Конспект по исследовательской деятельности «Удивительный лимон» для детей подготовительной к школе группы (по методу А.И. Савенкова)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лукиных Лариса Борисовна

Приобретение детьми новых знаний об удивительных свойствах лимона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_limon.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение

 «Комплекс средняя общеобразовательная школа-детский сад»

Конспект   по исследовательской деятельности

«Удивительный лимон»

для детей подготовительной к школе группы

(по методу А.И. Савенкова)

                                                                                                   Составила: воспитатель

Лукиных Л.Б.

г.Пыть-Ях

Программное содержание:

Цель: Развивать навык исследовательского поведения и  анализирования  полученного материала.  

Задачи:

1.Активизировать познавательную активность детей, придавая ей творческий, исследовательский, инициативный характер.

2.Формировать умения и навыки детей самостоятельно добывать знания о предмете через проведение опытов, наблюдений, посредством получения информации из книг, средств информационных технологий и других источников.

3.Упражнять детей в систематизации своих знаний, умений рассказывать с опорой на схемы, делать умозаключения и выводы.

4.Развивать творческое воображение, исследовательские умения и навыки.

5.Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, формировать навыки общения.

6.Приобретение детьми новых знаний об удивительных свойствах лимона.  

Материалы и оборудование:

Доктор Пилюлькин, чемоданчик доктора,  карточки  с  символическими изображениями  «методов  исследования»,  карточки  с  изображением  тем,  папка юного исследователя,  карандаши,  лимоны, оборудование для  наблюдения  и    для проведения  опытов    (прозрачные  ёмкости,  сахар,  сода, лимоны, салфетки,  кувшин  с  водой, одноразовые ложки, контейнеры, одежда для каждого ребёнка для проведения опытов в лаборатории),    листочки  бумаги  размером  А4 с конвертиками,  детские энциклопедии с информацией о цитрусовых (непосредственно о лимоне).

Предварительная работа: рассматривание атласов и энциклопедий для детей, просмотр мультипликационного фильма «Незнайка в Солнечном городе»

Ход НОД

1.Психологический настрой (1 мин)

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

2.Вводно-организационный этап (1 мин)

Дети садятся на стулья полукругом.  

Сегодня мы с вами будем проводить самостоятельные исследования,

как настоящие ученые.

Раздается стук в дверь.

Звучит тема Пилюлькина

Слышите, ребята, к нам кто-то идёт. Пойду, посмотрю.

3. Мотивационно-побудительный этап (2  мин).

-А к нам гости!

-Здравствуйте ребята!

-Вы меня узнали? Я - доктор Пилюлькин!

-Это детский сад «Ёлочка»? Подготовительная группа «Капельки»?

- Отлично! Вот именно Вы мне и нужны!

 -Вы всегда помогаете моему другу Незнайке!

-Так тебе тоже нужна наша помощь?

- Поможем Пилюлькину?

Пилюлькин: «Как Вы уже знаете, я доктор, лечу малышек-коротышек в нашем Солнечном городе, я им ставлю уколы, даю микстуру, но они этого не любят, просто боятся!» -Так ты хочешь узнать, что можно сделать, чтобы жители Солнечного города не болели?

Ребятам надо подумать! Присоединяйся к нам уважаемый доктор.

Сегодня, мы будем проводить самостоятельные исследования - так же, как это делают взрослые ученые. Ребята, давайте вспомним кто такие ученые? (Люди, которые  проводят  исследования,  опыты,  наблюдения за растениями, открывают  для  всего мира, что-то новое).

4.Выбор темы (1 минута)

Для начала нам нужно выбрать тему.  

На столе, воспитатель располагает картинки с темами: «магнит», «вода», «песок», «луч света», «растения»

Пилюлькин: «Подождите, подождите не торопитесь! Я кажется знаю, что нам нужно исследовать!»

Мы тебя внимательно слушаем, доктор!

«Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один -

Кислый очень, очень.»

Итак, уважаемые ученые, решено! Тема нашего исследования –лимон. А лимон-это растение!

С чего же нам начать?  

4.1  I этап исследования (5 минут)

Как вы уже догадались, исследовать мы будем - лимон. Сегодня я буду старшим лаборантом, а Вы моими помощниками-лаборантами. Уважаемые ученые, ваша задача - получить как можно больше новых сведений о лимоне и подготовить о нём  сообщение  -  небольшой  доклад.  Для того чтобы выполнить эту работу, нужно  исследовать  все,  что  можно,  собрать  всю  доступную  информацию  и проанализировать ее. Как это можно сделать? Где и как вы узнаете то, что вам интересно?

