Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста « Моя мама – лучше всех»
план-конспект занятия (старшая группа)

Алексеева Наталья Александровна

Цели: продолжать приучать детей составлять описательный рассказ о своей маме, используя художественное слово и народный фольклор.

 

Задачи:

  • сформировать у детей представление о маме на основе произведений устного народного творчества,  а также рассказов русских писателей;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • обогащать родительско-детские отношения опытом диалогического эмоционального общения;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_o_mame.docx41.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

« Моя мама – лучше всех»

подготовила:Алексеева Н.А.

Саратов 2017 г.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

« Моя мама – лучше всех»

Цели: продолжать приучать детей составлять описательный рассказ о своей маме, используя художественное слово и народный фольклор.

Задачи:

  • сформировать у детей представление о маме на основе произведений устного народного творчества,  а также рассказов русских писателей;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • обогащать родительско-детские отношения опытом диалогического эмоционального общения;
  • воспитывать у детей  доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им;
  • самостоятельно отражать результаты деятельности в рисунках, рассказах.

Предварительная работа: попросить мам рассказать детям о своей работе, об их отношении к труду. Заучивание стихотворений о маме. Рисование  детьми  вместе с папами портретов мамы. Подбор  и заучивание пословиц   о маме. Чтение рассказов и сказок про маму.

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, подойди, пожалуйста, ко мне. Я сейчас вам что покажу, а вы попробуйте угадать в какую игру мы будем играть. (Педагог показывает картинки, на которых изображено действие «подмигивание», «пожатие рук», «обьятие»).

Дети: «Подмигни – пожми руку – обнимись».

 Игра: («Подмигни – пожми руку – обнимись». Участники встают в 2 шеренги лицом друг к другу. По команде ведущего каждый должен показать 1, 2 или 3 пальца стоящему напротив участнику. 1 палец – подмигнуть, 2 – пожать руку, 3 – обняться).

(Раздается телефонный звонок, педагог отвечает на него, после чего обращается к детям)

  1. Воспитатель: Ребята,  всех нас пригласили в телестудию на цикл детской передачи «Я и моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? А можно я буду телеведущей?

Дети: Да

Воспитатель: А все, кто в зале?

Дети: Телезрителями.

Воспитатель: Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали. Добрый день, уважаемые телезрители!  Мы рады приветствовать вас на нашей программе тема сегодняшней передачи «Моя мама – лучше всех». Сегодня в нашей студии ребята подготовительной группы . Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своих дорогих и близких людях.

В начале нашей передачи я предлагаю участникам представиться и рассказать немного о себе.

Проверка домашнего задания.

(Дети рассказывают в микрофон  о себе: как зовут, сколько лет, какие по характеру, что любят и что не любят).

Воспитатель: Благодарю участников передачи. Ребята, как вы думаете, какое слово самое лучшее на свете?

(Выслушиваются ответы детей).

(На мониторе  ноутбука высвечивается слово МАМА).

2. Воспитатель: Самое лучшее слово на свете – «мама»! Слова  «мама», «мать» - одни из самых древних на Земле и почти одинаково звучат на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят  своих мам. Мама учит быть мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает. Давайте поиграем в игру «Ма-моч-ка!» Я буду задавать вопрос, а вы хором отвечайте: «Ма-моч-ка!» Только  дружно и громко!

- Кто пришел ко мне с утра?

- Кто сказал: «Вставать пора?»

- Кашу кто успел сварить?

- Чаю в чашку кто налил?

- Кто косички мне заплел?

- Целый дом один подмел?

- Кто меня поцеловал?

- Кто ребячий любит смех?

- Кто на свете лучше всех?

Воспитатель: Ребята, обратите внимание,  в нашей студии появилось что-то необычное. Правильно   большое сердце, это материнское сердце.  

Перед началом нашей программы, я попросила детей из группы «Солнечные зайчики» записать красивые слова о маме. Задание они выполнили, но я не успела его проверить. Помогите мне, пожалуйста, проверить, что написали ребята.

Разбейтесь, пожалуйста, на пары. Присаживайтесь за компьютеры. Прочитайте слова, которые написали ребята, если вы согласны с этим словом то вы его оставляете, если нет то, удаляете его.

