Опыт работы с применением игровых технологий в группе раннего возраста
план-конспект занятия (младшая группа)

Юсупова Елена Михайловна

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире" (В.А.Сухомлинский)

Игра — важная деятельность, через которую педагог может решить любую образовательную задачу. Используемые в нашей работе игровые технологии, в соответствии с основными требованиями ФГОС, направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья ребёнка. Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Уже в раннем детстве ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы. В игре происходит развитие интеллектуальных, личностных качеств и психических процессов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы с применением игровых технологий

в группе раннего возраста.

                                                             

                                                            Воспитатель Юсупова Елена Михайловна

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире" (В.А.Сухомлинский)

Игра — важная деятельность, через которую педагог может решить любую образовательную задачу. Используемые в нашей работе игровые технологии, в соответствии с основными требованиями ФГОС, направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья ребёнка. Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Уже в раннем детстве ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы. В игре происходит развитие интеллектуальных, личностных качеств и психических процессов. Воспитатель в своей работе применяет игровые технологии в режимных моментах.

Режимные моменты:

  1. Приём детей
  2. Утренняя гимнастика
  3. Подготовка к завтраку. Завтрак
  4. Игровая деятельность детей. Подготовка к НОД.
  5. Подготовка к прогулке. Прогулка
  6. Подготовка к обеду. Обед
  7. Организация сна детей
  8. Подъём детей. Полдник
  9. Совместная деятельность детей и воспитателя.
  10.  Прогулка
  11.  Уход детей домой
  1. Приём детей

Ежедневный утренний приём детей воспитатель начинает с опроса родителей о состоянии здоровья детей. Если ребёнок капризничает или несговорчив, воспитатель предлагает ему посмотреть на игрушку, которая пришла его встречать. Воспитатель предлагает детям зайти в группу необычно под музыку: «Полететь как листочек к другим детям – листочкам» или «Покружиться как снежинки».

Подвижная игра «Солнышко и дождик». 

Цель: Развивать у детей восприятие контрастных настроений в музыке, учить различать образный характер музыки.

Настольная игра «Цветные палочки» (автор Кюизенер) 

Цель: Развить у детей мелкую моторику пальцев, зрительное восприятие. Воспитатель показывает и объясняет про палочки Кюизенера через сказку. Построить забор из палочек одинакового цвета, используя сказку «Три поросёнка». Рассказывает, что забор красного цвета у одного поросёнка маленький; у другого – зелёный забор побольше, а у третьего поросёнка – жёлтый, самый длинный и высокий.

2. Утренняя гимнастика

Воспитатель ежедневно со всеми детьми проводит в группе утреннюю гимнастику. Утренняя гимнастика сопровождается музыкой. В комплекс утренней гимнастики воспитатель включает игровую форму. Игровая форма гимнастики вызывает у детей желание участвовать в ней.

1. Комплекс игровой формы утренней гимнастики «Петушок и курочка».

При выполнении игры, воспитатель изображает петушка, а дети – курочек.

Цель:  Способствовать развитию  у детей самостоятельности, ритмичности движений.

   

2. Игровая форма гимнастики «С флажками»

Цель: Пробуждение организма ребёнка, создать радостный эмоциональный подъём. Воспитание потребности в ежедневной двигательной активности.

Как у наших, у ребят флаги празднично горят

Руки выше поднимите, и флажками помашите!

3. Подготовка к завтраку. Завтрак

После проведения утренней гимнастики дети садятся на стульчики, пока младший воспитатель накрывает на столы. Воспитатель проводит с детьми пальчиковую гимнастику в игровой форме (автор О.Н. Теплякова).

По реке плывёт кораблик, он плывёт издалека

На кораблике четыре очень смелых моряка.

У них ушки на макушке, у них длинные хвосты,

И страшат их только кошки, ,только кошки и коты!

Дидактическая Игра  «Полезное, неполезное» (если полезный - хлопаем в ладоши, если неполезный продукт – топаем ногами).

Цель: Расширять представления и закреплять знания детей о вреде и пользе продуктов питания, формировать основы здорового образа жизни.

