Дифференцированный подход к детям старшего дошкольного возраста
методическая разработка

Истомина Анжелика Петровна

консультация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsii.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход к детям старшего дошкольного возраста

Истомина Анжелика Петровна

Воспитатель МДОУ  ЦРР – д/с «Классика»

Полноценное математическое и художественное развитие детей старшего дошкольного возраста обеспечивается организованной, целенаправленной деятельностью, в ходе которой педагог продумано ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения, осуществляет учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, его возможностей, интересов, склонностей и способностей.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности  могут быть использованы все  виды уровневой дифференциации

Как известно, в период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей – переход от наглядных форм мышления к логическим, от практического мышления к творческому В этом возрасте начинается формирование первых форм абстракции, простых форм умозаключения.

Развитие элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте  является той областью, где при условии систематического обучения можно не только дать определенную сумму знаний, умений, навыков, но и сформировать высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, которые в дальнейшем могут стать основой интеллектуальной и творческой деятельности человека

В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено прежде всего на развитие познавательных способностей, интеллектуальных умений и навыков мыслительных процессов. В этом возрасте все дети проявляют  повышенный интерес к знаковым системам, моделированию, выполнению действий с числами, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результатов.

Постепенное усложнение знаний, осваиваемых детьми, заключается как в увеличении объема  количественных, пространственных представлений, так и в степени их обобщения. При этом детям могут предъявляться задания разные по содержанию, и задания, отличающиеся при общей познавательной цели и общем содержании разной степенью трудности.

Трудность – психологическая категория, определяемая сложностью задания, методикой его предъявления и зависящая от индивидуально – психологических особенностях детей.

Какова дидактическая цель применения дифференцированных  заданий?

Зная индивидуальные особенности детей( уровень подготовленности, особенности мышления, памяти, интересы, склонности), следует обеспечить наиболее целесообразный характер деятельности каждого ребенка в процессе самостоятельной работы.

Для детей с низким уровнем развития важно разрабатывать задания, позволяющие повысить их активность в процессе восприятия, осмысления нового материала, оказывать им первичную помощь при первичном закреплении материала, способствовать систематизации и совершенствовании знаний

Для детей с высоким уровнем развития_ задания, требующие посильного умственного напряжения, больше самостоятельности, творческого поиска правильных способов решения.

При организации дифференцированного подхода к математическому развитию детей в значительной  степени возрастает и индивидуальная помощь педагога каждому нуждающемуся ребенку.

К формам оказания педагогической поддержки детям в процессе математического развития относятся:

1.Задания с наличием образца выполнения. В этих заданиях формирование умений и навыков и система упражнений идет от установления общей сущности заданий. Сначала предъявляется образец, передающий основной принцип выполнения  работы, затем передающий отдельные детали, элементы работы, и в последнюю очередь несколько образцов с возможными  вариантами выполнения задания.

2.задания с выполнением некоторой части. Детям предлагается задание, содержащее готовое решение отдельных частей учебной задачи  При этом следует давать в готовом виде те части решения, которые представляют на определенной ступени трудности для детей. Задания с выполнением некоторой их части могут быть различных видов. Так в решении может быть дан первый шаг способа действия – дети добавляют остальные, или последний – дети дополняют предыдущее решение, дается все выполненное задание – дети объясняют способ выполнения и.т.д.

3.Задания со вспомогательными вопросами. Дидактическая цель применения вопросов состоит в том, чтобы помочь ребенку воспроизвести знания, необходимые для выполнения задания. Особенно ценны вопросы требующие самостоятельного поиска решения задачи, выявление причинно – следственных связей, самостоятельных обобщений. Особое внимание необходимо уделять вопросам на сравнение.

4. Задания с соответствующими указаниями инструкциями На первых этапах  усвоения материала следует использовать задания с указаниями и советами частного характера, определяющими выбор способа действия, активизирующими внимание.

5.Задания со вспомогательными упражнениями может быть аналогичным  основному, но более легким по содержанию

6. Задания с алгоритмическим предписаниями. Под алгоритмом обычно понимают «точное общепонятное предписание о выполнении в определенной(в каждом конкретном случае) последовательности любой из задач, принадлежащих некоторому типу или классу. Обязательное условие использование заданий с алгоритмами – наличие у детей знаний, навыков, умений, составляющих алгоритм.

7.Задания с выбором решения. Это задания, где предлагается учебная задача и варианты ее решения, из которых следует выбрать верный.

Подобные задания могут быть использованы педагогом на всех этапах образовательного процесса: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле знаний и умений. Они могут быть предъявлены на отдельных карточках, в демонстрационном материале педагога, в отдельных самостоятельных заданиях для каждой подгруппы детей при этом возможны удобные для воспитателя и целесообразные для детей виды сочетаний этих форм.

Для того, чтобы мотивом усвоения знаний была собственная потребность ребенка, а не требования со стороны воспитателя, взрослому необходима такая форма обучения, которая:

Во – первых, обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания;

Во – вторых – дает возможность каждому ребенку участвовать в процессе выполнения задания;

В – третьих, включает всех детей в процесс решения задачи;

В – четвертых, может быть подвижной и изменяться в зависимости от задач обучения.

Такой формой образовательного развития элементарных математических представлений являются образовательные мероприятия в виде игровых комплексов.