У нас есть картинки - подсказки с методами исследования. Они нам очень помогут.

После изучения предложенной темы, нам будет необходимо сделать выводы. Уважаемые коллеги, будьте внимательны!

Давайте вспомним, как мы можем добыть информацию.

-подумать

-понаблюдать

-провести эксперимент

-прочесть в энциклопедии

-спросить у кого-нибудь

-посмотреть в интернете

Карточки с обозначением методов, это - план нашего будущего исследования. Теперь, нам необходимо сделать наш план более строгим и последовательным.

Мы выбираем методы:

-подумать

-спросить у другого человека

-прочесть в энциклопедии

-посмотреть в интернете

 Давайте подумаем, с чего начать наше исследование? Следующий вопрос -  «Что  нам  следует  сделать  после  этого?».  

4.2 Сбор материала. (1 минута)

Прежде, чем приступить к этой работе, нам необходимо вспомнить, как мы фиксируем  информацию  и  полученные  сведения.  Просто запоминать трудно, поэтому мы будем их схематично зарисовывать на маленьких листочках, при помощи значков-символов.  Листочки со значками складываем в кармашки папки исследователя.  Я буду вашим консультантом, а вы должны будете собрать всю интересующую нас информацию, связанную с нашей темой.

5.  Методы: (10 минут)

    1.«Подумать самостоятельно».    

    Вспомните, что вы знаете о лимоне?

    Лимон жёлтого цвета.

    Мы знаем, что у лимона овальная форма.

    Лимон – это фрукт, он очень-очень кислый.

    Хотя и кислый- очень полезный…

Делаем зарисовки.

     2. «Посмотреть в книге». 

А сейчас, следующий метод «посмотреть книгу». Поищите самую интересную и полезную информацию в энциклопедии. Из книг дети узнали, что лимоны не растут в диком виде. Лимон – это фрукт длиной от шести до девяти сантиметров. Сверху покрыт кожурой, внутри есть дольки и семена. Растут лимоны на небольших, высотой 3—7 м вечнозеленых деревьях семейства цитрусовых с колючими ветками. Цветки лимона — ярко-белые. Возраст деревьев может достигать 45 лет. Родина лимона Индия, Китай. В некоторых странах дерево лимона считается основным символом добра и благополучия. Лидерами по выращиванию лимонов являются Индия, Мексика, Италия, Турция. (Можно посмотреть на глобусе) Вот в Китае лимон считается лекарством. Лимоны с дерева не срывают, а откручивают, при этом от них исходит удивительный аромат. Лимоны созревают не одновременно, собирать их нужно по мере созревания. Некоторые сорта лимона могут храниться прямо на дереве до трех лет. Если лимон вовремя не снять с дерева, то свою жёлтую окраску, он снова поменяет на зелёную, вот так! Хранить плоды лимонного дерева лучше всего в холодильнике на полке для овощей и фруктов. Делаем зарисовки.

6.Динамическая пауза  ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ (1 мин)

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться – разогнуться,

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

    3. «Спросить у другого человека». 

Кто скажет нам, какой следующий метод? Правильно, «Спросить у другого человека».  Кому вы можете задать  вопросы?  Что будете спрашивать? (А может ли лимон помочь при лечении?) Дети узнали, что лимон очень полезен, в нём много витаминов, поэтому его добавляют в чай. Лимон – всем известное средство для лечения простуды. Можно делать полезный и вкусный домашний лимонад, Лимонную кислоту добавляют во многие лекарства, чтобы они не были такими горькими. Например, когда болит горло, то надо прополоскать его разбавленным лимонным соком. Лимон убьет все бактерии. Уважаемый доктор Пилюлькин, Вы согласны со своей коллегой?

   4. «Посмотреть в интернете». (презентация)

Какой следующий метод? Правильно! Посмотреть в интернете. Присаживайтесь на стульчики, смотрим внимательно и запоминаем.

Развитие мелкой моторики рук (1 мин.)

На базар ходили мы,
(дети соединяют мизинцы)
Много груш там и хурмы,
(дети соединяют безымянные)
Есть лимоны, апельсины,
(дети соединяют средние)
Дыни, сливы, мандарины,
(дети соединяют указательные)
Но купили мы арбуз —
(дети соединяют большие)
Это самый вкусный груз.
(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)

7. Эксперименты

 «Провести эксперимент» (5минут)

- Как вы думаете, какой эксперимент можно провести с лимоном?

- Для начала рассмотрим поверхность лимона-кожуру (через лупу), может быть увидим что-то особенное и интересное в его покрове? (Лимон имеет не совсем ровную поверхность), она состоит из мелких пупырышков, если их поскрести, из кожуры лимона начинает появляться эфирное масло, которое тоже очень полезно.

(Продают в аптеках)

- Предлагаю узнать, тонет или не тонет лимон, для этого, нам надо опустить его в емкость с водой. (Лимон плавает? Плавает. А теперь очистите его от кожуры и вновь опустите в воду. Утонул? Утонул! Лимон утонул из-за того, что увеличилась его плотность. Кожура у лимона менее плотная, чем его внутренность, и содержит много частичек воздуха, которые помогают лимону оставаться на поверхности воды) одни лимоны тонут, другие нет, это значит, что у тех лимонов, которые опустились кожура более тонкая и больше сока, они тяжелее, чем те, которые плавают)

- Возьмите по дольке лимона и рассмотрите внимательно. Что увидели? На что похож лимон в разрезе? А ещё какие фрукты похожи на лимон? (мандарин, апельсин, грейпфрут,  памело, лайм)-это всё цитрусовые, они «родственники» и все очень полезны для здоровья.

 - А как вы пришли к такому выводу? Очень похожа кожура, так же каждый фрукт состоит из долек и они сочные.

- На сколько сочный лимон мы можем узнать положив кружок лимона на бумажную салфетку, если остался влажный след, значит, лимон сочный.

Перед вами стаканы с чаем, опустите по дольке лимона в стаканы и посмотрите, что получилось? Чай посветлел! А это значит, что чай не окрасит наши зубы в тёмный цвет, и чай настоящий, а если чай не меняет свой цвет, то в нём присутствует краситель, а это очень вредно для организма.

-В самом ли деле кислый сок у лимона? (Для этого берём чайной ложкой соду, насыпаем в прозрачный контейнер, берём лимонный сок и капаем на соду, если шипит, значит сок кислый.)

8.Доклад. (1 минуты)

Сейчас, ребята, Вам предстоит обобщить полученные знания с опорой на зарисовки сделанные вами во время исследования свойств и признаков лимона. Кто будет отвечать? Давайте попробует Полина. Все внимательно слушайте рассказ, а после выступления сможете задать вопросы если они у вас появятся или сами сможете дополнить рассказ.

9.Заключительная часть.

А теперь,  давайте  подведем  итог  нашего    исследования.  Что вы узнали нового, о чём не знали раньше?

Молодцы ребята!

Доктор Пилюлькин, надеюсь, ребята тебе помогли?

10. Рефлексия

Пилюлькин благодарит детей:

«Он заклятый враг простуды,

Им с тобой лечиться будем.

Дольки в чай его кладем,

С удовольствием мы пьем,

Добавляя мед с малинкой,

Потому что в серединке

Он содержит аскорбинку.

Кислотой наполнен он,

Доктор жёлтенький - лимон!

Ребята, не болейте! До свидания!» Забирает папку исследователя и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ для детей подготовительной к школе группы «Жалобная книга природы».

Цели: объединение различных видов деятельности детей в целостный педагогический процесс, направленный на формирование у воспитанников основ экологической культуры. Задачи:...

Конспект непосредственно организованной деятельности «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ГОРОД» для детей подготовительной к школе группы

ЦЕЛЬ: Формирование музыкально-эстетического сознания посредством музыки.   https://yadi.sk/d/fgRpm0RA3PQRXh  ссылка на мультимедийный материал...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке для детей подготовительной к школе группы « Люблю тебя моя Россия»

Цель: Прививать  уважение к традициям своей родины  через различные музыкальные жанры. Задачи:Образовательные:Расширить знания детей о природе и красоте русской земли.Познакомить детей ...

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы «Мы идем в магазин»

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы «Мы идем в магазин» с иприменением дидактического пособия "Блоки Дье...

Конспект по исследовательской деятельности «Клетки растений» для детей подготовительной к школе группы (по методу А.И. Савенкова)

Исследовательская деятельность способствует активизации познавательной активности детей, формированию умений и навыков детей самостоятельно добывать знания о предмете через проведение опытов, наблюден...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Здоровье-это здорово!" в подготовительной к школе группе

Здоровье - главное богатство человека. Заботиться о здоровье необходимо с раннего возраста. Дети должны знать основные принципы здорового образа жизни, стремиться соблюдать их, бережно относиться к св...