"Дидактическая игра в экологическом воспитании детей
статья (средняя группа)

Дидактические игры, экологическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_v_ekologicheskom_vospitanii_detey.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей.

В последние десятилетия отчетливо просматривается развитие двух параллельных процессов – усугубления экологических проблем планеты и их осмысления населением Земли. В России, как и в других государствах, происходит становление системы непрерывного экологического образования, формируется концептуальное видение этого процесса. Начальным звеном системы экологического образования является сфера дошкольного воспитания.

 Именно на этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

 Поэтому приоритетным направлением дошкольной образовательной системы является воспитание экологической культуры, то есть поиск средств обучения для формирования у детей осознанной позиции в отношении природы.  Дети  учатся не только рационально использовать природные ресурсы, любоваться миром вокруг, но и бережно относиться ко всему живому. Для реализации такой важной педагогической миссии широко применяются игры как ведущий вид деятельности дошкольников.

По словам  С.Рубинштейна « В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике, которые готовят переход к новой более высокой стадии развития».

А.Б.Бондаренко,  А.П.Усова,  Н.А.Аванесова отмечают, что наряду с занятием в экологическом воспитании может быть использована дидактическая игра, которая обеспечивает наилучшие условия усвоения знаний, умственных навыков и умений.

Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна, так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания.                                                                                                                   Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на фоне, будут особенно эффективны: игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.

Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.

Особое значение в системе экологического воспитания и образования дошкольников имеет дидактическая игра.

Дидактические  игры — это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе  игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах, объектах и явлениях природы.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как метод, как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие составные элементы игры:

- дидактическая задача;

- игровая задача;

- игровые действия;

- правила игры;

- результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.                                                                                                       Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).                                         Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные задачи.                                                                                                                       Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования и взаимоотношениям детей к выполнению норм поведения.                                                                                                             Подведение итогов (результат) - проводится сразу по окончании игры. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. Очень важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует и быстроту, и качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявление поведения детей и качеств их личности в игре; как проявилась их взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели.            

Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности. Веретенникова С. А. предлагает следующую классификацию игр, которые используются в дошкольном учреждении для ознакомления детей с природой: дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные:

Предметные игры – с использованием различных предметов природы (с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами). Это игры: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке», «Узнай по вкусу», «Путаница». В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Настольно-печатные игры.  В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Эти игры предназначены для небольшой группы  играющих.    («Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», лото, парные картинки, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы).                                                                                  

Словесные игры. Эти игры, содержанием которых является разнообразные знания, имеющихся у детей и сопровождаются словом. Эти игры развивают память, внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. («Кто летает, бегает, прыгает?», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно».                                            

Игры экологического содержания помогают детям увидеть неповторимость и целостность экосистемы, осознать невозможности нарушения её целостности и неповторимости

Список литературы

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. Сада. - 2 -е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 160 стр.

2. Газина О. Играя, познаем природу // Дошкольное воспитание. - 2006. - №7. Обучающие дидактические игры по экологии для детей дошкольного возраста

3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. -- 336 с.

4.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы): Пособие для воспитателя детского сада.- Москва «Просвешение»1982.-96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в воспитании детей

Статья посвящена описанию роли дидактических игр в воспитании детей. Приведены примеры игр.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5730444","attributes":{"alt":"","class":"media-image","hei...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...

Консультация: " Дидактическая игра в воспитании детей"

Консультация для родителей о роли дидактической игры в воспитании детей....

Дидактические игры в воспитании детей раннего возраста

Роль  дидактические игры  в воспитании детей раннего возраста...

"Дидактическая игра в воспитании детей"

quot;Дидактическая игра в воспитании детей" Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста – их своевременное умственное и речевое развитие. В пред дошкольном детстве умственн...

Дидактические игры экологического воспитания.

картотека дидактических игр по экологи для старших дошкольников....