«Итоги мониторинга национальных и межконфессиональных отношений среди педагогов БДОУ города Омска «Детский сад №236»
материал

Карпенко Евгения Владимировна

Сохранение межнационального мира и согласия, обеспечение бережного отношения к этнокультурной самобытности многонационального народа России – стратегическая задача современного общества и государства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rch_itogi_monitoringa_bdou_detskiy_sad_236.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Карпенко Евгения Владимировна

Воспитатель

БДОУ г. Омска Детский сад №236

«Итоги мониторинга национальных и межконфессиональных отношений среди педагогов БДОУ города Омска «Детский сад №236»

В соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» на базе детского сада №236 был проведен мониторинг национальных и межконфессиональных отношений[2].

Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию, на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов [1].

Сохранение межнационального мира и согласия, обеспечение бережного отношения к этнокультурной самобытности многонационального народа России – стратегическая задача современного общества и государства.

Правительством Омской области и Администрацией города Омска уделяется большое внимание развитию национальных культур, языков, укреплению межнациональных отношений в регионе, поскольку многонациональный состав Омской области подразумевает необходимость проведения постоянной кропотливой работы по гармонизации межнациональных отношений, по предотвращению межэтнических конфликтов и снижению уровня межэтнической напряженности.

Культурная самобытность и культурное разнообразие народов, населяющих Омское Прииртышье, создают необходимость изучения мнения педагогов в целях предупреждения возможных проявлений экстремизма и ксенофобии, просвещение и взаимодействие множества субкультур, диалога, обмена мнениями и опытом, постижения ценностей и традиций народов, проживающих на территории области.

Проведенный мониторинг показал, что в целом обстановка в детском саду в этноконфессиональном отношении среди педагогов опасений не вызывает

На вопрос «Как Вы оцениваете состояние межнациональных отношений в Омской области?» 90% респондентов ответили положительно. Отношение к мигрантам положительное лишь у 30% опрошенных. 60% считают «пусть работают, но не нарушают закон и наши порядки»;  

Наибольшую напряженность в отношениях вызывают люди цыганской национальности 54%.

На вопрос «Как изменятся отношения между людьми разных национальностей?» 51,5% опрошенных считают, что останутся без изменений, 33% считают, что они улучшатся  значительно, 15,5 % – что улучшатся незначительно.

87% респондентов не чувствуют враждебность к людям других национальностей, и лишь только у 13% сохраняется напряженность и необходимо выяснить причины этой напряженности. Возможно, следующий вопрос: «Сталкивались ли Вы или Ваши знакомые, родственники в Омской области со следующими проявлениями неприязни к людям тех или иных национальностей?» поясняет почему, т.к. и здесь большой процент в ответах показывает, что сталкивались со «Словесными оскорблениями из-за национальной принадлежности в общественных местах» и сталкивались с «Высказываниями, оскорбляющими национальные чувства, пропагандирующими враждебное отношение к людям других национальностей, призывами к насильственным действиям по отношению к людям тех или иных национальностей в Интернете (на сайтах, блогах, форумах Омской области)».

Основной  причиной напряженности в отношениях между людьми разных национальностей считают «Неравенство в доходах между людьми» - 63% «Неуважение к языку, обычаям, культуре людей других национальностей» - 45%, «Исторически сложившиеся предрассудки и предубеждения в отношении людей других национальностей» - 36%,  «экономический кризис» – 24% и «Назначение на руководящие должности по национальному признаку» – 22%.

15% считают, что «в ближайшее время в их городе/селе возможны насильственные столкновения на национальной или религиозной почве». Данный показатель требует включения в планы работы мероприятий по формированию миролюбивого сознания, мероприятий направленных на гармонизацию межнациональных отношений.

Как показали результаты проведенного исследования, большинству опрашиваемых присущ довольно высокий уровень религиозности – 82 процента респондентов считают себя верующими.

На вопросы относительно религиозной веры 18% позиционируют себя как атеисты, 82% считают себя верующими, и исповедуют православие и принадлежат к Русской Православной Церкви.

Для оценки уровня религиозности оценивалось, посещают ли респонденты церковь или культовое здание по вероисповеданию и как часто они это делают. Результаты показали, что лишь 54%  посещают один-два раза в год, 40% - реже одного раза в год, а 6 % практически никогда не были. Таким образом, сотрудники детского сада скорее являются «захожанами», чем прихожанами.

82% респондентов хорошо относятся к православной конфессии, 18% безразлично. К остальным конфессиям от 40 до 100% респондентов отмечают свое отношение как безразличное.

Как показали результаты исследования при формальном причислении себя к той или иной религиозной общности в действительности большинство респондентов не следуют религиозным предписаниям и не соблюдает религиозных норм в повседневной жизни.

Для большинства сотрудников ДОУ не имеет значения национальность товарища по занятиям в секции (97%), соседа (97%), товарища по учебе 94%), друга (100%),  а  в качестве родственника этот процент  64%.  36 % хотят в качестве родственников видеть человека своей национальности.

Как свидетельствуют результаты опроса, этническая принадлежность является не важным компонентом идентичности подавляющего большинства респондентов.

На вопрос: «В каких праздниках и обрядах Вы предпочитаете принимать участие?» – в большинстве выборов - 90% отметили « В лично-семейных праздниках и обрядах (дни рождения, календарные праздники и др.)»,87% в дне города,  75% отмечают – «в национальных праздниках своего народа», что говорит о развитии народной культуры в образовательных организациях, 66% любят общегосударственные праздники; 42%  любят участвовать в спортивных праздниках и мероприятиях, а самый маленький показатель 21% принимают участие в праздниках других народов.

Для 72 процентов респондентов не имеет значения собственная национальность и национальность окружающих, 28% никогда не забывают о своей национальности.

Основная идея российской гражданской нации заключается в том, что гражданская нация не заменяет национальности, она объединяет людей всех национальностей, она создается благодаря усилиям общества и поддержанию гражданского согласия. Идентичность российской гражданской нации – это чувство принадлежности к Российскому государству, народу, представление о стране, территории, этническом разнообразии, это наши символы и ценности, язык и культура, совместно пережитые горе и радости, наши достижения, это солидарность и готовность бороться за наши общие интересы.

Предполагается, что все граждане России, являясь разными народами со своей культурой, языком, самосознанием, в то же время составляют РОССИЙСКУЮ НАЦИЮ как сообщество, объединенное чувством патриотизма, сознанием ответственности за судьбу страны. Свое личное отношение к этому утверждению согласием выразили 42 % респондентов,  и лишь 58% считают, что это возможно лишь в перспективе.

На вопрос: «К какой государственности вы себя относите в первую очередь?» получены следующие ответы:

- Считаю себя в первую очередь россиянином – 64%.

- Считаю себя в первую очередь жителем Омской области – 12%.

- Считаю себя в равной степени гражданином России и жителем Омской области – 24%.

- Считаю себя гражданином мира – 0%.

На вопрос «Кого, на Ваш взгляд, можно отнести к русским в современной России?» получены ответы:

-людей, у которых оба родителя являются русскими по происхождению – 58%;

-  людей, которые сами себя относят к русским и у которых хотя бы один из родителей является русским по происхождению – 36%;

- граждан России, которые знают русский язык и придерживаются ценностей христианской культуры -6;

Полученные результаты показывают, что и в детских учреждениях необходимо решение вопросов межнационального (межэтнического), межконфессионального и межкультурного взаимодействия, разъяснения терминологии, касающейся вопросов миролюбия, этно-конфессионального и межконфессионального взаимодействия.

Основной задачей, направленной на профилактику экстремизма и противодействие идеологии терроризма является  воспитание образованного, имеющего четкие нравственные устои, патриотично настроенного молодого человека, который знает и уважает историю как своей большой Родины – России, так и малой – Омского Прииртышья, который уважает мировоззрение другого человека и может адекватно реагировать на посылы, исходящие от адептов экстремизма и терроризма.

Человек, который знает свою религию, может уважительно относиться к другим

Формирование миролюбия в образовательном учреждении должно быть связано не только с обучением детей конкретным навыкам миролюбивого поведения, но и с формированием у них определённых личностных качеств. Речь идёт о чувстве собственного достоинства и умении уважать достоинство других; осознании того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других; позитивном отношении к самому себе и представителям других народов и иных культур.

Вся жизнь – это практика по воспитанию сознания, раскрывающего перед каждым человеком бескрайний мир любви и созидания, сочувствия и милосердия.

Миролюбие может воспитать только миролюбивый педагог, а это требует от современного педагога следующих личностных параметров: тактичности, эмпатии, терпеливости, терпимости в отношениях с людьми, готовности принимать их такими, какие они есть, понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности. Если педагог миролюбив, он открыт, доброжелателен, ориентирован на постижение смыслов поведения и поступков обучающихся, выступает по отношению к ним в роли наставника, готов вступать в диалог и в нем искать истину.

Литература:

  1. Баранцева Светлана Петровна, Профилактика возможных проявлений экстремизма и терроризма в молодёжной среде и формирование миролюбивого сознания. Методические рекомендации для образовательных организаций. – Омск, 2017. – 48 с.

  1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями и дополнениями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

бдоу г.Омск "Детский сад №51 комбинированного вида" "День здоровья" старший дошкольный возраст

«День здоровья» помогает закрепить и отработать временные представления: «утро», «день», «вечер», «ночь». Дети чётко знают, что завтракаем мы утром, обедаем- днём, ужинаем-вечером, а ночью набираемся ...

бдоу г.Омск "Детский сад №51 комбинированного вида" НОД по физической культуре старшая группа"Обитатели уголка природы- с элементами корригирующей гимнастики"

Учить детей воспринимать показ, как образец для самостоятельного выполнения упражнений;  сохранять равновесие при ходьбе по гимнастической доске сохраняя осанку;  развивать быстроту и выносл...

Проект в подготовительной группе БДОУ г. Омска "Центр развития ребенка - детский сад №44"- "Светлая Пасха"

Проект в подготовительной группе "Светлая Пасха"Актуальность проекта:Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский н...

Приветствие от группы №1 "Пчёлки" БДОУ г.Омска "Детский сад №12" 2018-2019 учебный год

Презентация приветствия младшей группы детского сада...

«Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»

laquo;Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержкудетской инициативы и самостоятельностив различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»...