитывать интерес и желание преобразовывать из

Игра «Юный модельер»

известных материалов в поделки.

Проведение

Выявить какие знания и умения приобрели дошкольники по

Диагностические карты и карты схемы для

итогового

теме экологического воспитания.

выявления уровня экологических знаний и умений

мониторинга

дошкольников.


Месяц

Сентябрь


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(подготовительная группа)

Тема,

Задачи

План деятельности

форма работы

Во саду ли, в

Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить

Наблюдения за сбором урожая

огороде

их классифицировать, правильно называть и различать; знать

Д/и «Узнай по описанию»

их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и

Беседа «Что нам осень принесла»

развития растений (действия тепла и холода на растение).

Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»

Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

Н. Егоров «Тыква», «Морковка», «Горох», «Лук».

Игра «Вершки и корешки»

В хороводе

Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их

Наблюдения

деревьев

по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб,

Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев

рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к

Отгадывание загадок

сезонным изменениям в природе; находить и называть

Игра «Листья и плоды»

отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев.

Дидактическое лото «С какого дерева листочек»

Воспитывать интерес к познанию.

Чтение стих-я А. Майков «Кроет уж лист золотой»

«Зелёная

Познакомить детей с новыми лекарственными растениями:

Беседа о лекарственных травах

аптека»

ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи

Загадки

растительного мира и человека. Воспитывать бережное

Рассматривание иллюстраций с растениями

отношение к растениям.

Дегустирование «Полезный чай»

Волшебница

Обобщить и систематизировать знания детей об осени;

Беседа «Такая разная осень».

осень.

интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в

Д/и «Когда это бывает?»

природе с формированием эстетических представлений;

Наблюдение за листопадом.

формирование экологической культуры личности

МП/и «Листопад»

дошкольника старшей группы д/с; воспитывать бережное

Сбор осеннего букета из листьев

отношение к растениям и животным.

Чтение стихов об осени


Месяц

Октябрь


Тема,

Цели и задачи

План деятельности

форма работы

Тайны

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и

Загадки Лесовичка о грибах

грибного

несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка).

Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций

царства

Дать знания о полезных свойствах грибов.

Рассказ о месте произрастания грибов, их строении,

размножении

Аппликация «Поможем белочке заготовить грибы»

Рассматривание иллюстраций, муляжей

Чудо- ягодка

Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе,

Отгадывание загадок

среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах)

Д/и «Лесные и садовые ягоды»

Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)

Воздух

Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не

Надувание мыльных пузырей

имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха

Пузырьки-спасатели

(воздух легче воды). Подвести детей к выводу о

Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на

необходимости воздуха для роста растений.

рост и развитие растения)

Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей

Наши

Познакомить детей с органами чувств человека: глаза, уши,

Карточки с изображением органов чувств.

помощники

нос, язык, кожа. Сформировать знание об их роли при

Д/и «Кто спрятался?», «Узнай по голосу», «Узнай по

органы чувств

восприятии человеком окружающего мира, развивать

запаху», «Чудесный мешочек»

тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

Загадки об органах чувств

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.


Месяц

Ноябрь


Тема,

Задачи

План деятельности

форма работы

Мир растений

Учить различать и называть садовые и дикорастущие

Рассматривание иллюстраций с изображением

растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху.

знакомых садовых и дикорастущих растений

Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями.

Д/и: «Собери букет», «Узнай растение»

Воспитывать эстетические чувства.

Опыт «Что любят растения»

Подводное

Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи),

Наблюдения за аквариумными рыбками

царство

лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб,

Рассматривание иллюстраций с изображением

повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и

лягушки, рыб, водорослей.

животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб,

Игра «Мы весёлые рыбки»

позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей

Опыт «Кто живёт в воде»

среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками.

Беседа «Зачем лягушке такие лапки»

Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.

Волшебница

Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды

Беседа

вода

(вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие

Чтение стих-я Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде»

вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет

Игра «Как сосулька превратилась в воду»

запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше

Изготовление цветных льдинок

этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее

Взаимодействие воды и снега

вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его

МП/и «Такая разная вода»

состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей

Опыты с водой

жизни

Чем люди

Уточнить представления детей о том, что все люди разные, не

Беседа «Какие мы разные?»

отличаются

похожие друг на друга. Учить выделять признаки различия и

Д/и «Найди пару» ( по росту, цвету волос, глаз)

друг от друга

сходства людей. Развивать интерес детей к познанию

«Отличия людей по занятиям»

особенностей людей. Воспитывать дружеское отношение друг

Обобщение понятия «люди» по моделям.

к другу.


Месяц

Декабрь


Тема,

Задачи

План деятельности

форма работы

На

Уточнить и расширить представления детей о домашних

Отгадывание загадок о домашних животных

бабушкином

животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания

Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых

дворе

детям об их образе жизни и приносимой ими пользе.

героями являются домашние животные

Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними

Дидактические игры: «Назови детёнышей»,

животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать

«Кто, где живёт»

добрые чувства к животным.