После того, как игра закончилась, дети идут мыть руки.  Воспитатель напоминает и показывает детям, как нужно тщательно мыть  руки с мылом, не обливаясь, не распрыскивать воду. Воспитатель при этом проговаривает:

Все болезни у ребят от микробов говорят.

Чтоб всегда здоровым быть, надо руки с мылом мыть!

Дети садятся за стол, при этом воспитатель напоминает об осанке и правильной посадке за столом, обращает внимание на правильное использование столовых приборов, оказывает помощь при необходимости. Воспитатель говорит:

На моей тарелочке

Весёлая собачка

Чтоб она была видна

Все съедаю я до дна.

Если ребёнок  капризничает за столом  или отказывается от еды, воспитатель применяет подсказку психолога Надежды Юрьевны «Сказка - терапия».

4. Игровая деятельность детей. Подготовка к НОД

После завтрака дети включаются в игровую деятельность. Воспитатель в группе создает условия предметно – игровой среды. В группе применяются сюжетно – ролевые, подвижные, театрализованные, дидактические, пальчиковые игры. Чаще всего дети предпочитают сюжетно – ролевым играм.

Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская»

Цель: Расширять у детей  представления  о работе работников парикмахерской.

Сюжетно – ролевая игра « Больница»

Цель: Обучить детей умению принимать на себя роль доктора, выполнять соответствующие игровые действия, называть и использовать в игре медицинские инструменты, формировать внимательное отношение к заболевшему.

     

Дидактическая игра «Сложи узор» Кубики Никитина.

Цель: Развитие внимания, памяти, мышления.

Дети рассматривают красочные картинки в альбоме с изображением узоров и пытаются повторить такой же узор на столе с помощью кубиков.

Перед  непосредственной образовательной деятельностью (лепкой, рисованием или аппликацией), воспитатель переключает внимание детей на игры на развитие мелкой моторики рук (игры с пуговицами, молниями , шнуровкой, мозаика, игры с прищепками).

Игра- шнуровка

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев, способность к волевым усилиям.

Игра - развивающая панель по методике М. Монтессори «Бизиборд».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, логику, стимулировать развитие новых тактильных ощущений, мыслительных процессов.  Развивать воображение, интеллект.

После игровой деятельности воспитатель следит за порядком в группе, приучает детей собирать игрушки и расставлять игрушки по местам. Воспитатель при этом проговаривает:

Ну, теперь, за дело дружно – убирать игрушки нужно.

Убирать, и не ломать. Завтра будем вновь играть.

После второго завтрака воспитатель проводит с детьми гигиеническую процедуру в туалетной комнате, а затем дети собираются на прогулку.

5. Подготовка к прогулке. Прогулка

«Раз, два, три, четыре, пять собираемся гулять»! – говорит воспитатель.

Во время сбора детей на прогулку воспитатель применяет такие  дидактических игры, как: «Кукла Маша собирается гулять», «Помоги Петрушке одеться на прогулку».   Очень помогают потешки :

Если хочешь прогуляться, нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай, по порядку одевай.

Собери носок в гармошку, и надень его на ножку.

Ты другой носок возьми, точно так же натяни.

Посмотри, на улице, стало холодать.

Пришло время кофточку деткам одевать.

Наденем на ножки валенки-сапожки.

И пойдем скорей гулять, прыгать, бегать и скакать.

Во время одевания воспитатель поочерёдно озвучивает алгоритм одевания. За детьми  «наблюдает» кукла Маша.

Дети выходят на прогулку. В игровой форме воспитатель вместе с детьми наблюдает за сезонными изменениями в природе. Воспитатель говорит:  Пришла к ребяткам снежная зима. Зима засыпала снежком дома.

Красиво стало все кругом, ребятки, мы гулять пойдем?

Игра «Разные дорожки».

Цель:  Развивать внимательность, сообразительность.

Воспитатель вместе с детьми  находит нетронутую дорожку снега на участке и объясняет детям, что можно сделать на ней различные следы самостоятельно: будто кто-то проехал на лыжах, петляющие следы, следы - ёлочкой.

Дидактическая игра «Делаем фигурки». 