Игровая форма образовательного мероприятия создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к обучающей деятельности.

Реализация игровых приемов в образовательном направлении осуществляется по следующим направлениям:

- дидактическая цель ставится  перед детьми в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- дидактический материал используется в качестве средства игры, в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Таким образом, на мой взгляд, наиболее эффективной является в математическом развитии дифференциация по содержанию работы с детьми.

В художественной деятельности ведущей формой дифференциации будет по организационной форме обучения, потому что решение воспитательных и образовательных задач на занятиях аппликацией и.т.д. определяется в большей мере правильной организацией работы с детьми.

Каковы же будут типы взаимодействия с детьми:

Во – первых это «учитель», который ставит перед детьми определенные задачи, предлагает конкретные способы и средства их решения, оценивает правильность действий. И как бы не были демократичны способы  решения взрослый находится над ребенком.

Во – вторых – это позиция равного партнера, включенного в деятельность наравне с ребенком, который внутри этой деятельности вводит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрируя разные способы действий, решает возникающие в совместной деятельности проблемы вместе с детьми, используя при этом приемы «косвенного руководства.

В – третьих – это позиция «создателя окружающей среды, предметного мира ребенка, когда взрослый непосредственно не включен в детскую деятельность, но, организуя среду, предоставляет детям возможность действовать свободно и самостоятельно.

В соответствии с этими позициями взрослого весь «педагогический процесс в дошкольном учреждении можно условно разделить на три составляющих блока:

- специально организованное обучение в форме  образовательных мероприятий.

- совместная деятельность взрослого с детьми.

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Фронтальная форма организации детей предполагает одновременную работу педагога со всеми детьми группы. Фронтальные формы работы позволяют успешно реализовывать программу обучения дошкольного, ориентированную на общие возможности детей дошкольного возраста. Ее усвоение необходимо для  развития всех детей, для создания базы, на основе которой может осуществляться становление личности каждого ребенка. Организованное  таким образом обучение особенно важно для развития в старшем дошкольном возрасте учебных умений, позволяющих успешно обучаться в школе Эта форма организации детей является основной на занятиях по сообщению детям новых знаний.

При организации детей по подгруппам основным условием для ее осуществления становится создание относительно стабильных  подвижных игр, позволяющих организовать обучение на нескольких уровнях усвоения одного и того же содержания учебного материала. В этом случае дифференцированный подход представляет собой работу педагога с детскими подгруппами, которые сконструированы  на основе разного уровня развития детей. Более сильной подгруппе педагог представляет более сложные задания, а более слабой – менее трудные задания. При этом сильные дети с удовольствием включаются в работу, выполняя задания, рассчитанные на их «зону ближайшего развития» В результате дети этой подгруппы получают достаточную умственную нагрузку. У детей более низкого уровня развития динамика познавательного интересов на занятиях обеспечивается организацией посильных для них заданий.

Подгруппа может быть сформирована и на основе пожеланий самих детей (например,  при делении детей на команды для выполнения работы) В таком случае работают дети совместно со сходными интересами, стилем работы и связанные дружескими отношениями.

Работа детей в парах позволяет педагогу организовать взаимопомощь взаимопроверку на занятиях. Пары детей могут быть составлены по – разному: сходного, приблизительно равного уровня развития и навыков. Задание будет выполняться на равных, так как общие интересы у детей  и одинаковые познавательные интересы.

Разные по уровню развития- помощь более слабому ребенку. Каждый ребенок выполняет более посильную часть задания. Более сложную часть выполняет сильный ребенок, а заканчивает задание более слабый, который во время работы товарища усвоил общий принцип выполнения задания.

Организация на занятиях детей индивидуальной работы с детьми способствует обеспечению высокого уровня самостоятельности детей, формированию у них учебных умений и навыков, позволяет педагогу организовывать контроль за усвоением учебного материала.

Система дифференцированной работы с детьми невозможна без постоянного наблюдения за каждым ребенком.  В результате  у педагога накапливается банк данных о познавательных возможностях детей, о сформированных умениях, знаниях детей. С возрастом банк данных будет изменяться.

Профессиональное наблюдение за ребенком должно быть оформлено в специальный дневник развития и индивидуальную карту развития и служить основным документом для определения (выбора) дифференцированных форм обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Внедрение здоровьесберегающих технологий, как условие дифференцированного подхода в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста «Мир мальчиков,  мир девочек»  Работа...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МОНОЛОГУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВИспользование дифференцированных заданий при обучении монологу детей старшего дошкольного возраста с системным недоразвитием речи....

Семинар для воспитателей "Обеспечение дифференцированного подхода на физкультурных занятиях, как условие оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Данным материалом могут воспользоваться как воспитатели, так и старшие воспитатели при организации работы по здоровьесбережению детей в условиях детского сада....

«Формирование привычки к здоровому образу жизни с учетом интегрированного подхода у детей старшего дошкольного возраста»

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...

Обеспечение дифференцированного подхода на физкультурных занятиях как условие оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста .

На современном этапе развития педагогической науки реализация дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе старших дошкольников к обучени...

Развитие речи на основе полихудожественного подхода у детей старшего дошкольного возраста

Применение полихудожественного подхода в условиях дошкольного учреждения эффективно для реализации задач речевого развития как детей с речевой патологией, так и для детей с нормальной речью....