«Коррекционные игры и этюды для детей с трудностями в общении»
картотека

Данный материал предназначен как для работы с детьми, которые не имеют особых проблем с общением, с целью дальнейшего развития и совершенствования их коммуникативных навыков, так и для тех детей, которые в силу своих личностных особенностей, таких, как конфликтность, агрессивность, повышен­ная эмоциональность, замкнутость, застенчивость, нарушение самооценки и некоторых других, испыты­вают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Коррекционные игры и этюды для детей

с трудностями в общении»

1  Блок

Игры и упражнения на знакомство, для сплочения группы,

создания положительного эмоционального настроя

«Утреннее приветствие»

Все встают в круг и поднимают руки вверх (пальцы соединены вместе).

    Психолог говорит: «С добрым утром, солнце! Мы тебе рады. Мы проснулись, за руки взялись».

Участники медленно опускают руки, затем берутся за руки.

Педагог, поочерёдно глядя на каждого ребёнка, продолжает: «И Таня здесь... И Люба здесь...».

Дети вслед за ним повторяют: «И Таня здесь...».

Затем психолог говорит: «Все здесь!»

Участники встают на носочки, не разъединяя рук, поднимают их вверх и хором говорят:

«Все здесь!» После этого медленно опуская руки, садятся на корточки.

«Солнце»

Цель: активизировать детей, создать положительное настроение.

Дети сидят за столами. Учитель произносит слово «солнце», и дети медленно встают со своих мест, поднимают руки вверх, разводят их в стороны («лучики») и улыбаются друг другу.

 «Я такой»

Дети образуют большой круг. Каждый участник поочерёдно входит в центр и называет своё имя, затем возвращается на место.

    Все дети, идя в центр круга, повторяют его имя и манеру двигаться (3 раза). Ребёнок, имя которого называется, наблюдает за этим стоя на месте.

Первым войти в центр круга рекомендуется психологу или педагогу.

 «Волшебный круг»

Дети встают в круг. По команде психолога и под счёт участники «превращают» круг в квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб.

Постепенно следует увеличивать скорость выполнения упражнения.

«Танцы-противоположности»

Участники разбиваются на пары. Под ритмическую музыку один ребенок в паре изображает грустный танец, другой - веселый. Через 1-2 мин участники меняются ролями. Затем предлагаются другие варианты: смелый - трусливый, спокойный - агрессивный, злой - добрый и т.д.

Упражнение «Весёлая зарядка»

Дети сидят с закрытыми глазами на ковре или на стульчиках.

Психолог говорит:  «Тело устаёт за день, и ему нужен отдых – сон. Спящий человек похож на выключенную машину. Но впереди новый день, очень много интересных дел и приключений. Надо подготовить себя к ним. Для того чтобы машина заработала, нужно завести мотор. (Психолог включает аудиозапись бодрой, энергичной музыки.)

Давайте дружно попрыгаем! Теперь представьте, что вы – проснувшиеся кошечки. Неторопливо вытяните передние лапки, а теперь – задние лапки.

Давайте изобразим божьим коровок, которые лежат на спине. Удастся ли им встать на лапки без посторонней помощи?

Вдохнём поглубже и превратимся в воздушные шарики. Мы стали такими лёгкими, что кажется, ещё чуть-чуть – и полетим.

Чтобы подрасти, потянемся вверх, как жирафы.

Чтобы стать ловкими и сильными, попрыгаем, как кенгуру.

Сейчас будем изображать маятник часов. Покачаемся из стороны в сторону.

А ну-ка, запустим самолёт. Крутим пропеллер изо всех сил.

Мы получили заряд бодрости и уверенности в себе на весь день. Молодцы!».

Игры и упражнения на развитие тактильных и эмоциональных контактов

«Давайте поздороваемся»

     Дети по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания).

Здороваться надо определённым образом:

  • хлопок - дети здороваются за руку;
  • хлопка - касаются друг друга плечиками;
  • хлопка - касаются спинками.

Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.

