Организация Опытно-экспериментальной деятельности.
статья (подготовительная группа)

Данный материал поможет воспитателям пополнить свои знания о экспериментальной деятельности.В соответствии с программой " Тропинки" и требованиями ФГОС.В данной статье размещен опыт работы по экспериментальной  работе в ДОУ, с детьми разного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

•Экспериментирование и детская исследовательская деятельность - эффективный способ обучения детей практическим методам познавательной деятельности. Настало время для широкого внедрения этого метода в практику работы детских садов учения детей практическим методам познавательной деятельности.            Общие методические рекомендации педагогам в руководстве детскими исследованиями:

  • Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо.
  • Не сдерживайте инициативы детей.
  • Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться.
  • Избегайте прямых инструкций ребенку.
  • Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  • Помогайте учиться управлять процессом мышления.

Педагог не должен подменять инициативу ребенка своим замыслом или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи. Распределение объектов в нашем уголке

1) место для постоянной выставки, где размещены различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);

2) место для приборов;

3) место для хранения материалов (природного, "бросового");

4) место для проведения опытов;

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Основная цель нашей работы: развитие опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

Познавательные:

  • расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей;
  • формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

  • развитие стремления к поисково-познавательной деятельности;
  • способствование овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
  • развитие мыслительной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы;
  • создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к познанию окружающего мира;
  • стимулирование желания детей экспериментировать;

  Мы стараемся не только уделять внимание формированию знаний, умений, навыков детей и адаптации их к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Между двумя видамиигрой и экспериментированием нет противоречийИгра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов.

Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

В работе с детьми применяем различные методы: элементарные опыты, наблюдения в уголке природы, на прогулке, трудовые поручения, дидактические игры, чтение художественной литературы. Опыты у нас проходят как длительное или как кратковременное наблюдение. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводим сразу: анализируем условия протекания опыта, сравниваем результаты, делаем выводы. В ходе опыта длительного характера мы стараемся поддерживать интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращаем их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Все происходящие изменения в ходе наблюдений совместно с детьми фиксируем.

Опыты проводим как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не целесообразно, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

Постепенно привлекаем детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если мы подуем на одуванчик?»«Будет ли плавать резиновая уточка или утонет?»«Получится ли куличик, если песок сухой» и т. д.

В последнее время я стала замечать интерес детей нашей группы к магнитам, прикрепленным на магнитной доске. Дети в игре сами того не замечая, стали проводить опыты с магнитами. Мы решили в этом им помочь и более подробно познакомить с магнитом и его свойствами. Рассказали, что магнит не теряет свои свойства, при контакте с железным предметом даже сквозь бумагу, воду, пластик.

Наблюдая за ветром на прогулках, выяснили, что ветер может быть теплый, легкий, слабый, а может холодный, сильный, порывистый. При ветреной погоде деревья качаются, быстро бегут по небу облака, люди одеваются теплее. С ветерком можно поиграть.( здесь надо рассказать о метеостанции и о облаках) Обобщая работу по экспериментированию с нашими детьми мы сделали вывод, что экспериментирование - это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.  Для обогащения предметно-развивающей среды нашей группы воспитатели и родители решили изготовить игровые макеты некоторых природных зон. С помощью данных игровых пособий у детей развивается познавательный интерес, любознательность, наблюдательность, также воспитывается любовь к природе, заботливое отношение к животному миру. Главная цель макетов: изучение разнообразия животного мира и связь с местом их обитания. Пока это только Африка, Северный полюс  , но мы не собираемся останавливаться . У нас еще много творческих задумок! Что такое погода?

·  показания температуры воздуха

·  сила и направление ветра;

·  наличие осадков;

·  состояние неба и солнца;

·  влажность воздуха.

Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети не обращают внимание самостоятельно. Конечно, порхание птиц, бабочек, появление листвы, цветение цветов – более красочные явления и находятся в близком поле зрения ребенка-дошкольника, по сравнению с неживой природой. Поэтому задача педагога привлечь детское внимание в этом направлении и зажечь искру познавательной деятельности, помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы. Чтобы составлять собственные прогнозы, мы устроили у себя в саду метеоплощадку.