(Творческое задание:  На  мониторе компьютера изображено сердце, в котором вписаны слова о маме. Дети выбирают те слова, которые на их взгляд являются правильными, а неправильные удаляют. Например: Милая, любимая, красивая, нежная, ласковая, добрая, ненаглядная, симпатичная,  очаровательная, внимательная, приветливая, прекрасная, чудесная, замечательная, трудолюбивая).

Воспитатель: Давайте, посмотрим, что у нас получилось. Даша прочитай, пожалуйста, какие слова вы оставили, и какие вы удалили?

(Даша называет слова, которые она оставила и какие удалила)

Воспитатель:  Ребята, пока мы с вами говорили о том, какая может мама, на электронный адрес нашей программы пришло сообщение, в котором вас просят рассказать о своих мамах.

 (Дети рассказывают о своих мамах по портретам, которые они заранее нарисовали дома сами или с кем-то из близких. Называют имя  и отчество мамы, кем она работает, нравиться ли ей ее работа, чем она увлекается в свободное время).

  1. Воспитатель: Спасибо ребята, за ваши рассказы о мамах. Скажите, бывает ли так, чтобы вы все повторяли за мамой, можно ли вас назвать тенью ваших мам?

Дети: Да.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру, которая так и называется «Тень».

Физминутка. «Тень».

Цель: развитие сплоченности группы, наблюдательности.

Ход игры. Ведущий ходит по помещению  делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т.д. все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и четко повторять его движения.

4.Воспитатель: Да, ребята, «мамы разные нужны, мамы всякие важны». Давайте с вами прочитаем стихи о мамах.

(Дети читают стихи про мам).

Воспитатель: Время нашей передачи подошло к концу. Я благодарю всех вас за участие в телепередаче «Я и моя семья» в следующий раз я предлагаю поговорить и послушать   рассказы о ваших папах.  А чтобы сегодняшняя передача вам запомнилась надолго, я предлагаю вам издать книгу о ваших мамах. А пока до новых встреч.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пословицы о маме

«При солнышке тепло, при матушке добро».

«Нет такого дружка, как родная матушка».

«Птица рада весне, младенец – матери».

«Материнская ласка конца не знает».

«Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает».

«Мать высоко руку поднимет, да не больно опустит».

«Материнское благословение на воде не тонет, на огне не горит».

«Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает».

«Маменька родимая – свеча неугасимая».

«Родных много, а мать роднее всего».

«Материнская ласка конца не знает».

«Мать кормит детей, как земля людей».

«Сердце матери лучше солнца греет».

Стихи о маме

Hаша мамочка

Павел Статенин

С кем пеpвым мы встpечаемся,

Пpидя на белый свет, -

Так это наша мамочка,

Ее милее нет.

Вся жизнь вокpyг нее вpащается,

Весь миp наш ею обогpет,

Весь век она стаpается

Hас yбеpечь от бед.

Она - опоpа в доме,

Хлопочет каждый час.

И никого нет кpоме,

Кто так любил бы нас.

Так счастья ей побольше,

И жизни лет подольше,

И pадость ей в yдел,

И меньше гpyстных дел!

М. Танк

***

Сколько звезд на ясном небе!

Сколько колосков в полях!

Сколько песенок y птицы!

Сколько листьев на ветвях!

Только солнце - одно на свете.

Только мама - одна на свете.

Всё она

Павел Статенин

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голyбит

И заботится о вас,

Hе смыкая ночью глаз?

- "Мама доpогая".

Колыбель кто вам качает,

Кто вам песни напевает,

Кто вам сказки говоpит

И игpyшки вам даpит?

- "Мама золотая".

Если, дети, вы ленивы,

Hепослyшны, шаловливы,

Что бывает иногда, -

Кто же слёзы льет тогда?

- "Всё она, pодная".

Мама

Павел Статенин

Я так люблю тебя!

Мне нyжно, чтобы ты

И в час и в день любой

Всегда была со мной.

Я так люблю тебя,

Что и сказать нельзя!

Hо не люблю, когда

В слезах твои глаза.

Я так тебя люблю!

Хоть обойди весь свет,

Тебя кpасивей нет,

Тебя нежнее нет.

Добpее нет тебя,

Любимей нет тебя

Hикого,

Hигде,

Мама моя,

Мама моя,

Мама моя!

Я мамy люблю

Павел Статенин

Мне мама пpиносит

Игpyшки, конфеты,

Hо мамy люблю я

Совсем не за это.

Веселые песни

Она напевает,

Hам скyчно вдвоем

Hикогда не бывает.

Я ей откpываю

Свои все секpеты.

Hо мамy люблю я

Hе только за это.

Люблю свою мамy,

Скажy я вам пpямо,

Hy пpосто за то,

Что она моя мама!

П. Синявский

***

Разноцветный подаpок

Я подаpок pазноцветный

Подаpить pешила маме.

Я стаpалась, pисовала

Четыpьмя каpандашами.

Hо сначала я на кpасный

Слишком сильно нажимала,

А потом, за кpасным сpазy

Фиолетовый сломала,

А потом сломался синий,

И оpанжевый сломала...

Все pавно поpтpет кpасивый,

Потомy что это - мама!

Мама

Галина Демыкина

Платьев y мамы

Hy пpямо

Hе счесть.

Синее есть

И зелёное есть,

Есть голyбое

С большими цветами -

Каждое слyжит

По-своемy маме.

В этом yходит

Она на завод,

В этом в театp

И в гости идёт,

В этом сидит,

Занята чеpтежами...

Каждое слyжит

По-своемy маме.

Бpошен небpежно

Hа спинкy кpовати

Стаpый, потpёпанный

Мамин халатик.

Я подаю его

Беpежно маме,

А почемy -

Догадаетесь сами:

Если наденет

Халатик цветной,

Значит, весь вечеp

Пpобyдет со мной.

Мама

Костас Кубилинскас

Мама, очень-очень

Я тебя люблю!

Так люблю, что ночью

В темноте не сплю.

Вглядываюсь в темень,

Зоpькy тоpоплю.

Я тебя всё вpемя,

Мамочка, люблю!

Вот и зоpька светит.

Вот yже pассвет.

Hикого на свете

Лyчше мамы нет!

Ракета

Григоре Виеру

Вот так pадyга  на небе -

Шёлковый yзоp!

Hy и pадyга на небе,

Как цветной ковёp!

А над pадyгой - pакета

Взмыла к небесам.

Вот такyю же pакетy

Я постpою сам.

И на звёзднyю доpожкy

Полечy на ней,

Hабеpy я звёзд лyкошко

Мамочке моей.

Рассказы о маме

СЕРДЦЕ МАТЕРИ

М.Скребцова

Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».

Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.

Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.» С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.

С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце...

Вопросы и задания к сказке:

• Расскажите, как будут жить три дружных сестрицы без мамы. В чем и как поможет им материнское сердце?

• Представьте, что все деревья — это большая семья. Расскажите, кто в этой семье родители, кто бабушка и дедушка, кто дети.

• Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?

• Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь маме, если у нее неприятности на работе, плохое самочувствие и т.д.

• Представьте, что на одну неделю вашей маме пришлось уехать, и вам необходимо в течение недели выполнять все мамины дела. Перечислите эти дела и подумайте, когда и как вы их будете выполнять.

Творческое задание

На доске педагог рисует большое сердце. Это материнское сердце. Дети должны перечислить сокровища, которые хранятся в материнском сердце. Например: любовь, доброта, жертвенность, вера, трудолюбие. Педагог вписывает все названные детьми сокровища в рисунок на доске.

Затем дети делятся на группы. Каждая группа выбирает себе одно какое-либо сокровище и сочиняет сказку о маме, которая подарила своим детям это сокровище.

Игра «Волшебные мамины глаза»

Попросите детей перечислить, какими бывают глаза у мамы, когда она смотрит на своих детей. (Добрыми, светлыми, нежными) Все перечисленное детьми педагог записывает на доске. Предложите детям посмотреть друг на друга глазами мамы и описать все, что они друг в друге увидели.

Рисунок

Включите музыку, попросите детей закрыть глаза и представить букет любви, который они хотели бы подарить своей маме. Затем дети рассказывают, из каких цветов состоит их букет любви, и рисуют его. Предложите детям подарить эти рисунки своим мамам.

Задание на дом

Понаблюдайте за мамой и запишите все, что ее руки делают за один день (за несколько дней, за неделю).

Емельянов "Рассказы о маме".

                                          НАДО И НЕ ХОЧЕТСЯ

        С вечера у мамы разболелась голова.

        Ночью Маша проснулась и увидела: мама сидит у стола под лампой и обеими руками сжимает голову у висков, так ей больно.

        Маша сказала спросонок:

        — Милая мамочка, мне тебя жалко.

        И опять заснула.

        Утром мама, как всегда, встала рано. Миша и Маша лежали и смотрели, как мама расчёсывает перед зеркалом волосы, а потом на кухне застучал крышкой чайник, бабушка вошла и сказала:

        — Ну, лежебоки! Вставайте на работу! Живо!

        Маша сказала:

        — Работы у нас никакой нет: мы маленькие.

        Миша сказал:

        — Это ты маленькая, а я большой. Работа у меня есть: состругать табуретку. Кот её ободрал когтями. Можно её, конечно, состругать завтра...

        Маша сказала:

        — Мне надо сшить Матрёшке платье. Табуретка твоя — ерунда.

        — Хватит разговаривать, — сказала бабушка и сдёрнула с ребят одеяла. — Мать сейчас уйдёт.

            Мама сидела за столом бледная. Она и чашку с чаем не допила, и плюшку не доела, а только сказала:

        — Милые мои товарищи! Если бы вы знали, как вашей маме сегодня не хочется идти работать.

        — Не хочется, и не ходи, — сказал Миша. — Сиди дома.

        — Конечно, не ходи, раз не хочется, — сказала Маша.

        Мама посмотрела на ребят с удивлением и вроде даже не поняла, что они говорят.

        — А как же быть, дети мои, если надо? — сказала она, стукнула Мишу легонько по затылку, поцеловала обоих ребят, оделась и ушла.

        Сели ребята на диван, наморщили лобики и задумались. Думали, а о чём, кто знает?.. Часто, что ли, они так задумываются.

        — Иди стругай табуретку, — сказала Маша.

        Миша покачал головой и сказал:

        — Чего-то не хочется.

        — Надо, — строго сказала Маша. — Бабушка об неё вчера занозила палец.

        Осталась Маша одна. Сшить, что ли, платье Матрёшке или не сшить? Не хочется. А надо. Не ходить же Матрёшке голой.

МАМА ВСЁ ПОНИМАЕТ

        Совсем, казалось, весна пришла, и вдруг небо нахмурилось и сверху посыпался снег. Миша и Маша пошли к бабушке на кухню и долго стояли возле плиты и молчали.

        — Ну, — сказала бабушка, — говорите сразу, что надо.

        Сразу говорить дети почему-то не умели.

— На улицу ты нас не пустишь, — сказала Маша.

        — Не пущу, — подтвердила бабушка.

        — Мы и не просимся, — сказал Миша.

        — На улице грязно, — сказала Маша.

        — Мокро, — добавил Миша. — Холодно.

        — Скучно, — сказала Маша. — На улице никого нет.

        — Какие умные дети! — воскликнула бабушка. — Ничего им объяснять не надо. Всё видят, всё знают сами.

        — Милая бабуся, — сказала тогда Маша, — позволь, пожалуйста, мы позовём к себе Нюшу и Федю.

        — Гм! — сказала бабушка.

        — Пожалуйста, — сказал Миша жалобно.

        — Мы ничего не испачкаем и не разобьём, — сказала Маша. — Будем сидеть тихо.

        — А во что вы будете играть? — спросила хитрая бабушка. — В футбол?

        — Миша будет нам рассказывать про своё путешествие в Африку, — сказала Маша.

        — Про чьё путешествие? — спросила изумлённая бабушка.

        — Про своё, — сказала Маша. — Очень интересно.

        Через полчаса Нюшка и её братишка Федя сидели в гостях у Миши и Маши. Нюшка, когда с неё сняли шарфы, платки, шубку и варежки, оказалась очень гладенькой, толстой девочкой, и они с Федей были похожи друг на друга, как два мячика.

        Дети сидели в комнате на самом деле тихо. Бабушка долго, недоверчиво прислушивалась к тишине, а потом вытерла руки, отставила суп с конфорки и тоже пошла слушать про путешествие.

        Миша, оказывается, в Африку уже приехал и теперь ходил в дремучем тропическом лесу и охотился на диких зверей. Нюшка и Федя слушали его молча, раскрыв рты, и всему верили.

        Миша рассказывал здорово:

        — Иду — никого нет. Сяду — лев! Сяду — тигр с тигрятами!

        — Ой! — сказала Нюшка чуть слышно. — Я боюсь.

        Миша посмотрел на неё презрительно.

        — Иду дальше, — продолжал он. — Опять никого. Сел — обезьяна, как Нюшка, мохнатая. Макака! Не стал стрелять! Иду. Сяду — удав! Сяду — бегемот! Раз, и готово!

        — Ты бы уж постоял, что ли, отдохнул, — сказала бабушка, явно жалея внука. — Легко ли эдак, вприсядку, по Африке.

        — Ты, бабушка, в охоте не понимаешь, — сурово объяснил Миша. — Если стоять, звери не подойдут близко, увидят.

        — Теперь-то уж поняла, — сказала бабушка. — Конечно, охотничье дело тонкое. Спасибо, внук, за науку. Нюшку только не обижай и макакой не зови! Сидите, сидите, я вас скоро чаем поить буду с вареньем.

        Бабушка удалилась на кухню, успокоенная и примирённая с Африкой. Увы! Тишина не продлилась до чая. Скоро из комнаты раздался страшный рёв и вой, и спустя минуту в кухню долетел отчаянный Нюшкин вопль. Это Миша, оказалось, нечаянно превратился в тигра, потом обратно в охотника, потом из охотника во льва. Лев прыгнул на Нюшку и защёлкал зубами...

        Всё остальное бабушке не надо было рассказывать. Льву попало веником, Нюшке выдали конфету вне очереди. Чайник закипеть не успел.

        Миша решил возвращаться из Африки. Скоро оттуда не доедешь. Хорошо, что у него под рукой была волшебная мамина кровать с блестящими никелированными шарами у изголовья. На этой кровати можно, как на самолёте, лететь куда угодно. Нужно только повернуть в разные стороны два блестящих шара, и кровать вылетит в окно мигом. Лучше всякого самолёта.

        — Пожалуйста! — Миша пригласил слушателей на мамину кровать.

        Не оставаться же им в африканских лесах без Миши. Трудно будет только удержаться вчетвером на пружинном матраце, как-никак вылетать с третьего этажа.

        — Держитесь крепче! Лезьте! Нюшку мы подсадим.

        Нюшка побледнела и сказала коротко:

        — Не полечу!

        Миша сказал:

        — Ерунда. Лети!

        Нюшка схватилась за диван и за ковёр на полу обеими руками. Голос у неё стал переходить на визг, словно на улице с ходу притормаживали машину.

        — Не полечу. Не трогай. Ай!

        Миша сказал громко:

        — Федька! Помоги мне её отодрать от дивана.

        Маша сказала:

        — Чудачка! Это охотничьи рассказы. Никто никуда не полетит.

        Нюшка завизжала удивительно, ни на что не похоже.

        Бабушка в коридоре выронила чайник из рук; хорошо, что не обварилась. Нюшку успокаивали полчаса.

        Вечером бабушка сказала маме категорически:

        — Наташа! Мишку надо за враньё выпороть. Язык у него подвешен не как у людей. С таким языком долго ли до беды. Нюшку он сегодня напугал до полусмерти.

        Дети за диваном слушали со страхом.

        Маша прошептала:

        — Очень уж Нюшка кричала пронзительно.

        — Бабушке, конечно, вся вера, — пробурчал Миша, прислушиваясь. — Ишь ты, расписывает.

        Бабушка тем временем досказывала происшествие до конца.

        — А ведь это, пожалуй, и не враньё, — задумчиво сказала мама.

        — А что? — спросила бабушка.

        — Фантазия, — ответила мама тихо. — Выдумка. А ну, подите сюда, охотники!

        Дети вылезли из-за дивана и стали «руки по швам».

        — Как там погода в Африке? — спросила мама.

        — Тёплая, — сказал Миша и подмигнул Маше: мама всё поняла.

                                                       

МАМИНЫ РУКИ

        Такой это был несчастный, нехороший день!

        С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в углу и хлюпала носом.

        Мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает девчонка и никакого сладу с ней нет.

        Мама спросила:

        — Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли? — и положила Маше на лоб свою руку.

        Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые.

        На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки.

        — Фу, — сказала она. — Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.

        — Ну вот, — удивилась мама. — Столько лет жили-дружили, а теперь стала нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?

        — Жёсткие, — ответила Маша. — Царапаются.

        Мама посмотрела на свои руки, Маше показалось, грустно.

        — Руки обыкновенные, — сказала мама. — Рабочие руки. Ничего уж с ними не поделаешь.

        Встала и ушла в ванную мыться и заперлась на крючок.

        Маше так вдруг стало жалко маму. Она уже хотела бежать за ней, бабушка не пустила.

        — Сиди! — сказала бабушка грозно. — Сиди! Мать обидела ни за что. Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра сделано — на десять таких, как ты, хватит: полотном, которое мать наткала, полземли устлать можно. Даром, что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в том нет. Станешь к станкам на материно место — дай тебе бог такой быть, обидчица!

        — Я её обидеть не хотела, — сказала Маша плача.

        — Не хотела, да обидела, — сказала бабушка. — Так тоже бывает. За языком поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце мягкое... Я бы на её месте тебе как полагается всыпала, горячих... Надрала бы уши.

        Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не разобралась, в чём дело.

        — Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать, — сказала она. — Сердце у бабки отходчивое. Я бы на её месте...

        — Знаю, знаю! — закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери целоваться и обниматься. — Знаю...

        — Ничего ты не знаешь, — сказала мама. — А если знаешь, говори.

        — Знаю, — сказала Маша. — Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши. Я твои руки обидела.

        — Ну и надеру, — сказала мама. — Чтоб не обижала.

        — Бабушка говорила, — сказала Маша из угла, — что если бы она была на твоём месте, то надрала бы. А на своём — вы обе не можете.

        Бабушка и мама переглянулись и засмеялись.

МАМИНО ГОРЕ

        Что такое счастье — кто знает. Мама говорила: счастье у каждого своё.

        Так, наверно, и есть на самом деле.

        Бабушкино счастье свой срок на земле отслужило и лежало завёрнутое в бумажку в большой красной коробке у бабушки на комоде. Миша и Маша один раз залезли потихоньку в красную коробку, когда бабушки не было дома, и нашли в ней две дедушкиных медали и тоненькое золотое колечко. Дедушку убили на войне. Дети это знали. Бабушкино счастье они завернули обратно в бумажку, коробку поставили на место и целый день сидели по разным углам и опять думали.

        Дети привыкли верить в мамино счастье. Мама у них была счастливая. Вот и сегодня она вернулась с работы, бабушку обняла и сказала:

        — Нашу Трёхгорку сегодня наградили орденом Ленина. Ой, как я рада!

        Бабушка спросила:

        — А тебя, дочка, не наградили?

        Мама ответила весело:

        — Меня в этот раз не наградили. Наградной лист нам, говорят, пишут.

        Бабушка сказала:

        — Характер у тебя, Наталья, счастливый, умеешь ты радоваться не за себя, а за других. Это хорошо.

        Через три дня всё стало плохо. Мама сидела с бабушкой за столом и пила чай, дети лежали в кроватках и шёпотом ссорились. Маша сегодня сломала Мишину удочку — доставала удочкой из-под дивана катушку с нитками. Конечно, Миша сердился. Маша отдавала за удочку Матрёшкину синюю кофту, Миша не брал и требовал две тетрадки и красный карандаш.

        Вдруг мама сказала:

        — Такое горе, такое горе... Катя заболела.

        Миша даже привскочил на кровати и опять лёг. Вот тебе и раз. А они думали, что у счастливой мамы горя никогда не бывает.

        Бабушка сказала по-своему:

        — Ты, Наталья, не расстраивайся. Всё перемелется, мука будет. Поправится Катерина, вот увидишь. Это ведь не царское время, когда рабочему человеку жизни не было. Вылечат. Только надо её лечить с умом и со скоростью.

        Мама сказала:

        — Кате фабричный комитет дал бесплатную путёвку в санаторий, и завтра она уезжает. Всё равно беспокойно.

        — Характер у тебя, Наталья, скверный, — вздохнула бабушка. — Горюешь не за себя, а за других.

        — Катерина моя сменщица и подруга, — сказала мама сурово. — Кому же о ней горевать, как не мне. Дети останутся одни на целый месяц.

        — С таким гореваньем тебя надолго не хватит, — сказала бабушка.

        — Хватит и останется, — сказала мама. — Мы народ крепкий.

        — Останется! — подтвердили дети радостным хором. — Мы крепкие.

        Мама даже вскочила со стула.

        — Спать сейчас же! — рассердилась мама. — Это ещё что за фокусы? Вот уж действительно горе мое.

        — А вчера говорила, что радость, — пробормотал Миша. — Тебя пойми.

        На другой день мама вроде была весёлая, ходила по комнате и пела. Маша теперь сидела у стола хмурая и молчаливая. Миша в углу стругал табуретку.

        Мама посмотрела на Машу.

        — Ну, — сказала она, — что затуманилась?

        — Ничего я не затуманилась, — сказала Маша. — Нюшка и Федя остались одни. Тётя Катя уехала.

        — Тебе-то что, — сказала мама. — Уехала и уехала.

        — Нюшка моя подруга, — сказала Маша. — Кому же о ней беспокоиться, как не мне.

        — Федька плачет с утра, — сказал Миша.

        — Возьмём Нюшку и Федю к нам жить, пока тётя Катя не вернётся, — сказала Маша.

        — Конечно, возьмём, — сказал Миша. — Зачем беспокоиться зря. Взяли, и делу конец.

        Так и решили. Взяли Нюшку и Федю. Жили все вместе целый месяц. Выздоровела тётя Катя и вернулась. Бабушка сказала:

        — Ну вот. Погоревали, и хватит.

КОНЕЦ

        Все как будто несчастья кончились, точно их и не было, а всё-таки какая-то грустинка из дома не убежала и где-то в нём спряталась.

        Миша и Маша слышали: мама, когда в комнате гаснет свет, о чём-то вздыхает, а ночью иногда вдруг вскрикивает. Бабушка тогда просыпается и говорит маме:

        — Спи, Наташа, спи, милая.

        Дети забеспокоились и пошли к бабушке: нет ли у мамы ещё какого горя, чем они могут маме помочь?

        — Ладно уж, утешители, — сказала бабушка. — Горя у матери никакого нет. Просто она об Николае, о вашем отце, соскучилась и о нём беспокоится. Плавает-то ведь он не в корыте, а в Северном Ледовитом океане. Там сейчас такого нанесло льда, что даже отцовский ледокол дорогу к берегу никак не проложит. Поняли?

        — Поняли, — сказали дети. — А что же нам теперь делать?

        — Ничего не делать, — сказала бабушка. — Мать не расстраивать и ждать. У моря погоды и отцовского благополучного возвращения.

        Все они вчетвером друг друга больше не расстраивали и ждали. А потом весна и в Северном Ледовитом океане чуток растопила и подвинула льды, и ледокол пробился. В Москве уже травка появлялась кое-где и почки набухали на деревьях, когда Миша вдруг сорвался с подоконника с отчаянным криком:

        — Папа приехал!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?» Образовательная область «Здоровье»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детейстаршего дошкольного возраста.Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?»Образовательная область «Здо...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста образовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возрастаобразовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Космическое путешествие» (Комплексное занятие для детей подготовительной группы)

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается м...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области « Познание». Тема «Домашние животные. Кошки – друзья человека".

Конспект занятия  по окружающему миру  с использованием современных образовательных технологий  в старшей группе детского сада....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Мир один для всех»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Мир один для всех»...

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Поздравим маму с праздником"

Цель: воспитывать чувство любви к маме через приобщение к произведениям искусства (литература, музыка, живопись), в которых главным является образ женщины – матери....