 «Доброе животное»

Все встают в круг и берутся за руки.

Психолог говорит: «Представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте подышим вместе. На вдох - делаем шаг вперёд, на выдох - шаг назад».

Дети выполняют инструкцию, психолог продолжает: «Так дышит животное и так же ровно и чётко бьётся его большое сердце. Стук - шаг вперёд, стук - шаг назад. Давайте подышим и послушаем стук сердца доброго животного».

«Зеркало»

Дети встают в круг. Водящий входит в центр круга. Он показывает различные движения, а остальные участники («зеркало») копируют увиденное. Затем водящий меняется. Упражнение продолжается. В роли водящего должен побывать каждый ребёнок.

Упражнение может выполняться в парах.

«Психологическая лепка»

Картинки с изображением морской звезды.

    Психолог говорит: «Ребята, сейчас мы будем «лепить» одну большую фигуру: морскую звезду - вот такую. (Показывает картинку с изображением морской звезды.) Ложитесь на ковёр. «Лепите» морскую звезду, «оживляйте» её - медленно и плавно двигайтесь все вместе».

Можно предложить детям «лепить» и «оживлять» машину, бабочку, осьминога и т.п.

Игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей

«Подарок на всех»

Цель: развитие чувства коллектива, умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?». Затем каждый участник игры по кругу предлагает свой подарок на всех.

Рисование. Детям предлагается нарисовать на тему: «Счастливое детство - это когда есть хорошие друзья» или «Счастье - это радость общения». Под спокойную музыку.

Заканчивается обсуждением.

«Комплименты»

Дети встают в круг. Психолог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает его следующему ребенку.

«Подарок по кругу»

Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, не конкретный, а выдуманный: «Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен».

Подарок можно описать словами или показать жестам.

«Дракон кусает свой хвост»

Дети встают в колонну, кладут руки на плечи впередистоящих участников.

Первый ребёнок - «голова дракона», последний - «кончик хвоста».

«Голова» должна дотронуться до «кончика хвоста». «Тело дракона» неразрывно.

Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

«Добрые волшебники»

Цель: коррекция трудностей в общении.

Игра начинается с того, что дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: "В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети?"

Многие дошкольники охотно берут на себя роли "заколдованных". Взрослый выбирает из них непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь им: "А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?"

Как правило, дети с удовольствием берут на себя роль добрых волшебников. По очереди они подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.

«Руки знакомятся, руки ссорится, руки мирятся»

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания:

  • Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;
  • снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;
  • ваши руки снова ищут друг друга, они хотя т помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

 «Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч. называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

 «Моё настроение»

Цель: развить умение описывать своё настроение, распознавать настроение других.

Детям предлагается поведать остальным о своём настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - всё зависит от фантазии и желания ребёнка.

2 –й блок

Игры и упражнения на снятие напряжения, агрессии, повышенной конфликтности, тревожности, застенчивости и ослабление негативных эмоций.

  1. Игры и упражнения для детей с нарушением самооценки

Игра «Имя»

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите ребенка, почему ему не нравится или нравится свое имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому.

Эта игра может дать вам дополнительную информацию о самооценке ребенка. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше (в своем сознании), чем он есть сейчас.

Проигрывание ситуаций

Ребенку предлагается ситуация, в которой он должен изобразить самого себя. Ситуации могут быть самыми разнообразными. Родители и воспитатели могут придумать их сами, а могут взять реальные ситуации из жизни ребенка. Прочие роли при   разыгрывании   ситуации   выполняет   один из родителей или другие дети. Иногда после разыгрывания бывает полезно для играющего ребенка поменяться ролями с партнером и «оказаться на месте»  того,  с  кем  он общался.

Примеры ситуаций:

  • Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
  • Твой друг попросил у тебя поиграть твою любимую игрушку, а отдал ее сломанной.
  • Мама принесла три апельсина: тебе и твоему брату (сестре). Как ты поделишь эти апельсины? Почему?
  • Ребята из вашей группы играют в интересную игру. А ты опоздал в детский сад, и игра уже началась. Попроси, чтобы ребята и тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если они не захотят принять тебя?

Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.

 «Я и другие»

Ребенку предлагается рассказать о своем друге, маме, папе, бабушке, дедушке и т. п. Важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребенка рассказать и о себе, также выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.

Часто ребенок с неадекватной самооценкой выполняет в играх лишь подчиненные роли. Две следующие игры помогут вам исправить ситуацию, поскольку возможность почувствовать себя в роли лидера дает ребенку большую уверенность в своих силах.

«Передача чувств»

Эту игру можно использовать как в обычном ее варианте, так и в измененном.

В предлагаемом нами варианте в игре должны участвовать хотя бы трое игроков. В комнате должна сохраняться полная тишина. Игрокам завязывают глаза. Каждый из них должен поймать одного из играющих, но убежать от другого. Участники прислушиваются к шагам, дыханию друг друга и, когда считают нужным, называют игрока по имени и спрашивают: «Где ты?» Игрок, которого спрашивают, должен ответить: «Я здесь!» Первый, кому удалось  поймать соперника,  — победитель.

«Путанка»

Игра для группы детей. Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как может. Когда образовалась путанка, водящий заходит в комнату и пытается распутать то, что получилось, также не разжимая рук.

Эта игра поможет детям почувствовать свою принадлежность к группе, понять, как неприятно быть вне её.

В играх с детьми полезно использовать разыгрывание определенного сюжета. Важно, чтобы каждый ребенок побыл в одной из главных ролей (если игра идет в группе). Пусть он попробует преодолеть свое смущение и стать «почтальоном, «учителем» или «продавцом». Такие игры также помогают ребенку узнать много нового, расширить свой кругозор и познакомиться с различными профессиями.

  1. Игры и упражнения для детей склонных к конфликтным ситуациям

«Спина к спине»

Дети садятся спиной друг к другу. Задача — договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упражнения дети делятся впечатлениями и своими ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа: «Было ли вам удобно?», «Не хотелось ли что-нибудь изменить?» Лучше, если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом помочь.

Возможен и такой вариант этого упражнения, когда спина к спине сидят взрослый и ребенок.

Эта игра направлена на то, чтобы развить умение детей договариваться друг с другом и показать, как важно для этого видеть своего собеседника.

Рисунок «Мои друзья»

Ребенку предлагается нарисовать его друзей. Можно нарисовать их как людей, а можно в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т. п. После рисования можно обсудить рисунок с ребенком, спросив его, кто здесь нарисован, почему он нарисовал именно этих детей? Рисунок может дать также информацию об отношениях вашего ребенка с другими детьми. Посмотрите, кто нарисован ближе всего к ребенку, каковы размеры фигур и т. п. Интересными могут быть и ассоциации, которые связаны у ребенка с его друзьями. Например, если кто-то из ребят нарисован в виде ели, это можно интерпретировать, как то, что с ним у вашего ребенка напряженные отношения, может быть, он даже испытывает некоторый страх при общении с ним, потому что этот ребенок «колется».

В качестве варианта этого упражнения можно использовать рисунок «Наша группа», который может быть хорошим диагностическим показателем взаимоотношений детей внутри группы.

 «Встреча сказочных героев»

Взрослый подбирает каждому ребенку сказочных персонаж, который обладает противоположными личностными особенностями. Например, конфликтном ребенку дается роль персонажа, который со всеми дружит, всем помогает (Золушка, Мальчик с пальчик), ребенку с низкой самооценкой дается роль героя, которым все восхищаются (например, Илья Муромец), активному ребенку с двигательной расторможенностью роль, предусматривающую ограничения активности (стеклянный человечек, стойкий оловянный солдатик) и т. п. Сказочные герои могут
быть вымышленными. Каждому ребенку волшебник дает по пять «жизней», которых они лишаются, если изменят поведение своих героев.