С её созданием появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий.

Наша метеоплощадка включает в себя следующие основные составные части:

-выделенный специально участок местности на территории детского сада;

-детская метеостанция.

Метеоплощадка с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.

Мы используем оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми.

Традиционное оборудование: флюгер, ветряной рукав, термометр, компас.

Самодельное оборудование: дождемер, гигрометр, ветряные рукава, султанчики, экваториальные солнечные часы, аналемматические солнечные часы, песочные часы.

На высоких металлических шестах прикреплены флюгер и ветряной рукав (приборы для определения направления и силы ветра)

Флюгер в форме вращающегося на опорной оси «флажка» позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.

Ветряной рукав -  указатель направления и силы ветра, 
который обычно устанавливается на аэродромах, его еще называют текстильный колдун.
 Компас – прибор для определения сторон света;

На деревянном домике, названном нами «метеорологическим домиком», компактно расположены составные элементы: термометры, экваториальные солнечные часы, дождемер.

Самая необходимая вещь на метеоплощадке - термометр.

Термометр позволяет при помощи воспитателя детям определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д. Один термометр расположен под крышей самодельного домика, чтобы он был защищён от солнечных лучей. Второй такой же укреплен на одном из скатов крыши, под прямыми солнечными лучами. Таким образом, мы узнаём температуру  воздуха на солнце и в тени.

Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А у детей вызвало огромный интерес снятие показаний с приборов и составление прогнозов.( Надо рассказать, что то как используется детьми ловец облаков и что  это)

  • Общий огород в детском саду можно организовать для детей средних, старших и подготовительных групп. На общих грядках можно посадить большее число огородных растений.
  • То есть, например, если дети средней группы посадят горох, то наблюдать за его ростом смогут дети и старшей, и подготовительной группы тоже. Значит, детям старшего возраста нет необходимости высаживать горох повторно.
  • Младшим дошкольникам, для которых характерна неустойчивость внимания, целесообразнее иметь грядки в непосредственной близости от игровой площадки. Таким образом, малыши могут в любой момент понаблюдать за растениями на своём огороде или выполнить поручение воспитателя (полить горох, сорвать лук и другое).
  • На огороде рекомендуется посадка тех растений, которые выращиваются в данной области или районе и которые будут интересны для наблюдений и неприхотливы в уходе:

Содержание труда на огороде тоже будет зависеть от возраста детей:

  • В младшей группе детей привлекаем к посадке луковиц и крупных семян, поливу грядок, сбору урожая.
  • В средней группе в добавление к вышесказанному учим пользоваться граблями, рыхлить землю в междурядьях.
  • В старшей и подготовительной группах дети самостоятельно перекапывают грядки, пропалывают сорняки.

Труд детей на огороде организуем в следующих формах: индивидуальные поручения – преимущественно в младших группах, коллективный труд и дежурства. Дежурство на огороде для ухода за растениями вводим в подготовительной группе. Дежурные осуществляют повседневный уход за растениями на огороде: поливку, прополку, сбор вредителей. Если работы много, то привлекается вся группа. Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателя, огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей. И, самое главное достижение детского труда – сбор урожая.

Как правило, подводя итоги работы на огороде, в детском саду проводятся такие мероприятия как, развлечение 

Уголок экспериментирования

Уголок

экспериментирования

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/01/22/k_5884335f8ed82/img_user_file_588433600bc5c_4.jpg

Распределение объектов в нашем уголке 1) место для постоянной выставки, где размещены различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.); 2) место для приборов; 3) место для хранения материалов (природного,

Распределение объектов в нашем уголке

1) место для постоянной выставки, где размещены различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);

2) место для приборов;

3) место для хранения материалов (природного, "бросового");

4) место для проведения опытов;

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

ОПЫТ С ВОДОЙ   Цель: познакомить детей с основными свойствами воды (Вода - растворитель; не имеет запаха, вкуса, цвета; текучесть; животворное свойство: вода имеет вес)

ОПЫТ С ВОДОЙ

Цель: познакомить детей с основными свойствами воды

(Вода - растворитель; не имеет запаха, вкуса, цвета; текучесть; животворное свойство: вода имеет вес)

Что будет если…… Цель: отметить животворное свойство воды, отметить изменение цвета растений.

Что будет если……

Цель: отметить животворное свойство воды, отметить изменение цвета растений.

Наблюдение за живой природой  Цель: закрепить знания о значении воды, света, тепла для растений.

Наблюдение за живой природой

Цель: закрепить знания о значении воды, света, тепла для растений.

Наблюдение на прогулке  Цель: наблюдать за изменениями в природе зимой; закрепить свойства снега – рыхлость, хрупкость.

Наблюдение на прогулке

Цель: наблюдать за изменениями в природе зимой; закрепить свойства снега – рыхлость, хрупкость.

Наблюдение на прогулке Экспериментальная площадка Цель: наблюдать за испарением воды; направлением ветра; температуры.

Наблюдение на прогулке

Экспериментальная площадка

Цель: наблюдать за испарением воды; направлением ветра; температуры.

Тонет – не тонет  Цель: определить плавучесть предметов.

Тонет – не тонет

Цель: определить плавучесть предметов.

Загадочный камень…    Цель: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами; уметь классифицировать камни по размеру, поверхности, температуре, весу, плавучести.

Загадочный камень…

Цель: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами; уметь классифицировать камни по размеру, поверхности, температуре, весу, плавучести.

Опыты с песком  Цель: научить детей определять физические свойства песка: песок сыпучий; не растворяется , вода быстро впитывается в песок, мокрый песок принимает любую форму.....

Опыты с песком

Цель: научить детей определять физические свойства песка: песок сыпучий; не растворяется , вода быстро впитывается в песок, мокрый песок принимает любую форму.....

«Волны» Цель: дать представление о образовании волн. мастер-класс

«Волны»

Цель: дать представление о образовании волн.

мастер-класс

Опыты с глиной Цель:  знакомство с основными свойствами глины; уметь  отличать и называть свойства сухой и мокрой глины; выполнить подготовку глины к лепке.

Опыты с глиной

Цель: знакомство с основными свойствами глины; уметь

отличать и называть свойства сухой и мокрой глины;

выполнить подготовку глины к лепке.

Индивидуальная работа Цель: помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой и  живой природы.

Индивидуальная работа

Цель: помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой и

живой природы.

Общие методические рекомендации педагогам в руководстве детскими исследованиями:

Общие методические рекомендации педагогам в руководстве детскими исследованиями:

  • Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо.
  • Не сдерживайте инициативы детей.
  • Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться.
  • Избегайте прямых инструкций ребенку.
  • Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  • Помогайте учиться управлять процессом мышления.
  • Педагог не должен подменять инициативу ребенка своим замыслом или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи.

И свое выступление я хочу закончить словами известного китайского мудреца Конфуция: То, что я слышу – забываю. -То, что я вижу – я помню. - То, что я делаю –я понимаю. Спасибо за внимание.

И свое выступление я хочу закончить словами известного китайского мудреца Конфуция:

  • То, что я слышу – забываю.

-То, что я вижу – я помню.

- То, что я делаю –я понимаю.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации и тематическое планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности детей 5-6 лет. Значение экспериментирования.Структура деятельности.постановка проблемной задачи.Фиксация р...

"Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"

Из опыта работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста". Кружок детского экспериментирования "Почемучки"....

Использование информационно коммуникационных технологий в организации опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Использование информационно-коммуникационных технолгий для формирования навыков 21 века, организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ....

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования...

Конспект Развитие познавательной активности дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности при решении задач в ИЗО деятельности.«Зимний пейзаж»

На этом занятии дети знакомятся новыми видами рисования путём экспериментирования - смешивания красок, рисование свечой. Учатся рисовать пейзаж на стекле с учётом времени суток....

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Организация опытно экспериментальной деятельности Название: «Лаборатория» в подготовительной группе № 5

Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие».Организация опытно экспериментальной деятельностиНазвание: «Ла...