Дети с формочками, ведёрками экспериментируют со снегом. С помощью лопатки, дети набирают снег в ведёрки и делаю куличики. Дети наблюдают, что из мокрого снега получаются фигуры, а из рассыпчатого куличики рассыпаются.

Игры на выбор детей

Индивидуальные спортивные упражнения: «Зайки-прыгуны. Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед по прямой до кубика.

     

Трудовая деятельность.

Цель: Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников. 

 «Расчистим дорожку от снега», «Построим домик для собачки».

       

Дети вместе с воспитателем, наводят порядок на участке, собирают все игрушки и возвращаются в группу.

6. Подготовка к обеду. Обед

После прогулки дети заходят в раздевалку и раздеваются с помощью воспитателя и младшего воспитателя. Воспитатель в процессе переодевания прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.

Воспитатель проговаривает:

Мы во всём порядок любим, быстро раздеваемся.

Мы уже совсем большие, никогда не забываем.

Мы одежду просушить, аккуратно в шкаф сложить.

Из раздевалки дети заходят в группу и направляются в туалетную комнату для выполнения гигиенических процедур после прогулки. Младший воспитатель накрывает на столы, воспитатель читает детям сказку. Дети садятся за накрытые столы. Во время приёма пищи, воспитатель следит за осанкой детей, чтобы дети правильно держали ложку и при этом проговаривает:

Супчик ели, Супчик ели. Поскорей бы супчик съели!

Много кушать? Ну так что ж, ай да супчик! Ай , хорош!

Во время подготовки ко сну воспитатель старается, чтобы обстановка в спальной комнате была спокойной.

7. Организация сна детей

Дети лежат в своих кроватях.

Игра «Звездочка»

Цель: Обратить внимание детей на то, что тот кто сегодня будет хорошо спать, тому под подушку придет маленькая звездочка, которая исполнит ваше желание.

Положительное отношение к дневному сну помогают  потешки:

«Тишина у пруда, не качается вода.

Не шумят камыши, засыпают малыши».

«Люли-люли,люленьки, прилетели гуленьки,

Стали гули ворковать, наших деток усыплять».

Байки-побайки, прискакали зайки,

Стали люльку качать, сладку дрему навевать.

Стали в дудки играть, начал Миша засыпать

Дети спят. Воспитатель сидит за столом, пишет конспект. Играет тихая музыка.

8. Подъём детей. Полдник

Подъём детей происходит постепенно, по мере пробуждения детей. В кроватях проводится зарядка пробуждения – «Потягуни – потягушечки».

Ходьба по массажным дорожкам «Волшебная дорожка»

Цель: Закаливание организма, сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование привычки к здоровому образу жизни.

«Мы походим по дорожке, пощекочем свои ножки»!

Зарядка после сна

Цель:  Поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью физических упражнений.

В туалетной комнате дети выполняют гигиенические процедуры, а воспитатель при этом проговаривает:

Знаем, знаем!! Да – да – да!

В кране прячется вода!

Выходи, водица! Мы пришли умыться!

Дети садятся за накрытые столы, кушают.  Напомнить детям о правилах поведения за столом.

  1. Совместная деятельность детей и воспитателя.

Дидактическая игра по «Правилам Дорожного Движения»

Цель: Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах. Расширять знания о дорожных знаках. Развивать у детей речь.

Игры с водой.

Цель: Дать представление  о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет.

      Игра «Мыло – фокусник»

Цель: Ознакомить со свойствами и назначением мыла, закреплять знание правил безопасности при работе с мылом.

         Игра – экспериментирование с мокрым и сухим песком

Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Развивать наблюдательность , изучение свойств песка.

        10. Уход детей домой

Игровая ситуация «Учимся быть вежливыми».

Цель: Перед тем, как уйти домой, напомнить  детям о вежливых словах – «Спасибо», «Пожалуйста», «До свидания».

Во время ухода детей домой воспитатель беседует с родителями: рассказывает, чем занимались, как вели себя, самочувствие ребенка, настроение, дает советы о воспитании детей. 

Анализ режимных моментов с применением игровых технологий

1.Режимный момент (прием детей, сон, умывание, закаливание, раздевание, утренняя гимнастика)

Утренний приём в группе во многом зависит от того, как встретил ребёнка воспитатель. Если ребёнка воспитатель встретил ласковыми словами, доброжелательно, то у малыша будет добрый настрой на дальнейшее пребывание в детском саду. Многие дети не сразу включаются в организованную воспитателем деятельность, отстают во времени при выполнении заданий, поэтому следует очень тонко и дифференцированно подходить к отдельным детям, не настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике. Важно, чтобы  дети получали  радость от утренней гимнастики. На протяжении всего завтрака воспитатель старается создать спокойную обстановку. Для лучшего усвоения пищи в группе  используется  музыкальный фон (Моцарт). Если аппетита у ребенка нет, и он отказывается от еды, то лучше не заставлять. Очень хорошо помогает подсказка психолога «Сказка - терапия» .

2. Приемы создания интереса к режимным моментам

В первой половине дня воспитатель использует разнообразные приемы создания интереса к режимным процессам. Основным приемом является игровой: воспитатель часто обращается к куклам, чтобы дети проявляли свои знания и еще раз подкрепили их.

Воспитатель использует художественное слово с юмором, когда надо было обратить внимание ребенка на его оплошность при умывании и чтении сказки при укладывании детей спать. Все это создает  у детей интерес к режимным моментам.

Педагог поощряет детей за хорошие поступки: за помощь детям, за хорошо выполненную работу. Это так же служит мотивацией для детей, которые заслужили похвалу, и для тех детей, которые слышали ее, т.к. им также хочется заслужить одобрение взрослого, и в следующий раз они тоже будут стараться.

При подготовке ко сну воспитатель объясняет детям для чего нужен сон, настраивает детей на то, что после тихого часа они снова будут играть. Таким образом, создаёт интерес детей к восстановлению своих сил посредством сна.

3. Методика проведения (использование показа, разъяснения, приучения, упражнения, игровых методов, дидактических игр, художественного слова, контроля, требований, оценки, опоры на активность, учет индивидуальных особенностей)

Воспитатель использует разнообразные методы и приемы, опираясь на знание возрастных и индивидуальных особенностей детей. Именно поэтому проведение режима давалось ей легко, дети были послушны, дисциплинированны и выполняли все требования режима.

Воспитатель использует игровые приемы, художественное слово, беседы, разъяснения, напоминания, использовала активность детей (при показе и объяснении последовательность действий при умывании и одевании), контролирует действия детей, оценивает их поступки и привлекает детей к самооценке. Тон общения воспитателя с детьми доброжелательный. Воспитатель приучает  детей быть заботливыми, помогать своим товарищам.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия в младшей группе

«Христианские ценности в жизни современной семьи»

Воспитатель: Юсупова Е. М.

Цель:

- помочь детям понять, что такое «семья»;

- учить детей формировать навыки общения и уважения в семье.

Задачи:

- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные родственные связи; активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

- воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.

Оборудование: рисунки на тему «Моя семья, сюжетные картины 

(картинки про семью); песни «Песенка о маме», «Родной дом», музыкальный проигрыватель. 

Предварительная работа: 1. Наблюдение за взаимоотношениями между детьми и между детьми и взрослыми. 2. Рассматривание  иллюстраций, картинок о семье, знакомство с  пословицами о семье. 3. Слушание духовной музыки (диск «Добрый мир»). 4. Рисование на тему: «Моя семья».

Интеграция образовательных областей:

-коммуникация

-безопасность

- музыка

Словарная работа: семья, дедушка, бабушка, брат, сестра, папа, мама.

Мотивация: создать положительный настрой.

Ход занятия:

Воспитатель: Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руку возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель вывешивает плакат, рисунки «Семья».

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети. О семье.

Воспитатель. Кого вы видите на картинке?

Дети. Маму, папу..., девочку, мальчика

Воспитатель. Сколько в этой семье человек?

Дети отвечают.

Кто все эти люди друг другу?

Дети. Родственники.

Воспитатель. Что такое семья? Кто заботится о нас?

Как вас ласково называют в семье?

Почему взрослые вас так называют?

Что вы любите  делать вместе с мамой и папой?

Дети. Это люди, которые приходятся друг другу родственниками, живут вместе, любят и заботятся друг о друге.

Воспитатель: Семья- это домСемья-это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья-это самое дорогое, что есть у каждого человека…

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение « Песенка для мамы. Буква М»:

Мамину букву я нежно спою-

Пусть в голосе слышат: «Я маму люблю».

Спою высоко и как можно нежней,

И так хорошо, чтоб понравилось ей.

Воспитатель: Расскажите, какая у вас мама?

Дети:  Добрая, ласковая, красивая

Воспитатель: Какого цвета у неё глаза?

Дети:  Голубые,  зеленые.

Воспитатель: Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек.

Игра - Физкультминутка «Строим дом»

Мы трудились, не ленились, (шагаем, поднимаем руки, показывая)

Из песка дома слепились. (какие большие дома получились)

Их лопатками копали (наклоняемся, «копаем»)

И ладошками ровняли. .(гладим, разводим руки в стороны)

Вот и вышел славный дом! (показываем на дом, поднимая голову вверх)

Проживать кто будет в нём?

Мама, папа, брат, сестра, (загибаем пальчики)

Дед и баба…ну и я!

Но и все-таки устали. (садимся на стульчики)

Утомились – отдыхаем.

Воспитатель загадывает загадки детям. Дети с помощью картинок – подсказок отгадывают.

Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо: Всех милее наша (мама)

Кто же трудную работу может делать по субботам? –

С топором, пилой, лопатой строит, трудится наш (папа)

Кто любить не устает, пироги для нас печет,

Вкусные оладушки? Это наша (бабушка)

Кто всю жизнь работал, окружал заботой

Внуков, бабушку, детей, уважал простых детей?

На пенсии уж много лет нестареющий наш (дедушка)

Воспитатель: У нас есть бабушки и дедушки. Мы должны заботиться о них, так как они очень много трудились в своей жизни. Помогать им: одеть пальто, донести сумку.

Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я, Вместе – дружная семья!

Воспитатель предлагает детям разукрасить раскраски «Моя семья».

А пока дети  раскрашивают, воспитатель включает песню  «Родной дом» (Исполнение песни «Родной дом»).

       

Рефлексия занятия.

- О чем мы сегодня говорили? (о семье)

- С каким стихотворением познакомились?( « Песенка для мамы. Буква М»)

- Как дети должны относиться к своим родителям? (хорошо, не обижать, слушаться и уважать)

- Понравилось вам наше занятие?

- Что понравилось больше всего? Почему?

Литература

1. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. Под ред. Л.Н. Антоновой. Экспериментальный учебно – методический комплект для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011.-96 с.,(стр.4-31).

2. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие для педагогов, специалистов системы дошкольного образования.- М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2017.-368 с.

3. Музыкальное пособие (CD – диск).

4. Наглядные материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт по применению здоровьесберегающих технологий в младшей группе - выступление на педсовете

Делюсь опытом с коллегами по применению здоровьесберегающих технологий в младшей группе....

Опыт работы: Применение игровых технологий для детей младшего школьного возраста с ОВЗ

. Практический опыт показал, что наиболее эффективным средством для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья являются игровые технологии, носящие развивающий, обучающий и познавательный х...

Конспект НОД для детей первой младшей группы с применением игровой технологии З. Дьенеша и здоровье - сберегающих технологий «Путешествие колобка.

Конспект НОД для детей первой младшей группы с применением игровой технологии З. Дьенеша и здоровье - сберегающих технологий «Путешествие колобка....

Конспект НОД с применением игровых технологий младшая группа «Зима пришла»

Конспект НОД с применением игровых технологий младшая группа "Зима пришла"...

«Опыт работы по применению игровых технологий для активизации детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности»

laquo;Опыт работы по применению игровых технологий для активизации детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности» Подготовила: Карцева Елена Юрьевна, воспитатель Пред...

Опыт работы по применению игровых технологий по совместному планированию с детьми тематической недели "Играя познаем мир"

Самое важное в планировании с детьми -это включение их в процесс ,учет их интересов и предпочтений, а также поощрение их творческого мышления и исследований....