Дети садятся в круг и открывают встречу сказочных героев. Тему для разговора дети могут выбрать сами. Они придумывают сказку для своих героев и разыгрывают ее. После игры проходит обсуждение. Примерные вопросы:

  • Опишите свои ощущения в новой роли.
  • Что   мешало   сохранять   определенный стиль поведения?
  • Сможете ли вы в реальной жизни вести себя так, как ваш герой?
  • Каковы сильные и слабые стороны каждого героя?

Эта игра хорошо подходит для коррекции негативных поведенческих реакций, формирования нового опыта взаимоотношений друг с другом в процессе игры.

«Сказка по кругу»

Дети выбирают основную тему своей сказки. Затем они садятся в круг и по очереди, держа в руках «волшебную палочку», сочиняют истории. Первый ребенок начинает ее, говоря первое предложение, второй продолжает и т. д. В конце проводится обсуждение, понравилась ли детям эта сказка, что они чувствовали, говоря по кругу; что они делали, если хотелось поправить другого ребенка и т. п.

Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать свои мысли, учит адекватным способам взаимодействия-взаимопомощи, умению спокойно выслушивать собеседника.

Сначала большинству детей бывает трудно включаться в процесс рассказывания сказки, они постоянно оглядываются на взрослого. Но, по мере развития сюжета, эти трудности обычно проходят.

Беседа «Как правильно дружить»

В ходе этой беседы обговариваются некоторые приемы и правила, способствующие тому, чтобы общение детей протекало без ссор и конфликтов. Эти приемы предлагаются самими детьми и оформляются в «Правила дружбы». Некоторые из них мы предлагаем вам ниже; в ходе проведения беседы вы можете дополнить и расширить их.

  • Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать — научи и его. Если товарищ попал в беду — помоги ему, чем можешь.
  • Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.
  • Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
  • Не ссорься, не спорь по пустякам; играй дружно, не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других; не завидуй — радуйся успехам товарища вместе с ним. Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, попроси прощения и признай свою ошибку.
  • Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.

Можно вместе с детьми также сформулировать и правила игры:

  • Соблюдай правила, старайся выигрывать честно.
  • Не радуйся, когда другой проигрывает, не смейся над ним.
  • Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на того, кто выиграл, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.

3. Игры и упражнения для детей склонных к агрессивным проявлениям

«Связующая нить»

Дети сидят, по кругу передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Это упражнение формирует чувство близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга, формирует чувства ценности других и самоценности.

  «Разыгрывание ситуаций»

Вы уже, наверное, привыкли, что почти каждый раздел этой книги мы заканчиваем игрой «Разыгрывание ситуаций», и уже хорошо знаете приемы, которые используются в этой игре («зеркало», «обмен ролями» и т. п.). Поэтому сейчас мы не будем повторяться и ограничимся лишь описанием самих ситуаций:

  • Ты вышел во двор и увидел,  что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.
  • Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят из вашей группы. Попроси её.
  • Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться  с ним.
  • Ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка пожалей его.

«Доброе животное»

Цель: Способствовать сплочению детского коллектива, научить

детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

«Тух-Тиби-Дух»

Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил.

«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

«Глаза в глаза»

Цель: Развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу» ни с кем разговаривать» и т. д.

После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

«Лабиринт»

Цель: проявление возможности контролировать ситуацию.

Вместо игрушек на полу раскладывается канат или толстая веревка в виде какой-либо фигуры. Взрослый командует, а ребенок передвигается по канату, стараясь не сойти с него. Затем они меняются ролями. При повторении игры фигуру из каната можно усложнять.

 «Чтение мыслей на расстоянии»

Цель: усиление Я ребенка.

     Взрослый предлагает ребенку соревнование: кто лучше умеет читать мысли на расстоянии. Взрослый загадывает какое-либо достоинство ребенка, а тот старается отгадать. Затем они меняются ролями: ребенок загадывает достоинство ведущего, он отгадывает. При последующем выполнении ведущий и ребенок загадывают свои «достоинства», тем самым ребенок учится находить в себе собственные положительные качества и говорить о них окружающим.

«Свободный рисунок»

Цель: усиление Я ребенка.

Ребенку предлагают нарисовать рисунок на любую тему, т.е. все, что ему хочется. Для облегчения самовыражения можно использовать нестандартные изобразительные средства: театральный грим, помаду, тени, лак для ногтей. Как уже говорилось ранее, возможно использовать свободное рисование в течение нескольких встреч. Интересные результаты дает наблюдение за динамикой свободных рисунков, которая часто заметна только при долгой работе.

  1. Игры и упражнения для преодоления у детей застенчивости и замкнутости.

«Веселая зарядка»

        

Взрослый рассказывает, дети показывают. Для того, чтобы машина заработала, надо завести мотор. Спящий человек похож на выключенную машину (дети «спят»). Тело устает за день, и ему нужен отдых — сон. Но впереди новый день и впереди много, очень много интересных дел и приключений. Надо подготовить себя к ним. Включить, завести свое тело. Скорее прыгнем на пол! Каждый из вас — хозяин своего тела. Вы — проснувшиеся кошечки, вытягиваете то передние, то задние лапки. Или мы упавшие на спинку божьи коровки? Удастся ли, перевернуться без посторонней помощи? А теперь мы — крадущиеся в зарослях тигры. Станем тростником на ветру и возьмем себе его гибкость. А теперь вздохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Еще чуть-чуть и полетим. Тянемся вверх, как жирафы. Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными. А теперь мы — маятники. Тяжелые бронзовые маятники в старинных часах. Покачаемся из стороны в сторону — и нам на все хватит времени. А теперь запустим самолет. Крутим его пропеллер изо всей силы. Изогнемся, как лук индейца, и станем такими же упругими. Какая из наших двух ног сегодня выше подпрыгнет — левая или правая? Побей собственный рекорд, присядь на один раз больше, чем вчера. Ты — победитель! Весь день станет нашим! Впрочем, можно и не делать зарядку, а ползать целый день, как старая больная черепаха.

Эта игра также способствует раскрепощению застенчивых детей. Ее можно использовать как в группе, так и индивидуально. Можно предложить «Веселую зарядку» ребенку в качестве утренней гимнастики, давая ему тем самым заряд бодрости на целый день. При проведении зарядки желательно использовать  веселую,  энергичную музыку.

«Расскажи стихи руками»

Ребенок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем  стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает.

«Незнайка»

Каждый ребенок – Незнайка. Ведущий (взрослый) задает детям различные вопросы, а они только пожимают плечами, разводят руками.

Выразительные движения: приподнятые брови, опущенные уголки рта, приподнятые на миг плечи, руки слегка разводятся в стороны, ладони раскрыты. После игры определяется лучший Незнайка. Эта игра способствует развитию выразительности жестов. Замкнутый ребенок может более легко вступить в контакт, Используя неречевые формы общения, которые помогут ему свободнее и выразительнее высказывать свою мысль.

Совместный рисунок «Как мы боремся с трудностями»

Не нужно бояться ошибок, неудач. Мы с вами растем, развиваемся. Каждый день ставит перед нами новые задачи, с которыми нам нужно справиться, каждый день мы учимся делать что-то новое. А на новой дороге не обойтись без ошибок и неудач. Не бойтесь их! Трудности, с которыми мы справляемся, делают нас сильнее, умнее, увереннее в себе. Главное — не расстраиваться, не опускать руки, не обвинять себя и окружающих в том, что не повезло. Нужно терпеливо исправлять ошибки, преодолевать трудности. Давайте подумаем вместе, что значит «на ошибках учатся»? Наши ошибки помогают нам понять, что было сделано не так, и в следующий раз поступить так, чтобы добиться успеха. Если трудно, непонятно, попросите о помощи других ребят или взрослого человека. Может быть, они уже сталкивались с такой ситуацией, и у них есть опыт выхода из нее, который они, могут вам передать.

После беседы обговорите вместе с детьми различные способы преодоления трудностей, пусть они попробуют придумать их сами, вспомнят примеры, как они или их друзья преодолевали различные жизненные препятствия.

После беседы предложите детям нарисовать эти способы. Совместное рисование на эту тему, помимо развития уверенности в себе, поможет замкнутому ребенку вступить в контакт с другими детьми, приоткрыть сверстникам свой внутренний мир.

«Путаница»

Игра для нескольких детей. Они встают в круг, закрывают глаза и, вытянув вперед руки, сходятся в центре. Правой рукой каждый берет за руку любого другого ребенка, левая оставлена для того, чтобы за нее кто-то взялся. После этого все открывают глаза. Взрослый помогает детям в том, чтобы за одну руку взялся только один ребенок. Таким образом, образуется путаница. Задача детей — распутаться, не отпуская рук.

В этой игре хорошо использовать веселую, бодрящую музыку.

 «Насос и мяч»

Направлена на осознание чувств напряжения и расслабления. 

Игра может проводиться в группе и индивидуально. Один из участников (может быть, взрослый) становится насосом, другие — мячами. Сначала «мячи» стоят, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах. Корпус наклонен вперед, голова опущена. Когда «насос» начинает надувать мячи, сопровождая свои действия звуком, дети начинают распрямляться, надувают щеки и поднимают руки. Мячи надуты. Ведущий вытягивает шланг насоса из мячей. Дети издают с силой звук «ш-ш-ш-ш», возвращаясь в исходное положение. Насосом может быть и ребенок.

Если детей несколько, то их можно разбить на пары, в которых один будет насосом, другой мячом, затем они меняются ролями.

«Через стекло»

Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», или «Принести мне стакан воды, я хочу пить» т. п., или ребенок сам придумает свое сообщение».

    После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, Что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли им было.

Игра направлена на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и в: разительных движений.

«Изобрази сказку»

Играют две команды (или 2 ребенка). Одна к манда задумывает какую-либо известную сказку ил мультфильм и пытается изобразить ее без слов. А другая группа должна догадаться, какая это сказа и кто кого изображает. Задание можно усложнить тем, что с помощью мимики и пантомимики изображать не только героев, но и вещи, которые им принадлежат.

В этой игре важно предварительно договориться о совместном показе сказки, а потом уже координировать свои действия друг с другом без слов.

3 –й блок

Игры, способствующие расслаблению

 «Водопад»

Цель: Эта игра на воображение поможет детям расслабиться.

«Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2—3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове... Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленные. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).

   Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».

После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.

«Танцующие руки»

Цель: Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст

детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

«Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2—3 минуты).

Игра проводится под музыку.

Упражнение «Тихое озеро»

Цель: релаксация и развитие воображения.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; коврики (по количеству детей).

Описание упражнения:

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете...

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».

Упражнение «Полет высоко в небе»

Цель: релаксация и развитие воображения.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; коврики (по количеству  детей).

 Описание упражнения:

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он — птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.

А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.

Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».

Упражнение  «Путешествие в волшебный лес»

Цель: релаксация и развитие воображения.

Оборудование: магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; коврики (по количеству детей).

Описание упражнения:

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте удобно и закройте глаза. Представьте, что вы сейчас в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее.

Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на преодоление трудностей в общении.

В циклограмме календарного  планирования  добавлены игры на преодоление трудностей в общении. Предлагаем игры, которые подобраны для детей подготовительной группы....

Игры на преодоление трудностей в общении.

В циклограмме календарного  планирования  добавлены игры на преодоление трудностей в общении. Предлагаем игры, которые подобраны для детей подготовительной группы....

Мастер-класс для воспитателей "Коррекционные коммуникативные игры для дошкольников с трудностями в общении"

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности...

Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении

От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников — в группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а знач...

II часть Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении

laquo;Научить детей правильно воспринимать сверстников — их движения, действия, слова»...

КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБЩЕНИИ

Пособие предназначено для воспитателей и специалистов, работающими в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе коррекционных. В пособии представлены сюжеты детских игр, стимулирующих взаимоп...

Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении

Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении...