Конспект по исследовательской деятельности «Клетки растений» для детей подготовительной к школе группы (по методу А.И. Савенкова)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лукиных Лариса Борисовна

Исследовательская деятельность способствует активизации познавательной активности детей, формированию умений и навыков детей самостоятельно добывать знания о предмете через проведение опытов, наблюдений, посредством получения информации из книг, средств информационных технологий и других источников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kletka.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа- детский сад»

Конспект   по исследовательской деятельности

«Клетки растений»

для детей подготовительной группы

(по методу А.И. Савенкова).

                                                                                                   Составила: воспитатель

Лукиных Л.Б.

г.Пыть-Ях, 2018г.

Программное содержание:

Цель: Развивать навык исследовательского поведения и обработки полученного материала.  

Задачи:

1.Активизировать познавательную активность детей, придавая ей творческий, исследовательский, инициативный характер.

2.Формировать умения и навыки детей самостоятельно добывать знания о предмете через проведение опытов, наблюдений, посредством получения информации из книг, средств информационных технологий и других источников.

3.Упражнять детей в систематизации своих знаний, умений рассказывать с опорой на схемы, делать умозаключения и выводы.

4.Развивать творческое воображение, исследовательские умения и навыки.

5.Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, формировать навыки общения.

6.Приобретение детьми новых знаний об удивительных свойствах растений.  

Материалы и оборудование:

Электронное письмо Ромашки ,  карточки  с  символическими изображениями  «методов  исследования»,  карточки  с  изображением  тем,  папка юного исследователя,  карандаши, овощи и фрукты(апельсин, груша, пекинская капуста, лук) оборудование для  наблюдения  и    для проведения  опытов    (прозрачные  ёмкости,  салфетки,  кувшин  с  водой, одноразовые ложки, контейнеры, одежда для каждого ребёнка для проведения опытов в лаборатории), пищевой краситель,   листочки  бумаги  размером  А4 с конвертиками,  детские энциклопедии с информацией о растениях.

Предварительная работа: рассматривание атласов и энциклопедий для детей, просмотр мультипликационного фильма «Незнайка в Солнечном городе»

Ход НОД

1.Психологический настрой (1 мин)

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

2.Вводно-организационный этап (1 мин)

Ребята, посмотрите, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Сегодня мы с вами снова будем проводить самостоятельные исследования,

как настоящие ученые.

Проходим в наш рабочий кабинет.

3. Мотивационно-побудительный этап (2 мин).

Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, у меня было немного свободного времени и я решила проверить электронную почту. И вот, что я там обнаружила…

Давайте посмотрим…

(Просмотр послания Ромашки на ноутбуке.)

Поможем Ромашке?

4.Выбор темы (1 минута)

Итак, уважаемые ученые, решено! Мы помогаем Ромашке?

 А значит, сегодня мы будем исследовать растения и то, как они «пьют» воду более подробно.

С чего же нам начать?  

4.1 I этап исследования (5 минут)

Как вы уже догадались, исследовать мы будем -растения. Сегодня я буду старшим лаборантом, а Вы моими помощниками-лаборантами. Уважаемые ученые, ваша задача - получить как можно больше новых сведений о растениях и подготовить   сообщение о них -  небольшой  доклад для Ромашки.  Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать  всю  доступную  информацию  и обработать ее. Как это можно сделать? Где и как вы узнаете то, что вам интересно?

У нас есть картинки - подсказки с методами исследования. Они нам очень помогут.

После изучения предложенной темы, нам будет необходимо сделать выводы. Уважаемые коллеги, будьте внимательны!

Давайте вспомним, как мы можем добыть информацию.

-подумать

-понаблюдать

-провести эксперимент

-прочесть в энциклопедии

-спросить у кого-нибудь

-посмотреть в интернете

Карточки с обозначением методов, это - план нашего будущего исследования. Теперь, нам необходимо сделать наш план более строгим и последовательным.

Мы выбираем методы:

-подумать(наблюдение)

-спросить у другого человека

-посмотреть в интернете

-Провести эксперимент

 4.2 Сбор материала. (1 минута)

Прежде, чем приступить к этой работе, давайте вспомним, как мыфиксируем информацию  и  полученные  сведения.  Просто запоминать трудно, поэтому мы будем их схематично зарисовывать на маленьких листочках, при помощи  символов-значков.  Листочки со значками складываем в кармашки папки исследователя.  Я буду вашим консультантом, а вы должны будете собрать всю  информацию, связанную с нашей темой.

5.  Методы: (10 минут)

Ребята, какое сейчас время года?

-Весна! А это значит, что просыпается всё живое и совсем скоро зазеленеет травка, появятся листочки на деревьях и кустарниках.

   1.«Подумать самостоятельно».   (наблюдение)-подойти к окну.

Что мы видим?

-Мы видим деревья. Назовите части дерева, из каких частей оно состоит?

-Из ствола, ветвей, летом есть листья. Как дерево держится в земле?  Как получает воду? С помощью корней. Делаем зарисовки.

1.1. Динамическая пауза «ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ» (1 мин)

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться – разогнуться,

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

   

3. «Спросить у другого человека». 

Кто скажет нам, какой следующий метод? Правильно, «Спросить у другого человека».  Кому  вы  можете    задать  вопросы?  Что будете спрашивать? (А чем отличаются кустарники и деревья?) Делаем зарисовки  

 4. «Посмотреть в интернете».