Игра «Угадай, это зверь или птица?» (по модели)

Лесные

Рассматривание картины  «Звери в зимнем лесу»

жители

Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём

Игра-имитация «Звериная зарядка»

диких животных (как передвигаются, чем питаются, как

Опыт «Как звери меняют шубку»

спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких

Диафильм 2Зайцы», «Зима в лесу»

животных). Помочь детям устанавливать зависимость

Игровое упражнение «Придумай ласковые слова»

изменений в жизни животных от изменений в неживой

Д/и: «Найди детёныша», «Кто, что ест», «Кто, где

природе. Воспитывать любовь и заботу к животным

живёт»

Белый снег,

Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда,

Опыты со снегом

пушистый

их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств

ТРИЗ «Зачем зимой снег?»

снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на

Экспериментирование «Цветные льдинки»

морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он

Рисование «Снежинки»

должен быть влажным).

Постройка горки с помощью взрослых

Приключение

закрепить знания о четырех  классах животных: насекомых,

Беседа о братьях наших меньших

Мамонтенка

птицах, выделять характерные признаки с помощью моделей

Д/и «Кто главный в лесу»

каждого класса животных.

Найди по схеме животное, птицу, насекомое.

Составление моделей животных самостоятельно.

Загадки о животных

Рисование «В зоопарке»


Месяц

Январь


Тема,

Задачи

План деятельности

форма работы

Экскурсия в

Наблюдение за деревьями зимой.

зимний парк

Уточнить и расширить знания детей о характерных признаках

Заучивание поговорок и зиме

зимы (холодно, морозно, солнце не греет везде лежит снег).

Рассматривание иллюстраций с разными погодными

Закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц.

условиями зимой

Видеть особенности их поведения зимой. Воспитывать

Наблюдения за птицами на участке

эстетическое видение природы, стремление беречь ее.

Укрывание снегом корней деревьев

Свет и цвет

Дать детям представление о том, какое значение имеет свет

Беседа «Свет и цвет в чем различие?»

для всего живого на земле. Научить  экспериментировать со

Опыты со светом «Волшебные лучи», «Свет и тень»,

светом, понимать, что свет необходим для человека.

«Как получается радуга»

Опыты с цветом « Волшебный круг»

Теневой театр

Самостоятельная деятельность «Раскрасим радугу»

Алтайский

Дать понятие «Заповедник», сформулировать знания о том,

Беседа «Как человеку сохранить редких животных и

заповедник

зачем нужны заповедники, как там содержат редких

птиц»

животных.

Д/и «Кто где живет?»

Познакомить с видами заповедников .

Просмотр презентации «Заповедные места»

Изготовление аппликации «Животные и птицы

Красной книги»


Месяц

Февраль


Тема,

Задачи

План деятельности

форма работы

Животные

Познакомить детей с животными нашей планеты Земля.

Рассматривание разных животных

разных стран

Закрепить знания о том, в какой часть суши живут

Д/и «Где кому лучше живется?»

разнообразные животные. Развивать гуманное отношение к

Беседа с использованием ТРИЗ «Черепаха на

животным. Повторить знания о том, зачем нужна Красная

севере»

книга.

Просмотр видеофильма «Ребятам о зверятах»

Почему земля

Познакомит детей с компонентами, которые входят в состав

Беседа о почве «Что где растет?»

кормит

почвы с помощью опытов, дать понятие «плодородная почва»,

Рассматривание иллюстраций с различными видами

воспитывать познавательный интерес и развивать навыки

почв.

исследовательской деятельности.

Опыты с почвой, глиной, песком

ТРИЗ «Земля и почва — разное или одинаковое»

Загадки

Обобщить  знания  детей  о  типичных  экосистемах  (лес,  луг,

Рассматривание физической карты, картин «Лес

природы

водоем,пустыня).Развиватьумениесамостоятельно

после пожара», Загрязненная река и т. п. - беседа по

устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении

ним.

каких-либо   живых   организмов   в   составе   сообщества

Д/и «Кто вернется в лес», «Этажи леса»

изменяются  условия  среды,  что  может  привести  к  гибели

Повторение правил поведения в экосистемах

других  организмов.  Закрепить  знания  детей  о  правилах

Опыт - изготовление очистного сооружения реки.

поведения в экосистемах.

Зарисовка «Путешествие в лес (на реку, в пустыню)»

Витамины на

Учить детей создавать ситуацию опыта, развивать

Беседа о витаминах

подоконнике

наблюдательность. Умение замечать изменения в росте

Посадка лука в различные виды почв и воду,

растения, связывать эти изменения с условиями, в которых они

дальнейшее наблюдение за ростом

находятся. Воспитывать познавательный интерес.

Зарисовка дневников наблюдений «Как лук растет»

ТРИЗ «Что можно вырастить на подоконнике?»


Месяц

Март


Тема,

Задачи

План деятельности

форма работы

Уход за

комнатными

Развивать интерес к комнатным растениям; учить детей

описывать растения (стебель, листья, светолюбиво или нет,

Комнатные растения в группе; карты-схемы ухода за цветами

растениями.

как поливать).

Насекомые —

Расширить представления о насекомых, их среде обитания.

Строение насекомых — рассматривание схем

друзья и враги

Учить сравнивать насекомых по способу их передвижения.

Беседа «Вредные и полезные насекомые»

Дать сведения о сезонной жизни насекомых, местах их

Д/и «Кто спрятался в траве?»

обитания. Формировать бережное отношение к живой

Пед. ситуация «Если бы не было пчел»

природе.

Д/и «Угадай по описанию»

Подводное

Расширить представления детей о воде, ее свойствах, ее

Беседа «Какая бывает вода, кто в ней живет»

царство

значении в жизни всего живого. Расширить представления

Просмотр презентации «Подводное царство»

детей о подводном мире животных, особенностях их строения;

Д/и «Рассели морских и речных обитателей»

Воспитывать  бережное отношение к животным подводного

Рисование «Морское дно»

мира.

Живая и

Закрепить понятия «природа» и «не природа». Животные и

Беседа «Что такое природа»

неживая

растения как живые существа: они могут дышать, питаться,

Д/и «Живая и неживая»

природа

размножаться, двигаться. Закрепить понятия «живая»-

Д/и «Кто в домике живет?»

«неживая» природа. Живая и неживая природа, как общий дом

Изготовление общей аппликации «Природа — наш

для всех живых существ.

общий дом — всем хорошо живется в нем!»


Месяц

Апрель


Тема,

Задачи

План деятельности

форма работы

Пернатые

Обобщить и систематизировать знания детей об изменениях в

Беседа «Весенние заботы птиц»

друзья

жизни птиц весной. Учить устанавливать связи между

Д/и «Зимующие и перелетные»

прилетом птиц и наличием корма. Познакомит детей с тем, как

Просмотр видеофильма «Птичьи заботы»

птицы устраивают гнезда (различные виды гнезд, как

М/п игра «Найди гнездышко»

заботятся о птенцах. Формировать гуманное отношение к

Чтение стихов и загадок о птицах

птицам.

Определение примет по повадкам птиц.

«Весна

Уточнить и расширить знания детей о характерных признаках

Беседа «Весна пришла»

пришла»

весны. Закрепить знания о весенних изменениях. Видеть

Наблюдение за природой, деревьями

обучающая

особенности преображения природы весной. Воспитывать

Составление прогноза погоды по приметам на день

прогулка

эстетическое видение природы, стремление беречь ее.

Рассматривание почек разных деревьев

П/и «Птицы и насекомые»

П/и «Беги к дереву какое назову»

Повторение правил поведения в природе

Луговые цветы

Дать знание детям о травах и цветах, как представителях

Просмотр презентации «Такие разные цветы»

флоры Земли их красоте и пользе. Знакомить с Красной

Сравнительный анализ луговых цветов

книгой растений. Воспитывать любовь к природе.

Рассматривание схемы - строение цветка

Изготовление мнемосхем «Береги цветы»

«Дом под

Учить любить и понимать природу. Формировать

Просмотр презентации «Земля-наш общий дом»

крышей

представление о том, что человек часть природы.

Д/и «Сохраним живое»

голубой»

Воспитывать любовь к окружающему.

Игра-фантазия «Придумай и нарисуй экологически

чистый вид транспорта», «Город будущего»


Месяц

Май


Тема,

Задачи

План деятельности

форма работы

Природные

Закрепить знания детей о различных природных явлениях.

Народные приметы — беседа и обсуждение.

явления.

Формировать знания о природных катаклизмах и правилах

ДИ «Предскажи погоду»

поведения при этом.

Пед. ситуация « А если гроза….(шторм, буран и

т.п)»

Д/и «Как вести себя, когда….»

Комнатные

Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных

Беседа о комнатных растениях.

растения

растениях, их пользе, правилах ухода за ними. Учить детей

Д/и «Угадай растение по описанию»

определять растения по внешнему виду. Воспитывать интерес

Опыт «Как растение дышит, пьет»

к комнатным растениям.

Мнемотаблица «Как ухаживать за цветком»

Практическая деятельность «Посадка комнатного

растения»

Праздник

Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.

Чтение стихов о природе, исполнение песен.

«Мы - друзья

Учить бережному отношению к природе и друг другу.

Д\И «Какое время года», «Метеобюро», «Рассели

природы»

животных и птиц», «Бывает - не бывает»

Опытническая деятельность с водой, воздухом,

песком, почвой.

П/и «Чистая планета»

Изготовление плаката «Мы - друзья природы»

Проведение

Выявить какие знания и умения приобрели дошкольники по

Диагностические карты и карты схемы для

итогового

теме экологического воспитания.

выявления уровня экологических знаний и умений

мониторинга в

дошкольников, дидактические игры по изученным

виде

темам, мнемотаблицы. Блиц-вопросы.

экологической

викторины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по методической теме: "Знакомство с комнатными растениями как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"

«ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Опыт работыВоспитателя МДОУ д/с №16г. СевероморскаАбрамовой Ольги Сергеевны...

Тема самообразования "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальность, в связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная ...

План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...

План по самообразованию. Тема:«Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Цель: продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность. Развивать у детей интерес к родной природе. Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементар...