Дидактические игры в воспитании детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Голенская Ольга Ивановна

Роль  дидактические игры  в воспитании детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_v_vospitanii_detey_rannego_vozrasta.docx16.08 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры  в воспитании детей раннего возраста

Ранний возраст знаменуется появлением фундаментальных жизненных достижений: хождения, предметной деятельности, речи. Благодаря свободному передвижению ребенок вступает в эпоху самостоятельного взаимодействия с внешним миром. Развивается ориентирование в пространстве, растут познавательные возможности.

Этот возраст определяется как чувствительный период, характеризующийся резким изменениям в физическом, когнитивном, речевом, социальном и эмоциональном развитии. Значительное и решающее развитие мозга происходит до достижения ребенком семилетнего возраста, особенно в первые три года жизни, когда формируются основные нейронные связи. То, что происходит в раннем возрасте, определяет состояние здоровья, обучения и поведения ребенка в период дошкольного и школьного периода жизни, и может сохраниться до конца жизни.

Игра является одним из самых интересных видов человеческой деятельности, средством всестороннего развития ребенка, важным методом воспитания. Ее назвали "спутником детства", хотя в жизни играют не только дети, но и взрослые. Детская игра - это деятельность, направленная на ориентировку в предметной и социальной действительности, в которой ребенок отражает впечатления от их познания. Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности. Учитывая неоценимую роль игры в жизни ребенка, считаем нужным обратиться к вопросу изучения влияния игровой деятельности на развитие детей. ранний возраст дидактический игра

Игра - это не развлечение, это настоящая, яркая, самобытная жизнь ребенка, вместе с этим это и подготовка ребенка к взрослой ответственной жизни. Она всегда была связана с семейными традициями, трудом и деятельностью взрослых, окружением детей беспокойством и вниманием. Игрушки, которые использовались в качестве элемент игры, их тематика и формы всегда находились в тесной взаимосвязи с материальной жизнью общества, с развитием его духовной культуры, а также отображали эволюцию взглядов на воспитание.

В последние годы практика применения игровых задач определила методическое мнение, что сейчас пришло время обобщения практического опыта, объективной оценки целесообразности применения игровых заданий, определения их удельного веса и места в системе обучения. Игра позволяет ярко реализовать все ведущие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую, которые действуют в органическом единстве.

Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей раннего возраста. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные потребности. Учитывая неоценимую роль игры в жизни ребенка, считаем нужным обратиться к вопросу изучения использования дидактических игр в процессе воспитания детей раннего возраста.

Игра всегда разворачивается по определенным правилам. Для ее возникновения не обязательна условность (переименовывание предметов), она появляется в процессе игровой деятельности. Важным компонентом психического акта переименовывания предметов во время игры является воображение ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольных психических процессов: в игре начинают развиваться произвольные внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются, больше запоминают, чем во время лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и вспомнить) выделяется ребенком легче всего в игре. Ее условия требуют от ребенка сосредоточенности на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании действий и сюжета. Ребенок, который не будет внимательным до того, что требует предыдущая игровая ситуация, не запомнит условий игры, будет отстранен однолетками. Потребность в общении, эмоциональном поощрении требует от ребенка целеустремленной сосредоточенности и запоминания.

Игровая ситуация и действия в ней постоянно влияют на развитие умственной деятельности ребенка. В игре он учится действовать с заменителем предмета - дает заменителю новое (игровое) название, действует с ним в соответствии с названием. Предметы-заменители становятся опорой для мышления. На основе действий с ними ребенок учится рассуждать о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок учится рассуждать о предметах, мнимо действовать с ними.

Игра является и первой школой воли ребенка. Именно в игре сначала он проявляет способность добровольно, по собственной инициативе, подчиняться разнообразным требованиям. Да и сама роль воплощает в себе определенные правила, является задачей, которую решает ребенок.

Игровая деятельность наделена наибольшими возможностями для формирования детской общности, в ней полнее всего активизируется общественная жизнь детей.

В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности ребенка: формируется изобразительная деятельность, впервые появляются элементы труда и учебы. Использование игровых приемов, дидактичных игр обеспечивает соответствие природе ребенка раннего возраста.

Таким образом, детская игра - это деятельность, направленная на ориентирование в предметной и социальной действительности, в которой ребенок отображает впечатление от их познания. В то же время игра является могучим воспитательным средством. Игра развивая психические, физические силы ребенка (внимание, мышление, воображение, память, организованность, ловкость и тому подобное), способствуя освоению им окружающего мира и человеческих взаимоотношений, пробуждает, задействует его творческий потенциал. На основании того, какими игрушками и в какие игры играет ребенок, можно сделать определенные выводы о его задатках, склонностях, очертить программу их развития в ближайшей и отдаленной перспективе.

Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чем все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

В раннем возрасте происходит активное овладение активной речью (ее грамматической и лексической и др. сторонами), которая становится важнейшим средством общения. В рамках предметной деятельности, которая является ведущей в данном возрасте, развиваются все основные психические процессы и новые виды деятельности: процессуальная игра, целенаправленность, самостоятельность, творческие способности и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для детей раннего возраста по сенсорному воспитанию

Обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой (приложение, наложение, закреплять умение правильно называть красный, синий, жёлтый, зелёный цвета, учит...

Практическое занятие для молодых родителей детей 2-3 лет «Бизиборд – дидактические игры для детей раннего возраста»

    Бизиборд предназначался для того, чтобы ребенок ознакомился с бытовыми предметами в максимально безопасной форме. Поэтому в оригинале такая развивающая доска должна содержать все ...

«Лучшая научно-исследовательская или дидактическая игра». Дидактическая игра для детей раннего возраста «Нарядим ёлочку».

Дидактическая игра:-обеспечивает накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и ...

"Дидактическе игры для детей раннего возраста по сенсорному воспитанию"

Игры для детей раннего дошкольного возраста для развития сенсорики....

Мастер – класс для педагогов на тему: создание дидактической игры для детей раннего возраста по познавательному развитию «Познаем, играя!»

Мастер – класс для педагогов на тему: создание дидактической игры для детей раннего возраста по познавательному развитию «Познаем, играя!»...