А еще мы не определили травянистые растения что общего имеют с деревьями и кустарниками?

Какой следующий метод? Правильно! Посмотреть в интернете.  Смотрим внимательно, запоминаем и сравниваем. Делаем зарисовки.

Развитие мелкой моторики рук (1 мин.)

На базар ходили мы,
(дети соединяют мизинцы)
Много груш там и хурмы,
(дети соединяют безымянные)
Есть лимоны, апельсины,
(дети соединяют средние)
Дыни, сливы, мандарины,
(дети соединяют указательные)
Но купили мы арбуз —
(дети соединяют большие)
Это самый вкусный груз.
(пальцы сжимают в кулак,

 большой отводят вверх)

7. Эксперименты

 «Провести эксперимент» (5минут)

- Как вы думаете, какой эксперимент мы можем провести? Перед Вами лежит пекинская капуста, лук репчатый, апельсин.

1.- Для начала рассмотрим поверхность листьев (через лупу), может быть увидим что-то особенное и интересное в листьях капусты? (Салат имеет не совсем ровную поверхность), она состоит из мелких пупырышков.

Наливаем воду в стакан, добавляем краситель, ставим листья пекинской капусты в раствор. Будем наблюдать что же произойдёт с листьями? А один лист не поставим в воду, что же с ним произойдёт?

2.- Возьмите по дольке апельсина и рассмотрите внимательно через лупу. Что увидели? Посмотрите внимательно. Это – клетки!

3. Давайте рассмотрим лук. Смотрим через лупу. Что мы видим? Опять клетки!

4. А сейчас закройте крепко глазки… А сейчас откройте! Посмотрите, что произошло с листьями?

- Листок, который поставили в подкрашенную воду стал менять цвет. Значит он втянул  в себя воду, а лист, стоявший без воды, завял.
Благодаря капиллярному эффекту, продемонстрированному в этом опыте, возможна жизнедеятельность растений. Так же как краситель по канальцам проникает в лист, так и вода поднимается от корней деревьев к листьям.

А что это значит?

-Это значит, что листья «пьют» воду, в данном случае подкрашенную. Вода по сосудикам поднялась в лист.

- А как вы пришли к такому выводу?

Так о каких клетках говорил Знайка? О клетках растений! Клетки впускают в себя воду, но не выпускают её. Растение состоит из клеток, они как кирпичики.

8.Доклад. (1 минуты)

Сейчас, ребята, Вам предстоит обобщить полученные знания с опорой на зарисовки сделанные вами во время исследования растений. Кто будет отвечать? Давайте попробует Полина. Все внимательно слушайте рассказ, а после выступления сможете задать вопросы если они у вас появятся или сами сможете дополнить рассказ. Какие виды растений существуют? Деревья, кустарники и травянистые растения. Что у них общего? Корень, ствол, (стебель), листья.

А из чего состоят все живые организмы? Из клеток (они как кирпичики из которых состоят все живые организмы, даже мы с вами) 

 Сравнивая цвет с одной и с другой стороны листочка, можно скоро заметить, как внутри него, поднимаются кверху желтые и зеленые полоски. Это по «сосудам» поднимается подкрашенная вода.  Чем дольше простоит растение в красителе, тем выше влага поднимется по листу. 
Судя по завядшему листику, сделаем
вывод, что растения без воды жить не могут. Влага должна быть во всех живых организмах. Она нужна как "транспорт" для витаминов и для "питания". В воде растворены питательные вещества- это как еда для человека. «Кирпичики жизни»-Растения, животные, грибы, водоросли, бактерии-все живые организмы состоят из клеток, мельчайших кирпичиков. Некоторые организмы состоят всего из одной клетки. 

9.Заключительная часть.

А теперь подведем итог  нашего  исследования. Что вы узнали нового, о чём не знали раньше? О том, что растения состоят из клеток, которые удерживают воду.

Молодцы ребята!

10. Рефлексия

А сейчас, кому понравилось. Я активно работал -хлопните в ладоши,

Кому было интересно -улыбнитесь

Кому не понравилось, и я проспал всё занятие-поднимите руку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ для детей подготовительной к школе группы «Жалобная книга природы».

Цели: объединение различных видов деятельности детей в целостный педагогический процесс, направленный на формирование у воспитанников основ экологической культуры. Задачи:...

Конспект непосредственно организованной деятельности «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ГОРОД» для детей подготовительной к школе группы

ЦЕЛЬ: Формирование музыкально-эстетического сознания посредством музыки.   https://yadi.sk/d/fgRpm0RA3PQRXh  ссылка на мультимедийный материал...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке для детей подготовительной к школе группы « Люблю тебя моя Россия»

Цель: Прививать  уважение к традициям своей родины  через различные музыкальные жанры. Задачи:Образовательные:Расширить знания детей о природе и красоте русской земли.Познакомить детей ...

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы «Мы идем в магазин»

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы «Мы идем в магазин» с иприменением дидактического пособия "Блоки Дье...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Здоровье-это здорово!" в подготовительной к школе группе

Здоровье - главное богатство человека. Заботиться о здоровье необходимо с раннего возраста. Дети должны знать основные принципы здорового образа жизни, стремиться соблюдать их, бережно относиться к св...